ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-519/19 от 29.04.2022 Березовского районного суда (Красноярский край)

дело № 2-1/2022 (№ 2-41/2021; № 2-519/2019; № 2-2228/2019)

УИД 24RS0004-01-2019-002359-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2022 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Есиной С.В.,

с участием помощника прокурора Березовского района Красноярского края Ткачева А.Л.,

представителя ответчика ФИО1 - ФИО2,

при секретаре Антипенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Березовского района Красноярского края Лейман А.В. в интересах Российской Федерации, муниципального образования Березовский район Красноярского края к ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании отсутствующим права собственности на земельные участки,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, муниципального образования Березовский район Красноярского края обратился в суд с иском к ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, с учетом уточнений, просит признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , признать отсутствующим право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером , погасить запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами Требования мотивирует тем, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры края проведена проверка доводов обращения Министерства лесного хозяйства Красноярского края о незаконном формировании земельных участков с кадастровыми номерами в границах государственного лесного фонда. Установлено, что на основании постановления администрации Березовского района от <дата>Е.М. на праве собственности предоставлен земельный участок, выделяемый из коллективно-долевой собственности СПК «Зыковский» в районе урочища «Дунькина горка» площадью 4,7 га (пашни) для ведения личного подсобного хозяйства, участок (согласно с проектом организации крестьянских хозяйств). По результатам рассмотрения протеста прокуратуры района от <дата> администрацией района вынесено постановление от <дата> о внесении изменений в постановление от <дата> в части увеличения площади участка до 5,7 га. Нарушений при предоставлении земельного участка Е.М. не имеется. <дата> указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , площадью 57 000 кв.м., относящийся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для личного подсобного производства, расположенный по адресу: <адрес>, в районе урочища «Дунькина горка», уч. . На основании договора купли-продажи от <дата> право собственности на данный земельный участок от Е.М. перешло Е.Ю. На основании договора купли-продажи от <дата> право собственности на данный земельный участок от Е.Ю. перешло ФИО9<дата> указанный земельный участок расформирован путем образования из него 32 участков в четырех разных кварталах с определением границ на местности, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами - в дальнейшем разделен на два участка с кадастровыми номерами , из которого в дальнейшем образован земельный участок с кадастровым номером . В нарушение требований закона спорные земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером , неправомерно сформированы ФИО9 в квартале вместо (первоначальный). На основании договора купли-продажи от <дата> право собственности на образованные 32 земельных участка перешло к ФИО8 По договору дарения от <дата> право собственности на 5 земельных участков, в том числе, на земельные участки с кадастровыми номерами перешло к ФИО7<дата> право собственности на земельный участок с кадастровыми номерами на основании договоров купли-продажи от <дата> и от <дата> перешло к ФИО6, которым <дата> земельный участок с кадастровым номером разделен на два, с кадастровыми номерами и , а земельный участок с кадастровым номером разделен на два с кадастровыми номерами и При этом категория земельных участков и вид разрешенного использования остались прежними, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства. На основании договора купли-продажи от <дата> право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами перешло к ФИО5, затем по договору купли продажи от <дата> собственником земельных участков стал ФИО1 На основании договора купли-продажи от <дата> право собственности на земельный участок с кадастровым номером перешло к ФИО3, затем по договору дарения от <дата> собственником земельных участков стала ФИО4 Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нового земельного участка с наложением его границ на границы другого земельного участка. Так, согласно сведениям Министерства лесного хозяйства земельные участки с кадастровыми номерами сформированы на землях лесного фонда.

