ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-51/19УИД от 11.02.2019 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2-51/2019 УИД: 66RS0060-01-2018-000728-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2019 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Беляевских П.Г.,

с участием истца Б.,

представителя ответчика – Администрации Шалинского городского округа С.,

третьего лица О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Администрации Шалинского городского округа об обязании предоставить во внеочередном порядке жилье по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным, подлежащим сносу,

установил:

Б. обратился в суд с требованием о возложении на Администрацию Шалинского городского округа обязанности предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах населенного пункта <адрес>. Свой иск Б. мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение за к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставляющего ему право проживать в вышеуказанной квартире на основании договора социального найма жилого помещения. В квартире проживать невозможно по причине ее аварийного состояния. На основании постановления администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список лиц нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма без очереди. В нарушении ст.ст.57, 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу и если жилое помещение признано непригодным для проживания. Жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. До настоящего времени ответчик своей обязанности не выполнил, отселение из указанного жилого помещения не произведено, иное жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Кроме того показал, что в 2015 году многоквартирный дом, в котором расположена квартира где он зарегистрирован, признан непригодным для проживания. Дом был щитовой, печка разрушилась, крыша протекала, потолок начал обрушаться, в окнах только одни рамы, образовались щели между стенами и полом. Указанные разрушения представляли угрозу для его жизни и здоровья, а так же для других членов его семьи, в связи с чем они были вынуждены выехать из этой квартиры и проживать по иному адресу. После признания жилья ветхим квартплата не начисляется. До настоящего времени жилье ему не предоставлено, он вынужден проживать по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа С. в судебном заседании иск не признал в полном объеме и пояснил, что у ответчика отсутствует возможность предоставить истцу жилое помещение вне очереди в связи с тем, что согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Б. вселен в квартиру по адресу: <адрес>, как член семьи нанимателя этой квартиры - О., которой взамен этой квартиры, признанной непригодным для проживания жильем, решением Шалинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Шалинского городского округа возложена обязанность предоставить О. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах населенного пункта <адрес>, с учетом всех членов ее семьи, в том числе и Б., которому не может быть предоставлено еще одно (дополнительное) жилое помещение взамен этого же с этой же площадью. Б. состоит на учете граждан, признанных малоимущими, для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, что не предполагает внеочередной порядок предоставления жилья. В настоящее время жилье, которое может быть предоставлено Б. по договору социального найма по этой категории лиц, отсутствует. Внеочередной порядок предоставления Б. жилого помещения по договору социального найма нарушит права других лиц, вставших на учет по этой же категории граждан раньше и нуждающихся в предоставлении жилья.

Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – М., ранее участвуя в суде, и О. в настоящем судебном заседании, иск поддержали в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно паспортных данных истца Б., справки МУП ШГО «Шамарская ЖКО», справки Вогульской поселковой администрации, истец и третьи лица на стороне истца М. и О. зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 13, 28, 40).

Из договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к нему видно, что предоставленное О. и членам её семьи М. и Б. жилье расположено по адресу: <адрес>, площадью 47,51 кв.м (л.д. 14-20).

Указанными доказательствами подтверждается возникновение прав нанимателя у О. на жилое помещение, признанное в последующем непригодным для проживания. При этом члены семьи нанимателя Б. и М. в соответствии со ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют равные с нанимателем права и обязанности в отношении этого же жилого помещения.

Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания (л.д. 21).

По заключению Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ весь многоквартирный дом, в котором расположена квартира, предоставленная истцу по договору социального найма, не соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению, и является непригодным к проживанию (л.д. 22).

Согласно Распоряжению Администрации Шалинского городского округа -рп от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным, подлежащим сносу, срок отселения определен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из этого Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

При этом, ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения): находящиеся в ветхом состоянии; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Как установлено из представленных в судебном заседании доказательств, жилое помещение в котором зарегистрированы О., М. и Б. признано непригодным к проживанию по результатам его обследования в 2015 году.

Пунктами 49, 50, 51 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 установлено, что орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.

В случаях признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.

Копия решения органа местного самоуправления в 5-дневный срок, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма представляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия данных решений.

На основании ст.87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое указанной категории лиц жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, в соответствии с нормами предоставления.

Таким образом, анализ вышеназванных положений жилищного законодательства указывает на то, что органы местного самоуправления обязаны в кратчайшие сроки, а в случае признания жилья аварийным незамедлительно принять решение по отселению граждан, проживающих в таком жилом помещении и предоставлении им иного: пригодного для проживания жилого помещения, в границах данного населенного пункта.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и решению Шалинского районного суда Свердловской области от 24.01.2019, на Администрацию Шалинского городского округа возложена обязанность предоставить нанимателю О. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, общей площадью 47,51 кв.м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах населенного пункта <адрес>, с учетом всех членов ее семьи, в том числе и Б. (л.д. 91-98).

Из учетного дела в отношении Б., постановления Администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, протокола заседания жилищной комиссии Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Б. состоит на учете граждан, признанных малоимущими, для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д.54-56, 99-106).

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Судом не установлено нарушений прав истца, дающих ему право на внеочередной порядок предоставления жилья в соответствии с требованиями ч.2 ст.15, ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как решением суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Шалинского городского округа возложена обязанность предоставить О. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, где зарегистрирован истец в качестве члена семьи указанного нанимателя. При этом у истца, как у члена семьи нанимателя, не возникло право на предоставление ему отдельного жилого помещения такой же площади взамен этого же жилого помещения во внеочередном порядке.

Судом из исследованных доказательств не установлено нарушений прав истца, предусмотренных ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд счел, что не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению Б. вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 47,51 кв.м, другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 47,51 кв.м, находящегося в границах данного населенного пункта.

Соответственно исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Б. к Администрации Шалинского городского округа об обязании предоставить во внеочередном порядке жилье по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным, подлежащим сносу, расположенному по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 15.02.2019.

Председательствующий судья С.Н. Миронова