Дело № 2-51/2019 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2019 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коноваловой И.Е.,
при секретаре судебного заседания Шайдуллиной В.В.,
с участием представителей истца ФИО15, Шестакова И.В.,
представителей ответчиков ФИО16, ФИО17,
представителя третьего лица ФИО18,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайковской городской прокуратуры к ФИО19, администрации города Чайковского о признании разрешения на ввод недвижимого объекта в эксплуатацию незаконным, признании права собственности на недвижимый объект отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Чайковская городская прокуратура обратилась в суд с иском к ФИО19, администрации г.Чайковского о признании разрешения на ввод недвижимого объекта в эксплуатацию незаконным, признании права собственности на недвижимый объект отсутствующим.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки установлено, что 6 ноября 2015 года Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения с ФИО19 заключен договор аренды земельного участка № из состава земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, площадью 7991 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для размещения яхт-клуба. 15 июня 2016 года Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения арендатором заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым изменен вид разрешенного использования земельного участка на лодочные базы, эллинги. 4 мая 2017 года на основании заявления ФИО19 администрацией Чайковского городского поселения выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №». Проектная документация разработана <данные изъяты> 13 декабря 2017 года администрацией Чайковского городского поселения ФИО19 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию «Здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №». В разрешении указаны характеристики объекта: материалы фундаментов – плитный, ж/б, материалы стен металлические, кровля металл, строительный объем 36,5 куб.м., общая площадь 14,6 кв.м. Объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ЕГРН под кадастровым номером 59:12:0010320:35. Объект построен <данные изъяты>, руководителем которого является ФИО1 Работы приняты и подписаны ФИО19, от застройщика документы подписаны руководителем <данные изъяты>ФИО1 В ходе проверочных мероприятий выявлены нарушения земельного, градостроительного законодательства. Согласно техническому заключению <данные изъяты> от 8 мая 2018 года объект с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке № является мобильным сооружением контейнерного типа, связанным с основанием (дорожной плитой) посредством сварки закладных деталей контейнера и дорожной плиты. Не имеет неразрывной связи с землей, не является капитальным строением, является движимым имуществом. Справкой инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 7 ноября 2018 года по результатам проведения осмотра объектов недвижимости установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен объект (кадастровый номер №) – контейнер, размерами 6,15 х 2,5 х 2,8 м, установленный на дорожные плиты, не имеющий неразрывной связи с землей. В техническом заключении <данные изъяты> описываются конструктивные решения указанного объекта, значительно отличающиеся от конструктивных решений фактически установленного объекта на земельном участке с кадастровым номером №. Объект не соответствует проектной документации, на основании которой выдано разрешение на строительство. Объект не имеет прочной связи с землей, его конструктивные характеристики позволяют осуществить перемещением или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений. Данный объект не является объектом капитального строительства. Проверочными мероприятиями установлено, что ФИО1 участия в строительстве и приемке данного объекта не принимал, подписи в документах выполнены не им. Техническое заключение <данные изъяты> выдано на иной объект недвижимости. Таким образом, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию выдано незаконно. С учетом уточнений просит признать незаконным разрешение № № от 13 декабря 2017 года на ввод в эксплуатацию объекта недвижимого имущества – «Здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №», выданное первым заместителем главы городского поселения – главы администрации Чайковского городского поселения по ЖКХ и градостроительству; признать отсутствующим право собственности ФИО19 на объект недвижимого имущества – «Здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №», которому присвоен кадастровый номер №. Указать в решении, что оно является основанием для аннулирования записи о государственном кадастровом учете сооружения «Здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №», которому присвоен кадастровый номер № и исключении сведений о нем в государственном кадастре недвижимости, аннулировать в ЕГРН записи о регистрации указанного объекта.
Представители истца – ФИО15 и ФИО20 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснили, что при обследовании объекта, который поставлен на кадастровый учет, расположенный на земельном участке, принадлежащем ФИО19 на праве аренды, было установлено, что объект, зарегистрированный на праве собственности за ответчиком не является недвижимым объектом, следовательно, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано незаконно и право собственности на него подлежит признанию отсутствующим. Сроки обращения в суд ими не пропущены. Исковые требования направлены в защиту неопределенного круга лиц, права которых на пользование соответствующим земельным участком затрагиваются регистрацией ответчиком права на здание, которое расположено на данном земельном участке
Ответчик – ФИО19 о месте и времени судебного заседания извещен, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО19 – ФИО16 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что при обследовании объекта, в результате которого было составлено техническое заключение от 8 мая 2018 года ответчик участия не принимал, в связи чем исследовался иной объект, находящийся на земельном участке. Согласно техническому заключению от 24 декабря 2018 года строение с кадастровым номером № является объектом капитального строительства. Построенный объект соответствует проектной документации, оснований для отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеется. Нахождение спорного объекта не противоречит законодательству РФ. Истец избрал ненадлежащий способ защиты права, а предъявленные требования являются несоразмерными. Просил применить срок исковой давности для обжалования ненормативно-правового акта.
