ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-519/18 от 15.08.2018 Мамадышского районного суда (Республика Татарстан)

<данные изъяты> дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> РТ

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма из жилищного фонда социального использования, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений социального использования, включить в сводный список граждан получателей субсидий и предоставить субсидию на приобретения жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения из жилищного фонда социального использования; возложении на исполнительный комитет Мамадышского муниципального района РТ поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; возложить обязанность на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан включить в сводный список граждан – получателей субсидии и предоставить субсидию на приобретение жилья гражданам с учетом права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью 6 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации». В обосновании иска указано, что она является инвалидом первой группы. Согласно протокола решения она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Жилищная субсидия предоставляется инвалидам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в исполнительный комитет <адрес> с заявлением о признании ее малоимущей; о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно распоряжению исполкома района ФИО1 отказано в признании ее малоимущей. Исполнительным комитетом направлена информация о ФИО1 в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ (далее по тексту – Министерство) для включения ее в сводный список для получения жилищной субсидии. Министерством информация возвращена, указав, что информация (список) исполнительного комитета не соответствовала требованиям, установленным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «о предоставлении жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан отдельным категориям инвалидов», то есть, в связи с постановкой ФИО1 на несоответствующий учет. После получения указанного ответа ФИО1 обратилась в исполнительный комитет с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и о постановке на учет. Согласно ответа исполкома в <адрес> не принят нормативный правовой акт, устанавливающий основания и порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования. Единственное жилье ФИО1 признано непригодным для постоянного проживания. Она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика – исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия, исковые требования не признал по доводам указанным в отзыве на исковое заявление, указав, что рассмотрев заявление ФИО8 о предоставлении земельного участка в сентябре 2017 года, постановлением исполкома Мамадышского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг. ей предоставлен в <адрес> земельный участок по адресу: <адрес> собственность без торгов по льготной категории, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства следует рассматривать как меру социальной поддержки, направленную на улучшение жилищных условий лиц, нуждающихся в жилом помещении. В реестре муниципальной собственности жилые помещения жилищного фонда социального использования не зарегистрированы. Денежные средства в районном бюджете на строительство, приобретение жилья не заложены. Местные бюджеты ежегодно формируются в соответствии со сценарными условиями, разработанными Министерством финансов Республики Татарстан. Мамадышский муниципальный район является дотационным, обеспеченность налоговыми и неналоговыми доходами низкая, в консолидированном бюджете муниципального района средства на финансирование строительства или приобретение жилья не предусматриваются. На основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.04.2016г. «О предоставлении жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета <адрес> отдельным категориями инвалидов» ФИО1 состоит на учете в исполнительном комитете Мамадышского муниципального района в списке «Инвалиды, вставившие на учет на улучшение жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГг.» за 246. На этом списке числится 403 инвалида. Во исполнение вышеназванного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, исполнительный комитет Мамадышского муниципального района дважды направлял в Министерство труда и занятости Республики Татарстан сведения (списки) об инвалидах, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.

Представитель ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен, предоставил письменное возражение, указав, что при принятии органами местного самоуправления решения о постановке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма или по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования органам местного самоуправления необходимо принимать решения и выносить распоряжения либо постановления о признании гражданина малоимущим или об отказе в признании его малоимущим, должен быть определен доход граждан и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, не превышают максимальный размер (ч.2 ст. 91.3 ЖК РФ), а также код заболевания инвалидов, должны подпадать под Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн. В случае признания гражданина малоимущим органам местного самоуправления надлежит принять гражданина на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления жилого помещения по договору социального найма. Такое жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. В том случае, если гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим органам местного самоуправления надлежит принять такого гражданина на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления жилого помещения по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Согласно статьи 22 Закона -ЗРТ такое решение принимается органами местного самоуправления и оформляется в виде соответствующего документа (решения, распоряжения, постановления). Жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения согласно статье 8.2 Закона PT предоставляется инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГГГ. Из искового заявления ФИО1 и приложенных к нему копий документов не усматривается, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и отсутствует документ (его копия) подтверждающий, что органами местного самоуправления рассмотрен вопрос о признании либо об отказе в признании ее малоимущей. Также в представленном истицей заключении медицинского учреждения не указан код заболевания, подпадающий под перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное заболевание граждан в одной квартире и не указан нормативный правовой акт в соответствии с которым дано такое заключение. Таким образом, право на предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения, предусмотренной статьей 82 Закона PT имеют только инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанными в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и только в том случае, если они органами местного самоуправления признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и поставлены на соответствующий учет для предоставления такого вида жилья. В том случае, если вышеуказанные граждане вместо жилого помещения по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования изъявили желание улучшить свои жилищные условия путем предоставления им жилищной субсидии (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения, по сведениям Исполнительных комитетов муниципальных образований эти граждане могут быть включены министерством в сводный список граждан-получателей субсидии. Согласно статьи 22 Закона -ЗРТ такое решение принимается органами местного самоуправления и оформляется в виде соответствующего документа (решения, распоряжения, постановления). Представленные же истицей доводы в исковом заявлении и приложенные копии документов не дают право на предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренной статьей 82 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГPT «Об адресной социальной поддержке населения в <адрес>». Из представленных истицей доказательств следует, что такое право на нее распространяться не может. Также, из искового заявления ФИО1 следует, что жилое помещение, в котором проживает он и его семья является не пригодным для проживания. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. На основании вышеизложенного, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан просит в исковых требованиях ФИО1 отказать.

