ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5196/2021 от 17.11.2021 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

64RS0-24

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Пивченко Д.И.,

при секретаре Гришиной А.А.,

с участием ст. помощника прокурора Кировского района г. Саратова Коршунова А.Р.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Кировского района г. Саратова к акционерному обществу «Саратовское объединение автовокзалов и автостанцией» о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической защищенности,

установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя требовании тем, что прокуратурой Кировского района г. Саратова на основании задания прокуратуры Саратовской области от 27 апреля 2021 г. № 7/3-17-2021 «О проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры» проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности на территории Саратовского автовокзала (АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций»), расположенного по адресу: <адрес>

В ходе проведенной проверки Саратовского автовокзала, расположенного по адресу: <адрес>, деятельность в котором осуществляет АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций», выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности, а именно:

1) АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не представило в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта (в нарушение пп. 6 п. 7 Требований);

2) АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не образовало (не сформировало) и (или) не привлекло для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частях, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (в нарушение пп. 3 п. 7 Требований);

3) АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не оснастило объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры перемещения персонала и посетителейчерез границы перевозочного сектора объекта транспортной инфраструктуры и технологического сектора объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 1 п. 14 Требований);

4) АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не направило в орган по сертификации заявку на проведение обязательной сертификации установленных технических средств обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, не представило в орган по сертификации документ изготовителя заявляемого для проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, не заключило с органом по сертификации договор о проведении работ по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, не осуществило выбор схемы обязательной сертификации (в нарушение ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пп. «а, б, в, г» п. 7 Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969);

5) АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не реализовало план обеспечения безопасности объекта поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры (в нарушении пп. 7 п. 7 Требований);

6) АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не принимается мер по не допущению преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры без соблюдения условий допуска, наличия и действительности установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры путем поддержания установленного пропускного режима, осуществления контроля за его соблюдением, контроля передвижения физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры технических средств обеспечения транспортной безопасности, реагирования на попытки преодоления или преодоление контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры физическими лицами, транспортными средствами (в нарушение пп. 34 п. 7 Требований);

7) АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее частей не обеспечивает обнаружение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, с целью не допущения их перевозки, а также перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее части (в нарушение пп. 36 п. 7 Требований);

8) АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций»:

- не принимает мер по недопущению проникновения в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и (или) технологический сектор объектатранспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе нарушителя, использующего автотранспортные средства, самоходную технику и машины, путем осуществления контроля (мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частей и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры, поддержания установленных пропускного и внутриобъектового режимов, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществления контроля за передвижением физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, реагирования на попытки проникновения или проникновение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также путем незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органоввнутренних дел о выявленных лицах, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение акта незаконного вмешательства (в нарушение пп. 2 п. 14 Требований);

- не принимает мер по выявлению нарушителей, совершения или подготовки совершения акта незаконного вмешательства по периметру границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путемосуществления контроля (мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, поддержания пропускного и внутриобъектового режимов, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 3 п. 14 Требований);

- не обеспечивает проведение работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотра объектов досмотра, в отношении которых выявлена связь с подготовкой к совершению или совершением актов незаконного вмешательства, в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 4 п. 14 Требований);

- не выявляются предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, путем проведения досмотра не менее 5 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) через контрольно-пропускные пункты объекта транспортной инфраструктуры в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 5 п. 14 Требований);

- не проводит дополнительный досмотр объектов досмотра, у которых (в которых) в ходе досмотра выявлены предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (в нарушение пп. 6 п. 14 Требований);

- не выявляет нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства путем постоянного непрерывного контроля работниками сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 7 п. 14 Требований);

- не проводит сверку и (или) проверку документов, являющихся правовыми основаниями для перемещения объектов досмотра в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 8 п. 14 Требований);

- не обеспечивает необходимый количественный и качественный состав, а также размещение технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не менее чем у 25 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 9 п. 14 Требований);

- не обеспечивает необходимый количественный и качественный состав, а также размещение технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, у 10 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп.10 п. 14 Требований);

- не обеспечивает реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры, в том числе силами группы быстрого реагирования (в нарушение пп.11 п. 14 Требований).

Кроме того, вышеуказанные нарушения требований антитеррористической защищенности в деятельности АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» выявлялись Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу.

В связи с чем Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу 14.09.2020 АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» выдано обязательное для исполнения предписание № 6 об устранении нарушений в сфере транспортной безопасности.

Вместе с тем, в настоящее время нарушения в сфере транспортной безопасности ответчиком не устранены.

