РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2020 года с. Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова Ю.А., при секретаре судебного заседания Амадзиевой М.А.,
с участием истицы ФИО18 и её представителя ФИО4,
представителя ФГАУ РД «МФЦ в РД» по Сергокалинскому району по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-51/2020 по исковому заявлению ФИО19 к ФГАУ «МФЦ в РД» по Сергокалинскому району РД и Министерству экономики и территориального развития РД о взыскании задолженности по выплате субсидий, процентов на сумму задолженности и расходов по уплате государственной пошлины,
установил:
ФИО17 обратилась в суд с исковым заявлением к ФГАУ «МФЦ в РД» по <адрес> и Министерству экономики и территориального развития РД о взыскании задолженности по выплате субсидий.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО17ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлась получателем субсидий в соответствии с правилами представлений субсидий, па оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением ФИО2 РФ от 14 декабри 2005г. №. С ноября 2014 г. по апрель 2016 г. ФИО17 была начислена субсидия Муниципальным бюджетным учреждением «<адрес> центр субсидий» на оплату коммунальных услуг в денежной сумме 64792,66 рублей. Однако, до настоящего времени ФИО17 не получила эти субсидии. На обращение ФИО17 с заявлением 30.08.2019г. через ФГАУ «МФЦ в РД» по <адрес> на имя директора ФИО10 в выплате субсидии па жилое помещение по оплате коммунальных услуг, которые ранее были утверждены, ФИО17 получила отказ от 09.09.2019г. №. Отказ был обоснован тем, что якобы личное дело относится к несоответствующим, так как отсутствуют копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительство, к членам его семьи. С отказом по выплате субсидий ФИО17 с ноября 2014г. по апрель 2016г. для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг не согласна. Отказано было незаконно и необоснованно, так как обоснование ФГАУ «МФЦ в РД» по <адрес> не соответствуют настоящим обстоятельствам дела. Все документы необходимые для получения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по требованию МУБ «Сергокалинский РЦС» к ФИО17 были предоставлены в полном объёме, после чего и были утверждены субсидии на периоды с ноября 2014 г. по апрель 2016 г.. Согласно порядка перечисления субсидий па оплату жилого помещения и коммунальные услуг в РД, утверждённого постановлением ФИО2 РД от 26.08.2011г. № средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций (п. 6 Порядка). Средства на предоставление субсидий перечисляются муниципальным образованиям ежемесячно до 25 числа текущего месяца (п. 7 Порядка). Уполномоченный орган местного самоуправления по предоставлению субсидий ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляет средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования (п. 3 Порядка). В соответствии с ч.ч. 3 и 8 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются для семей со среднедушевым доходом, ниже установленного прожиточного минимума. В силу ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Согласно правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» субсидии предоставляются для семей со среднедушевого доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. В соответствии с Уставом ГУ «Республиканский центр субсидий», утверждённого постановлением ФИО2 Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Государственного учреждения «Республиканский центр субсидий», центр образован в целях реализации мер по социальной защите малоимущих граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес>. Министерство финансов Республики Дагестан производит финансирование расходов на содержание Республиканского центра субсидий в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год на указанные цели. Согласно ст. ст. 4 и 5 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» органы государственной власти Республики Дагестан обязаны, своевременно и в полном объёме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субсидии па осуществлении государственных полномочий (подл. 1 п. 2 ст. 4 Закона). В Соответствии с п.1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № и Пленума ВАС РФ № от 08.10.1998г., Постановлением Пленума ВС РФ № и Пленума ВАС РФ № от 01.07.1996г., под учетной ставкой понимается единая учетная ставка Банка России по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования). Согласно ст. З ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. В соответствии со ст. 24 ГПК Российской Федерации районный судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по имущественным спорам при цене иска, превышающей пятидесяти тысяч рублей, а также к подсудности районных судей могут быть отнесены и другие дела. На основании выше изложенного, просит взыскать с Министерства экономики и территориального развития РД и ФГАУ «МФЦ в РД» по <адрес> в пользу ФИО17, утверждённую невыплаченную субсидию на оплату коммунальных услуг с ноября 2014 г. по апрель 2016 г. в размере 64792,66 рублей. В соответствии ст. 395 ГК РФ взыскать с Министерства экономики и территориального развития РД проценты на сумму долга, с мая 2016 г. по ДД.ММ.ГГГГ составивший в сумме 19685,71 руб. в пользу ФИО17. Взыскать в пользу ФИО17 госпошлину в размере 2144 ру6лей. Истребовать у ФГАУ («МФЦ в РД» по <адрес> все материалы личного дела о назначения субсидии ФИО17. Истребовать у ФГАУ «МФЦ в РД» по <адрес>, список описи документов представленных ФИО17 в МУВ «Сергокалинский РЦС» отдел субсидий. Для проведения судебной экспертизы на подлинность подписи, специалиста принимавшего документы. В судебное заседание вызвать представителя Министерства экономики и развития Республики Дагестан и представителя ФГАУ «МФЦ в РД» по <адрес>.
