ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-51/18 от 03.08.2018 Иссинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2-51 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иссинский районный суд Пензенской области

председательствующий судья Мурашова Т.А.,

при секретаре Фандо И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Абанькина Владислава Викторовича, Абанькиной Елены Олеговны, действующей от себя и в интересах своих несовершеннолетних детей А.К.В., А.Д.В., А.Е.В., А.В.В., к администрации Иссинского района Пензенской области, Управлению социальной защиты населения администрации Иссинского района Пензенской области о признании незаконным бездействие работников администрации Иссинского района Пензенской области, выразившееся в неприменении норм законодательства при наличии оснований - изменения численности семьи и приобретения статуса многодетной - для предоставления субсидий на приобретение жилья в первоочередном порядке семье в составе: Абанькина В.В., Абанькиной Е.О., А.К.В., А.Д.В., А.Е.В., А.В.В.; о признании незаконным решения об исключении семьи Абанькиных из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и претендентов на получение социальной денежной выплаты на приобретение жилья, отменить постановление главы администрации Иссинского района Пензенской области от <дата>; обязать администрацию Иссинского района Пензенской области включить семью Абанькиных в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» с учетом первичной даты подачи заявления и предоставить соответствующую субсидию в первоочередном порядке,

установил:

Абанькин В.В. обратился в суд с вышеназванным иском к администрации Иссинского района Пензенской области, указывая, что он и его жена Абанькина Е.О. имеют 4-х детей: А.К.В., А.Д.В., А.Е.В., А.В.В. В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в соответствии с постановлением главы администрации Иссинского района от <дата>, его семья была включена в состав участников указанной подпрограммы как нуждающаяся в улучшении жилищных условий на основании постановления главы администрации МО «Рабочий поселок Исса» от <дата> «О признании молодой семьи Абанькиных нуждающейся в улучшении жилищных условий…». На момент включения в программу его семья состояла из четырех человек, включая детей <дата> года рождения.

Получив информацию о том, что молодым семьям, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и ставших участниками вышеназванной программы, будут предоставляться субсидии на приобретение жилья, они начали готовить необходимые документы и решили приобрести жилой дом. По договору ипотечного кредитования от <дата>, заключенного с ПАО «<данные изъяты>», они получили <данные изъяты> рублей на срок <данные изъяты> месяцев. На денежные средства, полученные по договору ипотечного кредитования, им был приобретен жилой дом по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Все необходимые документы на получение субсидии, в том числе подтверждающие факт получения ипотечного кредита и приобретения в собственность дома, сдавались в управление социальной защиты населения Иссинского района, его семья соответствовала всем необходимым требованиям, в том числе, по возрасту. Решение о получении ипотечного кредита было принято им и его супругой исключительно в связи с вступлением в программу «Жилище» и возможностью получения указанной субсидии.

Со слов работников управления социальной защиты населения Иссинского района на момент вступления в программу его семья находилась на 12 месте в списке на получение соответствующей субсидии. В 2013 году у них родился третий ребенок. В связи с этим они снова обратились в управление социальной защиты населения Иссинского района, предоставив свидетельство о рождении. С этого момента стали получать соответствующие социальные выплаты на третьего ребенка, а так же получили земельный участок как многодетная семья от администрации Иссинского района. Все это время продолжали ждать своей очереди на получение субсидии.

В период времени с 2013 года по 2017 год они неоднократно обращались в управление социальной защиты населения Иссинского района за информацией о возможности получения субсидии, на что получали ответы, что очередь приближается, но никаких документов им не выдавалось.

В 2017 году родился 4-й ребенок, свидетельство о рождении также было представлено в управление социальной защиты населения им лично. После этого он был направлен к главе МО «Рабочий поселок Исса» для подачи заявления о внесении изменений в постановление от 2011 года о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Соответствующее постановление было вынесено и предоставлено в Управление.

В итоге он получил постановление администрации Иссинского района -п от <дата> о том, что его семья исключена из программы в связи с достижением им возраста 36 лет.

На обращения в Управление социальной защиты и администрацию Иссинского района получали ответы, из которых следует, что указанные органы не располагали информацией о рождении у них третьего и четвертого ребенка, о том, что их семья является многодетной, в соответствии с п.25 Правил подлежит включению в первую очередь на получение субсидий.