Представитель ответчика администрации г.Чайковского – ФИО17 в судебном заседании с требованиями согласилась. Пояснила, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдавалось на основании представленных документов, без выезда на место. Из материалов проверки и показаний свидетелей следует, что на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, объект недвижимого имущества фактически отсутствовал.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – ФИО18 в судебном заседании пояснила, при удовлетворении исковых требований решение суда само по себе является основанием для производства указанных действий по исключению сведений из ЕГРН.
Заслушав представителей сторон, представителя третьего лица, пояснения свидетелей, специалистов, оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 3, 5, 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав); Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке; государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
В соответствии с п. 10 ст. 40 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1). В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 16).
Согласно ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 1). Орган, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится (ч. 5). Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; 5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10).
Постановлением администрации Чайковского городского поселения № 1197 от 17 октября 2014 года утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию»
Согласно п. 3.4.3 регламента, ответственный за исполнение административной процедуры: рассматривает заявление и представленные документы на соответствие требованиям законодательства РФ; проверяет полноту и содержание документов, представленных в соответствии с требованиями административного регламента.
Согласно п. 3.4.4 регламента, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществлялся государственный надзор, ответственный за исполнение административной процедуры в течение 10 дней с момента приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: обеспечивает осмотр объекта капитального строительства с оформлением акта осмотра объекта капитального строительства. В ходе осмотра простроенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка. В случае, если при строительстве реконструкции объекта капитального строительства осуществлялся государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство не проводится.
6 ноября 2015 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ФИО19 заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 7997 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием для размещения яхт-клуба. Договор заключен сроком на 10 лет с 06 ноября 2015 года по 05 ноября 2025 года и подлежит государственной регистрации (том 1 л.д. 9-14).
Дополнительным соглашением от 15 июня 2016 года изменено разрешенное использование участка на лодочные базы, эллинги (том 1 л.д. 15).
4 мая 2017 года администрацией Чайковского городского поселения выдано разрешение на строительство № №, на строительство здания эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Градостроительный план земельного участка № №. Проектная документация разработана <данные изъяты> Общая площадь помещений 14,6 кв.м., объем строительный 36,5 куб.м., площадь участка 7991 кв.м., площадь застройки 23,7 кв.м. Адрес объекта: <адрес>. Срок действия разрешения до 04 мая 2018 года (том 1 л.д. 16-18).
Согласно градостроительному плану земельного участка №, местонахождение: <адрес>, кадастровый номер №. Участок граничит с земельными участками № (для размещения яхт-клуба), № (лодочные станции, яхт-клубы), № (для размещения яхт-клуба), № (земельные участки речных вокзалов, пассажирских и грузовых пристаней), № (лодочные базы, эллинги), с землями общего пользования. Площадь участка 7991 кв.м. Зона рекреационных объектов и учреждений отдыха предусмотрена для размещения объектов капитального строительства: домов отдыха, санаториев, санаториев-профилакториев, туристических баз, лодочных станций, эллингов, других объектов спортивного и оздоровительного назначения. Основные виды разрешенного использования, в том числе лодочные базы, эллинги. Установлена водоохранная зона, прибрежная защитная полоса (том 1 л.д. 20-25).
Справкой <данные изъяты> подтверждается соответствие построенного объекта – здание эллинга яхт-клуба, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, проектной документации <данные изъяты> шифр №, утвержденной застройщиком ФИО19 Сведения об объекте капитального строительства: общая площадь 15,6 кв.м., строительный объем 36,5 куб.м., в том числе подземный - куб.м., количество этажей 1 (том 1 л.д. 26).
7 июня 2017 года составлен акт № приемки законченного строительством объекта, согласно которому заказчику в лице ФИО19, исполнителем в лице директора ФИО1 предъявлен к приемке здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>. Строительство производилось в соответствии с разрешением на строительство № №, выданным администрацией Чайковского городского поселения. В строительстве принимали участие <данные изъяты>, проектно-сметная документация разработана <данные изъяты>, выполнившим проектную документацию шифр №. Начало работ 04.2017, окончание работ 06.2017. Объект имеет основные показатели: общая площадь 14,6 кв.м., площадь участка 7991 кв.м., объем строительный 36,5 куб.м., количество этажей 1, площадь застройки 23,7 кв.м. Показатели по проекту и фактические показатели совпадают. Объект сдал ФИО1, объект принял ФИО19 (том 1 л.д. 27-28).