В судебном заседании ФИО17 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила удовлетворить их в полном объеме. Также пояснила. Что ранее представляла документы в отдел субсидий, а МФЦ неправомерно отказало ей.
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО16 поддержал и просил удовлетворить в полном объёме по изложенным в иске основаниям. Считал утверждения ответчика об отсутсвии документов в делах по выплате субсидий необоснованными, так как ранее субсидии были утверждены на основании постановления ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Несоответствие дел установлено актом несоответствующих дел, но данный акт составлен работниками МФЦ, в свзи с чем односторонний акт не доказывает что ФИО17 не были предоставлены документы. ФИО17 было отказано ДД.ММ.ГГГГ работником ФГАУ МФЦ в РД по <адрес> и.о. директора ФИО5. Работник ФГАУ МФЦ в РД по <адрес> и.о. директора ФИО5 не уполномочена отклонять ранее сделанное решение в 2014 году о выплате субсидий отделом субсидий.
Представитель ФГАУ РД «МФЦ в РД» по <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО16 не признала и просила в удовлетворении исковых требований истца отказать, представив возражения в письменном виде.
Из возражений ФГАУ РД «МФЦ в РД» по Сергокалинскому району следует, что Филиал государственного автономного учреждения РД «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в РД» по Сергокалинскому району, рассмотрев исковое заявление ФИО17 о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сообщает следующее. Законом РД от 08.02.2016 г. № 3 прекращено осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственных полномочий РД по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В целях реализации положений вышеуказанного Закона РД, Правительством РД было принято постановление от 05.04.2016 № 78 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РД», которым определено Министерство транспорта, энергетики и связи РД уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и ЖКУ. Впоследствии, Постановлением Правительства РД от 21.11.2018 года № 170 «О внесении изменений в Постановление Правительства РД от 26 августа 2011 года № 294» полномочия переданы Министерству экономики и территориального развития РД». Приказом Министерства экономики и территориального развития РД от 22.11.2018 г. №89-од Государственное автономное учреждение РД ГАУ РД «МФЦ в РД» управомочено на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Во исполнение Распоряжения Правительства РД от 16.02.2016г. № 63-р, проведена сплошная инвентаризация личных дел получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На совместном заседании Комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в РД и Межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано неправомерным начисление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по личным делам, которые не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В соответствии с п. 5 раздела 3 Протокола совместного заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в РД и межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату ЖКУ, образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ №5/2016 от 07.09.2016 года, утвержденную заместителем Председателя Правительства РД ФИО1 07.09.2016 года признаны неправомерными начисления субсидий на оплату ЖКУ по личным делам, не соответствующим установленным требованиям, выявленным по результатам проведенной сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату ЖКУ. По результатам инвентаризации, личное дело ФИО17 отнесено к несоответствующим требованиям Постановления ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ по причине: отсутствия документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (п.п. б) п.8.1 - 14 стр. паспорта, свидетельство о заключении брака и т.п.), а так же нет сведений с Пенсионного фонда на всех членов семьи о том, что получают пенсию или нет п.8 - документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии). Согласно п. 14 Постановления заявитель несет ответственность за достоверность представленных, сведений и документов. Представление заявителем неполных или заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. П. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. Учитывая то, что период выплаты, заявленный ФИО3 3. с ноября 2014 года по апрель 2016 года, срок, когда ФИО3 3. узнала о нарушении своего права начинает истекать с мая 2016 года. Общий срок исковой давности составляет три года. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Исходя из вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований (дело признанно несоответствующим), в связи с истечением срока исковой давности.
