Дело № 2-51/19 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 февраля 2019 года г. Симферополь Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Каралаш З.Ю., при секретаре Малоибрам Э.В., с участием истца Дорош Л.Ю., представителя истца Сеттарова И.Э., представителя ответчиков Администрации города Симферополя Чиковой А.В., представителя Управление образования Администрации города Симферополя Куровой Т.Б., представителя третьего лица ГУП РК «Крымтехнологии» Штефан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дорош Ларисы Юрьевны к Администрации города Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Управление образования Администрации города Симферополя, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ГУП РК «Крымтехнологии» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, у с т а н о в и л : Истец обратилась в суд с настоящим иском. В обоснование требований в исковом заявлении указывает, чтоДД.ММ.ГГГГ дочь истца ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения была поставлена в списки очередников в дошкольное учреждение. На момент подачи искового заявления место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в МКУ Управление образования Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ее дочери места в ДОУ, на что был предоставлен ответ, что место будет предоставлено в порядке очереди. Полагает, что ответчики с 2014 года не предпринимают достаточных необходимых мер для обеспечения необходимого количества мест в дошкольные учреждения, чем ограничивает право ее дочери на получение дошкольного образования. С учетом уточненных требований просит признать незаконными действия Администрации <адрес> и МКУ Управление образования Администрации <адрес> по непредоставлению места в муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении <адрес>. Признать незаконным действия МКУ Управление образования Администрации <адрес> по изменению первоначальной даты постановки на учет ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МКУ Управление образования Администрации <адрес> внести изменения в действующую базу учета детей дошкольного возраста «Электронная очередь в ДОО Республики Крым» и указать дату постановки на учет ФИО3ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию <адрес> и МКУ Управление образования Администрации <адрес> предоставить малолетней ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес> по месту жительства ребенка в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме. В судебном заседании истец поясняла, что ДД.ММ.ГГГГ она встала на учет в Управлении образования, ей выдали талон где указана дата и детский сад №. После этого в связи с изменением места жительства ДД.ММ.ГГГГ она подала новое заявление в Управление образования, где указала новый детский сад №, а после на сайте она увидела, что ее ребенок стоит в очереди с датой постановки в очередь с ДД.ММ.ГГГГ. Затем в 2017 и 2018 году она обращалась в Управление образования с заявлениями где указывала другие детский образовательные учреждения. Письменное заявление в Управление образования о восстановлении очереди с ДД.ММ.ГГГГ она писала, но копии его нет, дату она не помнит. В судебном заседании представитель ответчика Администрации <адрес> исковые требования не признала, суду пояснила, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в Уставе. Количество групп определяется исходя из их предельной наполняемости. Возложение обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении независимо от наличия свободных мест повлечет нарушение прав других детей, а также нарушение требований СанПиН2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» которым установлено требование к предельной наполняемости групп. Путевки направления в ДОУ выдаются в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Комплектование ДОУ осуществляется автоматически системой «Электронная очередь в ДОО <адрес>». При этом с ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер ребенка в очереди не определяется. Комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется автоматически системой «Электронная очередь в ДОО Республики Крым». Номер очереди ребенка рассчитывается автоматически системой. В городе Симферополе ведется планомерная работа по увеличению сети дошкольных учреждений. В соответствии с Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2020 года» продолжается ведение строительства дошкольных образовательных учреждений на территории <адрес>, ранее с 2017 года было начато строительство: на 260 мест в районе <адрес>, на 120 мест в микрорайоне Новониколаевский, на 260 мест в <адрес>-2,<адрес>, на 260 мест по <адрес>, на 260 мест по <адрес>, на 260 мест в микрорайоне Хошкельды, на 260 мест в микрорайоне Луговое, на 260 мест в микрорайоне Фонтаны. В настоящее время за счет адресной Республиканской инвестиционной программы ведутся работы по строительству 5 модульных детских садов на 100 мест каждый на базе СОШ №, СОШ №, СОШ №, МБОУ №, МБОУ №. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчиком МКУ Управление образования Администрации <адрес> в материалы дела представлены письменные пояснения из которых следует, что в соответствии с Административным регламентом управления образования <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Выдача путевок о образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), предоставление муниципальной услуги обеспечивается при наличии свободных мет в дошкольном образовательному учреждении соответствующей возрастной категории. По состоянию на январь 2014 года на учете в ДОУ <адрес> числилось более 12 тыс. детей. По состоянию на январь 2018 года очередь составляла 17821 ребенок. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городе Симферополе создано дополнительно 1000мест в ДОУ. Расширение сети муниципальных ДОУ <адрес> осуществляется в рамках выполнения мероприятия муниципальной программы «Развитие образования муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2016-2018 годы», утв. Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№, а также реализации мероприятий ФЦП «социально-экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2020 года». В настоящее время ведется строительство дошкольных образовательных учреждений: на 260 мест в районе <адрес>, на 120 мест в микрорайоне Новониколаевский, на 260 мест в <адрес>-2,<адрес>, на 260 мест по <адрес>, на 260 мест по <адрес>, на 260 мест в микрорайоне Хошкельды, на 260 мест в микрорайоне Луговое,. Готовиться к вводу в эксплуатацию дошкольные учреждения в мкр. Загородный, в микрорайоне Фонтаны на 260 мест каждое. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все МБОУ <адрес> укомплектованы на 2018/2019 год. Управление образования Администрации города не управляет системой электронной очереди, размещенной на сайте rkdoo.ru. Техническое сопровождение электронной очереди в ДОО Республики Крым осуществляет разработчик ГУП РК «Крымтехнологии». Процедура комплектования (выдача направлений) осуществляется в автоматическом режиме системой «Электронная очередь в ДОО Республики Крым» и происходит с учетом следующих параметров: возрастная группа, наличие льготной категории, дата регистрации заявления. Номер очереди ребенка рассчитывается автоматически системой в момент комплектования с учетом названных параметров. В судебном заседании представитель МКУ Управление образования Администрации <адрес> возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что после регистрации заявления ФИО2 в ФИО1 электронном модуле ДД.ММ.ГГГГ, никаких заявлений от ФИО2 об изменении даты постановки в очередь с 2015 года на 2013 год, не поступало. В Управлении образования есть два письменных заявлений ФИО2 Это заявление от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на очередь ребенка ФИО3 в дошкольное учреждение № и письменное заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой снять ребенка ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения с очереди в ДДУ № и поставить ДДУ №. Иных письменных заявлений от ФИО2 не поступало. На сегодняшний день ребенку ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения предоставлена муниципальная услуга в МБДОУ № «Теремок» от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 не возражала против получения путевки в данный детский сад. В судебном заседании представитель третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ГУП РК «Крымтехнологии» пояснила, что в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О модуле электронной очереди в дошкольные образовательные организации» (с учетом изменений, внесенных распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-р) создана автоматизированная информационная система «Крымская республиканская образовательная сеть» с модулем электронной очереди в дошкольные образовательные организации Республики Крым. Согласно вышеуказанному распоряжению Министерству образования, науки и молодёжи Республики Крым было поручено разработать и утвердить порядок ведения модуля электронной очереди в дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) автоматизированной информационной системы «Крымская республиканская образовательная сеть», а также Министерству внутренней политики, информации и связи Республики Крым совместно с Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым поручено разработать техническое задание на разработку, внедрение и сопровождение электронной очереди. В соответствии с приказом Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об обеспечении функционирования системы электронной очереди в <адрес> для получения места в дошкольных образовательных организациях по месту жительства – реализация модуля электронной очереди в дошкольные образовательные