Дело № 2-51/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
8 февраля 2018 года п.Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шерягиной С.Н.,
при секретаре Борисовой И.А.,
с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Суворовой Л.А.,
представителя ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» ФИО7,
представителя третьего лица МО «Октябрьское» ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Устьянский муниципальный район» об обязании включить автомобильную дорогу в перечень автомобильных дорог общего пользования и организовать дорожную деятельность,
установил:
прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с вышеназванным иском к администрации МО «Устьянский муниципальный район», администрации МО «Октябрьское», мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО3 по вопросу содержания автомобильных дорог в садово-огородническом товариществе «Дары Осени», в результате которой установлено, что автомобильная дорога- подъезды к садово- огородническому товариществу «Дары Осени» в реестре муниципальной собственности МО «Октябрьское», МО «Устьянский муниципальный район» не состоит, дорожная деятельность в отношении дороги не осуществляется, надлежащим образом дорога не содержится, что является препятствием проезда машин скорой помощи, пожарной техники, а также развитию огородничества.
Ссылаясь на нормы ФЗ № 131 от 06.10.2013 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 08.11.2007 № 257 –ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прокурор просил обязать администрацию МО «Устьянский муниципальный район», администрацию МО «Октябрьское» включить автомобильную дорогу – подъезды к садово- огородническому товариществу «Дары Осени» в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, предусмотреть лимиты бюджетных обязательств для осуществления дорожной деятельности в отношении указанной автомобильной дороги, организовать надлежащую дорожную деятельность в отношении указанной автомобильной дороги.
Определением суда от 18 января 2018 года в качестве третьего лица по делу привлечено Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район».
В ходе судебного разбирательства прокурор отказался от исковых требований в части требований к администрации МО «Октябрьское». На основании определения суда от 8 февраля 2018 года данный отказ принят судом. Администрация МО «Октябрьское» привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию МО «Устьянский муниципальный район» включить в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения автомобильные дороги, прилегающие к северо-западной стороне автодороги д.Павлицево-д.Чадрома Устьянского района Архангельской области на участке 4 км, 3 км. 950 м., 3 км. 900 м., протяженностью 390 м., 350 м., 290 м. соответственно, предусмотреть лимиты бюджетных обязательств для осуществления дорожной деятельности в отношении указанных автомобильных дорог, организовать надлежащую дорожную деятельность в отношении указанных автомобильных дорог.
В судебном заседании помощник прокурора Суворова Л.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» ФИО7 с исковыми требованиями не согласилась, поскольку считает, что спорные дороги находятся в границах СОТ «Дары осени» и используются гражданами СОТ исключительно для собственных нужд. В силу ст. 38 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны только содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении работ по строительству и ремонту дорог.
Представитель третьего лица администрации МО «Октябрьское» ФИО8 исковые требования не поддержал, пояснил, что ранее работникам Шангальской лесобазы был выделен земельный участок из земель сельхозназначения для ведения огородничества площадью 10 га, было создано СОТ «Дары осени», которое не является населенным пунктом. Прокурором не предоставлено сведений о том, что проезды по СОТ отвечают признакам автомобильной дороги. В силу ФЗ № 131 от 06.10.2013 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» оснований для принятия спорных дорог (проездов по СОТ «Дары Осени») в муниципальную собственность не имеется.
Третье лицо Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, исковые требования не поддерживает.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетелей, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что в прокуратуру района обратилась ФИО3 по вопросу содержания дорог в СОТ «Дары Осени» (л.д. 96). По ее обращению прокуратурой района была проведена проверка.
В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснила, что более 20 лет назад ее свекру ФИО6 от Шангальской лесобазы был выделен участок ... под дачу в СОТ «Дары осени». Участок был оформлен на ее мужа ФИО4, который подарил его ей по договору. На этом участке построен жилой дом. Рядом с ее участком находился участок, который не использовался, и она его купила, в дальнейшем планирует объединить оба участка в один. С 2016 года она зарегистрирована в СОТ «Дары осени» в доме № .... На территории товарищества есть три дороги, ведущие от автодороги Павлицево-Чадрома, которые были построены Шангальской лесобазой и находились на ее содержании. В настоящее время садовое товарищество не зарегистрировано, о создании СОТ «Дары осени» ей ничего не известно, содержанием дорог занимаются сами граждане, имеющие земельные участки на территории СОТ. В 2017 году своей улицей они собирали денежные средства на отсыпку дороги по их улице.