Представитель Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан в судебное заседание своего представителя не направил, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. Также направил в суд возражения касательно искового заявления ФИО17, из которых следует, что ФИО17 обратилась в Сергокалинский районный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству экономики и территориального развития Республики Дагестан и Филиалу ГАУ РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан по Сергокалинскому району» о взыскании задолженности по выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2014 года по апрель 2016 года в размере 64 792,66 рублей основного долга, процентов по ст. 395 ГК РФ за период с мая 2016 года по 28 января 2020 года в размере 19685,71 рублей, а также государственную пошлину в размере 2144 рублей. Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан считает исковые требования ФИО17 необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Законом Республики Дагестан от 8 февраля 2016 года № 3 «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» прекращены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по осуществлению государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 02.06.2016 г. № 159 «О ликвидации государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Республиканский центр субсидий» ликвидировано государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Республиканский центр субсидий, функции и полномочия учредителя которого осуществляло Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, правопреемником ГКУ РД «Республиканский центр субсидий», в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, установлено Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан (правопреемник Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан). При этом, в соответствии с пунктом 2 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 26.08.2011 г. № 294, субсидии предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Решения о предоставлении субсидий принимаются Министерством транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан или уполномоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган). Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от 06.04.2016 г. № 42 «Об управомочивании государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» наделено полномочиями на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Указом Главы Республики Дагестан от 26.03.2018 г. № 39 «Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан» преобразованы несколько органов исполнительной власти Республики Дагестан, в том числе Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан - в Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан, передав ему функции в сфере промышленности упраздняемого Министерства промышленности и торговли Республики Дагестан, и установив, что органы исполнительной власти Республики Дагестан, которым переданы функции иных органов исполнительной власти Республики Дагестан в соответствии с данным Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений. Вместе с тем, постановление Правительства Республики Дагестан от 17.05.2018 г. № 46 «Об осуществлении функций и полномочий учредителя государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан и внесении изменений в приложение № 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 20 июня 2005 г. № 106», в соответствии с которым функции и полномочия учредителя государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» возложены на Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан, не содержит условий о правопреемстве Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан по обязательствам, возникшим в связи предоставлением субсидий оплату жилого помещения и коммунальных услуг (возникшим до передачи постановлением указанных полномочий), в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений. Таким образом, ни Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан ни государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан», не являются правопреемниками ГКУ РД «Республиканский центр субсидий», в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. В этой связи Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестана является ненадлежащим ответчик по данному делу. В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст. 200 ГК РФ). В силу пункта 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности при условии, что одна из сторон заявила о применении исковой давности, является основанием для отказа в иске. Из материалов дела следует, что с ноября 2014 года по апрель 2016 года ФИО17 была начислена субсидия Муниципальным бюджетным учреждением «Сергокалинский районный центр субсидий» на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 64792,66 рублей, но не выплачена. Таким образом, ФИО17 знала о нарушении своего права, а течение срока исковой давности в данном случае начинается с 1 мая 2016 года. В этой связи исковые требования о взыскании задолженности по выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2014 года по апрель 2016 года в размере 64 792,66 рублей основного долга ФИО17 заявлены за пределами сроков исковой давности. На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 35, 149, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просят отказать в удовлетворении искового заявления ФИО17 к Министерству экономики и территориального развития Республики Дагестан и Филиалу ГАУ РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан по Сергокалинскому району» в полном объеме.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика Администрации МР «<адрес>» - ФИО7 представил суду, заявление о в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доводы истца ФИО17 и её представителя по доверенности ФИО4, изучив исковое заявление, а также исследовав материалы гражданского дела, а также представленные в ходе рассмотрения дела документы, и посчитав их достаточными для принятия решения, рассмотрев данное дело в отсутствие неявившихся сторон на основании ст. 167 ГПК РФ в пределах исковых требований истца, суд приходит к следующему выводу.