организации информационно-аналитической системы «Республиканская образовательная сеть» оператором электронной очереди определено ГУП РК «Крымтехнологии» (пункт 3). В соответствии с пунктом 4 данного приказа на ГУП РК «Крымтехнологии» возложена обязанность разработать, внедрить, эксплуатировать и модернизировать электронную очередь; обеспечить техническую и методическую поддержку функционирования электронной очереди в установленном порядке. Модуль электронной очереди в дошкольные образовательные организации Республики Крым предназначен для приема заявлений, постановку в очередь и учета детей, находящихся в очереди в дошкольные образовательные организации, а также для зачисления детей в дошкольные образовательные организации в субъектах Республики Крым. Данная система разработана специалистами ГУП РК «Крымтехнологии» и во исполнение приказа Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вводе в опытную эксплуатацию Государственной информационной подсистемы Республики Крым - модуля электронной очереди в дошкольные образовательные организации информационно-аналитической системы «Республиканская образовательная сеть» введена в опытную эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ Официальный сайт электронной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) Республики Крым» в сети Интернет находится по адресу http://rkdoo.ru. В соответствии с алгоритмом системы, позиция заявлений в ЭО в ДОО РК рассчитывается согласно наличию льготы и дате регистрации (между детьми с льготной категорией также организовывается очередь по дате регистрации и типу льготы). Также на возможность получения путёвки в ДОО влияют параметры заявления ребёнка, выбираемые заявителем: тип направленности группы, согласие на круглосуточные группы, согласие на группы кратковременного пребывания, согласие на группы по присмотру и уходу, согласие на разновозрастные группы, согласие на общеразвивающие группы. При основном распределении (на 1 сентября) для каждого ребёнка на основании даты рождения рассчитывается его возраст на 1 сентября, сопоставляются данные заявления и характеристики группы, далее система проверяет наличие свободных мест согласно характеристикам группы, выбранных заявителем, сначала в ДОО 1 (три ДОО выбираются заявителем в порядке приоритетности), если в ДОО 1 мест с выбранными параметрами группы нет, то проверяются ДОО 2 и ДОО 3. В случае, когда дети не получили место ни в одной из ДОО, они остаются в актуальной очереди до следующего распределения. При распределении в течение учебного года (в случае высвобождения мест) возраст ребёнка рассчитывается на дату осуществления распределения. Перемещение заявления на нижние позиции может происходить из-за регистрации новых заявлений детей со льготой, которые имеют приоритет на зачисление в детский сад. Также очередь может смещаться в результате перемещений заявлений из других дошкольных образовательных организаций и муниципальных образований Республики Крым, а также регионов Российской Федерации, которые переводятся в ЭО в ДОО РК, в порядке, установленном постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Административного регламента о представлении муниципальной услуги «Приём заявлений и постановка на учёт детей для предоставления мест в образовательные учреждения, реализующие основную программу дошкольного образования (детские сады)». Система электронной очереди в ДОО Республики Крым собирает данные в соответствии с «Едиными функционально-техническими требованиями к региональному информационному ресурсу, обеспечивающему приём заявлений, учёт детей, находящихся на очереди (электронная очередь в ДОО), постановку на учёт и зачисление детей в дошкольные образовательные организации в субъектах Российской Федерации». Версия 3.0», разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О направлении Единых требований»). Состав показателей автоматически передается в Федеральную государственную информационную систему доступности дошкольного образования по каждой самостоятельной организации (всех форм собственности) и индивидуальным предпринимателям, реализующим образовательную программу дошкольного образования и/или оказывающим услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в Федеральную государственную информационную систему доступности дошкольного образования, где данные обрабатываются и формируются в статистические показатели, которые доступны администрациям муниципальных образований Республики Крым. Сбоев, приводящих к изменениям записей в базах данных и работе алгоритма распределения ЭО в ДОО РК, ГУП РК «Крымтехнологии» зафиксировано не было. Из пояснений в судебном заседании данных представителем ГУП РК «Крымтехнологии» ведущим инженером программистом ГУП РК «Крымтехнологии» ФИО11 следует, что на основании базы данных модуля электронной очереди в дошкольные образовательные организации Республики Крым выявлено, что заявление № в отношении ФИО3ДД.