Согласно техническому заключению <данные изъяты> шифр №, по результатам обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций и оценке степени капитальности здания эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, составленного ФИО7, рассматриваемый объект имеет неразборные жесткие соединения конструкций фундаментной плиты и металлического каркаса – сварные соединения. Сооружение не может многократно разбираться и перевозиться на другое место расположения. Конструктивные узлы здания являются неразборными. Перемещение объекта без несоразмерного ущерба не представляется возможным. Здание является объектом капитального строительства (том 1 л.д. 29-44).
В соответствии с техническим планом здания, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес>, по заказу ФИО19, кадастровый номер участка №, год завершения строительства 2017, площадь здания 14,6 кв.м. В результате геодезических работ были уточнены координаты здания. Технический план подготовлен на основании проектной документации шифр №, выполненной <данные изъяты> (том 1 л.д. 45-51).
13 декабря 2017 года ФИО19 администрацией Чайковского городского поселения выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № №, выдано взамен разрешения на ввод № № от 17 октября 2017 года, согласно которому разрешен ввод в эксплуатацию построенного здания эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>. Сведения об объекте: строительный объем 36,5 куб.м., общая площадь 14,6 кв.м., количество этажей 1, фундамент плитный ж/б, стены металлические, перекрытия металлические (том 1 л.д. 52-56).
Согласно выписке из ЕГРН в отношении здания эллинга яхт-клуба, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, собственником является ФИО19, право зарегистрировано 23 декабря 2017 года. Год ввода в эксплуатацию 2017 (том 1 л.д. 57-63, 161-167).
Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах участка находится объект с кадастровым номером №. Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – лодочные базы, эллинги. В отношении участка установлены ограничения, предусмотренные ст. 56, 56.1 ЗК РФ с 14 января 2015 года на основании Приказа № 164 Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов «Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Воткинского водохранилища» от 7 июля 2014 года. Установлено обременение в виде аренды с 24 декабря 2015 года по 5 ноября 2020 года в пользу ФИО19 (том 1 л.д. 168-178).
В соответствии с техническим заключением <данные изъяты>№ от 8 мая 2018 года, по результатам визуального обследования конструктивных элементов строений: объект капитального строительства с кадастровым номером №, здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>; зафиксировано, что строение является мобильными сооружениями контейнерного типа, связанными с основанием (дорожной плитой) посредством сварки закладных деталей контейнера и дорожной плиты. Мобильное сооружение контейнерного типа не имеет неразрывной связи с землей. Объект капитального строительства с кадастровым номером № здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес> не является капитальным строением, является движимым имуществом. Заключение подписано ФИО2, ФИО3, ФИО4 (том 1 л.д. 64-88).
10 мая 2018 года Чайковская городская прокуратура в адрес администрации Чайковского городского поселения направила требование принять меры к оспариванию регистрации прав на здания эллингов яхт-клуба №, земельный участок №, привлечь к дисциплинарной ответственности всех должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях (том 1 л.д. 89-90).
31 мая 2018 года администрация Чайковского городского поселения сообщает, что не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора (том 1 л.д. 91-94).
Согласно справке Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 7 ноября 2018 года объект с кадастровым номером № не имеет прочной связи с землей, их конструктивные характеристики позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без применения основных характеристик строений. Данные объекты не являются объектами капитального строительства (том 1 л.д. 180-185).
Согласно техническому заключению <данные изъяты>№ по результатам визуального обследования конструктивных элементов строений: объект капительного строительства с кадастровым номером №, здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, составленного 24 декабря 2018 года, объект капитального строительства с кадастровым номером №, здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, является объектом капитального строительства, является недвижимым имуществом. Заключение подписано ФИО2, ФИО14 (том 1 л.д. 193-213).
В рамках прокурорской проверки был опрошен ФИО1, который пояснил, что в деятельности <данные изъяты> участия не принимал с лета 2015 года, какие-либо документы от имени <данные изъяты> по факту строительства эллингов в г.Чайковский, им не подписывались. Директором <данные изъяты> не является с начала 2016 года. В мае 2018 года вышел из состава учредителей <данные изъяты> (том 1 л.д. 230-232).
