ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-519/18 от 08.10.2018 Азовского районного суда (Омская область)

2-519/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

08.10.2018 г. с. Азово

Азовский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Кулешова А.А.,

при секретаре Грановской Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Азовского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области, Администрации Азовского ННМР Омской области об обязании МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области провести специализированной организацией техническое диагностирование котлов, инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб котельных, техническое освидетельствование строительных конструкций зданий котельных,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Азовского района Омской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области, Администрации Азовского ННМР Омской области об обязании МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области провести специализированной организацией техническое диагностирование котлов, отработавших расчётный ресурс в целях определения дополнительного срока службы в котельной «Центральная», котельной «Сокол», котельной в с. Пришиб и с. Звонарев- Кут; инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб котельных в с. Березовка, «Сокол», в с. Азово, с. Гауф, с. Звонарев- Кут, с. Пришиб; техническое освидетельствование строительных конструкций зданий котельных в с. Пришиб, с. Березовка, с. Звонарев- Кут. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о теплоснабжении в деятельности МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области, в ходе которой установлено, что Администрация Азовского ННМР передала МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области по договорам о передаче имущества в безвозмездное пользование от 11.11.2010 г., в хозяйственное ведение от 01.06.2012 г., договора о передаче имущества в хозяйственное ведение от 01.08.2013 г. котельные в с. Березовка, с. Пришиб, с. Гауф, в с. Азово «Сокол», «Центральная», в с. Звонарев-Кут с оборудованием, обеспечивающим теплом объекты социальной сферы. Согласно п. 4.2, 4.3 вышеназванных договоров МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области осуществляет за счёт средств предприятия капитальный и текущий ремонт имущества, переданного в безвозмездное пользование, не допускает ухудшения технического состояния имущества, за исключением случаев, связанных с нормальным износом этого имущества в процессе эксплуатации. Согласно п.1.3 вышеназванных договоров МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области принимает указанное имущество на баланс предприятия и несёт бремя по его содержанию, а также риск случайной гибели и порчи. По результатам проверки, проведённой 22.08.2017 г. Сибирским Управлением Ростехнадзора, директору МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области выдано предписание об устранении выявленных нарушений с конечным сроком исполнения до 19.01.2018 г. Вместе с тем, указанное предписание в срок не исполнено в связи с чем, 16.02.2018 Сибирским Управлением Ростехнадзора по результатам проведения проверки исполнения ранее выданного предписания, выдано новое предписание со сроком исполнения до 27.07.2018 г. Проверка показала, что МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области с привлечением специализированной организации не проведено: техническое освидетельствование строительных конструкций зданий котельных в с. Пришиб, с. Березовка, с. Звонарев-Кут; инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб котельных в с. Березовка, «Сокол», в с. Гауф, в с. Звонарев-Кут, в с. Пришиб; техническое диагностирование котлов котельной «Центральная», в с. Звонарев-Кут, в с. Пришиб, «Сокол». Таким образом, нарушения законодательства не устранены, что может повлечь негативные последствия. Сумма затрат МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области на устранение выявленных нарушений составляет .... рублей (в соответствии с расчётами, предоставленными МП ПОКХ). По информации РЭК Омской области МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области направлено заявление о включении в тариф на новый долгосрочный период суммы средств, предусмотренных в необходимой валовой выручке организаций на долгосрочный период, для выполнения мероприятий, предусмотренных предписаниями Сибирского Управления Ростехнадзора в размере .... руб. Не устранение нарушений, выявленных Ростехнадзором, влечёт за собой возможность обрушения здания котельной, дымовой трубы, возможность разрушения, взрыва котла в любой момент, что может привести к причинению вреда жизни и здоровья обслуживающего персонала и граждан. Отсутствие заключения специализированной организации о возможности дальнейшей эксплуатации котлов, дымовых труб, отработавших свой ресурс, строительных конструкций зданий, может нарушить нормальный режим работы тепловых установок, создать угрозу для здоровья работников и неопределенного круга лиц.

От и.о. Главы Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Берникова С.П. поступило заявление об исключении, с согласия истца Администрации Азовского ННМР Омской области из числа ответчиков по делу, в связи с тем, что исковые требования не выходят за рамки обычной эксплуатации имущества данного типа и осуществляются непосредственно в ходе такой эксплуатации. Кроме того, затраты на проведение обследования подлежат отнесению на эксплуатационные расходы и подлежат учёту в установленном тарифе на производимую предприятием энергию. Органы местного самоуправления не имеют право непосредственно осуществлять хозяйственную деятельность ввиду прямого запрета, установленного Федеральным законом «О защите конкуренции» Бюджет публичного муниципального образования является источником финансирования потребностей местного сообщества и не может являться источником финансирования предпринимательской деятельности конкретного лица кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Требования прокурора касаются технической стороны текущей эксплуатационной узкоспециализированной деятельности конкретного производственного предприятия. Субсидарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия возлагается на создавшее его муниципальное образование в том случае, когда унитарное предприятие основано на праве оперативного управления и является казённым.

В судебном заседании прокурор Царькова А.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области в судебное заседание не прибыл, надлежаще извещены.

Представитель Администрации Азовского ННМР Омской области в судебном заседании участия не принимал, надлежаще извещены.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, против чего не возражает истец.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 17,26 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под надёжностью теплоснабжения понимается характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. Базовый режим работы источника тепловой энергии- режим работы источника тепловой энергии, который характеризуется деятельностью функционирования основного оборудования (котлов, турбин) и используется для обеспечения постоянного уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями при максимальной энергетической эффективности функционирования такого источника.