В ходе выездной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером огорожен по периметру, доступ к нему ограничен, в границах участка объектов не имеется. Земельный участок с кадастровым номером огорожен по периметру, доступ к нему ограничен, в границах участка помимо деревянного навеса объектов не имеется. Земельный участок с кадастровым номером огорожен по периметру, доступ к нему ограничен, в границах участка расположена хозяйственная постройка, три металлических транспортных контейнера. На земельных участках имеются лесные насаждения - деревья породы береза, сосна. <адрес> Совета депутатов от <дата>Р утверждены изменения в генеральный план д. Кузнецово, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами , расположены в границах населенного пункта д. Кузнецово. Вместе с тем, согласно информации Министерства лесного фонда при рассмотрении проекта генерального плана Зыковского сельсовета, Министерством установлено, что администрацией района при разработке проекта Генерального плана Зыковского сельсовета в границу населенных пунктов неправомерно включено 281,3 га земель лесного фонда, в связи с чем, проект Министерством не согласован. Также согласно полученной в ходе проверки информации от Департамента лесного хозяйства по СФО с целью защиты интересов РФ сведения о включении в границы населенных пунктов земель лесного фонда Министерством лесного хозяйства края направлены в Департамент лесного хозяйства по СФО, где в настоящее время по данному факту и ведется подготовка документов для обжалования генерального плана Зыковского сельсовета в судебном порядке. Таким образом, право собственности физических лиц на указанные земельные участки не могло возникнуть, поскольку земли государственного лесного фонда не могут находиться в частной собственности.

В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает права истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим. Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами были образованы из земель лесного фонда (собственник – Российская Федерация) и земель неразграниченной государственной собственности (собственник - муниципальное образование <адрес>), просит признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , признать отсутствующим право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером , погасить запись в ЕГРН о праве собственности ФИО1 на земельные участки , ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером , снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами

В предыдущих судебных заседаниях заместитель прокурора Березовского района Красноярского края Лейман А.В. относительно заявленных требований пояснил, что прокуратурой проведена проверка, по поступившей информации Министерства лесного хозяйства Красноярского края. Министерством лесного хозяйства было установлено, что земли государственного лесного фонда администрацией Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края при разработке Генерального плана были включены в земли населенных пунктов. В связи с этим, Министерством была выражена позиции, на стадии утверждения Генерального плана, однако администрация Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края приняла и утвердила данный Генеральный план. Данное обстоятельство не подлежит доказыванию, поскольку установлено наложение спорных земельных участков на земли государственного лесного фонда, что напрямую влечет нарушение прав РФ и является безусловным основанием для признания отсутствующим права собственности ответчиков на земельные участки. Спорные земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером , при этом, неправомерно сформированы в квартале вместо положенного квартала , в связи с чем, спорные земельные участки находятся на территории земель государственного лесного фонда. Подтверждением наложения земельных участков на земли государственного лесного фонда являются сведения Министерства сельского хозяйства Красноярского края и фактический осмотр земельных участков, в ходе которого установлено, что данные участки покрыты лесом, на момент осмотра не были обременены объектами недвижимости.

В предыдущих судебных заседаниях заместитель прокурора Березовского района Красноярского края Севрюков А.И. заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

