ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5197/2021 от 21.06.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-5197/2021

21 июня 2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Курбатовой Э.В.,

при ведении протокола секретарем Наймович В.В.

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика – администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по доверенности от 4 мая 2021 года ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об обязании предоставить несовершеннолетнему ребенку ФИО4 место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня, расположенном в пределах места проживания – городе Мурино, либо д.Ново-Девяткино Всеволожского района Ленинградской области,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратился в суд с иском к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее администрация) об обязании предоставить его несовершеннолетнему ребенку ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня, расположенном в пределах места проживания – <адрес>. В обоснование иска указал, что его заявление о предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ под , до настоящего времени место ребенку не предоставлено. По данному вопросу он обращался в администрацию, а также в Комитет общего и профессионального образования <адрес>. Ответами данных органов ему разъяснены сведения о состоянии очередности и указаны причины, по которым ребенку не может быть предоставлено место в образовательном учреждении. Истец полагает, что права его ребенка на доступ к дошкольному образованию нарушены, просит иск удовлетворить.

В судебном заседании истец требования иска поддержал, подтвердил изложенные обстоятельства.

Представитель ответчика поддержала письменные возражения, которые приобщены к материалам дела; указала, что количество свободных мест в дошкольном образовательном учреждении утверждается постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на текущий год. Вопрос о зачислении детей рассматривается в период комплектования образовательных учреждений на текущий учебный год. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности регулируется СанПиН 2.4.1.3049-13. Принцип очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений, предусмотренный административным регламентом не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования дошкольных учреждений, единый для всех лиц, порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений. Внесение каких-либо изменений в формирование очереди повлечет за собой нарушение прав детей на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. Представитель ответчика просит в иске отказать.

Суд, выслушав объяснения участников судебного процесса, приходит к следующему.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Судом установлено, что ФИО2 с дочерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>.

26 ноября 2018 года истец уведомлен о постановке на основании его заявления от 23 ноября 2018 года на учет его дочери для зачисления в общеобразовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

До настоящего времени ребенок в общеобразовательную организацию не зачислен.

На обращения истца по данному вопросу в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> и Комитет общего и профессионального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему даны ответы. В частности, истцу разъяснен установленный Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений <адрес>. Также истцу разъяснено, что в соответствии с постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О комплектовании на 2020-2021 учебный год образовательных учреждений муниципального МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в МДОУ «ДСКВ » д.Ново-Девяткино, МДОБУ «Муринский ДСКВ », МДОБУ «ДСКВ » Медвежий Стан группы возрастной категории до двух лет не комплектуются; указано на то, что вопрос о зачислении ребенка в дошкольное образовательное учреждение будет рассматриваться в период планового комплектования образовательных учреждений на 2021-2022 учебный год в порядке очередности с учетом норм Административного регламента. Истцу сообщено о наличии свободных мест и функционировании групп полного дня для детей до двух лет в МОУ СОШ «Лесновский ЦО» (<адрес> и <адрес>), разъяснено право быть зачисленным в данное образовательное учреждение. Кроме того, истцу разъяснено право использования альтернативных мер, в том числе программ субсидирования частных образовательных организаций, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Из материалов дела следует, что невозможность предоставления дочери заявителя места в детском саду по месту проживания вызвано отсутствием свободных мест и наличием очередности.

При этом, как указано выше, истцу в целях реализации его дочерью права на получение дошкольного образования, ответчиком в соответствии с пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разъяснялась возможность предоставления места в детском саду не по месту жительства.

Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом деле отказа в предоставление места в детском дошкольном учреждении не имелось, дочери истца предоставлялось место в детском учреждении в районе места проживания (<адрес>).

При этом ребенок истца имеет право на образование, которое может реализовать не по усмотрению родителей в выбранном ими учреждении, а с учетом наличия мест в указанных учреждениях.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска ФИО2 к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об обязании предоставить несовершеннолетнему ребенку ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня, расположенном в пределах места проживания – городе Мурино, либо д.Ново-<адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Решение принято в окончательной форме 25 июня 2021 года.