Законом Республики Дагестан от 8 февраля 2016 года № 3 «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» прекращены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по осуществлению государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 02.06.2016 г. № 159 «О ликвидации государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Республиканский центр субсидий» ликвидировано государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Республиканский центр субсидий, функции и полномочия учредителя которого осуществляло Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, правопреемником ГКУ РД «Республиканский центр субсидий», в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, установлено Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан (правопреемник Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан). При этом, в соответствии с пунктом 2 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 26.08.2011 г. № 294, субсидии предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Решения о предоставлении субсидий принимаются Министерством транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан или уполномоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган). Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от 06.04.2016 г. № 42 «Об управомочивании государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» наделено полномочиями на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан» преобразованы несколько органов исполнительной власти Республики Дагестан, в том числе Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан - в Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан, передав ему функции в сфере промышленности упраздняемого Министерства промышленности и торговли Республики Дагестан, и установив, что органы исполнительной власти Республики Дагестан, которым переданы функции иных органов исполнительной власти Республики Дагестан в соответствии с данным Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
В соответствии с пунктом 2 Указа Главы Республики Дагестан от 26.03.2018г. №39 «Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан» Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан преобразовано в Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан.
На основании пункта 5 вышеназванного Указа установлено, что органы исполнительной власти Республики Дагестан, которым переданы функции иных органов исполнительной власти Республики Дагестан в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 17.05.2018, № 46 «Об осуществлении функций и полномочий учредителя государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Дагестан» функции и полномочия учредителя Государственного автономного учреждения Республики Дагестан Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» осуществляет Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 12.04.2019г. № 83 утверждено Положение о Министерстве экономики и территориального развития Республики Дагестан.
Согласно пункту 9.59 указанного Положения, полномочия по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложены на Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.
В целях реализации положений вышеуказанного Закона РД (от от 08.02.2016 г. №3), Правительством РД было принято постановление от 05.04.2016 № 78 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РД», которым определено Министерство транспорта, энергетики и связи РД уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и ЖКУ. Впоследствии, Постановлением Правительства РД от 21.11.2018 года № 170 «О внесении изменений в Постановление Правительства РД от 26 августа 2011 года № 294» полномочия переданы Министерству экономики и территориального развития РД». Приказом Министерства экономики и территориального развития РД от 22.11.2018 г. №89-од Государственное автономное учреждение РД ГАУ РД «МФЦ в РД» управомочено на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Во исполнение Распоряжения Правительства РД от 16.02.2016г. № 63-р, проведена сплошная инвентаризация личных дел получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На совместном заседании Комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в РД и Межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано неправомерным начисление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по личным делам, которые не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
В соответствии с п. 5 раздела 3 Протокола совместного заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в РД и межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату ЖКУ, образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ №5/2016 от 07.09.2016 года, утвержденную заместителем Председателя Правительства РД ФИО6 07.09.2016 года признаны неправомерными начисления субсидий на оплату ЖКУ по личным делам, не соответствующим установленным требованиям, выявленным по результатам проведенной сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату ЖКУ.
