Дело № 2-51/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «23» января 2018 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Захарова Р.П.,
при секретаре судебного заседания Федюниной А.П.,
с участием представителей истца государственного казенного учреждения Волгоградской области центр занятости населения Новоаннинского района ФИО1, действующего на основании Устава, и ФИО2, действующего на основании доверенности № 32 от 22 января 2018 года,
а также с участием ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Волгоградской области центр занятости населения Новоаннинского района к ФИО3 о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а также процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Государственного казенное учреждение Волгоградской области центр занятости населения Новоаннинского района (далее по тексту ГКУ ЦЗН Новоаннинского района обратилось в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с иском к ФИО3 о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование заявленных исковых требований указывает, что 08.09.2015 года ФИО3, зарегистрированная в качестве безработного (ищущего работу), обратилась в ГКУ ЦЗН Новоаннинского района с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в РФ», согласно Федеральному закону от 30.11.2011 года № 361 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», начиная с 01.01.2012 года органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшими профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. Постановлением администрации Волгоградской области от 26.03.2012 года № 171-п установлен порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи. 21.08.2015 года между ГКУ ЦЗН Новоаннинского района и ответчиком заключен договор № о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица. 12.11.2015 года центр перечислил ответчику финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800 рублей, что подтверждается платежным поручением №. Исходя из п. 2.1.4. договора ответчик обязан предоставить в центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в срок не позднее трех месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой счет. Копии этих документов принимаются центром по акту приема-передачи документов. При проведении проверки подлинности документов, предоставленных ответчиком 12.02.2016 года по акту приема-передачи документов, подтверждающих целевое расходование предоставленной единовременной финансовой помощи, были выявлены нарушения. В частности, в бизнес-плане ФИО3 указаны следующие расходы по субсидии: стол; тумба; стул для мастера; стул для клиента; пылесборник; стерилизатор; лампа на стол для геля; машинка для обработки кутикулы; расходные материалы (кисточки, пилочки, типсы, гель, лаки, блески, наклейки и др.); аренда; регистрация ИП. При этом, расходы, связанные с регистрацией в налоговом органе, не входят в перечень видов расходов, определенных п. 19 Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 26.03.2012 года № 171-п, и как следствие, включены в бизнес-план в нарушение установленного порядка. Кроме того, ФИО3 представлены отчетные документы на общую сумму 35 073 рублей, подтверждающие приобретение стола маникюрного, стула для мастера, стула для клиента, лампы настольной, лампы уф, дрели маникюрной, пилок (30 единиц), щипчиков (2 единицы), маникюрного набора, геля камуфляжного (7 единиц). Более того, в личном деле отсутствуют документы, подтверждающие фактическую оплату арендных платежей в рамках договора аренды № на сумму 18 000 рублей, документы подтверждающие приобретение тумбы, пылесборника, стерилизатора. Вместе с тем, в личном деле содержатся документы, подтверждающие приобретение оборудования, не предусмотренного бизнес-планом, а именно, подставка для стола, чемодан для выезда на общую сумму 6 200 рублей. Таким образом, согласно пп. 16 и 19 Порядка, не обеспечено подтверждение документами целевого использования единовременной финансовой помощи на приобретение товаров, предусмотренных бизнес-планом, на сумму 23 727 рублей. Согласно п. 4.6 договора, финансовая помощь подлежит возврату в случае предоставления гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи, либо подтверждающих ее целевое использование. 27.11.2017 года в адрес ответчика направлено уведомление № 1022 о возврате единовременной финансовой помощи по договору № в размере 58 800 рублей. Согласно п. 3.2. договора, в случае нарушения гражданином условий, предусмотренных п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4. (одним из этих пунктов) договора, выделенная ему финансовая помощь подлежит возврату в центр в полном объеме с уплатой неустойки на эту сумму в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты, за каждый день неисполнения обязательства по день фактического возврата. В соответствии с п. 4.6. договора расторжение договора не освобождает гражданина от обязанности оплатить центру неустойку, предусмотренную п.п. 3.2., 3.3. договора. Просит суд: - взыскать с ФИО3 в пользу ГКУ ЦЗН Новоаннинского района сумму бюджетных средств по договору № о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица от 21.08.2015 года в размере 58 800 рублей; - взыскать с ФИО3 в пользу ГКУ ЦЗН Новоаннинского района проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Центрального банка РФ на сумму 58 800 рублей за период с 21.02.2017 года по день подачи иска в размере 4 399 рублей 14 копеек.