Его семья состояла в программе с 2012 года по 2017 год (5 лет), при этом с 2013 года являлась многодетной, они получали пособия на всех детей, в связи с чем, сотрудники управления социальной защиты были об этом осведомлены. Кроме того, решением главы администрации Иссинского района от <дата> его семье, как многодетной, был предоставлен земельный участок.

Считает, что решение главы администрации Иссинского района об исключении его семьи из участников Программы незаконным, поскольку его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.

На момент приобретения дома и заключения ипотечного кредита его семья соответствовала всем требованиям для включения в список молодых семей - участников подпрограммы и, следовательно, имела право на включение в список претендентов на получение субсидии. Полагает, что за период 2014 - 2017 годы при существующем финансировании и небольшой очереди на получение субсидий, а также имеющегося у них безусловного права на получение соответствующих выплат в первоочередном порядке, в рамках указанной программы его семья могла получить соответствующую субсидию до достижения им возраста 36 лет. Согласно материалам проверки, проведенной прокуратурой Иссинского района, наконец 2017 года его семья находилась на 1-м месте в очереди на получение субсидий.

Не исключает, что данная ситуация стала возможной по вине отдельных должностных лиц. Вместо принятия мер по урегулированию ситуации управление социальной защиты и администрация пытаются оправдать свои незаконные действия, ввести в заблуждение Правительство Пензенской области, Министерство труда, социальной политики и демографии Пензенской области, уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области.

Направленная в указанные органы информация содержит сведения о том, что «изменения в действующее законодательство по первоочередному праву на получение социальных выплат многодетным семьям внесено Приказом № 497-ОС от 10.12.2015 года», хотя изменения в п. 25 постановления Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 были внесены в 2012 году (ответ на обращение из администрации Иссинского района), в связи с чем, с 2014 года его семья имела первоочередное право на получение соответствующей субсидии. Впоследствии на его обращение в вышестоящие инстанции было получено письмо зам. министра Минтруда Пензенской области № от <дата>, из которого следует, что по информации начальника управления социальной защиты Иссинского района им не были своевременно представлены необходимые документы по изменению состава семьи в связи с рождением 3-го и 4-го ребенка, хотя пособия на детей выплачивались регулярно, была выделена земля как многодетной семье. При проведении проверки прокуратурой Иссинского района начальник управления социальной защиты Иссинского района пояснила, что документы ими сдавались в МФЦ в р.п. Исса (т.е. сотрудники Управления об изменении состава их семьи не знали), хотя в материалах накопительного дела их семьи, как участника жилищной программы, копии свидетельств о рождении их детей имелись. Считает, что если его семья на момент включения в программу в полном объеме соответствовала предъявляемым требованиям, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, за период участия в Программе приобрела статус многодетной, то они имели первоочередное право на получение субсидий. Соответствующая субсидия его семье не была предоставлена по независящим от них причин, по вине должностных лиц администрации Иссинского района, а именно, вследствие бездействия сотрудников управления социальной защиты населения при наличии законных оснований для предоставления его семье, как многодетной соответствующей субсидии в первоочередном порядке, в связи с чем, постановление главы администрации Иссинского района -п от <дата> и исключение его семьи из списка участников программы является незаконным.

Определением Иссинского районного суда Пензенской области от <дата> в качестве соистцов были привлечены Абанькина Елена Олеговна, действующая от себя и в интересах своих несовершеннолетних детей А.К.В., А.Д.В., А.Е.В., А.В.В., в качестве соответчика было привлечено управление социальной защиты населения администрации Иссинского района Пензенской области.

В судебном заседании истцы, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, при этом указали, что заявление, имеющееся в деле участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» - семьи Абанькиных от <дата> они не писали.