Согласно, совместного приказа Государственного автономного учреждения РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РД» и Муниципального района «Сергокалинский район» №256 от 4 апреля 2016 года «О межведомственной рабочей группе» создана межведомственная рабочая группа по вопросам приема-передачи личных дел получателей субсидий, перед которыми имеется задолженность по выплате денежных средств. В состав рабочей группы вошли: Сопредседатели – ФИО8 зам. Начальника финансового отдела Администрации МР «<адрес>» и ФИО9 курирующий эксперт ГАУ РД «МФЦ в РД»; члены рабочей группы – ФИО10 директор ФГАУ «МФЦ в РД» в <адрес>, ФИО11 юрист ФГАУ «МФЦ в РД» в Сергокалинском районеи ФИО12 начальник отдела субсидий в с.Сергокала. рабочей группе поручено организовать передачу личных дел получателей субсидий перед которыми имеется задолженность по выплате денежных средств с муниципального отдела субсидий МР «Сергокалинский район» в филиал ГАУ РД «МФЦ в РД» по Сергокалинскому району под акты приема передачи (реестры). Работникам филиала ГАУ РД «МФЦ в РД» по Сергокалтскому району обеспечить занесение личных дел получателей субсидий в АИС «Субсидии», проверить достоверность начисленных субсидий. В случае выявления фактов необоснованно начисленных субсидий на оплату ЖКУ составить совместные акты и представить соответствующие дела на комиссию утвержденную Распоряжением Председателя Правительства Республики Дагестан от 16.02.2016г. №63-р.
Согласно протокола совместного заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан и межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ «5/2016 от 7 сентября 2016 года в разделе 3 Об итогах сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ» указано – 1. Принять к сведению информацию ФИО13 об итогах проведения сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее ЖКУ), образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ. 2. Признать работу по проведению сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату ЖКУ, образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ удовлетворительной. 3. Одобрить выплату субсидий на оплату ЖКУ по 8565 личным делам, которые соответствуют всем требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». 4. Министерству финансов Республики Дагестан рассмотреть возможность финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан средств в объеме 173,1 млн. рублей на погашение задолженности по 8565 делам получателей субсидий на оплату ЖКУ, соответствующих установленным требованиям. 5. Признать неправомерным начисление субсидий на оплату ЖКУ по личным делам, не соответствующим установленным требованиям, выявленным по результатам проведенной сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату ЖКУ.
Согласно протокола заседания межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ от 4 декабря 2018 года №03-47 было решено: 1. Принять к сведению информацию Государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>» (далее ГАУ РД «МФЦ в РД») об исполнении пункта 3 части 1 Протокола совместного заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес> и межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 10 марта 2017 года № 1/2017 относительно 1864 инвентаризационных дел, по которым были донесены копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, в срок до 15 апреля 2017 года.; 2.Одобрить: - выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по 2716 личным делам, в том числе по 1757 донесенным делам, которые соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»; - выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за февраль и март 2016 года по 1470 личным делам, которые были приняты филиалами ГАУ РД «МФЦ в РД» в период передачи полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Министерству транспорта, энергетики и транспорта Республики Дагестан.
Согласно реестра приема-передачи личных дел получателей субсидий из отдела субсидий администрации МР «Сергокалинский район» РД в ФГАУ «МФЦ в РД» по Сергокалинскому району РД на листе 20 запись под порядковым номером 1037 указан номер дела - 1037, Ф.И.О. заявителя -ФИО3 Зубаржат, количество листов в деле 47; на листе 42 запись под порядковым номером 2227 указан номер дела - 2227, Ф.И.О. заявителя -ФИО3 Зубаржат, количество листов в деле 41; на листе 50 запись под порядковым номером 2648 указан номер дела - 1037, Ф.И.О. заявителя -ФИО17, количество листов в деле 49. Реестр приема передачи дел содержит сведения о работниках сдавших (экономист ФИО14) и принявших дела получателей субсидий (юрист ФИО11) и присутствовавших при этом, а также подписи от ГАУ РД «МФЦ в РД» ФИО10, от МО «<адрес>» ФИО12, подписи заверены соответствующими печатями сторон.