Представитель истца ГКУ ЦЗН Новоаннинского района ФИО1, действующий на основании Устава, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просит их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель истца ГКУ ЦЗН Новоаннинского района ФИО2, действующий на основании доверенности № 32 от 22.01.2018 года, в судебном заседании просит удовлетворить заявленные исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании возражает в удовлетворении заявленных исковых требований, пояснив, что в настоящее время она прекратила предпринимательскую деятельность. Действительно, 12.11.2015 года она получила субсидию на организацию предпринимательской деятельности, так как стояла на учете в центре занятости населения в качестве безработной. Однако, данные денежные средства она получила позже срока, оговоренного в договоре. Она зарегистрировалась в качестве ИП и желала осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию услуг маникюра и педикюра. Одним из условий получения субсидий являлась разработка бизнес-плана, который ею был разработан и утвержден в центре занятости. Только после этого, и после регистрации ее в качестве ИП, ей была выдана субсидия. Считает, что денежные средства по субсидии ею были израсходованы по целевому назначению. Считает, что приобретение предметов, не указанных в бизнес-плане, не является нецелевым использованием денег, так как они были потрачены именно для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, некоторые предметы, которые были указаны в бизнес-плане, пришлось заменить на другие, поскольку цена на них изменилась в большую сторону. Просит в иске отказать.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Согласно ч. 2 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Постановлением администрации Волгоградской области от 26.03.2012 года № 171-п утвержден порядок предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Согласно п. 11 указанного Порядка, предоставление финансовой помощи осуществляется на основании договора о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности, заключенного между ГКУ ЦЗН и безработным гражданином.
В соответствие с п. 16 Порядка, финансовая помощь предоставляется на оплату указанных в бизнес-плане затрат, в том числе на приобретение оборудования, основных средств, оплату аренды помещений, текущий и (или) капитальный ремонт нежилых помещений, приобретение и сопровождение программного обеспечения, производство, размещение и распространение рекламы, получение лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, сертификацию продукции, а также на другие затраты, связанные с организацией предпринимательской деятельности.
В силу п. 19 Порядка, подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в ГКУ ЦЗН копий оплаченных счетов за приобретенное оборудование и другие материально-технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приема-передачи товара и денежных средств, других документов, отражающих фактически произведенные расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В судебном заседании установлено, что 08.09.2015 года ФИО3 обратилась в ГКУ ЦЗН Новоаннинского района с заявлением о перечислении ей финансовой помощи в сумме 58 800 рублей по основному виду экономической деятельности – предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты /л.д. 8/. При этом, для предоставления указанной субсидии, ответчиком был разработан и предоставлен бизнес-план /л.д. 9-24/. Согласно таблицы № 7 бизнес-плана /л.д. 20/, расходы по субсидии на организацию предпринимательской деятельности в сумме 58 800 рублей должны были быть израсходованы на приобретение: - стола на сумму 9 000 рублей; - тумбы на сумму 4 000 рублей; - стула для мастера на сумму 4 500 рублей; - стула клиента на сумму 1 500 рублей; - пылесборника на сумму 3 000 рублей; - стерилизатора на сумму 2 500 рублей; - лампы на стол на сумму 800 рублей; - лампы для геля на сумму 3 200 рублей; - машинки для обработки кутикулы на сумму 10 000 рублей; - расходных материалов (кисточек, пилочек, типсов, гелей, лаков, блески, наклеек и др.) на сумму 4 500 рублей; - аренды (три месяца) на сумму 15 000 рублей; - регистрация ИП на сумму 800 рублей.
21.08.2015 года между ФИО3 и ГКУ ЦЗН Новоаннинского района был заключен договор № о предоставлении финансовой помощи в сумме 58 800 рублей на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица /л.д. 25-27/. Согласно п. 2.1.3. и п. 2.1.4. договора, ответчик взяла на себя обязательство использовать предоставленную центром финансовую помощь только для организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом. Представить в центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной п. 2.2.2. договора.
12.11.2015 года истцом на счет ФИО3 были перечислены денежные средства в счет субсидии в сумме 58 800 рублей, что подтверждается платежным поручением /л.д. 28/, а также не отрицается ответчиком в судебном заседании.