В настоящем судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Ткачев А.Л. заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Ответчики ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что Генеральный план Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края и решение Березовского Совета депутатов от <дата>, постановление администрации Березовского района Красноярского края от <дата> «О переводе земельного участка с кадастровым номером из одной категории земель в другую», постановление администрации <адрес> Красноярского края от <дата> «О переводе земельного участка с кадастровым номером из одной категории земель в другую» являются действующими, не отменены. Нормами действующего законодательства РФ не запрещен раздел многоконтурного земельного участка на земельные участки, расположенные в разных кадастровых кварталах. В материалах дела имеется ответ Росреестра по Красноярскому краю, направленный на имя прокурора <адрес> Красноярского края, в котором указано, что нарушений при формировании спорных земельных участков не допущено, наложений на земли государственного лесного фонда не установлено, поскольку в случае наложения земельных участков на земли государственного лесного фонда, данные земельные участки невозможно было бы поставить на кадастровый учет. Ссылка процессуального истца на положения ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает запрет на вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицу, а также ссылка на недопущение образования земельного участка с наложением его границ на границы другого земельного участка, являются несостоятельными, так как при образовании земельных участков с кадастровыми номерами путем раздела земельного участка с кадастровым номером , не допущено наложение границ, вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицу. В противном случае указанные земельные участки не могли быть поставлены на государственный кадастровый учет. При этом категория и разрешенное использование земельных участков, полученных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , остались неизменными. Утверждение процессуального истца о том, что земельные участки с кадастровыми номерами полученные путем раздела земельного участка с кадастровым номером , сформированы на землях государственного лесного фонда, не подтверждены, доказательств этому, стороной истца не представлено. Сведения Министерства лесного хозяйства Красноярского края о том, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, в исковом заявлении отсутствуют. Спорные земельные участки с кадастровыми номерами не имеют наложений на земли государственного лесного фонда и при конкретных обстоятельствах дела оснований для вывода о том, что спорные земельные участки расположены на землях государственного лесного фонда, не имеется. Произрастание на земельных участках деревьев, не свидетельствует об отнесении земельных участков к землям государственного лесного фонда. Кроме того, из схемы территориальных зон, видно, что зеленые насаждения попадают исключительно на край земельного участка, в связи с чем, нельзя считать спорные земельные участки, как участки заросшие лесом. Кроме того, право собственности на спорные земельные участки возникло у ФИО1 на основании возмездной сделки купли-продажи земельных участков от <дата>, переход права зарегистрирован в установленном законом порядке. Перед тем, как заключить сделку, ФИО1 проверил актуальность кадастровых данных и зарегистрированных прав на приобретаемые земельные участки, путем истребования выписок из ЕГРН, право собственности ФИО1 не земельные участки с кадастровыми номерами возникло на законных основаниях, ФИО1 является добросовестным приобретателем. ФИО1 используются земельные участки, как садовые участки, жилые помещения на нем отсутствуют. Также пояснила, что земельный участок с кадастровым номером был сформирован и поставлен на кадастровый учет без описания границ <дата>. <дата> в ЕГРН внесены сведения об описании границ земельного участка с кадастровым номером . <дата> земельный участок с кадастровым номером разделен полностью и снят с государственного кадастрового учета. При разделе указанного земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером . <дата> произошел переход права, в том числе, на земельный участок с кадастровым номером , от ФИО9 к ФИО8<дата> произошел переход права, в том числе, на земельный участок с кадастровым номером , от ФИО8 к ФИО7. <дата> произошел переход права, в том числе, на земельный участок с кадастровым номером , от ФИО7 к ФИО6<дата>ФИО6 произвел раздел земельного участка с кадастровым номером на два земельных участка с кадастровыми номерами . <дата> произошел переход права на земельные участки с кадастровыми номерами от ФИО6 к ФИО5<дата> произошел переход права на земельные участки с кадастровыми номерами от ФИО5 к ФИО1 Все сделки и иные действия собственников прошли государственную регистрацию и кадастровый учет в установленном действующим законодательстве порядке, нарушений выявлено не было. Требований о том, что нарушены границы земельных участков со стороны Министерства лесного хозяйства Красноярского края, а также иных лиц, чьи права могли быть нарушены, в адрес собственников не поступало. Кроме того, сослалась на истечение сроков исковой давности и исчисления указанного срока с <дата> - момент подачи прокуратурой <адрес> иска, предметом рассмотрения которого являлся земельный участок с кадастровым номером . Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представил возражения на исковое заявление в письменном виде, которые приобщены к материалам гражданского дела и исследованы в судебном заседании.

Ответчик ФИО4 в предыдущем судебном заседании пояснила, что ее сын ФИО3 приобрел земельный участок с кадастровым номером у ФИО6 на основании договора купли-продажи от <дата>. Перед заключением данной сделки, ими были выполнены ряд мероприятий по проверки земельного участка на предмет ограничений, обременений и законности его нахождения. Приглашен кадастровый инженер, который выставил точки на земельном участке. Полагала, что земельный участок наложений на земли государственного лесного фонда не имеет. На земельном участке расположен летний дом, теплица, три контейнера, земельный участок используется, как дачный участок. Планируется строительство жилого дома. Спорный земельный участок прошел государственную регистрацию, стоит на государственном кадастром учете, им присвоен адрес.

В настоящее судебное заседание ответчик ФИО4 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомила.

Ответчик ФИО5 в предыдущем судебном заседании пояснила, что <дата> она приобрела земельные участки с кадастровыми номерами , на границе двух участков произрастала сосна и береза, также росла калина или рябина, более насаждений на земельных участках не было. В последующем земельные участки проданы ФИО1 Перед продажей земельного участка, ею было подано заявление в администрацию о включении земельных участков в границы населенного пункта.

В настоящее судебное заседание ответчик ФИО5 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомила.

Ответчики ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.

Представитель администрации Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, КГБУ «Маганское лесничество» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч. 2).