В силу п.п. 1,2,9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся обеспечение надёжности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учётом требований, установленных федеральными законами, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

По п.п. 11,13 п. 13 правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго Российской Федерации от 12.03.2013 № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации. Отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надёжность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.

Согласно п. 3.3.14 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, закреплено, что в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью: инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации – один раз в 3 года в период летнего отключения котлов.

Согласно п. 3.3.9 Правил эксплуатации установлено, что строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утверждённому руководителем организации и согласованному проектной организацией.

Согласно п. 13.2 правил эксплуатации установлено, что техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчётный ресурс, проводится специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надёжную работу.

По договору о передаче имущества в безвозмездное пользование МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области от 11 ноября 2010 г. имущество, являющееся муниципальной собственностью Азовского ННМР Омской области балансовой стоимостью .... руб. .... коп., передано в безвозмездное пользование МП ПОК Азовского ННМР Омской области, которое принимает на баланс указанное имущество и несет бремя по его содержанию, а также риск случайной гибели и порчи. Согласно п. 4.1 договора МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области обязано обеспечить сохранность переданного имущества, его эффективное использование. Осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, переданного в безвозмездное пользование (п. 4.2).

В перечне муниципального имущества, передаваемого в безвозмездное пользование МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области (приложение № 1 к акту приёма-передачи от 11.11.2010 г.) указаны: здание котельной с оборудованием в с. Березовка, здание котельной с оборудованием в с. Пришиб, здание котельной с оборудованием «Сокол».

По договорам передачи имущества в хозяйственное ведение МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области от 01 июня 2012 г. и от 01 августа 2013 г. имущество, являющееся муниципальной собственностью Азовского ННМР Омской области балансовой стоимостью .... руб. .... коп. и .... руб. .... коп. соответственно, передано в хозяйственное ведение МП ПОК Азовского ННМР Омской области, которое принимает на баланс указанное имущество и несет бремя по его содержанию, а также риск случайной гибели и порчи. Согласно п. 4.1 договора МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области обязано обеспечить сохранность переданного имущества, его эффективное использование. Осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, переданного в безвозмездное пользование (п. 4.2).

В соответствии с указанными договорами о передаче имущества в хозяйственное ведение в перечне муниципального имущества, передаваемого в хозяйственное ведение МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области указаны: здание котельной «Центральная» с оборудованием, здание котельной с оборудованием в с. Гауф, в с. Звонарев-Кут.

Согласно Единого государственного реестра юридических лиц МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области зарегистрировано 19.04.2010 г. Учредителем юридического лица явилась Администрация Азовского ННР Омской области. Основной вид деятельности указан, как производства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

По результатам проверки Сибирского Управления Ростехнадзора от 22 августа 2017 г. МП ПОКХ Азовского ННР Омской области выявлены нарушения обязательных требований, в частности не проведение инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования с привлечением специализированной организации дымовых труб котельных; не проведение специализированной организацией технического диагностирования котлов котельной, отработавших расчётный ресурс, в целях определения дополнительного срока службы и т.д., выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 35-22/П-ОЗП-168 от 22 августа 2017 года.

Предписание МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области выдавалось также .... и .... в связи с не устранением выявленных нарушений по котельным в с. Пришиб, с. Березовка, с. Звонаре-Кут, с. Гауф, котельной «Сокол», «Центральная».

Представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКК вносилось Главе Азовского ННМР Омской области прокурором района 20.12.2017 г.

План финансирования мероприятий по устранению замечаний СУ Ростехнадзора теплоснабжающих организаций Азовского ННМР Омской области на период 2018-2020 года, составлен заместителем Главы Азовского ННМР Омской области и утверждён И.о. Главы Азовского ННМР Омской области 05.12.2017 г. В графе источник финансирования указаны собственные средства (средства предприятий и местного бюджета при их наличии), местный бюджет.

В плане мероприятий по устранению замечаний СУ Ростехнадзора теплоснабжающих организаций Азовского ННМР Омской области 2018-2020 годы в графе ответственный указано и МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области.

Из ответа директора МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области на имя и.о. прокурора Азовского района Омской области от 14.08.2018 г. указана ориентировочная стоимость устранения нарушения (общая и отдельно по каждому объекту), всего .... рублей.

Доводы Администрации Азовского ННМР Омской области следует соотнести с планом финансирования мероприятий, тем, что финансирование мероприятий, предусмотренных предписаниями Сибирского управления Ростехнадзора, осуществляется также за счёт предоставляемых местным бюджетам субсидий из областного бюджета, распределение которых осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Суд учитывает время, необходимое для выполнения требований, и то, что ряд мероприятий возможно проводить только вне отопительного сезона, в летнее время.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд вправе принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. При этом суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.

Руководствуясь ст. 233, 234 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать МП ПОКХ Азовского ННМР Омской области провести специализированной организацией техническое освидетельствование строительных конструкций зданий котельной в с. Пришиб, с. Березовка, с. Звонарев-Кут;

провести инструментально- визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации дымовой трубы котельной в с. Березовка, в с. Азово «Сокол», в с. Гауф, в с. Звонарев-Кут, в с. Пришиб;

провести специализированной организацией техническое диагностирование котлов, отработавших расчетный ресурс в целях определения дополнительного срока службы в котельных – «Центральная», «Сокол», в с. Звонарев-Кут, в с. Пришиб в срок до 15.06.2018 г.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении данного заявления.

Судья А.А. Кулешов