Выслушав в судебном заседании представителя истца, изучив доводы ответчиков и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании статьи 91.13 Жилищного кодекса Российской Федерации, учет граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования), осуществляется органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (далее - орган, осуществляющий учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования).

Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным частью 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром. В случаях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 4 настоящей статьи, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту их жительства.

В силу части 3 данной статьи Жилищного кодекса РФ, порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе порядок принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него, устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является инвали<адрес> группы по общему заболеванию (л.д.8-9). Согласно протоколу решения ГАУЗ «Мамадышская ЦРБ» ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.10). Из справки ГАУЗ «Мамадышская центральная районная больница» следует, что ФИО1 состоит на «Д» учете у врача психиатра с диагнозом «Сосудистая деменция F01.9».

В соответствии с заключением межведомственной комиссии исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за /з следует, что дом по адресу: РТ, <адрес>, собственником которого является ФИО1 признан ветхим и непригодным для проживания, фактический износ здания составляет 70% (л.д.17-18). Согласно постановления исполнительного комитета Шадчинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, проживающая в селе Шадчи, <адрес> Мамадышского муниципального района РТ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.19).

Из справки исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в исполнительном комитете Мамадышского муниципального района РТ по категории «инвалиды и семьи, имеющих детей-инвалидов» за и по категории «Труженики тыла» за с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). В списке граждан – инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь по Мамадышскому муниципальному району (л.д.43-45) и в списке граждан – инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений пор договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ по Мамадышскому муниципальному району РТ значится истец ФИО1 (л.д.46-49). Согласно постановлению исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д.42) ФИО1 предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Мамадышский муниципальный район, <адрес>, в собственность за плату, с разрешенным использованием: индивидуального жилищного строительства.

В то же время распоряжением исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 отказано в признании ее малоимущей в связи с несоответствием дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению в 2017 года пороговым значениям (л.д.11).

Из ответа Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ направленный представителю истца ФИО7 следует, что информация о включении ФИО1 в сводный список для получения жилищной субсидии возвращена, указав, что информация (список) исполнительного комитета не соответствовала требованиям, установленным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан отдельным категориям инвалидов» (л.д.12-13).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в исполнительный комитет с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и о постановке ее на учет (л.д.14-15). На указанное заявление истицы Исполнительным комитетом Мамадышского муниципального района РТ направлено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , указывая на то, что нормативный правовой акт, устанавливающий основания и порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования на сегодняшний день в <адрес> не принят. Сооветственно в <адрес> данный учет не урегулирован нормативными актами. Также в <адрес> жилищного фонда социального использования не имеется (л.д.16).

В данном случае суд считает, что поданное истицей заявление о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма из жилищного фонда социального использования и постановке ее на учет нуждающихся в предоставлении такого жилья органом местного самоуправления с соблюдением требований закона не разрешено, по заявлению не принято соответствующее решение либо распоряжение, истице направлено только письменное сообщение об отсутствии нормативно правовых актов по данному вопросу и жилищного фонда социального использования. Данное действие ответчика является неправомерным. Иные доказательства суду не предоставлены. При изложенных обстоятельствах исковые требования к исполкому <адрес> РТ о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма из жилищного фонда социального использования, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений социального использования подлежат удовлетворению частично. Суд считает необходимым обязать ответчика – Исполнительный комитет Мамадышского муниципального района РТ рассмотреть заявление ФИО1 с соблюдением требований действующего законодательства. Таким образом, исковые требования к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о возложении обязанности включить в сводный список граждан получателей субсидий и предоставить субсидию на приобретения жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь истцом заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат.

В силу статьи 212 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В ходе рассмотрения дела представителем истца заявлены требования об обращении к немедленному исполнению решения суда по данному делу, указывая на то, что истица срочно нуждается в жилье, так как временно проживает в чужой семье и ее дальнейшее совместное проживание там невозможно.

Суд считает данные требования представителя истца не подлежащими удовлетворению, поскольку оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, предусмотренных законом, в данном случае не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального срока РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Признать письменный отказ Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 по вопросу признания нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма из жилищного фонда социального использования от ДД.ММ.ГГГГ за – незаконным.

Обязать Исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть заявление ФИО1 о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма из жилищного фонда социального использования в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о возложении обязанности включить в сводный список граждан получателей субсидий и предоставить субсидию на приобретения жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь - отказать.

В удовлетворении требований ФИО1 в части обращения решения суда к немедленному исполнению - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.

Судья