В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли лесного фонда.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В силу ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» от 13.07.20215 года № 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в числе прочего, являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Как установлено в судебном заседании, на основании постановления администрации <адрес> Красноярского края от <дата> «О предоставлении земельного участка на праве собственности Е.М. для ведения личного подсобного хозяйства» Е.М. на праве собственности предоставлен земельный участок, выделяемый из коллективно-долевой собственности СПК «Зыковский» в районе урочища «Дунькина горка» на площади 4,7 га, согласно баллобонитета, в том числе, пашни 4,7 га, для ведения личного подсобного хозяйства, участок (т. 1 л.д. 21, т. 4 л.д. 87).

На основании протеста прокуратуры <адрес> от <дата>ж-00 (т. 4 л.д. 85-86) на постановление от <дата>, администрацией Березовского района Красноярского края на основании постановления от <дата> внесены изменения в площадь и номер земельного участка в районе урочище «Дунькина горка» на площади 5,7 га согласно баллобонитета, в том числе, пашни 5,7 га, для ведения личного подсобного хозяйства, участок (т. 1 л.д. 22, т. 4 л.д. 80).

К постановлению администрации Березовского района Красноярского края от <дата> представлена выкопировка из плана на земельный участок, переданного в собственность Е.М., утвержденная руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>Ю.В. (т. 4 л.д. 97) и план расположения крестьянских хозяйств и участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории СПК «Зыковский» (т. 4 л.д. 82, 96).

На основании заявки Е.М. о постановке на государственный кадастровый учет от <дата> (т. 4 л.д. 95), земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый (т. 4 л.д. 102-103, 133, 134-137).

На основании договора купли-продажи земельного участка от <дата>Е.М. продала Е.Ю. земельный участок общей площадью 5700 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, <адрес>, в районе урочища «Дунькина горка», участок (т. 1 л.д. 56-57).

<дата>Е.Ю. на основании договора купли-продажи земельного участка продала ФИО9 земельный участок общей площадью 5700 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, <адрес>, в районе урочища «Дунькина горка», участок (т. 1 л.д. 54-55).

На основании заявления ФИО9 от <дата> (т. 4 л.д. 104) об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером , и представленного межевого плана от <дата>, от <дата>, внесены изменения в сведения об указанном земельном участке (т. 4 л.д. 109), участок разделен на 31 земельный участок (т. 1 л.д 26-28) и снят с государственного кадастрового учета <дата>.

Из земельного участка кадастровым номером в том числе, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами .

На основании договора купли-продажи земельных участков от <дата>ФИО9 продала ФИО8 32 земельных участка, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес>, в районе урочища «Дунькина Горка», уч. 9. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, <адрес>. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д. 47-51).

На основании договора дарения земельного участка от <дата>, заключенного между ФИО8 и ФИО7, право собственности на 5 земельных участков, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами , перешло к ФИО7 Местоположение земельных участков установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес>, в районе урочища «Дунькина Горка», уч. 9. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, <адрес>. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д. 35-36).

<дата>ФИО7 на основании договоров купли-продажи продал ФИО6 земельные участки с кадастровыми номерами (т. 1 л.д. 33, 37).

<дата> земельный участок с кадастровым номером разделен ФИО6 на два земельных участка с кадастровыми номерами (т. 1 л.д. 58, 64).

<дата> земельный участок с кадастровым номером разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами (т. 1 л.д. 62).

На основании договора купли-продажи земельных участков от <дата>ФИО6 продал ФИО5 земельные участки с кадастровыми номерами (площадью 779 кв.м.) и (площадью 778 кв.м.), расположенные по адресу: Красноярский край, <адрес> (т. 1 л.д. 45-46).

<дата>ФИО5 на основании договора купли-продажи земельных участков продала ФИО1 земельные участки с кадастровыми номерами (т. 1 л.д. 52-53). Земельные участки поставлены на кадастровый учет <дата>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

На основании договора купли-продажи земельных участков от <дата>ФИО6 продал ФИО3 земельный участок с кадастровым номером (площадью 876 кв.м.), расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес> (т. 1 л.д. 31-32).

