ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-51/14 от 31.01.2014 Североморского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

  Дело № 2 – 51/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 31 января 2014 года город Североморск

 Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре Грищенко В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление бывшего военнослужащего войсковой части № капитана 3 ранга запаса Амельчева В.А. об оспаривании действий командующего Северным флотом, связанных с непринятием на учет нуждающихся в получении жилых помещений и невключением в списки граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, -

 У С Т А Н О В И Л:

 Амельчев обратился в военный суд с заявлением, в котором просит
обязать командующего Северным флотом поставить его на учет нуждающихся в получении жилых помещений и направить сведения для включения его в списки граждан – получателей государственных жилищных сертификатов (далее – ГЖС).

 В обоснование заявления Амельчев указал, что ответчик не выполнил возложенные на него законом обязательства по обеспечению его жильем в избранном месте жительства, в результате чего он таковым до настоящего времени не обеспечен.

 Заявитель и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли и просили рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.

 При этом, в возражениях представитель ответчика Плотников просил в удовлетворении заявления Амельчева отказать ввиду его необоснованности и указал, что в подчиненных ответчику воинских частях существовали жилищные комиссии, которые, руководствуясь действующим законодательством, рассматривали заявления военнослужащих Северного флота по принятию на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При этом, данное законодательство ответчиком либо подчиненными должностными лицами не скрывалось, поскольку оно официально опубликовывалось для всеобщего обозрения в средствах массовой информации. Однако, Амельчев ввиду не обращения на учете нуждающихся в жилье по месту службы не состоял. В этой связи, в декабре 2012 года в удовлетворении обращения Амельчева по вопросу включения его в списки граждан – получателей ГЖС жилищным органом Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) было правомерно отказано, а ответчик выполнил все необходимое по направлению обращения заявителя в указанный орган, который правомочен принимать решения по интересующим заявителя вопросам.

 Исследовав материалы дела, военный суд считает, что заявление Амельчева не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Из исследованных в судебном заседании заявлений Амельчева, копий справок о регистрации, военного комиссариата, сообщений секретариата командующего войсками Западного военного округа, управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, уведомления начальника отдела № 4 г. Североморск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № 4 ФГКУ ЗРУЖО МО РФ), сообщений, возражений и выписки из приказа командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ №, справки и выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что капитан 3 ранга запаса Амельчев, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, проходил ее в войсковой части №.

 В октябре 2001 года Амельчев уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и в ноябре того же года исключен из списков личного состава войсковой части №. При этом, Амельчев, ввиду отсутствия его обращений (рапортов или заявлений), не признавался нуждающимся в получении жилых помещений в избранном месте жительства на основании решения жилищной комиссии воинской части и не включался в соответствующие списки очередников органами местного самоуправления по ходатайству командования воинской части.

 В декабре 2012 года Амельчев обратился к командующему Северным флотом с заявлением о включении его в список граждан на получение ГЖС на основании указа Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 1422. Данное обращение было направлено в отдел № 4 ФГКУ ЗРУЖО МО РФ, жилищный орган Минобороны России, где по результатам его рассмотрения тогда же принято решение об отказе во включении Амельчева в список граждан - получателей ГЖС по причине несоответствия требованиям, установленным названным Указом - в связи с отсутствием сведений, подтверждающих признание жилищными комиссиями воинской части Северного флота нуждающимся в получении жилых помещений во время прохождения военной службы.

 В июне 2013 года ответчик разъяснил Амельчеву, обратившемуся в адрес Президента Российской Федерации по вопросу его включения в списки граждан на получение ГЖС, принятое отделом № 4 ФГКУ ЗРУЖО МО РФ решение – уведомление.

 В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Пунктом 13 той же статьи закона установлено, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняемые в связи с организационно-штатными мероприятиями, не обеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России.

 Порядок реализации военнослужащими (бывшими военнослужащими), имеющими общую продолжительность военной службы 10 лет и более и увольняемыми (уволенными) с военной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями, права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства путем предоставления субсидии для приобретения жилого помещения (получения ГЖС) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, утвердившим Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (до него действовало постановление от 3 августа 1996 года № 937, утвердившее Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья). Согласно требований названных Правил и Положения, право на получение ГЖС имели и имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы и признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

 В целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации Президент Российской Федерации издал Указ от 24 октября 2011 года № 1422, подпунктом «а» пункта 1 которого установил, что право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемое ГЖС, имеют граждане Российской Федерации, проживавшие (проживающие) в Архангельской и Мурманской областях, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, уволенные до 1 января 2005 года с военной службы из воинских частей и организаций Северного флота в связи с организационно-штатными мероприятиями, принятые в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не вставшие на учет в муниципальных образованиях по постоянному месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

 В развитие Указа приказом Минобороны России от 20 января 2012 года № 66 утвержден Порядок учета отдельных категорий граждан и выдачи им государственных жилищных сертификатов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 1422, по смыслу которого, ГЖС выдаются Минобороны России гражданам, определенным в пункте 1 Указа (далее – граждане), для чего последние подают в кадровые органы Северного флота заявление на получение ГЖС с приложением ряда документов, а командующий Северным флотом организует формирование и представление по территориальному принципу в специализированную организацию (структурное подразделение) Минобороны России списки граждан, изъявивших желание получить ГЖС. При поступлении указанных документов специализированная организация осуществляет их проверку и принимает решение о включении (невключении) гражданина в список граждан на получение ГЖС, о чем направляет гражданину соответствующее уведомление.