Установлено, что на основании договора купли – продажи от 16 июля 2013 года ФИО3 в СОТ «Дары осени» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения садоводства (л.д.18). На основании договора дарения земельного участка с жилым домом от 24 апреля 2016 года ей же принадлежит в СОТ «Дары осени» жилой дом с кадастровым номером ... (л.д.21).
Указанному дому присвоен адрес: ... (л.д. 22).
Судом установлено, что 14 октября 1985 года исполнительным комитетом Устьянского районного Совета народных депутатов садоводческому товариществу Шангальской лесоперевалочной базы объединения «Северолесоэкспорт» п.Октябрьский выдан государственный акт на право пользования землей, согласно которому передано в бессрочное и бесплатное пользование 10 га земли для занятия коллективным садоводством, составлен план землепользования.
На основании заявления председателя правления товарищества главой Октябрьской поселковой администрации вынесено постановление № 3 от 13 января 1993 года о перерегистрации землепользования садово-огороднического товарищества Шангальской лесобазы «Дары осени» с предоставлением в бессрочное (постоянное) пользование земель площадью 10 га.
В феврале 1993 года СОТ «Дары осени» выдано свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 10 га.
На основании постановления главы Октябрьской поселковой администрации № 140 от 04 октября 1994 года «О перерегистрации земель» земельные участки, находящиеся в фактическом пользовании граждан Октябрьского поссовета, предоставлены 139 гражданам для ведения садоводства в собственность в садово – огородническом товариществе «Дары Осени».
Свидетель ФИО5 суду показала, что в архиве Росреестра имеются лишь документы о декларативном нанесении границ СОТ «Дары осени», межевание земли под СОТ не производилось. В 2003 году проводили инвентаризацию земель ранее учтенных земельных участков, в частности в квартале, где находится СОТ «Дары осени». В 2003 году ФГУП «Архземпредприятие» была выполнена инвентаризационная схема.
Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что земельные участки ранее были выделены работникам Шангальской лесобазы для огородничества. Его отец ФИО6 работал на лесобазе и ему выделили участок. На территории товарищества имеется три дороги, построенные лесобазой, которые идут от дороги Павлицево-Чадрома по территории СОТ в сторону леса, территория СОТ не огорожена. Раньше был председатель правления. Лесобаза ранее оказывала помощь по содержанию дорог, чистили канавы. После того, как лесобаза прекратила существование, дороги содержат сами жители. Два года назад он стал постоянно проживать в СОТ «Дары осени». На его улице еще постоянно проживает ФИО2, остальные дачники постоянно там не проживают.
ФИО2 в судебном заседании показал, что четыре года назад купил земельный участок с домом в СОТ «Дары осени», после чего там зарегистрировался. Правления товарищества нет, собрания не проводятся. Жители улицы, на которой он проживает, в прошлом году собирали денежные средства на отсыпку дороги по улице. В зимний период дорогу по улице чистят те, кто там проживает.
Свидетель ФИО1 суду также показала, что приобрела участок и дом в СОТ «Дары осени» в 2014 году. В доме проживает постоянно, дорогу чистят своими силами. О создании СОТ «Дары осени» ничего не известно. В 2017 году собирали деньги на ямочный ремонт дороги на их улице.
Постановлением главы Октябрьской поселковой администрации ... от 11 августа 2005 года на основании схемы существующей застройки в СОТ «Дары осени» садовым домам присвоены номера.
Судом установлено, что предметом разбирательства является проезды, расположенные в пределах СОТ «Дары Осени».
СОТ «Дары Осени» расположен в кадастровом квартале ..., вдоль его границы проходит автомобильная дорога сообщением Павлицево-Чадрома, находящаяся в оперативном управлении областного государственного учреждения «Дорожное агентство Архангельской области «Архангельскавтодор», от которой на территорию СОТ «Дары осени» имеется три заезда (дороги), проходящих через территорию СОТ.