На основании договора дарения земельного участка от <дата>, заключенного между ФИО3 и ФИО4, право собственности на земельный участок с кадастровым номером перешло к ФИО4 (т. 1 л.д. 29-30). Земельный участок поставлен на кадастровый учет <дата>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно постановлению администрации <адрес> Красноярского края от <дата>, по заявлению ФИО1 осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером , площадью 778 кв.м., местоположение: Красноярский край, р-н Березовский, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в границах согласно приложению (т. 2 л.д. 181).

Согласно постановлению администрации <адрес> Красноярского края от <дата>, по заявлению ФИО1 осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером , площадью 779 кв.м., местоположение: Красноярский край, р-н Березовский, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в границах согласно приложению (т. 2 л.д. 183).

В рамках рассмотрения дела определением суда от <дата> назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Азимут».

Из заключения судебной землеустроительной экспертизы от <дата>, следует, что предметом проведенных исследований является установление (определение) соответствия границ, координат и площади земельных участков с кадастровыми номерами: , площадью 876 кв.м., адрес (местоположение): Красноярский край, <адрес>; , категория: земли сельскохозяйственного назначения, использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 779 кв.м., адрес (местоположение): Красноярский край, <адрес>; , категория: земли сельскохозяйственного назначения, использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 778 кв.м., адрес (местоположение): Красноярский край, <адрес>, сведениям, содержащимся в ЕГРН и ГКН. Определение фактических границ производилось на основании визуального осмотра, пояснений каждой из сторон и инструментального обследования.

В ходе осмотра фактических границ земельных участков установлено:

- земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: Красноярский край, р-н Березовский, с/с Зыковский, имеет смежные границы: в точках 1 - 2 - земли общего пользования (дорога); в точках 2 - 3 - земельный участок с к/н ; в точках 3 - 4 - земли общего пользования (лес); в точках 4 - 1 - земельный участок с к/н . В границах земельного участка расположен нежилое здание (садовый дом). Земельный участок используется по целевому назначению. <адрес> данного земельного участка, измеренного в границах, указанных собственником в рамках экспертизы, составила 861,0 кв.м. Разница между фактической площадью и площадью, имеющейся в правоустанавливающих документах (сведения ЕГРН) составляет 15,0 кв.м. (в меньшую сторону);

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Красноярский край, р-н Березовский, с/с Зыковский, имеет смежные границы: в точках 1 - 2 - земли общего пользования (дорога); в точках 2 - 3 - земельный участок с к/н ; в точках 3 - 1 - земли общего пользования (лес). В границах земельного участка объекты недвижимости отсутствуют. Земельный участок используется по целевому назначению. <адрес> данного земельного участка, измеренного в границах, указанных собственником в рамках экспертизы, составляет 1073,0 кв.м. Разница между фактической площадью и площадью, имеющейся в правоустанавливающих документах (сведения ЕГРН) составляет 294,0 кв.м. (в большую сторону);

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Красноярский край, р-н Березовский, с/с Зыковский, имеет смежные границы: в точках 1 - 3 - земли общего пользования (дорога); в точках 3 - 4 - земельный участок с к/н ; в точках 4 - 6 - земли общего пользования (лес); в точках 6 - 1 - земельный участок с к/н . В границах земельного участка расположен навес. Земельный участок используется по целевому назначению. <адрес> данного земельного участка, измеренного в границах, указанных собственником в рамках экспертизы, составляет 955,0 кв.м. Разница между фактической площадью и площадью, имеющейся в правоустанавливающих документах (сведения ЕГРН) составляет 177,0 кв.м. (в большую сторону).

Границы, координаты и площади земельных участков с кадастровым номером , площадью 876 кв.м., адрес (местоположение): Красноярский край, <адрес>; с кадастровым номером , категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 779 кв.м., адрес (местоположение): Красноярский край, <адрес>; с кадастровым номером категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 778 кв.м., адрес (местоположение): Красноярский край, <адрес>, не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН и ГКН.

Кроме того, предметом проведенных исследований является наличие (отсутствие) пересечений границ земельных участков с кадастровыми номерами с границами земель лесного фонда.