В силу п. 1 и п. 3 ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствие с п. 1 ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
На основании п. 1 и п. 2 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно ст. 309 и п. 1 ст. 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 в ГКУ ЦЗН Новоаннинского района представлены документы на общую сумму 35 073 рублей, подтверждающие приобретение стола маникюрного, стула для мастера, стула для клиента, лампы настольной, лампы уф, дрели маникюрной, пилок (30 единиц), щипчиков (2 единицы), маникюрного набора, геля камуфляжного (7 единиц). Однако, ответчиком не представлены документы, подтверждающие фактическую оплату арендных платежей в рамках договора аренды № на сумму 18 000 рублей. Также не представлены документы, подтверждающие приобретение тумбы, пылесборника, стерилизатора. Однако, ответчиком в ГКУ ЦЗН Новоаннинского района представлены документы, подтверждающие приобретение оборудования, не предусмотренного бизнес-планом, в частности, подставки для стола, чемодана для выезда на общую сумму 6 200 рублей. Данные обстоятельства подтверждены документами, предоставленными стороной истца /л.д. 29-36/, и не опровергнуты ответчиком.
Кроме того, расходы, связанные с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не входят в перечень видов расходов, определенных п. 19 Порядка, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 26.03.2012 года № 171-п, в связи с чем, они включены в бизнес-план в нарушение установленного порядка.
Таким образом, судом установлено, что ФИО3 нарушены условия договора № по целевому использованию предоставленных бюджетных средств.
При этом, доводы ответчика о том, что ГКУ ЦЗН Новоаннинского района субсидия была перечислена с нарушением срока, установленного договором, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку срок действия договора определен п. 5.1. до 20.02.2017 года, договор по указанному ответчиком основанию не расторгался, какие-либо требования со стороны ответчика о нарушении срока перечисления субсидии истцу не предъявлялись.
Согласно п. 23 Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 26.03.2012 года № 171-п, финансовая помощь и финансовая помощь на организационные расходы подлежит возврату в ГКУ ЦЗН в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ГКУ ЦЗН письменного требования в случаях: - непредставления либо неполного представления безработным гражданином документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременное представление указанных документов; - представления безработным гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; - прекращения предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В соответствие с п. 3.2. договора №, заключенного между ФИО3 и ГКУ ЦЗН Новоаннинского района /л.д. 25-27/, в случае нарушения условий, предусмотренных пп. 2.1.2., 2.1.3., 2.1.4. (одним из этих пунктов) настоящего договора, выделенная ему финансовая помощь подлежит возврату в центр в полном объеме.
На основании изложенного, учитывая нарушения ответчиком условий договора о целевом использовании предоставленной субсидии, с ФИО3 в пользу ГКУ ЦЗН Новоаннинского района подлежит взысканию сумма бюджетных средств по договору № в размере 58 800 рублей.
Пунктом 3.2. договора №, заключенного между ФИО3 и ГКУ ЦЗН Новоаннинского района /л.д. 25-27/, предусмотрена уплата неустойки на сумму субсидии в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты, за каждый день неисполнения обязательства по день фактического возврата. Согласно п. 5.1. договора, он действует до 20.02.2017 года.
27.11.2017 года истец направлял ответчику уведомление о расторжении договора и о возврате единовременной финансовой помощи /л.д. 37-41/, однако, денежные средства ответчиком возвращены не были.
Судом проверялся расчет размера процентов за пользование чужими денежными средствами, предоставленный истцом /л.д. 58/, который суд признает верным.
В связи с чем, с ФИО3 в пользу ГКУ ЦЗН Новоаннинского района подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.02.2017 года по 19.12.2017 года в размере 4 399 рублей 14 копеек.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истец при подаче иска, в силу закона, был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, с ответчика в муниципальный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 095 рублей 97 копеек, исчисленная из присужденной суммы в соответствии с п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. 8, ст. 307, ст. 309, ст. 309, ст. 310, ст. 420, ст. 421, ст. 425 ГК РФ, Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 88, ст. 103, ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление государственного казенного учреждения Волгоградской области центр занятости населения Новоаннинского района к ФИО3 о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а также процентов за пользование чужими денежными средствами – удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 в пользу государственного казенного учреждения Волгоградской области центр занятости населения Новоаннинского района сумму бюджетных средств по договору № о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица от 21.08.2015 года в размере 58 800 рублей.
Взыскать с ФИО3 в пользу государственного казенного учреждения Волгоградской области центр занятости населения Новоаннинского района проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.02.2017 года по 19.12.2017 года в размере 4 399 рублей 14 копеек.
Взыскать с ФИО3 в муниципальный бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 2 095 рублей 97 копеек.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2018 года с помощью компьютера.
Председательствующий судья: Р.П. Захаров