ММ.ГГГГ р. было создано ДД.ММ.ГГГГ, в 10:19:00 часов. Согласно журналу изменений в приложении 1 отображены изменения, которые производились в системе. Дать объяснения относительно причин изменений, ГУП РК «Крымтехнологии», как техническим оператором, не предоставляется возможным. По имеющимся данным в ГУП РК «Крымтехнологии», указанных в приложении 1, изменения в заявлении № происходили в следующие даты: - ДД.ММ.ГГГГ – дата смены статуса заявления с «очередник - не подтвержден» на «очередник»; - ДД.ММ.ГГГГ – дата смены статуса заявления с «очередник» на «снят с учёта»; - ДД.ММ.ГГГГ – дата смены статуса заявления со «снят с учёта» на «зачислен»; - ДД.ММ.ГГГГ – дата смены статуса заявления с «зачислен» на «дубликат» и с «дубликат» на «очередник», а также ДОО 1 изменилась с «Малинка №» на МБОУ «Школа-Гимназия- Детский сад» №; - ДД.ММ.ГГГГ – дата, когда в рассматриваемое заявление была введена ДОО 2 – «Нептун №» и ДОО 3 – МБОУ СОШ № им. ФИО4 В.А. Горишнего. Украинская база учета детей дошкольного возраста была перенесена в ФИО1 электронный модуль в январе 2016 года. На ДД.ММ.ГГГГ год, когда ФИО2 обратилась с заявлением о переходе в связи с изменением места жительства в другое ДОУ, сведений о ребенке ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения в модуле еще не было и поэтому в ФИО1 электронном модуле было зарегистрировано заявление ФИО2 как вновь созданное. Модуль был запущен в опытную эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ и туда попало заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ появился статус-очередник. Управление образования приносило в виде файлов электронные списки детей стоящих в очереди до начала работы электронного модуля, а ГУП РК «Крымтехнологии» импортировал эти файлы в ФИО1 электронный модуль. Импорта файлов по ребенку ФИО3 не было. Программа устроена так, что при импорте файлов из Украинской базы в январе 2016 года, если заявление на ребенка ФИО3, а именно данные о ФИО, дате рождении находились в ФИО1 электронном модуле, то заявление 2013 года не могло технически импортироваться в ФИО1 модуль, так как были совпадения по фамилии и дате. В таком случае заявка на изменение даты регистрации заявления должна была быть подана в ГУП РК «Крымтехнологии» и оператор бы изменил дату регистрации заявления ФИО12 с 2015 года на 2013 год. Однако заявление на изменение даты регистрации заявления ФИО2 от Управления образования в ГУП РК «Крымтехнологии» не поступало. Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что истец является матерью несовершеннолетней ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО3ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в электронной очереди на получение места в дошкольное учреждение №. ДД.ММ.ГГГГФИО2 подает в Управление образование Администрации <адрес> заявление о снятии ребенка ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения с очереди в детское дошкольное учреждение № и постановке в очередь в детское дошкольное учреждение №. ДД.ММ.ГГГГФИО2 обращается с заявлением Управление образования Администрации <адрес> в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с переездом на новое место жительства по <адрес> в <адрес> ею было подано заявление на предоставление места в детском дошкольном учреждении по новому месту проживания, просит предоставить место в ДОУ <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования Администрации <адрес> был направлен истцу ответ из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ребенок ФИО3 числится в реестре очередников МБОУ «Школа-гимназия детский сад №» от ДД.ММ.ГГГГ. Данное ДОУ введено в эксплуатацию и укомплектовано детьми в ноябре 2016 года. В соответствии с Административным регламентом управления образования <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Выдача путевок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), предоставление муниципальной услуги обеспечивается при наличии свободных мест в дошкольном образовательном учреждении соответствующей возрастной категории. Ребенок будет направлен в ДОУ в порядке очереди при наличии свободных мест в группе по возрасту ребенка в дошкольном учреждении по Вашему выбору. Из ответа МКУ Управления образования ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ребенок ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в базе учета детей дошкольного возраста на сайте rkdoo.ru «Электронная очередь в ДОО Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ «Школа-гимназия №». В 2011 году в <адрес> велась база учета детей дошкольного возраста на сайте hittp://ds.sim.gov.ua. Технические условия сайта hittp://ds.sim.gov.uа. не позволяли переводить ребенка с первоначальной датой постановки. Во исполнение Распоряжения Совета министров Республики Крым с января 2016 года все данные