ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-51/2014 от 04.04.2014 Иркутского гарнизонного военного суда (Иркутская область)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 город Иркутск 4 апреля 2014 года

 Иркутский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Никоненко В.И., при секретаре Добычиной О.С., с участием заявителя ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <...> ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части <...> и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (ФКУ «ЕРЦ МО РФ»), связанных с выплатой заявителю денежного довольствия в 2014 году не в полном объеме, а также невыплатой материальной помощи за 2014 год и дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ №1010 от 26 июля 2010 года, за 2013 год.

 В судебном заседании военный суд,

 установил:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в соответствии с приказом командира войсковой части <...> от 1 июня 2010 года №<...> он проходит службу в должности <...> войсковой части <...> (в настоящее время войсковая часть <...>). В настоящее время в данной части проводятся ликвидационные мероприятия, вместе с тем, обязанности по этой воинской должности он исполняет в полном объеме.

 Между тем, с 1 января 2014 года руководителем ФКУ «ЕРЦ МО РФ» ему выплачивается денежное довольствие как военнослужащему, находящемуся в распоряжении командира (начальника), т.е. без выплаты ежемесячной надбавки за классную квалификацию в размере 10 процентов (второй класс) оклада по воинской должности, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 10 процентов оклада по воинской должности, а также ежемесячной премии в размере 25 процентов его месячного оклада за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.

 Также, несмотря на его рапорт, ему не выплачена материальная помощь за 2014 год, и, кроме того, не выплачено материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, за 2013 год в размере <...> рублей, а за вычетом налога на доходы физических лиц – в размере <...> рублей.

 Полагая свои права нарушенными, ФИО1 просил суд признать действия командира войсковой части <...>, связанные с неизданием им приказа об установлении заявителю в 2014 году указанных выше выплат, невыплатой материальной помощи за 2014 год и дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, за 2013 год в размере <...> рублей, незаконными и обязать данное должностное лицо издать приказы, устанавливающие названные выплаты, а руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обязать выплатить ему материальную помощь за 2014 год в размере одного оклада денежного содержания в сумме <...> рублей, дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, за 2013 год, в размере. <...> рублей, а также понесенные им процессуальные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.

 В судебном заседании ФИО1 поддержал указанные требования, подтвердил доводы, изложенные в заявлении, а также пояснил, что на основании приказа командира войсковой части <...> №<...> от 26 апреля 2013 года он возглавляет ликвидационную группу войсковой части <...>, при этом, ликвидационные мероприятия не завершены и он исполняет все возложенные на него обязанности в полном объеме, нареканий по службе не имеет.

 Также ФИО1 показал, что в декабре 2013 года командиром войсковой части <...> он был включен в проект приказа командира войсковой части <...> на выплату материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, за 2013 года размере <...> рублей.

 Кроме того, заявитель показал, что был включен в проект приказа командира войсковой части <...> на выплату ему материальной помощи за 2014 год.

 Между тем до настоящего времени указанные денежные средства ему не выплачены.

 Надлежащим образом заблаговременно извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыли представители командира войсковой части <...> Ф. и руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Б., ходатайствуя о рассмотрении гражданского дела без их участия. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 При этом от представителя руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Б. в суд поступили письменные возражения, из которых следует, что требования заявления она не признаёт, поскольку расчет денежного довольствия, выплачиваемого военнослужащим, осуществляется через программное изделие ресурсного обеспечения «Алушта», сведения в которое вносятся уполномоченными должностными лицами, определёнными в приказе МО РФ от 17 декабря 2012 года № 3733, в частности в отношении ФИО1 командиром войсковой части <...>.

 Согласно сведениям ПО «Алушта» оспариваемые ФИО1 премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей ограничена по 31 декабря 2013 года, материальная помощь за 2014 год, а также дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, за 2013 год ему не установлены.