По изложенным основаниям просит суд обязать акционерное общество «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» устранить на территории Саратовского автовокзала», расположенного по адресу: <адрес>, нарушения требований антитеррористической защищенности, а именно:

1) представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта; 2) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частях, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; 3) оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры перемещения персонала и посетителейчерез границы перевозочного сектора объекта транспортной инфраструктуры и технологического сектора объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры; 4) направить в орган по сертификации заявку на проведение обязательной сертификации установленных технических средств обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, представить в орган по сертификации документ изготовителя заявляемого для проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, заключить с органом по сертификации договор о проведении работ по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, осуществить выбор схемы обязательной сертификации; 5) реализовать план обеспечения безопасности объекта; 6) принять меры по не допущению преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры без соблюдения условий допуска, наличия и действительности установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры путем поддержания установленного пропускного режима, осуществления контроля за его соблюдением, контроля передвижения физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры технических средств обеспечения транспортной безопасности, реагирования на попытки преодоления или преодоление контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры физическими лицами, транспортными средствами; 7) с использованием сертифицированных в соответствии с частью 8 статьи 122Федерального закона «О транспортной безопасности» технических систем и средств досмотра, установленных на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее частей обеспечить обнаружение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозку, а также перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее части; 8) принять меры по недопущению проникновения в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и (или) технологический сектор объектатранспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе нарушителя, использующего автотранспортные средства, самоходную технику и машины, путем осуществления контроля (мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частей и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры, поддержания установленных пропускного и внутриобъектового режимов, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществления контроля за передвижением физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, реагирования на попытки проникновения или проникновение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также путем незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органоввнутренних дел о выявленных лицах, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение акта незаконного вмешательства; принять меры по выявлению нарушителей, совершения или подготовки совершения акта незаконного вмешательства по периметру границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путемосуществления контроля (мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, поддержания пропускного и внутриобъектового режимов, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; обеспечить проведение работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотра объектов досмотра, в отношении которых выявлена связь с подготовкой к совершению или совершением актов незаконного вмешательства, в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; выявлять предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, путем проведения досмотра не менее 5 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) через контрольно-пропускные пункты объекта транспортной инфраструктуры в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; проводить дополнительный досмотр объектов досмотра, у которых (в которых) в ходе досмотра выявлены предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения; выявлять нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства путем постоянного непрерывного контроля работниками сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; проводить сверку и (или) проверку документов, являющихся правовыми основаниями для перемещения объектов досмотра в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры; обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также размещение технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не менее чем у 25 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры; обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также размещение технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, у 10 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры; обеспечить реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры, в том числе силами группы быстрого реагирования.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Кировского района г. Саратова Коршунов А.Р. просил требование удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 просил в иске отказать.

Представитель третьего лица министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, в судебное заедание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, предоставил в суд возражения.

С учетом, мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В силу положений п.п. 1, 2, 5, 7 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1642 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (далее – Требования).

В соответствии с п. 1 Требований настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры).

На основании п. 2 Требований настоящий документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию: автовокзалы; автостанции.

Из материалов дела усматривается, что АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» присвоена третья категория.

АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т.е. коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность приносящую доход в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации.

14 сентября 2020 г. в адрес ответчика Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу выдано обязательное для исполнения предписание № <данные изъяты> об устранении нарушений в сфере транспортной безопасности. Срок исполнения до 14 апреля 2021 г.

Во исполнение задание прокуратуры Саратовской области Кировской прокуратурой г. Саратова в период с 22 сентября 2021 г. по 14 октября 2021 г. проведена проверка законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов, имеющему третью категорию.

В ходе проверки установлено, что АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не представило в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта (в нарушение пп. 6 п. 7 Требований); АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не образовало (не сформировало) и (или) не привлекло для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частях, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (в нарушение пп. 3 п. 7 Требований); АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не оснастило объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры перемещения персонала и посетителейчерез границы перевозочного сектора объекта транспортной инфраструктуры и технологического сектора объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 1 п. 14 Требований); АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не направило в орган по сертификации заявку на проведение обязательной сертификации установленных технических средств обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, не представило в орган по сертификации документ изготовителя заявляемого для проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, не заключило с органом по сертификации договор о проведении работ по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, не осуществило выбор схемы обязательной сертификации (в нарушение ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пп. «а, б, в, г» п. 7 Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969); АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не реализовало план обеспечения безопасности объекта поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры (в нарушении пп. 7 п. 7 Требований); АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» не принимается мер по не допущению преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры без соблюдения условий допуска, наличия и действительности установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры путем поддержания установленного пропускного режима, осуществления контроля за его соблюдением, контроля передвижения физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры технических средств обеспечения транспортной безопасности, реагирования на попытки преодоления или преодоление контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры физическими лицами, транспортными средствами (в нарушение пп. 34 п. 7 Требований); АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее частей не обеспечивает обнаружение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, с целью не допущения их перевозки, а также перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее части (в нарушение пп. 36 п. 7 Требований); АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций»: не принимает мер по недопущению проникновения в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и (или) технологический сектор объектатранспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе нарушителя, использующего автотранспортные средства, самоходную технику и машины, путем осуществления контроля (мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частей и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры, поддержания установленных пропускного и внутриобъектового режимов, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществления контроля за передвижением физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, реагирования на попытки проникновения или проникновение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также путем незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органоввнутренних дел о выявленных лицах, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение акта незаконного вмешательства (в нарушение пп. 2 п. 14 Требований); не принимает мер по выявлению нарушителей, совершения или подготовки совершения акта незаконного вмешательства по периметру границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путемосуществления контроля (мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, поддержания пропускного и внутриобъектового режимов, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 3 п. 14 Требований); не обеспечивает проведение работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотра объектов досмотра, в отношении которых выявлена связь с подготовкой к совершению или совершением актов незаконного вмешательства, в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 4 п. 14 Требований); не выявляются предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, путем проведения досмотра не менее 5 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) через контрольно-пропускные пункты объекта транспортной инфраструктуры в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 5 п. 14 Требований); не проводит дополнительный досмотр объектов досмотра, у которых (в которых) в ходе досмотра выявлены предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (в нарушение пп. 6 п. 14 Требований); не выявляет нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства путем постоянного непрерывного контроля работниками сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 7 п. 14 Требований); не проводит сверку и (или) проверку документов, являющихся правовыми основаниями для перемещения объектов досмотра в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 8 п. 14 Требований); не обеспечивает необходимый количественный и качественный состав, а также размещение технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не менее чем у 25 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп. 9 п. 14 Требований); не обеспечивает необходимый количественный и качественный состав, а также размещение технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, у 10 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение пп.10 п. 14 Требований); не обеспечивает реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры, в том числе силами группы быстрого реагирования (в нарушение пп.11 п. 14 Требований).