с сайта hittp://ds.sim.gov.uа были перенесены в единую базу «Электронная очередь в ДОО Республики Крым». В электронной очереди rkdoo.ru осуществляется перенос ребенка из одного сада в другой с сохранением первоначальной даты. Из сообщения МКУ Управление образования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ребенок ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения изначально была зарегистрирована в базе учета детей дошкольного возраста на сайте hittp://ds.sim.gov.uа. в МБДОУ № «Подснежник» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления истец переписывает ребенка в МБДОУ № «Малинка» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО2 переписывает ребенка в МБОУ «Школа-гимназия, детский сад №» <адрес> с сохранением даты регистрации ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по средствам электронной почты от ФИО2 поступило заявление о постановке в электронную очередь ребенка ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве ДОО2-внесено МБДОУ № «Нептун», в качестве ДОО-3 внесено МБОУ «СОШ № им. ФИО4 В.А. Горишнего». Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. ФИО1 устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования. Согласно Положения о Муниципальном казенном учреждении Управление образования Администрации <адрес> Республики Крым (приложение 27 к решению 22 сессии Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№), МКУ Управление образования организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ Симферополь, организует ведение учета детей с разграничением по льготным категориям, нуждающихся в получении дошкольного образования, комплектует дошкольные образовательные организации детьми (п. 3.4 Положения). Комплектование муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений <адрес> обеспечивается соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача путевок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденному постановлением Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями и дополнениями), в порядке электронной очереди, согласно заявке руководителя учреждения о наличии свободных мест. Вышеуказанным Административным регламентом установлено, что право на внеочередное зачисление в дошкольное учреждение имеют дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети граждан из подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа этих граждан, дети прокуроров, дети судей, дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (пункт 2.8 Административного регламента). Право на первоочередное зачисление ребенка в учреждение имеют дети- инвалиды и дети, дети из многодетных семей, один из родителей которых является инвалидом, дети военнослужащих, дети сотрудников полиции, дети сотрудников ФСКН, дети сотрудников МЧС (пункт 2.8 Административного регламента). Согласно пункту 2.5 Административного регламента номер очереди ребенка определяется автоматически в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Дата постановки ребенка на учет - это день принятия заявления в порядке, определенном Административным регламентом Управления образования <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и постановка на учет детей для предоставления мест в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)», количества заявителей, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление в дошкольное образовательное учреждение, количества заявителей, отозвавших заявление. Предоставление муниципальной услуги обеспечивается при наличии свободных мест в дошкольном образовательном учреждении для детей соответствующей возрастной категории.(п.2.6). В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.№-р «О модуле электронной очереди в дошкольные образовательные организации» создана автоматизированная информационная система «Крымская республиканская образовательная сеть» с модулем электронной очереди в дошкольные образовательные организации Республики Крым. В соответствии с п.3 приказа Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об обеспечении функционирования системы электронной очереди в <адрес> для получения места в дошкольных образовательных организациях по месту жительства – реализация модуля электронной очереди в дошкольные образовательные организации информационно-аналитической системы «Республиканская образовательная сеть» оператором электронной очереди определено ГУП РК «Крымтехнологии». Из материалов дела следует, что на основании базы данных модуля электронной очереди в дошкольные образовательные организации Республики Крым заявление № в отношении ФИО3ДД.ММ.ГГГГ р. было создано ДД.ММ.ГГГГ По имеющимся данным в ГУП РК «Крымтехнологии», указанным в приложении 1, изменения в заявлении № происходили в следующие даты: ДД.ММ.ГГГГ – дата смены статуса заявления с «очередник - не подтвержден» на «очередник»; ДД.ММ.