По результатам инвентаризации, личное дело ФИО17 отнесено к несоответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по причине: отсутствия документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (п.п. б) п.8.1 - 14 стр. паспорта, свидетельство о заключении брака и т.п.), а так же нет сведений с Пенсионного фонда на всех членов семьи о том, что получают пенсию или нет п.8 - документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии).
В исследованных судом в судебном заседании личных делах получателя субсидий ФИО17, представленных по запросу суда ФГАУ «МФЦ в РД» по <адрес> РД, действительно отсутствуют вышеуказанные документы. Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» заявитель несет ответственность за достоверность представленных, сведений и документов. Представление заявителем неполных или заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно составленного по результатам инвентаризации Акта инвентаризации (несоответствующие дела) имеются записи: в строке под порядковым номером 2281 – номер дела 2227, ФИО заявителя - ФИО17, количество листов – 41, примечание несоответствующего пункта нормативного правового акта (Постановление правительства РФ от 14.12.2005 №761) – п.п. а) п.8 – отсутствует правоподтверждающий документ, пп. б п.8(1) – отсутствуют документы подтверждающие семейное положение; в строке под порядковым номером 2282 – номер дела 2648, ФИО заявителя - ФИО17, количество листов – 49, примечание несоответствующего пункта нормативного правового акта (Постановление правительства РФ от 14.12.2005 №761) – пп. б п.8(1) – отсутствуют документы подтверждающие семейное положение; в строке под порядковым номером 2283 – номер дела 1037, ФИО заявителя - ФИО17, количество листов – 47, примечание несоответствующего пункта нормативного правового акта (Постановление правительства РФ от 14.12.2005 №761) – пп. б п.8(1) – отсутствуют документы подтверждающие семейное положение.
Все распоряжения органов власти, учреждений ГАУ РД «МФЦ в РД» а также действия их сотрудников по проведению инвентаризации дел получателей субсидий на предмет соответствия Постановлению Правительства РФ от 14.12.2005 года №761 в результате которых установлено несоответствие дел получателя субсидий ФИО17, проведены в пределах имевшихся у них полномочий.
Ответчицей ФИО17 и ее представителем ФИО4 суду не представлено доказательств представления в МБУ «Сергокалинский районный центр субсидий» документов, которые указанных отсутствующими по результатам проведенной инвентаризации. В ходе судебного разбирательства таких доказательств также не добыто.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должны выплачиваться ФИО17 Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан при наличии для этого соответствующих оснований, но в связи с отсутствием необходимых документов в выплатных делах на получение субсидий ФИО17, таких оснований суд не усматривает.
ГАУ РД «МФЦ в РД» исполняет публичные обязательства Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан (не может распоряжаться денежными средствами от своего имени). Истцом заявлены исковые требования к филиалу ГАУ «МФЦ В РД» по Сергокалинскому району РД который не является юридическим лицом, истец не ходатайствовала и не заявляла о согласии о замене ответчика на ГАУ РД «МФЦ в РД» в порядке ст.41 ГПК РФ. В связи, с чем суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения требований истца с филиала ГАУ «МФЦ в РД» по Сергокалинскому району РД.
Исходя из смысла действующего законодательства, выплаты субсидий являются обязательством субъекта Российской федерации в лице высшего исполнительного органа, в данном случае Правительства Республики Дагестан, которое обязано отвечать перед гражданами своей республики, а через какой уполномоченный орган будут выполняться эти обязательства, Правительство решает само.
На момент рассмотрения спора в суде таким уполномоченным органом Правительство Республики Дагестан определило Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.
Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. То есть, филиал ГАУ РД «МФЦ в РД» по Сергокалинскому району не может быть ответчиком по данному делу в суде.