Согласно предварительно проведенных полевых и камеральных работ установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами , были образованы путем раздела первоначального (исходного) земельного участка с кадастровым номером контур на земельные участки с кадастровыми номерами и др., которые в последствии были также разделены на более мелкие земельные участки, в состав которых вошли исследуемые земельные участки. Как установлено во вводной части, земельный участок с кадастровым номером контур был сформирован на землях лесного фонда и землях, находящихся в ведение Зыковского сельсовета. По схеме расположения границ земельных участков с кадастровыми номерами (по сведениям ЕГРН) с учетом проекта землеустройства (фрагмент чертежа перераспределения земель) и Схемы расположения земельных участков в разрезе Маганского лесничества установлено, что земельный участок с кадастровым номером полностью сформирован на землях лесного фонда, участки с кадастровыми номерами имеют пересечения с границами участков лесного фонда. Границы земельных участков с кадастровыми номерами имеют пересечения (наложения) с границами земель лесного фонда, согласно «Проект корректировки материалов перераспределения земель».

Земельные участки с кадастровыми номерами частично принадлежат землям лесного фонда.

Кроме того, в водной части экспертизы указано, что на основании заявления ФИО9 внесены изменения в ЕГРН об описании местоположения границ участка. Изменения внесены на основании межевого плана от <дата>, подготовленного кадастровым инженером М.К. В результате выполнения кадастровых работ, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , М.К. установила, что данный участок является многоконтурным. Своими действиями, по уточнению местоположения границ земельного участка, М.К. изменила первоначальное местоположение предоставленного земельного участка, сместив его из района урочища «Дунькина горка» на расстояние от 10,8 км до 13 км в западном направлении, преобразовав его из землепользования (состоящий из одного контура) в многоконтурный земельный участок (состоящий из 9 контуров) (нарушение п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ). Первоначальное местоположение земельного участка с кадастровым номером было определено в кадастровом квартале . Нарушение п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, которое предусматривает запрет на вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосицу, произошло не при разделе земельного участка с кадастровым номером , а ранее, при уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (в момент, когда участок стал многоконтурным). Согласно п. 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству <дата>, в процессе подготовительных работ при межевании земель (уточнение местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ), исполнитель (в данном случаи М.К.) обязана была осуществить сбор и анализ исходных материалов.

Исходя из результата выполненных кадастровых работ, кадастровый инженер М.К., пренебрегла данными государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно: планом расположения крестьянских хозяйств и участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории СПК «Зыковский», выкопировкой из плана на земельный участок, переданный в собственность Е.М. от <дата>, дающие четкое и полное описание местоположения границ уточняемого земельного участка (с указанием длин линий участка и описанием границ смежных землепользователей).

В результате выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , кадастровый инженер М.К. по поручению собственника земельного участка ФИО9, являющаяся заказчиком кадастровых работ, сформировала (определила и установила) участки на землях, не относящихся к землям коллективно-долевой собственности СПК «Зыковский», нарушив права землепользователей, в границах которых были сформированы 9 контуров уточняемого участка.

Все 9 контуров, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером , сформированы на землях лесного фонда и землях переданных в ведение Зыковской сельской администрации <адрес> (пастбища, сенокосы, пашня):

- контур , , , , , расположен на землях лесного фонда (Маганское лесничество) и землях находящихся в ведение Зыковской сельской администрации;

контур , , расположен на землях лесного фонда (Маганское лесничество), хотя предоставлялся земельный участок из земель находящихся в коллективно-долевой собственности СПК «Зыковский» с видом угодий пашня, общей площадью 5,7 га, с качественной оценкой 126,1 баллогектаров (ст. 13 ФЗ от <дата> № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

При условии, что вид угодий - лес не имеет качественной оценки, т.к. не является землями сельскохозяйственного назначения, а показатели качественной оценки пастбища и сенокосов гораздо ниже, чем у пашни, можно сделать вывод, что площади 9 контуров были искусственно «натянуты» на декларированную площадь первично предоставленного земельного участка, без учета качественной оценки земель. Данное нарушение привело к тому, что впоследствии, все действия (купля-продажа, раздел, объединение) первоначального земельного участка с кадастровым номером 24:04:0506002:342 в уточненных границах, нарушали права фактических правообладателей.