Как пояснила суду помощник прокурора Суворова Л.А., первый заезд расположен на 3 км + 900 м автодороги Павлицево-Чадрома, второй – на 3 км. + 950 м. автодороги Павлицево-Чадрома, и третьий – на 4 км. автодороги Павлицево-Чадрома, о чем также свидетельствует схема, выполненная ООО «Геодезист», по поручению прокурора.
Земельные участки, предоставленные в собственность граждан для ведения садоводства и огородничества на территории СОТ «Дары осени», входят в состав земель сельскохозяйственного назначения (справка КУМИ администрации МО «Устьянский муниципальный район», карта градостроительного зонирования генерального плана МО «Октябрьское»).
Судом установлено, что СОТ «Дары Осени» образовано до вступления в силу Федерального от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях».
Из материалов дела следует, что отвод земель СОТ «Дары осени» был произведен в период действия Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 года.
В соответствии со статьями 31, 32 ЗК РСФСР право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
Приступать к использованию земельных участков также разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды. Местный Совет народных депутатов мог разрешить приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года N 5 "О применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ" поскольку садоводческие товарищества являются составной частью системы кооперации, то при разрешении споров, связанных с их деятельностью, судам следует руководствоваться Законом "О кооперации в СССР". Необходимо также руководствоваться уставами садоводческих товариществ, если содержащиеся в них правила не противоречат действующему законодательству.
Согласно ст. 54 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (вступает в законную силу со дня его официального опубликования с 23 апреля 1998 года в "Российской газете") на территории Российской Федерации не применяется Закон СССР "О кооперации в СССР" в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" данный Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Следовательно, названный Закон подлежит применению к любым садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации независимо от времени их создания и СОТ «Дары осени» исключением из данного правила не является.
С принятием Федерального Закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов, созданных до вступления в силу данного закона, подлежали приведению в соответствие с нормами закона в течение пяти лет со дня его официального опубликования (п. 1 ст. 53 ФЗ в редакции от 23.04.1998 г.).
Согласно ст. 17 Федерального Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" N 66-ФЗ от 15.04.1998 г. (в действующей редакции) государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Из положений статей 6, 7 Федерального Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" N 66-ФЗ от 15.04.1998 г. (в действующей редакции) следует, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента государственной регистрации; такое объединение должно иметь в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием. И только такое объединение имеет право осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом; от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; привлекать заемные средства; заключать договоры; выступать истцом и ответчиком в суде и т.д.
Несмотря на приведенные требования Федерального Закона N 66-ФЗ, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что устав СОТ «Дары Осени» не был приведен в соответствие с действующим законодательством в течение 5 лет после вступления в силу данного ФЗ; государственная регистрация изменений правового статуса садового товарищества как объединения граждан не производилась; до настоящего времени садоводческое товарищество также не имеет организационно-правовой формы и зарегистрированного в установленном законом порядке устава.
В Едином государственном реестре юридических лиц сведения о СОТ «Дары Осени» отсутствуют (л.д. 28).
При таких обстоятельствах нельзя считать СОТ «Дары Осени» легитимным.
Между тем, как установлено в судебном заседании, некоторые жители зарегистрированы на территории СОТ «Дары осени» по месту жительства, поскольку фактически проживают там в домах, другого жилья не имеют.
Действующее законодательство России не содержит исчерпывающего перечня видов жилых помещений, в которых гражданин вправе зарегистрироваться по месту жительства. Соответственно, это может быть любой дом независимо от его вида или названия при условии, что по своему назначению он относится к жилым помещениям и предназначен для проживания в нем, если это следует из относящихся к нему документов (свидетельство о праве собственности, кадастровый паспорт и др.). Наличие таких документов в силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, п. 1 ст. 20, ст. 209 ГК РФ, ст. 15 ЖК РФ и Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П дает право зарегистрироваться в доме по месту жительства.