Относительно заявленного в своих возражениях ответчиками пропуска срока исковой давности стороной истца, суд считает следующее. Общий срок исковой давности составляет три года. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Согласно части 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности при условии, что одна из сторон заявила о применении исковой давности, является основанием для отказа в иске. Из материалов дела следует, что с ноября 2014 года по апрель 2016 года ФИО17 была начислена субсидия Муниципальным бюджетным учреждением «Сергокалинский районный центр субсидий» на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 64792,66 рублей, но не выплачена. Как пояснила на вопрос суда в судебном заседании сторона истца оплату субсидий ранее они получали после истечения соответствующего периода (период составлял с ноября текущего года с переходом на апрель следующего года). Таким образом, ФИО17 знала о нарушении своего права, так как после истечения периода, за который она считала, что должна была получить субсидии она их не получила. Течение срока исковой давности в данном случае начинается с 1 мая 2016 года, так как последний период за который заявлено требование истцом о взыскании невыплаченной субсидии это период с ноября 2015 года по апрель 2016 года. О том, что истец знала о нарушении своего права с мая месяца 2016 года, также косвенно свидетельствует представленный истцом расчет общей суммы долга и процентов в котором период начисления процентов указан с 2.05.20016 года по 28.01.2020 года.
Кроме того, ФГАУ РД «МФЦ в РД» по Сергокалинскому району РД в местной газете «К изобилию» от 10 октября 2016 года размещало обращение к населению в котором сообщало жителям Сергокалинского района что – «по итогам заседания межведомственной комиссии по проведению сплошной инвентаризации получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, была рассмотрена образовавшаяся задолженность по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ в период работы муниципальных отделов субсидий. По результатам совещания был принят протокол №5-2016. В соответствии с п.5 части III данного протокола Межведомственная республиканская комиссия по делам, не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 14.12.2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» признала начисление субсидий на оплату ЖКУ неправомерным. Списки личных дел получателей субсидий. Чьи дела признаны соответствующими, либо несоответствующими Постановлению правительства РФ от 14.12.2005 года №761, размещены в администрациях сельских поселений. По инициативе МФЦ получателям субсидий, в чьих делах отсутствует только правоустанавливающий документ, предоставлена возможность подтвердить наличие правоустанавливающего документа в период субсидирования. В случае подтверждения права собственности на жилое помещение назначенная субсидия на ЖКУ будет выплачена.» Следовательно, истец ФИО17 извещалась посредством средств массовой информации о размещении списков получателей субсидий в администрации сельского поселения и о возможности в случае признания дела несоответствующим подтвердить наличие правоустанавливающего документа в период субсидирования.
В этой связи исковые требования о взыскании задолженности по выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2014 года по апрель 2016 года в размере 64 792,66 рублей основного долга ФИО17 заявлены (29 января 2020 года) за пределами сроков исковой давности. Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. В силу положений ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказать ФИО17 во взыскании в судебном порядке задолженности по субсидиям на оплату коммунальных услуг с ФГАУ РД «МФЦ в РД» по <адрес> РД и Министерства экономики и территориального развития РД.
В связи с отказом по основному исковому требованию, производные требования о взыскании процентов на сумму долга и расходов по уплате государственной пошлины также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО20 к ФГАУ «МФЦ в РД» по Сергокалинскому району РД и Министерству экономики и территориального развития РД о взыскании утвержденной невыплаченной субсидии на оплату коммунальных услуг с ноября 2014 года по апрель 2016 года в размере 64792 (шестьдесят четыре тысячи семьсот девяносто два) рубля 66 (шестьдесят шесть) копеек, процентов на сумму долга за период с мая 2016 года по 28 января 2020 года в сумме 19685 (девятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят пять) рублей 71 (семьдесят одна) копейка, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2144 (две тысячи сто сорок четыре) рублей отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.
Решение в окончательной форме изготовлено с мотивировочной частью к 17 часам 30 марта 2020 года.
Судья Ю.А. Магомедов