Определить границы земельного участка лесного фонда, образующего квартал часть выдела , Маганское лесничество, Березовское участковое лесничество, совхоз «Зыковский», в том числе, с учетом материалов лесоустройства не представляется возможным. Вследствие этого, установить наличие пересечений границ земельных участков с кадастровыми номерами с границами лесного участка, образующего квартал часть выдела , Маганское лесничество, Березовское участковое лесничество, совхоз «Зыковский», с учетом границ, определенных в рамках настоящей экспертизы, с приложением графического материала, также не представляется возможным.

Суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности выводов экспертов, заключение от <дата> отвечает требованиям ст. 67, ч. 2 ст. 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, является полным, объективным, не имеющим противоречий, содержит подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате их выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Эксперты имеют соответствующую квалификацию, длительный стаж работы, были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересованы в исходе дела, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, сторонами суду не представлено. Из текста экспертного заключения следует, что экспертами учитывались все имеющие значение для дела обстоятельства.

Из акта выездного обследования от <дата>, произведенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами имеют единое ограждение. В границах земельного участка с кадастровым номером расположен деревянный навес, иные строения отсутствуют. В границах земельного участка с кадастровым номером расположена хозяйственная постройка, иные строения отсутствуют. На указанных земельных участках произрастают деревья.

Из акта выездного обследования от <дата>, произведенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, следует, что в границах земельный участок с кадастровым номером расположено одноэтажное деревянное строение (предположительно жилого назначения), металлические контейнеры, теплица из поликарбоната, хозяйственная постройка, расположен строительный материал. Произрастают деревья.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд принимает во внимание следующее.

На основании ст. 7 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, формирование и образование земельных участков из земель лесного фонда, постановка их на кадастровый учет как объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности не основано на нормах действующего земельного и лесного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 213 Гражданского кодекса РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованным довод прокурора о том, что земельные участки, принадлежащие ответчикам ФИО1, ФИО4, не могут находиться в частной собственности, поскольку они сформированы на землях лесного фонда, имеют пересечения (наложения) с границами земельного фонда.

Кроме того, суд учитывает, что при уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , кадастровый инженер М.К., пренебрегла данными государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства - планом расположения крестьянских хозяйств и участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории СПК «Зыковский», выкопировкой из плана на земельный участок, переданный в собственность Е.М. от <дата>. В результате выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , кадастровый инженер М.К. сформировала (определила и установила) участки на землях, не относящихся к землям коллективно-долевой собственности СПК «Зыковский», чем нарушила права землепользователей, в границах которых были сформированы 9 контуров уточняемого участка. Все 9 контуров, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером , сформированы на землях лесного фонда и землях переданных в ведение Зыковской сельской администрации, <адрес> (пастбища, сенокосы, пашня), что подтверждается заключением судебной экспертизы от <дата>.

Из совокупности доказательств, к которым, в том числе, относится заключение судебной экспертизы от <дата>, следует однозначный вывод, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , произведено без учета требований, действовавшего в тот период и в настоящий момент земельного и лесного законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право на земельные участки с кадастровыми номерами , в тех границах, в которых они были сформированы в декабре 2014 года, поставлены на кадастровый учет, как объекты недвижимости, имеющие индивидуально-определенные признаки, у ФИО1 и ФИО4 не возникло, поскольку, принадлежащие ответчикам земельные участки, сформированы на землях лесного фонда и землях переданных в ведение Зыковской сельской администрации, <адрес> (пастбища, сенокосы, пашня), чем нарушены права землепользователей, в границах которых сформированы спорные земельные участки.

При этом суд считает верным избранный прокурором способ защиты права, вопреки доводам представителя ответчика ФИО1 - ФИО2 по следующим основаниям.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 52 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

То обстоятельство, что в собственности у ответчиков ФИО1, ФИО4 находятся спорные земельные участки, которые относятся к землям лесного фонда, не свидетельствует о том, что Российская Федерация не является их владельцем, в связи с чем, избранный способ защиты права соответствует материальному закону, установленным фактическим обстоятельствам по делу.

Утверждение представителя ответчика ФИО1 - ФИО2 о том, что спорные земельные участки не отнесены к землям лесного фонда, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, заключением судебной землеустроительной экспертизы от <дата>, свидетельствующими об отнесении спорных земельных участков к землям особой категории.