16 февраля 2016 года ФИО1 заявил о своем решении выйти из состава участников <данные изъяты> заявление удостоверено временно исполняющей обязанности нотариуса Пермского городского нотариального округа ФИО5ФИО6 (том 2 л.д. 5).
В рамках прокурорской проверки был опрошен ФИО7, который пояснил, что является учредителем ООО «ЗападУралПроект». ФИО1 в деятельности участия не принимал. В 2016 году он разработал проекты зданий эллингов на нескольких участках для ФИО19 Летом 2017 года он приезжал в г.Чайковский, на одном из участков видел столбчатый фундамент. Согласен с выводами <данные изъяты>, указанными в заключение №. Справки <данные изъяты> были подготовлены им, подписаны не ФИО1 (том 2 л.д. 14-17).
17 июля 2018 года заместителем Чайковского городского прокурора Шестаковым И.В., с участием привлеченных в качестве специалистов директора <данные изъяты>ФИО8, консультанта комитета градостроительства и развития инфраструктуры администрации Чайковского муниципального района ФИО9 составлен акт осмотра объектов, введенных в эксплуатацию, согласно которому осмотрен земельный участок с кадастровым номером №, на участке имеется площадка из 4 совмещенных дорожных плит. На данной площадке расположен объект, имеющий кадастровый №. От специалистов поступили пояснения, что у объекта отсутствует прочная связь с землей, возможен демонтаж путем срезания сварных швов контейнера с плитой и его перемещение без ущерба для объекта (том 2 л.д. 18-28).
В рамках прокурорской проверки была опрошена ФИО10, являющегося главным специалистом отдела строительства и архитектуры комитета по инфраструктуре городского хозяйства администрации Чайковского городского поселения, которая пояснила, что 12 сентября 2017 года ей на рассмотрение поступило заявление ФИО19 на ввод объектов в эксплуатацию – здание эллинга яхт-клуба на земельном участке с кадастровым номером №. При рассмотрении документов, на место она не выезжала, по причине большого объема работы и сжатых сроков (том 2 л.д. 29- 31).
В рамках прокурорской проверки был опрошен ФИО11, являющийся управляющим яхт-клубом <данные изъяты>, который пояснил, что на участке с кадастровым номером № находились морские контейнеры, которые осенью 2018 года были вывезены, после чего на участке, где ранее стоял контейнер была возведена похожая конструкция из металлического профнастила (том 2 л.д. 32-35).
Опрошенная в качестве свидетеля ФИО12 в судебном заседании пояснила, что в период сентябрь-декабрь 2017 года являлась начальником отдела строительства и архитектуры комитета по инфраструктуре городского хозяйства администрации Чайковского городского поселения. На место для осмотра объектов, расположенных на земельном участка с кадастровым номером №, до выдачи разрешения на ввод объект в эксплуатация она не выезжал.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что является директоров <данные изъяты>. При обследовании объекта расположенного на земельном участке с кадастровым номером № она не выезжала, выезжали инженеры, составлявшие заключение. Ознакомившись с данными заключениями, она их подписала, поскольку оснований не доверять инженерам у нее не было.
ФИО13 в судебном заседании пояснила, что является инженером <данные изъяты>, ею и ФИО3 было составлено техническое заключение 8 мая 2018 года по результатам визуального обследования конструктивных элементов строения с кадастровым номером №. Также ими были осмотрены ряд объектов, расположенных на смежных земельных участках. Расположение земельного участка с кадастровым номером № было установлено исходя из сведений, содержащихся в публичной карте. При выходе на место был произведен визуальный осмотр, результаты осмотра отражены в заключении, объект представлял собой металлический контейнер, стоящий на дорожных плитах. При выезде на место в рамках рассмотрения спора 20 февраля 2019 года, на месте, где сейчас находится объект недвижимости, 8 мая 2018 года находился контейнер, являющийся движимым имуществом. Каких-либо иных недвижимых объектов или металлических контейнеров на участке не было.
ФИО14 в судебном заседании пояснила, что является инженером <данные изъяты>, ею было составлено техническое заключение 24 декабря 2018 года по результатам визуального обследования конструктивных элементов строения с кадастровым номером №. При осмотре было установлено, что объект представляет собой недвижимое имущество, имеющее фундамент и прочно связанно с землей. Перемещение его без разборки невозможно. Исходя из ее заключения и заключения от 8 мая 2018 года, предположительно можно сделать вывод, что объекты расположены на одном и том же месте. При выезде на место в рамках рассмотрения спора 20 февраля 2019 года, находится объект недвижимости, который был ею осмотрен. Объект типовой, фундамент она не измеряла. Других объектов недвижимости и металлических контейнеров на участке нет. При составлении заключения на участке также имелся только один объект, который она осматривала.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, ответчику было выдано разрешение на строительство, а в дальнейшем разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>. Ответчиком зарегистрировано право собственности на указанный объект как на недвижимость.
