ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-519/2018 от 10.01.2018 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сургут 10 января 2018 года

Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа –Югры, Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Хуруджи В.Н.,

при секретаре Шулаковой Т.А.,

с участием прокурора Алексеенко В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сургутского городского суда гражданское дело № 2-519/2018 по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «СурСтрой» об обязании исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «СурСтрой» об обязании исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды.

Свои требования мотивирует тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации площадок (полигонов) для складирования загрязненных снежных масс на территории г.Сургута.

Проверкой установлено, что ООО «СурСтрой» осуществляет накопление загрязненных снежных масс на земельном участке, расположенном по <адрес> в <адрес> с нарушениями требований экологической безопасности.

Так, на основании договора уступки прав по аренде земельного участка от 26.10.2016 года, ООО «СурСтрой» с 07.11.2016 года предоставлен земельный участок площадью 11,9 га с кадастровым номером , расположенный в <адрес> для размещения площадки складирования снега.

Установлено, что в период с ноября 2016 года по апрель 2017 года на земельном участке предприятием размещалось более 52 тыс.куб. метров загрязненных снежных масс.

Как показала проверка, загрязненные снежные массы, ежегодно складируемые обществом в границах арендуемого земельного участка образованы от работ по зимней уборке дорог, внутриквартальных проездов и тротуаров г.Сургута, а также производственных баз и промышленных площадок предприятий города и содержат в своем составе такие загрязняющие вещества, как нефтепродукты, железо, цинк, никель, сульфат-ионы, фенолы, марганец, и другие.

Также, в результате таяния снежных масс на поверхности земельного участка образуются скопления загрязненных талых вод, твердых бытовых отходов, строительного мусора (доски, битый кирпич, пластиковые и стеклянные бутылки и др.) и иных отходов IV-V классов опасности. При этом, земельный участок для обеспечения экологической безопасности надлежащим образом не оборудован, а в результате деятельности юридического лица нарушаются требования в области охраны окружающей среды.

Согласно результатам анализа проб загрязненных снежных масс, отобранных в ходе прокурорской проверки на земельном участке специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, установлено, что в их состав входят такие загрязняющие вещества, как нефтепродукты, диоксид кремния, хлориды, свинец, цинк, никель, кобальт, железо, марганец и другие.

Проверкой также установлено, что при эксплуатации снежного полигона обществом не соблюдаются требования Федерального законодательства при обращении с отходами.

Проверка показала, что снежный полигон общества не отвечает ни одному из указанных требований земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Временное накопление отходов на земельном участке, расположенном по <адрес> с кадастровым номером осуществляется непосредственно на почве. Данный полигон не имеет твердого покрытия и обваловки.

Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства приводит не только к загрязнению почвы на полигоне, но и создает угрозу попадания загрязненных талых вод непосредственно в грунтовые воды.

Истец просит суд обязать ООО «СурСтрой» в срок не позднее 01 ноября 2018 года исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию при использовании земельного участка площадью 11,9 га с кадастровым номером , расположенного в <адрес> и эксплуатируемого под складирование загрязненных снежных масс; обязать ООО «СурСтрой» в срок не позднее 01 ноября 2018 года разработать паспорт на отход «отходы от зимней уборки улиц», образуемый в результате осуществления деятельности по складированию и накоплению загрязненных снежных масс на земельном участке площадью 11,9 га с кадастровым номером , расположенном в <адрес>.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах не явки суду не сообщил.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации площадок (полигонов) для складирования загрязненных снежных масс на территории г.Сургута.

Проверкой установлено, что ООО «СурСтрой» осуществляет накопление загрязненных снежных масс на земельном участке, расположенном по <адрес> с нарушениями требований экологической безопасности.

Так, на основании договора уступки прав по аренде земельного участка от 26.10.2016 года, ООО «СурСтрой» с 07.11.2016 года предоставлен земельный участок площадью 11,9 га с кадастровым номером , расположенный в <адрес> для размещения площадки складирования снега.

Установлено, что в период с ноября 2016 года по апрель 2017 года на земельном участке Предприятием размещалось более 52 тыс.куб. метров загрязненных снежных масс.

Как показала проверка, загрязненные снежные массы, ежегодно складируемые обществом в границах арендуемого земельного участка образованы от работ по зимней уборке дорог, внутриквартальных проездов и тротуаров г.Сургута, а также производственных баз и промышленных площадок предприятий города и содержат в своем составе такие загрязняющие вещества, как нефтепродукты, железо, цинк, никель, сульфат-ионы, фенолы, марганец, и другие.

Также, в результате таяния снежных масс на поверхности земельного участка образуются скопления загрязненных талых вод, твердых бытовых отходов, строительного мусора (доски, битый кирпич, пластиковые и стеклянные бутылки и др.) и иных отходов IV-V классов опасности. При этом, земельный участок для обеспечения экологической безопасности надлежащим образом не оборудован, а в результате деятельности юридического лица нарушаются требования в области охраны окружающей среды.

В ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компонентами природной среды являются, в том числе земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель, почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

В ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ закреплено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Статья 42 Земельного кодекса РФ закрепляет обязанности собственника земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Так, указанные лица обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п.3 ч.9.4.8 ст.9.4 Правил благоустройства территории г.Сургута, принятых решением Думы города Сургута от 20.06.2013 года № 345-V ДГ, вывоз снега разрешается только на специально отведенные площадки для складирования снега. Содержание и эксплуатация каждой площадки для складирования снега возлагается на определенный хозяйствующий субъект, который обязан содержать площадку и прилегающую территорию в надлежащем санитарном состоянии.

Однако, согласно результатам анализа проб загрязненных снежных масс, отобранных в ходе прокурорской проверки на земельном участке специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, установлено, что в их состав входят такие загрязняющие вещества, как нефтепродукты, диоксид кремния, хлориды, свинец, цинк, никель, кобальт, железо, марганец и другие.

Проверкой также установлено, что при эксплуатации снежного полигона обществом не соблюдаются требования Федерального законодательства при обращении с отходами.

Так, приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому «отходы от зимней уборки улиц» (код 7312100000) относятся к отходам.

Таким образом, к «отходам от зимней уборки улиц» должны применяться требования Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В пунктах 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) закреплено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

При временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

Вместе с тем, проверка показала, что снежный полигон общества не отвечает ни одному из указанных требований земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Временное накопление отходов на земельном участке, расположенном по <адрес> с кадастровым номером осуществляется непосредственно на почве. Данный полигон не имеет твердого покрытия и обваловки.

Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства приводит не только к загрязнению почвы на полигоне, но и создает угрозу попадания загрязненных талых вод непосредственно в грунтовые воды.

По информации, представленной Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу, хозяйственно-питьевое водоснабжение на всей территории ХМАО-Югры осуществляется за счет структур первого гидрогеологического горизонта, включая подземные грунтовые воды.

На основании ст. 59 Водного кодекса РФ юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

В п. 2 ГОСТ 17.1.3.06-82 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод» (утв. постановлением Государственного комитета СССР от 25.03.1982 № 1244) указано, что при осуществлении хозяйственной деятельности должно быть исключено попадание загрязняющих веществ в подземные воды из источников их загрязнения. При этом источниками загрязнения подземных вод являются: места аккумуляции коммунальных и бытовых отходов.

В п.2.2 и п.2.3 раздела II Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.07.2001) закреплено, что подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов; уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.

Указанные требования на протяжении длительного времени не выполняются, условия, исключающие возможность попадания загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию в результате таяния снежных масс при использовании земельного участка под снежный полигон ООО «СурСтрой» не созданы.

Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой еще в 2013 году принимались меры реагирования, направленные на пресечение фактов загрязнения земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>

Так, на основании решения Сургутского городского суда от 02.10.2013, вынесенного по иску природоохранного прокурора, на ООО «Строительная компания СОК» и ООО «Сибирская общестроительная компания» уже возлагалась обязанность по очистке указанного земельного участка от твердых бытовых отходов, образованных в результате таяния загрязненных снежных масс.

С ноября 2016 года указанный выше земельный участок находится в аренде у ООО «СурСтрой», которым требования природоохранного законодательства также не соблюдаются, что указывает на длительное негативное воздействие на землю, как объект природных ресурсов.

В августе 2017 года в адрес директора ООО «СурСтрой» внесено представление об устранении нарушений, перечисленных в настоящем исковом заявлении, однако никаких мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности земельного участка, до настоящего времени не принято.

Кроме того, несмотря на образуемые в результате таяния снежных масс отходы, меры по разработке паспортов на данные отходы Обществом не предпринимаются.

В п.1 ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ закреплено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.3 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 года № 541, класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается: на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах, формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792; при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно п. 15 и п. 17 Критериев, класс опасности отходов устанавливается расчетным и экспериментальным методами.

Кроме того, согласно п.3 ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Вместе с тем, как показала проверка, указанные требования законодательства Обществом также не соблюдены, класс опасности отходов от зимней уборки улиц ООО «СурСтрой» не определен, в связи с чем, паспорт на образовавшиеся отходы не разработан.

Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002г. № 1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В п.7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30.04.2012, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Перечисленные нарушения природоохранного, земельного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются жители постоянно или временно проживающие в г.Сургуте, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ на сторонах лежит обязанность представления доказательств в обоснование требований, либо возражений.

Ответчик в судебное заседание не явился, доводы истца не опроверг.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с ответчика в местный бюджет города Сургута подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98 – 101, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «СурСтрой» об обязании исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды - удовлетворить.

Обязать ООО «СурСтрой» в срок не позднее 01 ноября 2018 года исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию при использовании земельного участка площадью 11,9 га с кадастровым номером , расположенного в <адрес> и эксплуатируемого под складирование загрязненных снежных масс.

Обязать ООО «СурСтрой» в срок не позднее 01 ноября 2018 года разработать паспорт на отход «отходы от зимней уборки улиц», образуемый в результате осуществления деятельности по складированию и накоплению загрязненных снежных масс на земельном участке площадью 11,9 га с кадастровым номером , расположенном в <адрес>

Взыскать с ООО «СурСтрой» в местный бюджет города Сургута государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО-Югры через Сургутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Н. Хуруджи

Копия верна: В.Н.Хуруджи