При этом следует учитывать, что регистрация является административным актом, необходимым для наличия обратной связи с гражданином, зарегистрированным по конкретному адресу, с целью исполнения им своих публичных и иных обязанностей. Каких-либо иных правовых последствий регистрация по месту жительства не влечет, она также не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 6 ст. 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч.ч. 1 - 4, 13 ст. 5 указанного федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на четыре вида: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования (предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц) и автомобильные дороги необщего пользования (находящиеся в собственности лиц, которые используют их исключительно для собственных нужд). Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (п.4).
Согласно части 9 указанной статьи автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы согласуются с положениями Устава МО «Октябрьское».
Населенный пункт – это компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.
Населенный пункт получает статус в установленном законном порядке и располагает в своих границах соответствующие органы или службы органов государственной власти или местного самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации.
Садоводческое товарищество- это некоммерческая организация, учрежденная гражданами для содействия ее членам в решении общих социально- хозяйственных задач ведения садоводства (ст. 1 ФЗ № 66-ФЗ). Невозможность осуществления садоводами индивидуально в силу экономических причин крупномасштабных проектов заставляет их объединяться в товарищества, в составе которых они за счет общих финансовых ресурсов в состоянии создать условия для ведения садоводства и отдыха на своих участках.
Законом Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258- внеоч- ОЗ «О статусе и границах территории муниципальных образований в Архангельской области» утвержден перечень деревень, которые входят в границы муниципального образования «Октябрьское».
С учетом изложенного СОТ «Дары Осени» не является населенным пунктом, автомобильные дороги, расположенные в границах СОТ «Дары Осени» в реестре муниципальной собственности МО «Октябрьское» не числятся.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона об автомобильных дорогах автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Как установлено законодателем, органы местного самоуправления не обязаны, но вправе утверждать перечни автомобильных дорог общего доступа местного значения муниципального образования.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения муниципального района, при этом финансовые обязательства, возникающие с решением данных вопросов, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) относятся к территориям общего пользования.
В соответствии с абзацем 11 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Абзацем 10 ст. 1 названного Федерального закона регламентировано, что места общего пользования в некоммерческих объединениях предназначены для потребностей членов таких объединений.
Проектирование застройки территории садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений регулируется СП 53.13330.2011. "Сводом правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97", утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 г. N 849, где в п. 5.2, 5.3 предусмотрено, что территория садоводческого (дачного) объединения должна соединять подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования; на территорию садоводческого (дачного) объединения с числом садовых участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 – не менее двух въездов.
Земельный участок, предоставленный садоводческому (дачному) объединению состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая из санитарно-защитные зоны) (п. 5.4 СНиП 30-02-97).
СНиП 30-02-97* является переизданным СНиП 30-02-97 (введен в действие постановлением Госстроя России от 10 сентября 1997 г. № 18-51), который был принят взамен ВСН 43-85**.
Как следует материалов дела, садоводческому товариществу «Дары осени» земельный участок в пользование был выделены единым массивом, на территории которого имеется три линии дорог.
Сторонами не оспаривается, что спорные дороги расположены на земельном участке, находящемся в пользовании собственников земельных участков СОТ «Дары Осени», на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Факт того, что указанные дороги не проходят ни по одному из населенных пунктов не оспаривается сторонами.
Доказательств того, что спорные участки дороги являются автомобильной дорогой, прокурором не представлено.
Дороги, расположенные в границах СОТ «Дары Осени», в реестре муниципальной собственности не числятся, на балансе не состоят (л.д. 26, 29).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования.
Как установил суд, собственники земельных участков, расположенных в СОТ «Дары осени» членами товарищества не являются, поскольку не предпринимают мер к его созданию.
Судом также установлено, что собственники земельных участков своими силами и средствами производят ремонтно-восстановительные работы на дороге (проезде) возле их участков.
