ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-51/20 от 27.09.2016 Верховского районного суда (Орловская область)

Дело №2-51/2020

УИД 57RS0002-01-2020-000007-66

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Верховье 4 февраля 2020 года

Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Глебовой Т.В., с участием старшего помощника прокурора Верховского района Орловской области Алисовой Т.Ю., представителя ответчика – администрации Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области ФИО1 по решению № 1 от 27.09.2016г., при секретаре судебного заседания Беловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области, к администрации Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области об обязании привести официальный сайт муниципального образования в соответствие с требованиями Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области, обратился в суд с иском к администрации Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области об обязании привести официальный сайт муниципального образования в соответствие с требованиями Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В обоснование иска указано, что прокуратурой района в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства о доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления, осуществления надзора за законностью нормативных правовых органами местного самоуправления, обращениях граждан и иного законодательства установлено, что Администрацией Нижне-Жерновского сельского поселения создан собственный официальный сайт муниципального образования, который размещён по электронному адресу http://nzh-adm.ru/.

На сайте размещена общая информация ознакомительного характера, в том числе сведения о главе поселения и контактная информация. Иным способом информатизация населения так же не развита. Остальная информация предусмотренная ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009г. (нормативно-правовые акты и их проекты, задачах и функции органа местного самоуправления, информации об участии органа местного самоуправления в муниципальных программах, сведения об использовании органом местного самоуправления бюджетных средств, обращениях граждан и др.), в сети «Интернет», не размещается.

Кроме того, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009г. и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Однако, администрацией поселения данные положения Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009, обязательные для исполнения, на практике не реализованы. Указанное обстоятельство подтверждается скриншотами с официального сайта администрации Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области.

Разделы нормативно-правовые акты, в том числе их проекты, новости, участие в муниципальных программах не обновлялись с декабря 2018 года.

В истекшем периоде 2019 года прокуратурой района внесены представления об устранении нарушений в сфере информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства от 15.03.2019 и об устранении нарушений сфере законодательства об обращениях граждан, из которых следует, что на сайте органа местного самоуправления не размещаются соответствующие информационные материалы. Из ответов следует, что выявленные нарушения имеют место быть, будут устранены.

Отчёты о результатах рассмотрения обращений граждан не размещены за 2017 год, 2018 год, текущий период 2019 года. Имеется лишь обзор обращений за январь-май 2019 года. Раздел малое и среднее предпринимательство имеет минимум информации, а именно вступительное слово и программа малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, прокуратурой района при осуществлении мониторинга в сфере нормотворчества ведётся реестр проектов и вступивших в законную силу нормативно правовых актов органов местного самоуправления, из которых следует, что исполнительным и законодательным органом принимались нормативно правовые акты, однако на официальном сайте не размещались.

Ссылаясь на Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» прокурор просит суд обязать администрацию Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области привести официальный сайт муниципального образования http://nzh-adm.ru/ в соответствие с требованиями Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В судебном заседании старший помощник прокурора Верховского района Алисова Т.Ю. исковые требования уточнила, просит суд обязать администрацию Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области привести официальный сайт муниципального образования http://nzh-adm.ru/ в соответствии с требованиями Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Разместить следующую информацию:

информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе проекты нормативно-правовых актов издаваемых органами местного самоуправления, нормативно-правовые акты вступившие в законную силу за 2019 годы;

информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд за 2018-2019 годы;

административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых муниципальных правовых актов;

информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;

информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления.

сведения о поддержке малого и среднего предпринимательства;

Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - глава администрации Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что информация на официальном сайте администрации Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области размещается не в полном объеме в связи с отсутствием специалиста. Ведется работа по устранению выявленных нарушений.

Выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: 1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

На основании статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети «Интернет».

Частью 1 статьи 10 названного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009г., информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Согласно части 7 и 8 статьи 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что официальным источником информации о деятельности администрации Нижне-Жерновского сельского поселения является официальный сайт Нижне-Жерновского сельского поселения http://nzh-adm.ru/.

Прокуратурой района в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства о доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления, осуществления надзора за законностью нормативных правовых органами местного самоуправления, обращениях граждан и иного законодательства установлены нарушения администрацией Нижне-Жерновского сельского поселения положений Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: разделы нормативно-правовые акты, в том числе их проекты, новости, участие в муниципальных программах не обновлялись с декабря 2018 года; отчёты о результатах рассмотрения обращений граждан не размещены за 2017 год, 2018 год, текущий период 2019 года; имеется лишь обзор обращений за январь-май 2019 года; раздел малое и среднее предпринимательство имеет минимум информации, а именно вступительное слово и программа малого и среднего предпринимательства, что подтверждается скриншотами электронных страниц официального сайта сельского поселения http://nzh-adm.ru/ (л.д.9-13).

Из объяснений главы администрации Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области следует, что администрация сельского поселения имеет собственный официальный сайт http://nzh-adm.ru/ с 2012 года. В силу Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органа местного самоуправления поселения размещается на сайте, но не в полном объеме из-за отсутствия специалиста (л.д.27-28).

Прокуратурой района в адрес главы администрации сельского поселения 15 марта 2019г. внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (л.д.20-22).

Из ответа главы администрации Нижне-Жерновского сельского поселения ФИО1 №22 от 26.03.2019г. на представление прокуратуры от 15.03.2019г. №13-2019 следует, что за указанные нарушение федерального законодательства, должностное лицо, допустившее нарушения, привлечено к дисциплинарной ответственности (л.д.23).

3 февраля 2020 года прокуратурой района дополнительно проведена проверка по обследованию официального сайта http://nzh-adm.ru/ Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области.

Установлено, что в нарушение положений ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 официальный сайт Нижне-Жерновского сельского поселения расположенный по электронному адресу http://nzh-adm.ru/ не содержит следующей информации:

информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе проекты нормативно-правовых актов издаваемых органами местного самоуправления, нормативно-правовые акты вступившие в законную силу за 2019 годы;

информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд за 2018-2019 годы;

административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых муниципальных правовых актов;

информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;

информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;

сведения о поддержке малого и среднего предпринимательства (л.д.48).

Вышеуказанные нарушения федерального законодательства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Таким образом, судом установлено, что информация, размещенная на официальном сайте http://nzh-adm.ru/ Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области не соответствует требованиям Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ.

Администрацией муниципального образования Нижне-Жерновское сельское поселение Верховского района Орловской области допущено бездействие, выразившееся в не размещении информации, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ на официальном сайте в сети «Интернет», поскольку доказательств отсутствия технической и материальной возможности размещения указанной информации в сети «Интернет» ответчиком представлено не было.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении на администрацию Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области обязанности разместить на официальном сайте http://nzh-adm.ru/ информации о деятельности Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области, предусмотренной Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ, подлежит удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пп.19 п.1, п.п.2 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, как орган местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области, к администрации Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области об обязании привести официальный сайт муниципального образования в соответствие с требованиями Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» удовлетворить.

Обязать администрацию Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области привести официальный сайт муниципального образования http://nzh-adm.ru/ в соответствие с требованиями Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», разместив следующую информацию:

информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе проекты нормативно-правовых актов издаваемых органами местного самоуправления, нормативно-правовые акты вступившие в законную силу за 2019 годы;

информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд за 2018-2019 годы;

административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых муниципальных правовых актов;

информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;

информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;

сведения о поддержке малого и среднего предпринимательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текса решения.

Мотивированное решение вынесено 07 февраля 2020 года.

Председательствующий Т.В. Глебова