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Недвижимое имущество характеризует не только физическая, но и юридическая связь с землей, при отсутствии которой объект не может быть признан недвижимым имуществом.
Исходя из представленных суду документов, а также пояснений свидетелей и специалистов, суд приходит к выводу, что на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, на который было зарегистрировано право собственности ответчика фактически не существовал, а представлял собой мобильное сооружение контейнерного типа, связанное с основанием (дорожной плитой) посредством сварки закладных деталей контейнера и дорожной плиты. Недвижимый объект в соответствии с проектной документацией был создан не ранее осени 2018 года, который был возведен на месте мобильного сооружения контейнерного типа.
Поскольку в отношении спорного объекта государственный строительный надзор не осуществлялся, при оказании муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию», ответственный за исполнение административной процедуры должен был осуществить осмотр объекта и составить акт осмотра, доказательств соблюдения данной процедуры суду не представлено, более того, из пояснений представителя ответчика администрации г.Чайковского, а также пояснений свидетеля ФИО12 следует, что осмотр уполномоченным лицом не производился, разрешение выдано на основании представленных документов, таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № № выдано с существенными нарушениями. При надлежащем осуществлении уполномоченным лицом своих полномочий по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию», фактическое отсутствие объекта недвижимого имущества было бы установлено и в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявителю надлежало бы отказать. Ходатайство представителя ответчика о применении срока исковой давности является не состоятельным. Следовательно, требования истца о признании разрешения незаконным подлежат удовлетворению.
Разрешая спор и признавая право собственности ответчика ФИО19 на спорный объект отсутствующим, суд исходит из того, что право собственности на объект – здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, кадастровый номер № зарегистрировано как на объект недвижимого имущества, который таковым не является.
Прокурор, обращаясь с иском в суд о признании права собственности ответчика отсутствующим на спорный объект, указывает на то, что в ходе проведенной проверки было установлено, что право на данный объект зарегистрировано как на недвижимое имущество, тогда как он, по мнению прокурора, не обладает признаками недвижимости.
Являются не обоснованными доводы представителя ответчика ФИО19 о том, что для возведения эллинга ему не требовалось разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку, земельный участок имеет разрешенное использование – лодочные базы, эллинги. Поскольку, эллинг и гараж являются идентичными по своему функциональному содержанию и предназначению, то к эллингам применимо законодательство РФ в отношении гаражей по аналогии закона.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Следовательно, с 29 ноября 1995 года для осуществления строительства объектов капитального строительства необходимо получение соответствующего разрешения. Постройка, возведенная без получения такого разрешения, является самовольной.
Кроме того, земельный участок, на котором находит объект, расположен в границах водоохраной зоны, что налагает обязанность получать соответствующие разрешения на строительство объекта и ввод его в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Наличие записи в ЕГРН о праве собственности ответчика на недвижимое имущество накладывает на собственника соответствующего земельного участка, на котором оно находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе по предоставлению под таким объектом земельного участка в собственность в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ.
Поскольку, спорный объект, права на который в ЕГРН зарегистрированы как на недвижимость, не обладает соответствующими признаками недвижимой вещи, сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на такое имущество нарушает права собственника земельного участка, так как значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий, в том числе и в отношении иных граждан (неопределенного круга лиц).
Прокурор обоснованно обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, права которых на пользование соответствующим земельным участком затрагиваются регистрацией ответчиком права на здание, которое расположено на данном земельном участке. Таким образом, выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и регистрация объекта недвижимости, не являющегося таковым, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц на получение земельного участка в установленном законом порядке.
Поскольку, требования истца направлены на защиту интересов муниципального образования, в части реализации права собственности на земельные участки, то Чайковская городская прокуратура действует в соответствии с полномочиями, предоставляемыми ст. 45 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным разрешение № № от 13 декабря 2017 года на ввод объекта недвижимого имущества – здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка № в эксплуатацию.
Признать отсутствующим право собственности ФИО19 на объект недвижимого имущества здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, с кадастровым номером №.
Решение является основанием для аннулирования записи о государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости на объект недвижимого имущества - здание эллинга яхт-клуба по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 26 февраля 2019 года.
Судья /подпись/:
Копия верна:
Судья И.Е. Коновалова
Секретарь судебного заседания:
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2-51/2019
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края