При этом, ответчик ФИО1 не может быть признан добросовестным приобретателем спорных земельных участков, поскольку приобретал земли лесного фонда по договорам купли-продажи, как земли сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства. Не смотря на то, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами имеют ограждение, кроме деревянного навеса, иные строения на спорных земельных участках отсутствуют. Согласно фототаблице к судебной землеустроительной экспертизе от <дата>, земельные участки , представляют собой лесной массив, имеют смежные границы с землями общего пользования - лесом, земельный участок с кадастровым номером также не имеет объектов капитального строительства.

Кроме того, судом достоверно установлен факт выбытия спорных земельных участков из собственности Российской Федерации, муниципального образования <адрес> незаконно, помимо воли собственника, который не принимал решений о передаче владения спорными земельными участками иному лицу, а выбытие из владения указанного недвижимого имущества помимо воли собственника произошло в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером М.В. по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером . При этом, ссылки ответчиков на запись в ЕГРН о праве собственности на спорные земельные участки, не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя и не является препятствием для признания их права отсутствующим на спорные земельные участки.

При этом, суд учитывает, что обращаясь в Министерство Лесного хозяйства Красноярского края <дата>, ФИО1 было известно, что принадлежащие ему на праве собственности земельные участка с кадастровыми номерами , относятся к землям лесного фонда.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.

Применительно к п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» утверждение генерального плана поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом, суд учитывает, что возможность нахождения лесных участков в собственности физических лиц Лесным кодексом РФ не предусмотрена, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению землями лесного фонда.

Довод представителя ответчика ФИО1 - ФИО2 о пропуске срока исковой давности, суд находит не основанными на нормах действующего законодательства, поскольку как следует из разъяснений, изложенных в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ « 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.

После уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , спорные земельные участки ответчиков ФИО1 и ФИО4 сформированы на землях лесного фонда и землях, переданных в ведение Зыковской сельской администрации <адрес>. Все указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют об обоснованности требований прокурора о признании права отсутствующим ответчиков на спорные земельные участки.

При таких обстоятельствах, суд считает иск заместителя прокурора <адрес> Красноярского края в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес> Красноярского края, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

При этом суд учитывает, что признание отсутствующим права собственности ответчиков на земельные участки является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о прекращении права собственности ответчиков на земельные участки и снятии их с государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> № 218-ФЗ.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу пункта 10 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

<дата> определением суда по делу назначена судебная экспертиза, которая поручена ООО «Азимут», с возложением обязанности по оплате расходов по проведению экспертизы на ответчиков ФИО4, ФИО1

<дата> ООО «Азимут» составлено экспертное заключение. Стоимость проведения экспертизы составила 54000 рублей. Ответчик ФИО1 оплату экспертизы в размере 27000 рублей произвел в полном объеме. Оплату за проведение судебной землеустроительной экспертизы ответчик ФИО4 произвела не в полном объеме, на <дата> задолженность за проведение экспертизы составляет 22000 рублей.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 79 ГПК РФ стороны, другие лица, участвующие в деле имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту. При этом, стоимость работы по проведению экспертизы определяется экспертной организацией.

Согласно представленным материалам, экспертные услуги оказаны в полном объеме в соответствии с определением суда, при этом ответчиком ФИО4 оплата за проведение судебной экспертизы произведена не в полном объеме, задолженность за проведение экспертизы составляет 22000 рублей. Доказательств того, что стоимость проведенной экспертизы не соответствуют объему проведенной экспертом работы, не представлено.

Таким образом, в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, с ответчика ФИО4 в пользу ООО «Азимут» суд взыскивает расходы на проведение экспертизы в указанном учреждении в размере 22000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Красноярского края Лейман А.В. в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес> Красноярского края к ФИО3, ФИО29ФИО9, ФИО1, ФИО5, ФИО6ФИО6, ФИО7, ФИО8ФИО8, ФИО9 о признании отсутствующим права собственности на земельные участки, удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами

Признать отсутствующим право собственности ФИО4 на земельные участки с кадастровыми номерами .

Погасить запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности:

ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами ;

ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером .

Снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами:

Взыскать с ФИО4 в пользу ООО «Азимут» судебные расходы за проведение экспертизы в размере 22 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Есина

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2022 года.