Представитель ответчика администрации Иссинского района Пензенской области Гаврин В.В., действующий по доверенности, в удовлетворении иска просил отказать, мотивируя тем, что семья Абанькиных постановлением администрации Иссинского района Пензенской области от <дата>-п признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Одним из необходимых документов для участия в данной программе является постановление администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» от <дата> «О признании молодой семьи Абанькиных, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поживающих по адресу: <адрес>, р.<адрес>». Семья Абанькиных на момент принятия данного постановления состояла из 4 человек, в том числе, двоих несовершеннолетних детей. Документы по изменению состава семьи в период с 2012 года по июнь 2017 года не представлялись, в связи с чем, семья не была включена на получение социальной выплаты в первоочередном порядке в список молодых семей - участников основного мероприятия. В соответствии с представленными документами, постановлением администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Исссинского района Пензенской области от <дата>-п «О внесение изменений в постановление администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» от <дата> «О признании молодой семьи Абанькиных, нуждающейся в улучшении жилищных условий» были внесены изменения в части увеличения количества членов семьи. Данное постановление было предоставлено в управление социальной защиты населения <дата>. На основании указанного документа постановлением администрации Иссинского района Пензенской области от <дата>-п были внесены изменения в состав семьи Абанькиных, и она, как многодетная, получила внеочередное право на получение социальной выплаты в 2018 году. На дату утверждения Министерством труда, социальной защиты, демографии Пензенской области списка молодых семей, претендующих на получение социальных выплат в планируемом в 2018 году, Абанькину В.В. исполнилось 36 лет, в связи с чем, постановлением главы администрации Иссинского района Пензенской области от <дата>-п «Об исключении из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Иссинскому району Пензенской области» семья Абанькиных была исключена из списка участников основного мероприятия.

Представитель ответчика начальник управления социальной защиты населения администрации Иссинского района Пензенской области Ю.Т.П.. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В ходе судебного разбирательства в удовлетворении заявленных исковых требований просила отказать, пояснила, что участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», в списки которой в 2011 году была включена семья Абанькиных, носит заявительный характер с предоставлением определенного пакета документов, предусмотренных законом. В 2017 году Абанькины представили в управление социальной защиты населения постановление администрации МО «Рабочий поселок Исса» об увеличении количества членов их семьи и необходимый пакет документов. На основании чего, постановлением администрации Иссинского района были внесены изменения в состав семьи Абанькиных и она, как многодетная, получила первоочередное право на социальные выплаты в 2018 году. Нарушений в отношении семьи Абанькиных в период ее участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» не допущено, сотрудники управления социальной защиты населения Иссинского района в своей деятельности руководствовались нормами действующего законодательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросов свидетелей, изучив материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», направленную на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривающую для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций. Приложением к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В судебном заседании установлено, что семья Абанькиных, состоящая из четырех человек, в 2012 году на основании постановления администрации Иссинского района Пензенской области от <дата> была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

В пункте 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в редакции, действующей на момент постановки семьи на учет (ред. от 27.12.2011 года) было предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В пункте 18 Правил также были предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.

Таким образом, участником подпрограммы на момент постановки семьи на учет могла быть семья, если возраст каждого из супругов, не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов в семье предельного возраста исключала возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с пунктом 18 Правил являлась основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Постановлением администрации Иссинского района Пензенской области от <дата> семья Абанькиных исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в связи с исполнением одному из супругов 36 лет.

Из копии паспорта истца Абанькина В.В. следует, что он родился <дата>, то есть на момент исключения из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы <дата> истец Абанькин В.В. уже достиг возраста 36 лет.

На день принятия решения об исключении семьи истца из списка участников молодых семей условия предоставления социальных выплат молодым семьям были закреплены в п. 27 Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 в редакции от 20 мая 2017 года, согласно которому вопрос исключения семьи из списка в случае несоответствия по возрасту был конкретизирован и указано, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом от 10 декабря 2015 года № 497-ОС Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области утвержден Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году.

В силу пункта 8 Порядка, в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

Указанные выше нормы согласуются с разъяснениями, содержащимся в определении Конституционного суда Российской Федерации от 27.05.2010 года № 738-О-О, в котором указано, что закрепление в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и, определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на день принятия решения об исключении семьи Абанькиных из списка участников подпрограммы Абанькин В.В. достиг возраста 36 лет, его семья перестала соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы по возрастному цензу, в связи с чем, утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, на основании чего была обоснованно исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

В силу действующего законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

В судебном заседании не установлены противоречия постановления администрации Иссинского района Пензенской области от <дата>-п требованиям закона, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания данного постановления незаконным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение администрации Иссинского района Пензенской области об исключении семьи Абанькиных из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы является правомерным и у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения на администрацию Иссинского района Пензенской области обязанности включить семью Абанькиных в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с учетом первичной даты подачи заявления и предоставить соответствующую субсидию в первоочередном порядке.

