Р ЕШ Е Н И Е З А О Ч Н ОЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Большое Болдино 21 мая 2019 года
Нижегородской области
Большеболдинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Доможировой Л.Ю., при секретаре Лысовой Ю.Н., с участием представителя истца военного прокурора Нижегородского гарнизона - прокурора Большеболдинского района Нижегородской области Антоничева С.С., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Нижегородского гарнизона к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о понуждении к регистрации прав на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Нижегородского гарнизона в порядке ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» с требованием обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» зарегистрировать до <дата> право оперативного управления на здание военного комиссариата, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>.
Свои исковые требования прокурор обосновал тем, что военной прокуратурой Нижегородского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о защите государственной собственности. В ходе проведенной проверки установлено, что военный комиссариат Большеболдинского и Гагинского районов Нижегородской области занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество - здание военного комиссариата, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости указанное недвижимое имущество находится в собственности Российской Федерации, однако право оперативного управления на указанные здания не зарегистрировано, что противоречит действующему законодательству и нарушает законные интересы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Доводы, изложенные в исковом заявлении, также поддержал.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Ходатайств о рассмотрении дела в судебном заседании, назначенном на <дата>, в его отсутствие не заявлял, об уважительных причинах неявки не сообщил.
С учетом мнения представителя истца военного прокурора Нижегородского гарнизона - прокурора Большеболдинского района Нижегородской области Антоничева С.С., выразившего в судебном заседании согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
В отзыве на иск представитель ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» указал, что заявленные исковые требования не признает. Свои доводы мотивировал тем, что здания военного комиссариата, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с приказом Министра обороны от <дата>№ состоят на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России». На данный момент проводятся мероприятия по государственной регистрации права оперативного управления учреждения на указанные объекты недвижимости. Полагает, что факт бездействия ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» отсутствует.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, ФКГУ «Военный комиссариат Нижегородской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
В отзыве на иск представитель третьего лица ФКГУ «Военный комиссариат Нижегородской области» указал, что заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить. Работа по заявленным требованиям на данный момент проводится. <дата> в адрес ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» направлены документы для оформления договоров безвозмездного пользования, в том числе на здание военного комиссариата Большеболдинского и Гагинского районов Нижегородской области.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Данный вывод суда основан на следующем:
Исходя из положений ст.1 Федерального закона от 17.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, государства.
Из п.6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и п. 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.07.2017 № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» следует, что на военных прокуроров возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, а также предписано участвовать в пределах установленной компетенции в гражданском процессе.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обращается в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в том числе в целях сохранности федеральной собственности и устранения допущенных нарушений
Согласно ч.1 ст.30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов илиарестованного имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Таким образом, данный иск предъявлен надлежащим истцом и подсуден Большеболдинскому районному суду Нижегородской области по месту нахождения спорных объектов недвижимого имущества.
В соответствие с п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений является собственником принадлежащего государству имущества, в связи с чем ее интересы включают в себя вопросы сохранности федеральной собственности.
В силу ст.ст. 210 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» закреплено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятия, относятся исключительно к федеральной собственности.
Из приложения 1 к названному постановлению следует, что к таким объектам относится в том числе имущество Вооружённых Сил СССР.
В соответствии с п.4 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации № 1609 от 07.12.2012, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
В соответствии с п.п. 2, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Реализацию полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 № 110.
На территории Нижегородской области эти полномочия осуществляет подчинённое Департамент имущественных отношений Министерства обороны Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (ФГКУ «ЦТУИО»). Указанное следует из приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации».
Из п.п. 19 и 20 Устава ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России следует, что основной целью указанного учреждения является осуществление решения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации. Для достижения указанной цели учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получению кадастровых паспортов и иных документов, формированию документов для принятия решения Министром обороны Российской Федерации и директором Департамента решений по вопросам управления, распоряжения и контроля над использованием и сохранностью имущества.
Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 руководителям территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации предписано осуществить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представить в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации копии выписок из реестра федерального имущества и копии свидетельств о регистрации прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, спорное недвижимое имущество - здание военного комиссариата, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, были возведены в <дата>, и находилось в собственности Администрации Большеболдинского района Нижегородской области.
Распоряжением Администрации Большеболдинского района Нижегородской области № от <дата> указанные объекты недвижимости были переданы в безвозмездное пользование с постановкой на баланс по договору безвозмездного пользования от <дата> Военному комиссариату Большеболдинского района Нижегородской области (л.д.25-28).
На основании распоряжения № от <дата> Территориального управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области указанные объекты недвижимости: здание военного комиссариата, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, из муниципальной собственности Большеболдинского района Нижегородской области переданы в федеральную собственность, о чем составлен соответствующий акт приема- передачи от <дата> (л.д.29-32).
На основании Распоряжения № от <дата> указанные объекты недвижимости Территориальным управлением Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области закреплены на праве оперативного управления за Нижегородской квартирно-эксплутационной частью Московского военного округа, о чем свидетельствует акт приема-передачи от <дата>. Согласно п.2 указанного Распоряжения Нижегородской квартирно-эксплутационной части Московского военного округа предписано обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на указанные объекты недвижимости.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении.
В частности согласно приложению №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 ФГКЭУ «Нижегородская квартирно-эксплутационная часть Московского военного округа» реорганизована путем присоединения к ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, являющегося ответчиком по настоящему делу. Таким образом, ответчик ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником ФГКЭУ «Нижегородская квартирно-эксплутационная часть Московского военного округа».
Согласно передаточному акту от <дата>, утвержденному Министром Обороны Российской Федерации, пунктом 1.2 указанные спорные объекты недвижимости (здание военного комиссариата, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>) переданы от ФГКЭУ «Нижегородская квартирно-эксплутационная часть Московского военного округа» в оперативное управление ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время надлежащим образом, то есть на основании соответствующего акта собственника данное федеральное имущество в виде объектов недвижимости: здание военного комиссариата, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, закреплены на праве оперативного управления за ответчиком по настоящему делу - Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (ФГКУ «ЦТУИО»).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вопреки положениям вышеуказанного законодательства Российской Федерации государственная регистрация права оперативного управления в едином государственном реестре на недвижимое имущество - здание военного комиссариата, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, не произведена.
При этом согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 руководителям территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации предписано осуществить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С учетом исследованных судом материалов дела и представленных доказательств установлено, что ответчик по настоящему делу указанные действия до настоящего времени не произвел. Таким образом, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, а потому суд полагает необходимым обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на здание военного комиссариата, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>.
Суд при вынесении данного решения учитывает довод ответчика о том, что он при решении вопроса о государственной регистрации права оперативного управления на спорные объекты недвижимости не бездействует, а принимает активные меры к решению данного вопроса, в том числе путем направления соответствующих писем и запросов. Однако суд учитывает, что до настоящего времени акта государственной регистрации права ответчиком суду не представлено, а потому данную обязанность на день вынесения решения суда следует считать неисполненной.
В соответствие со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание существо заявленного спора, с учетом требований разумности и защиты интересов государства суд полагает необходимым установить ответчику срок исполнения обязанности по устранению вышеуказанных нарушений в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования военного прокурора Нижегородского гарнизона к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о понуждении к регистрации прав на недвижимое имущество удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на здание военного комиссариата, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, и здание призывного пункта, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>.
Установить срок исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Ответчик вправе подать в Большеболдинский районный суд Нижегородской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Большеболдинский районный суд.
Судья