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что согласно ответа АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» от 23 сентября 2021 г. по выполнению предписания от 14 сентября 2020 г. пункты 1,2,5,6,7,8 не выполнены в связи с отсутствием подразделения транспортной безопасности. Кроме того, указывает на то, что для выполнения требований указанных пунктов необходимы денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. При этом, АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области прорабатываются варианты изыскания денежных средств для обеспечения заключения договора на выполнение работ по функционированию подразделения транспортной безопасности в АО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций». Также в материалы дела представлены сведения по стоимости услуг по организации и функционированию подразделения транспортной безопасности на территории Саратовского автовокзала.

Таким образом, установив, что представленные ответчиком сведения о принятых мерах по обеспечению антитеррористической защищенности не являются доказательством обеспечения охраны объекта и не свидетельствуют о полном устранении ответчиком нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, суд приходит к выводу о правомерности заявленных и.о. прокурора Кировского района г. Саратова требований и их удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать акционерное общество «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» устранить на территории Саратовского автовокзала, расположенного по адресу: <адрес>, нарушения требований антитеррористической защищенности, а именно:

1) представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта;

2) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частях, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

3) оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры перемещения персонала и посетителейчерез границы перевозочного сектора объекта транспортной инфраструктуры и технологического сектора объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры;

4) направить в орган по сертификации заявку на проведение обязательной сертификации установленных технических средств обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, представить в орган по сертификации документ изготовителя заявляемого для проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, заключить с органом по сертификации договор о проведении работ по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, осуществить выбор схемы обязательной сертификации;

5) реализовать план обеспечения безопасности объекта;

6) принять меры по не допущению преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры без соблюдения условий допуска, наличия и действительности установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры путем поддержания установленного пропускного режима, осуществления контроля за его соблюдением, контроля передвижения физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры технических средств обеспечения транспортной безопасности, реагирования на попытки преодоления или преодоление контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры физическими лицами, транспортными средствами;

7) с использованием сертифицированных в соответствии с частью 8 статьи 122Федерального закона «О транспортной безопасности» технических систем и средств досмотра, установленных на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее частей обеспечить обнаружение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозку, а также перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее части;

8) принять меры по недопущению проникновения в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и (или) технологический сектор объектатранспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе нарушителя, использующего автотранспортные средства, самоходную технику и машины, путем осуществления контроля (мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частей и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры, поддержания установленных пропускного и внутриобъектового режимов, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществления контроля за передвижением физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, реагирования на попытки проникновения или проникновение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также путем незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органоввнутренних дел о выявленных лицах, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение акта незаконного вмешательства;

9) принять меры по выявлению нарушителей, совершения или подготовки совершения акта незаконного вмешательства по периметру границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путемосуществления контроля (мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, поддержания пропускного и внутриобъектового режимов, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

10) обеспечить проведение работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотра объектов досмотра, в отношении которых выявлена связь с подготовкой к совершению или совершением актов незаконного вмешательства, в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

11) выявлять предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, путем проведения досмотра не менее 5 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) через контрольно-пропускные пункты объекта транспортной инфраструктуры в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

12) проводить дополнительный досмотр объектов досмотра, у которых (в которых) в ходе досмотра выявлены предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;

13) выявлять нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства путем постоянного непрерывного контроля работниками сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

14) проводить сверку и (или) проверку документов, являющихся правовыми основаниями для перемещения объектов досмотра в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры;

15) обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также размещение технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не менее чем у 25 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры;

16) обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также размещение технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, у 10 процентов объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры;

17) обеспечить реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры, в том числе силами группы быстрого реагирования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24 ноября 2021 г.

Судья Д.И. Пивченко