ГГГГ – дата смены статуса заявления с «очередник» на «снят с учёта»; ДД.ММ.ГГГГ – дата смены статуса заявления со «снят с учёта» на «зачислен»; ДД.ММ.ГГГГ – дата смены статуса заявления с «зачислен» на «дубликат» и с «дубликат» на «очередник», а также ДОО 1 изменилась с «Малинка №» на МБОУ «Школа-Гимназия- Детский сад» №; ДД.ММ.ГГГГ – дата, когда в рассматриваемое заявление была введена ДОО 2 – «Нептун №» и ДОО 3 – МБОУ СОШ № им. ФИО4 В.А. Горишнего. Таким образом, судом по делу установлено, что с ДД.ММ.ГГГГФИО3 стояла в очереди в ДОО № «Малинка», с ДД.ММ.ГГГГ в ДОО МБОУ «Школа-гимназия-Детский сад №», с ДД.ММ.ГГГГ к ДОО МБОУ «Школа-гимназия-Детский сад №» добавлено ДОО2-«Нептун №» и ДОО3-МБОУ СОШ № им. ФИО4 В.А. Горишнего. Из сведений, представленных ГУП РК « Крымтехнологии» на дату начала учебного года 2016/2017 с учетом возрастной категории, очередник с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ находился первым в электронной очереди. На дату окончания нахождения ФИО3 в очереди в ДОО Малинка № на ДД.ММ.ГГГГ с учетом возрастной категории, очередник с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ находился первым в очереди после очередников-льготников. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списочном составе заявлений в очереди в МБОУ «Школа-Гимназия-Детский сад» №, с учетом возрастной категории, первым находится заявление с датой регистрации ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списочном составе заявлений в очереди в МБОУ «Школа-Гимназия-Детский сад» № в возрастном диапазоне от 5 до 6 лет первым после очередников-льготников указано заявление с датой регистрацииДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, учитывая пояснения представителя ГУП РК «Крымтехнологии» ведущего инженера программиста ГУП РК «Крымтехнологии» суд приходит к выводу, что материалы дела не содержат сведений о нарушении очередности в период нахождения ребенка ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списке очередников в выбранные законным представителем дошкольные образовательные учреждения. При этом, истец не имеет преимущественного права на определение ребёнка в учреждение вне очереди. Доказательств иного истцом согласно статьям 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено. Следовательно, непредставление ребёнку истца места в дошкольных образовательных учреждениях, указанных в заявлении истца, связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца. Согласно приложению к постановлению Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ указан перечень бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2018-2020 годы. Согласно перечня капитальных вложений в рамках реализации муниципальных программ муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2018-2020 годы в рамках исполнения муниципальной программы «Развития образования муниципального образования городской округ Симферополь на 2016-2020 года» предусмотрены капитальные вложения в реконструкцию 5 МБДОУ <адрес>, строительство и приобретение 25 модульных детских садов на территории <адрес>. По смыслу закона к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В ходе рассмотрения дела признаков бездействия со стороны ответчиков, такого что, повлекло нарушение прав и законных интересов истца, судом не установлено, поскольку материалами дела подтверждается принятие ответчиком возможных мер, при отсутствии мест, по устройству ребенка в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования. Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования. Учитывая установленные в судебном заедании обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчиками в полной мере подтверждено отсутствие бездействия по принятию мер, направленных на создание возможности реализовать права в части получения ребенком дошкольного образования. Учитывая, что ребенку истца предоставлено место с согласия истца в МБДОУ «Теремок» с ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению Управление образования Администрации <адрес> признать незаконными действия по не предоставлению места в муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении <адрес>, признать незаконным действия МКУ Управление образования Администрации <адрес> по изменению первоначальной даты постановки на учет ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, обязать МКУ Управление образования Администрации <адрес> внести изменения в действующую базу учета детей дошкольного возраста «Электронная очередь в ДОО Республики Крым» и указать дату постановки на учет ФИО3 10.102013 года, обязать Администрацию <адрес> и МКУ Управление образования Администрации <адрес> предоставить малолетней ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес> по месту жительства ребенка в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: З.Ю. Каралаш Решение в окончательной форме принято 04 марта 2018 года. |