Доказательств принятия органами власти решения о строительстве автомобильных дорог, соединяющих границы территории участка товарищества, не предоставлено, при этом спорные дороги представляют собой проезды по территории товарищества, и являются имуществом общего пользования товарищества, следовательно, и в порядке требований пункта 4 статьи 35 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", предоставляющего органам местного самоуправления право принимать на баланс имущество, в том числе дороги садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, у администрации отсутствует обязанность по решению вопроса о принятии спорных дорог, относящихся к имуществу товарищества, в муниципальную собственность.
Согласно с п. 1, п. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 38 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям осуществляется посредством принятия соответствующих решений и заключения договоров на основании обращений в письменной форме садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в:
1) осуществлении работ по строительству и ремонту дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, связи или по подключению к действующим линиям электропередачи, системам водоснабжения и водоотведения; организации машинно-технических станций, фондов проката, магазинов посредством принятия решений о заключении договоров на выполнение соответствующих работ государственными и муниципальными предприятиями, об организации и о проведении конкурсов программ и инвестиционных проектов развития инфраструктур территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, об осуществлении совместных проектов развития инфраструктур территорий таких объединений, оплаты доли затрат на содержание инфраструктур в случае, если данные инфраструктуры предназначены для обслуживания населения соответствующих территорий или если объекты инженерной инфраструктуры таких объединений приняты в установленном порядке на баланс органов местного самоуправления и организаций;
2) обеспечении проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей до садовых, огородных и дачных земельных участков и обратно посредством установления соответствующих графиков работы пригородного пассажирского транспорта, организации новых автобусных маршрутов, организации и оборудования остановок, железнодорожных платформ, осуществления контроля за работой пригородного пассажирского транспорта;
3) обеспечении пожарной и санитарной безопасности, охраны окружающей среды, памятников и объектов природы, истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации посредством создания комиссий по контролю за выполнением требований законодательства, в состав которых входят представители садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Из системного толкования ст. 38 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" следует, что в отношении дорог в пределах объединения органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны только содействовать в их строительстве и ремонте.
Вышеуказанным Федеральным законом на государственные органы и органы местного самоуправления не возложена обязанность осуществления за счет федерального бюджета или местного бюджета обустройства земельных участков, выделенных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям.
Доказательств наличия населенных пунктов, которые бы связывал спорный участок дороги, прокурором не представлено.
Как видно из материалов дела, СОТ «Дары Осени» находится в пределах Устьянского района. В силу положений ст. 15 Федерального закона «Об организации общих принципов местного самоуправления в российской Федерации» органы местного самоуправления Устьянского района обязаны создать условия предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального района.
Работы по проектированию и строительству дорог в садоводческом товариществе должны осуществляться силами самого садоводческого товарищества за счет его членов, тогда как роль органов местного самоуправления заключается в оказании содействия, что выражается в виде принятия решений о заключении договоров на выполнение соответствующих работ, об организации и о проведении конкурсов программ и инвестиционных проектов, об осуществлении совместных проектов, оплаты доли затрат на содержание инфраструктур в прямо предусмотренных законом случаях.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора к администрации МО «Устьянский муниципальный район» включить в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения автомобильные дороги, прилегающие к северо-западной стороне автодороги д.Павлицево-д.Чадрома Устьянского района Архангельской области на участке 4 км, 3 км. 950 м., 3 км. 900 м., протяженностью 390 м., 350 м., 290 м. соответственно, предусмотреть лимиты бюджетных обязательств для осуществления дорожной деятельности в отношении указанных автомобильных дорог, организовать надлежащую дорожную деятельность в отношении указанных автомобильных дорог, не подлежащими удовлетворению, в связи с чем приходит к выводу в иске отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» об обязании включить в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения автомобильные дороги, прилегающие к северо-западной стороне автодороги д.Павлицево-д.Чадрома Устьянского района Архангельской области на участке 4 км, 3 км. 950 м., 3 км. 900 м., протяженностью 390 м., 350 м., 290 м. соответственно, предусмотреть лимиты бюджетных обязательств для осуществления дорожной деятельности в отношении указанных автомобильных дорог, организовать надлежащую дорожную деятельность в отношении указанных автомобильных дорог, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий С.Н. Шерягина
Мотивированное решение изготовлено 12.02.2018.