Рассматривая требование истцов о признании незаконным бездействие работников администрации Иссинского района Пензенской области и управления социальной защиты населения, выразившееся в неприменении норм законодательства при наличии оснований - изменения численности семьи и приобретения статуса многодетной - для предоставления субсидий на приобретение жилья в первоочередном порядке семье в составе: Абанькина В.В., Абанькиной Е.О., А.К.В., А.Д.В., А.Е.В., А.В.В. суд приходит к следующему.

Согласно пункту 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в ред. постановления Правительства от 22.11.2012 № 1204) порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Аналогичное положение содержится в п. 25 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Приказом от 27 марта 2013 года № 62-ОС Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области утвержден Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Настоящий Порядок регламентирует правила формирования органом местного самоуправления муниципального образования Пензенской области (далее - орган местного самоуправления), участвующим в реализации Подпрограммы на 2011 - 2015 годы, списка молодых семей - участников Подпрограммы на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - Список).

Пункт 5 предусматривает порядок формирования Списка.

Согласно пункту 5.1. первоочередное право на включение в Список имеют молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Аналогичные положения содержатся в пункте 5.1 Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденного Приказом Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 10 декабря 2015 года № 497-ОС.

Как установлено в судебном заседании постановлением администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области от <дата> семья Абанькиных в составе четырех человек: Абанькин В.В., Абанькина Е.О., а также их дети - А.К.В.<дата> года рождения, А.Д.В.<дата> года рождения, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

<дата> Абанькин В.В. обратился в управление социальной защиты населения Иссинского района Пензенской области с заявлением включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы молодую семью в составе Абанькина В.В., Абанькиной Е.О., детей - А.К.В. 2006 года рождения и А.Д.В.<дата> года рождения.

<дата> постановлением администрации <адрес>-п участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2012 году была признана семья Абанькина В.В. в составе 4 - х человек, а именно: жена Абанькина Е.О., дети: А.К.В.<дата> года рождения, А.Д.В.<дата>, проживающие по адресу: р.<адрес>.

<дата> у Абанькина В.В. и Абанькиной Е.О. родился третий ребенок А.Е.В., а <дата> родился четвертый ребенок А.В.В..

<дата> Абанькина Е.О. обратилась с заявлением к главе администрации муниципального образования «Рабочий <адрес>» о внесении изменений в постановление о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье в связи с рождением двух детей.

<дата> постановлением администрации муниципального образования «Рабочий <адрес>» <адрес>-п внесены изменения в постановление МО «Рабочий поселок Исса» от <дата>, согласно которым нуждающейся в улучшении жилищных условий признана семья Абанькиных в составе 6 человек, а именно: Абанькин В.В., Абанькина Е.О., их дети: А.К.В.<дата> года рождения, А.Д.В.<дата> года рождения, А.Е.В.<дата> года рождения, А.В.В.<дата> года рождения, проживающие по адресу: р.<адрес>.

Указанное постановление вместе с другими документами <дата> были представлены Абанькиными в управление социальной защиты населения администрации Иссинского района Пензенской области

На основании чего, постановлением администрации Иссинского района Пензенской области от <дата>-п были внесены изменения в постановление администрации <адрес> от <дата>-п «О признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», согласно которым состав семьи Абанькиных был дополнен двумя детьми: А.Е.В. и А.В.В..

В ходе обозрения в судебном заседании дела участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей ФЦП «Жилище» - семьи Абанькиных, представленного управлением социальной защиты населения администрации <адрес>, было установлено, что в деле имеются документы с указанием даты их приема <дата>, в том числе, два свидетельства о рождении детей: А.К.В. 02. 06.2006 года рождения и А.Д.В.<дата> года рождения, и документы с указанием даты их приема <дата>, в том числе, четыре свидетельства о рождении детей: А.К.В., А.Д.В., а также, А.Е.В.<дата> года рождения и А.В.В.<дата> года рождения.