 До октября 2010 года порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и их обеспечения таковыми в Министерстве обороны Российской Федерации устанавливался приказом от 15 февраля 2000 года № 80, утвердившим «Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», согласно пунктов 26-27 которой, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений. При этом, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагался ряд документов, а включение их в списки очередников на получение жилых помещений производилось на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

 С октября 2010 года названный порядок был изменен и до настоящего времени регулируется исключительно приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года № 1280, утвердившим «Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма». Согласно пунктам 1 и 5 данной Инструкции в их взаимосвязи с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455, правом принятия решений о принятии военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилых помещений наделен уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, - осуществляющий свои функции лично и через специализированные организации, включая отделы, одним из которых является отдел № 4 ФГКУ ЗРУЖО МО РФ (применительно к случаю с заявителем). При этом, основанием для принятия таких решений является личные заявления военнослужащих с приложением ряда необходимых документов.

 Наряду с указанными выше порядками в качестве альтернативного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 был утвержден иной порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях - на основании решений, принимаемых главами муниципальных образований совместно с общественными комиссиями по жилищным вопросам, созданных при органах местного самоуправления, - который в настоящий момент применяется в части, не противоречащей вышеприведенному законодательству (фактически утратил силу).

 Так, пунктами 4, 6, 7, 9, 13-16 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы … нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных названным постановлением № 1054, установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Для этого военнослужащие подают рапорт по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений, к которому прилагают ряд документов. На основе рапорта и документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений, а затем ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

 Из вышеприведенного законодательства следует, что военнослужащие (либо бывшие военнослужащие), имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и подлежащие увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (либо уволенные по данному основанию), обеспечиваются жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства от Минобороны России в одной из выбранной по их желанию форме, в том числе, путем получения ГЖС. При этом, любая из форм выбирается военнослужащим самостоятельно, а обязательным условием ее реализации является процедура признания его нуждающимся в получении жилых помещений, производимая исключительно по его волеизъявлению, выраженному в период прохождения службы (до увольнения) в форме рапорта или заявления и адресованному в жилищный орган Минобороны России (применительно к случаю с заявителем: до октября 2010 года - командиру и жилищной комиссии воинской части, после октября 2010 года - начальнику отдела № 4 ФГКУ ЗРУЖО МО РФ).

 Таким образом, принимая во внимание, что

 капитан 3 ранга запаса Амельчев, имея выслугу более 20 лет и подлежа увольнению по организационно-штатным мероприятиям, до момента его увольнения и исключения из списков части, до ДД.ММ.ГГГГ, к командованию и в жилищную комиссию воинской части Северного флота с заявлением или рапортом по вопросу признания его нуждающимся в жилье по избранному месту жительства не обращался и не вставал на соответствующий учет,

 а также то, что

 с ДД.ММ.ГГГГ правом принятия в отношении военнослужащих (бывших военнослужащих, включая заявителя) решений о постановке их на учет нуждающихся в получении жилых помещений с последующим включением в списки граждан – получателей ГЖС обладает исключительно жилищный орган Минобороны России в лице отдела № 4 ФГКУ ЗРУЖО МО РФ (применительно к случаю с заявителем), который в ДД.ММ.ГГГГ года принял обоснованное и не оспоренное заявителем (следовательно, вступившее в законную силу) решение об отказе во включении в списки граждан - получателей ГЖС в связи с несоответствием требованиям Указа Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 1422,

 то суд считает, что командующим Северным флотом в рассматриваемой ситуации, обусловленной обстоятельствами направления в ДД.ММ.ГГГГ поступившего к нему обращения Амельчева по вопросу включения в список граждан - получателей ГЖС в отдел № 4 ФГКУ ЗРУЖО МО РФ с последующим доведением до заявителя принятого данным жилищным органом Минобороны России решения – уведомления, выполнены все требуемые законом обязанности по разрешению интересующего Амельчева вопросу и связанные с этим действия (бездействие) ответчика прав заявителя не нарушают.

 При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя и считает их необоснованными, не подлежащими удовлетворению

 Принимая такое решение, суд учитывает, что Амельчев к моменту обращения к ответчику и в суд в 2012-2014 годах статус военнослужащего давно (более 10 лет назад) утратил и в год увольнения, в 2001 году, на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства не вставал, к командованию и в жилищную комиссию воинской части по вопросу принятия на соответствующий учет не обращался (доказательств, свидетельствующих об обратном, Амельчевым ответчику, в жилищный орган Минобороны России и в суд не предоставлено, и, более того, обстоятельства отсутствия такого обращения им подтверждены в заявлении в суд).

 При этом, доводы Амельчева о сокрытии от него ответчиком и другими воинскими должностными лицами нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения военнослужащих жильем при увольнении с военной службы, военный суд считает несостоятельными, поскольку все приведенное в решении законодательство подверглось процедурам регистрации в Минюсте России и опубликования в доступных для каждого гражданина России печатных изданиях средств массовой информации: Федеральный закон «О статусе военнослужащих» был опубликован в «Российской газете» № 104 от 2.06.1998 г., постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 937 - в «Российской газете» № 152 от 13.08.1996 г., постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 - в «Российской газете» № 180 от 19.09.1998 г., приказ Минобороны России от 15 февраля 2000 года № 80 - в «Российской газете» № 202 от 19.10.2000 г., и т.д.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления Амельчева В.А. об оспаривании действий командующего Северным флотом, связанных с непринятием на учет нуждающихся в получении жилых помещений и невключением в списки граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.

 копия верна:

 Председательствующий по делу

 судья Североморского гарнизонного военного суда В.В. Жидков

 Секретарь судебного заседания В.С. Грищенко