Из надзорного производства года прокуратуры Иссинского района Пензенской области, представленного в судебное заседание, следует, что прокуратурой Иссинского района была проведена проверка обращения Абанькина В.В. от <дата> о незаконном исключении его семьи из федеральной целевой программы и непредоставления своевременно (в порядке очереди) субсидий на приобретение жилья. В ходе проверки было установлено, что в период с 2013 года по 2017 год семья Абанькиных перемещалась в списках претендентов - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в следующем порядке: в 2013 году - порядковый номер в списке 12, в 2014 году - 10, в 2015 году - 7, в 2016 году - 6, в 2017 году - 6. <дата> после официального обращения семьи Абанькиных в установленном порядке в Управление социальной защиты населения администрации Иссинского района и предоставлении документов, свидетельствующих о рождении 3, а в дальнейшем и 4 ребенка, вышеуказанным органом семье Абанькиных предоставлено внеочередное право на получение социальной выплаты в 2018 году, и указанная семья поставлена в списки первоочередников на 2018 год под №1. На момент утверждения сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты Абанькину В.В. исполнилось 36 лет. По этой причине семья Абанькиных исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы, о чем <дата> главой администрации Иссинского района вынесено соответствующее постановление По результатам проведенной проверки было установлено, что какие-либо нарушения закона в деятельности органов местного самоуправления Иссинского района, Управления социальной защиты населения не усматриваются.

В надзорном производстве, которое обозревалось в судебном заседании, имеются представленные администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Исса» следующие документы: заявление Абанькина В.В. главе администрации МО р.п. Исса о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановление администрации МО «Рабочий поселок Исса» от 23.09.2011 года № 78, согласно которому Абанькин В.В., Абанькина Е.О., А.К.В.<дата> года рождения, А.Д.В.<дата> года рождения признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий; заявление Абанькиной Е.О. от <дата> главе администрации МО «Рабочий поселок Исса» о внесении изменений в постановление о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье (2011 год) в связи с рождением двух детей, постановление администрации МО «Рабочий поселок Исса» от <дата>-п, согласно которому постановление «О признании молодой семьи Абанькиных, нуждающимися в улучшении жилищных условий» изложено в новой редакции: «Признать Абанькина В.В. <дата> года рождения, Абанькину Е.О. <дата> года рождения, А.К.В.<дата> года рождения, А.Д.В.<дата> года рождения, А.Е.В.<дата> года рождения, А.В.В.<дата> года рождения нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании помощник прокурора Б.А.В. подтвердил факт проведения им проверки по поводу обращения Абанькина В.В. от <дата> о незаконном исключении его семьи из федеральной целевой программы и не предоставления своевременно (в порядке очереди) субсидий на приобретение жилья, и принятии по данному обращению решения прокурором Иссинского района.

Доводы истцов о том, что в 2013 году они сдали в управление социальной защиты населения Иссинского района Пензенской области свидетельство о рождении третьего ребенка, после чего неоднократно обращались в Управление за информацией о возможности получения субсидий, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Начальник Управления Ю.Т.П.. пояснила, что истцы по данному вопросу к ней не обращались.

Свидетель М.Н.А. показала в судебном заседании, что до 2018 года она занималась жилищными программами в управлении социальной защиты населения администрации Иссинского района Пензенской области. Семья Абанькиных с 2011 года в составе четырех человек являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Истцы обращались к ней за указанный период три раза, а именно: в 2011 году при подаче документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», в 2013 году - Абанькин В.В. сообщил о рождении третьего ребенка, при этом никакие документы, в том числе свидетельство о рождении третьего ребенка, им не сдавались, в 2017 году семья Абанькиных обратилась по поводу рождения четвертого ребенка, <дата> ими был сдан полный пакет документов для внесения изменений в списки участников подпрограммы, что подтверждается журналом учета приема граждан, который она вела с 2011 года.

При обозрении в судебном заседании указанного журнала видно, что Абанькин В.В. зарегистрирован дважды, а именно: в 2011 году при подаче документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», в 2017 году им представлены документы о внесении изменений в состав семьи.

Доводы истцов о том, что сотрудники управления социальной защиты населения администрации Иссинского района не применили к ним нормы законодательства для предоставления субсидий на приобретение жилья в первоочередном порядке, зная, что их семья с 2013 года являлась многодетной, так как они получали пособия на всех детей, решением главы администрации Иссинского района от <дата> им, как многодетной семье, был предоставлен земельный участок, суд считает не состоятельными.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Ю.Т.П.., вопросами детских пособий и жилищными программами в Управлении занимаются разные специалисты, при этом формируются отдельные дела с определенными документами, кроме того, вопросами предоставления земельных участков Управление не занимается.

Свидетель М.Н.А. пояснила в судебном заседании, что в 2013 году при обращении к ней Абанькина В.В. по поводу рождения третьего ребенка, она разъяснила, что для первоочередного права получения субсидий необходимо предоставить пакет документов, в том числе постановление администрации о внесении изменений в состав семьи о признании их нуждающимися. После этого Абанькины к ней не обращались до 2017 года. В 2017 году Абанькины обратились к ней за консультацией по поводу рождения у них 4-го ребенка, она разъяснила, что нужно внести изменения в постановление МО «Рабочий поселок Исса» и предоставить полный пакет документов, что в последствии ими и было сделано.

Довод истцов о том, что заявление, имеющееся в деле участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» - семьи Абанькиных от <дата> они не писали, не влияет на принятое решение об исключении семьи Абанькиных из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку само заявление без приложенных к нему документов не имеет правового значения для внесения изменений в состав семья Абанькиных. На основании постановления муниципального образования «Рабочий поселок Исса» от <дата>-п, постановлением администрации Иссинского района Пензенской области от <дата>-п были внесены изменения в состав семьи Абанькиных и она, как молодая семья, имеющая 4 детей, получила первоочередное право на получение социальной выплаты в 2018 году.

Доводы истцов о том, что на обращения в Управление социальной защиты и администрацию Иссинского района они получали ответы о том, что указанные органы не располагали информацией о рождении третьего и четвертого ребенка, что их семья, являясь многодетной, в соответствии с п.25 Правил подлежит включению в первую очередь на получение субсидий, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Данные обращения истцов имели место уже после исключения семьи истцов из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы, что подтверждается ответом главы администрации Иссинского района Пензенской области от <дата>, из которого следует, что документы по изменению состава семьи по участию в жилищной программе в период с 2012 года по июнь 2017 года семьей Абанькиных в управление социальной защиты населения администрации Иссинского района Пензенской области не представлялись.

Из пояснений начальника управления социальной защиты населения Ю.Т.П.. и свидетеля М.Н.А. следует, что информация о том, что многодетная семья имеет первоочередное право на получение социальных выплат, была размещена на сайте администрации Иссинского района Пензенской области в разделе «Жилищные программы», в районной газете «Вперед» 23.08.2013 году была опубликована статья «Если в семье появился третий ребенок», в которой разъяснялось право многодетной семьи на внеочередное участие в федеральных программах на улучшение жилищных условий.

Иных доводов, заслуживающих внимание при обосновании заявленных исковых требований, истцами не приведено.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что участие молодых семей в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» носит заявительный характер, согласно п. 25 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в первую очередь в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи, в том числе имеющие 3 и более детей, документы об увеличении состава семьи, истцами были представлены в 2017 году.

Анализируя изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным бездействия работников администрации Иссинского района Пензенской области, управления социальной защиты населения администрации Иссинского района Пензенской области.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Абанькина Владислава Викторовича, Абанькиной Елены Олеговны, действующей от себя и в интересах своих несовершеннолетних детей А.К.В., А.Д.В., А.Е.В., А.В.В., к администрации Иссинского района Пензенской области, управлению социальной защиты населения администрации Иссинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия работников администрации Иссинского района Пензенской области, выразившееся в неприменении норм законодательства при наличии оснований - изменения численности семьи и приобретения статуса многодетной - для предоставления субсидий на приобретение жилья в первоочередном порядке семьи в составе: Абанькина В.В., Абанькиной Е.О., А.К.В., А.Д.В., А.Е.В., А.В.В.; о признании незаконным решение об исключении семьи Абанькиных из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и претендентов на получение социальной денежной выплаты на приобретение жилья; об отмене постановления главы администрации Иссинского района Пензенской области -п от <дата>; обязать администрацию Иссинского района Пензенской области включить семью Абанькиных в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» с учетом первичной даты подачи заявления и предоставить соответствующую субсидию в первоочередном порядке отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2018 года.

Судья Мурашова Т.А.