 Из возражений представителя командира войсковой части <...> Ф. требования заявления также не признал, пояснив, что войсковая часть <...> была сокращена в 2013 году, поэтому права на выплату премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей службы, выплат стимулирующего характера, материальной помощи за 2014 год, а также дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, за 2013 года <...> ФИО1 не имеет.

 Выслушав объяснения заявителя и исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

 Из выписки из приказа командира войсковой части <...> от 1 июня 2010 года №<...> видно, что ФИО1 проходит службу в должности <...> войсковой части <...> (в настоящее время войсковая часть <...>).

 Согласно указаниям Генерального штаба от 19 ноября 2012 года №<...> и командующего войсками Восточного военного округа от 12 декабря 2012 года №<...>, войсковая часть <...> подлежит ликвидации.

 Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части <...> №<...> от 26 апреля 2013 года, ФИО1 возглавляет рабочую группу по ликвидации войсковой части <...>.

 Согласно светокопии послужного списка <...> ФИО1, приказом командира войсковой части <...> от 7 февраля 2007 года №<...> ему присвоена классная квалификация «специалист второго класса».

 Согласно копии служебной карточки <...> ФИО1, в 2013 года, как и в предыдущие годы к дисциплинарной ответственности он не привлекался.

 Из доклада командира войсковой части <...> командиру войсковой части <...>, исх. №<...> от 27 января 2014 года, видно, что ликвидационные мероприятия в части планируется завершить не ранее мая 2014 года.

 Как видно из справки от 24 марта 2014 года, <...> ФИО1 имеет допуск <...> от 27 июня 2001 года и в связи с исполнением им должностных обязанностей работает с документами, составляющими государственную тайну, имеющими гриф <...>.

 Из расчётных листков и фотофиксации персональных данных заявителя в ПО «Алушта» следует, что в 2013 году ФКУ «ЕРЦ МО РФ» выплачивало ФИО1 денежное довольствие с учётом ежемесячной надбавки за классную квалификацию в размере 10 процентов (второй класс) оклада по воинской должности, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 10 процентов оклада по воинской должности, а также ежемесячной премии в размере 25 процентов его месячного оклада за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, выплата материальной помощи за 2014 год и дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, за 2013 год не производилась. Оклад денежного содержания составляет у ФИО1 <...> рублей.

 В соответствии с указаниями заместителя Министра обороны РФ № <...> от 18.12.2013 г., изложенными в телеграмме, поступившей в войсковую часть <...> за вх. № <...> от 30 декабря 2013 года, расчётная сумма дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, на 2013 год на одного военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на офицерских должностях составляет <...> рублей.

 Как усматривается из сообщения командира войсковой части <...> и копии проекта приказа командира войсковой части <...> «О дополнительном материальном стимулировании военнослужащих по контракту», за счет высвобождаемых в 2013 году бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих ВС РФ, <...> ФИО1 была установлена выплата в размере <...> рублей. Данный проект приказа был направлен начальнику <...> ГУК МО РФ за исх. № <...> от 22.12.2013 г., однако сведения о выплате ФИО1 дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, в часть не поступали.

 Также с 1 января 2014 года на основании проекта приказа, поступившего из войсковой части <...>, и направленного 19 декабря 2013 года в адрес командира войсковой части <...>, ФИО1 была установлена выплата ежемесячной надбавки за классную квалификацию в размере 10 процентов (второй класс) оклада по воинской должности, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 10 процентов оклада по воинской должности (допуск <...>), ежемесячной премии в размере 25 процентов его месячного оклада за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, а также материальной помощи за 2014 год в размере одного месячного оклада денежного содержания. Однако сведения об установлении и выплате заявителю денежного довольствия в полном объеме с учетом надбавок и материальной помощи в войсковую часть <...> не поступали.

 Согласно статьям 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ) военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в том числе и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Названными нормативными правовыми актами военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.

 Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон) денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячных окладов в соответствии с присвоенным воинским званием и занимаемой воинской должностью, составляющих оклад месячного денежного содержания, из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

 В соответствии с ч. 12 ст. 2 Закона, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты, предусмотренные, в том числе, частями 15, 17 и 21 той же статьи, в виде ежемесячных надбавок - за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.

 Согласно ч. 17 ст. 2 Закона ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере до 65 процентов оклада по воинской должности. Размер указанной ежемесячной надбавки в зависимости от степени секретности сведений, к которым военнослужащий имеет доступ, и правила ее выплаты определяются Президентом Российской Федерации.

 В ч. 21 ст. 2 Закона указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания (в расчёте на год). Правила выплаты указанной премии определяются Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 2 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 993 названная премия выплачивается ежемесячно либо ежеквартально. Выплата премии производится одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем (кварталом), за который выплачивается премия, и в декабре - за декабрь (IV квартал).

 Премия в соответствии с п. 3 Правил исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью установленных на 1-е число месяца, в котором выплачивается премия а в декабре - на 1 декабря текущего года.

 Согласно п. 4 Правил размеры премии в зависимости от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей и порядок ее выплаты устанавливаются Министром обороны Российской Федерации.

 В соответствии с п. 43 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее - Порядок), военнослужащим, которым в установленном порядке присвоена классная квалификация, выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию, за второй класс, в размере 10 процентов к окладу по воинской должности.

 Частью 22 статьи 2 этого Федерального закона предусмотрено, что ежегодная материальная помощь устанавливается в размере не менее одного оклада денежного содержания. Правила выплаты ежегодной материальной помощи определяются Правительством Российской Федерации.

 На основании указанных выше положений Законов, Правительством Российской Федерации 5 декабря 2011 года принято постановление № 993, которым утверждены «Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи» (далее - Правила), а Министром обороны Российской Федерации 30 декабря 2011 года издан приказ № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», (далее - Порядок).

 В соответствии с пунктом 6 Правил, материальная помощь не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников).

 Пунктом 38 Порядка установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности (сдачи дел и должности).

 Следовательно, ФИО1 установленным порядком от занимаемой им воинской должности освобожден не был, дела и должность <...> войсковой части <...>, не сдал и фактически исполняет обязанности по этой воинской должности, ликвидационные мероприятия в войсковой части <...> не завершены, в силу чего заявитель имеет право на установление ему в 2014 году вышеуказанных надбавок и получения денежного довольствия с учетом этих надбавок.

 Согласно Указу Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1459 Министру обороны РФ предоставлено право использовать выделенные на денежное довольствие военнослужащим средства федерального бюджета, высвободившиеся в результате сокращения численности военнослужащих, на выплату премий по результатам службы.

 Во исполнение данного Указа Президента РФ приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден «Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - Порядок).

 В соответствии с п.2 вышеуказанного приказа МО РФ за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выплачиваются дополнительные выплаты (премии) по результатам службы - дополнительное материальное стимулирование.

 Согласно п.7 Порядка размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

 В пункте 11 Порядка указан исчерпывающий перечень лиц, которым не выплачивается дополнительное стимулирование. К ним относятся: военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование на соответствующий год; военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке; военнослужащие, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

 Таким образом, основанием к производству выплаты дополнительного материального стимулирования, согласно вышеприведенного Порядка, является наличие денежных средств, высвобождаемых за счет сокращения численности личного состава ВС РФ, а условием - оценка соответствующим командиром результатов исполнения военнослужащим должностных обязанностей в период, за который производиться дополнительное материальное стимулирование.

 При этом доказательств, что <...> ФИО1 не имеет права на получение указанной выше выплаты, командиром воинской части <...> не представлено.

 В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц возлагаются на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Должностными лицами, чьи действия ФИО1 оспорены, каких-либо доказательств о том, что их действиями права и законные интересы заявителя не нарушались либо были восстановлены, представлено не было.

 Поскольку судом установлено, что ФИО1 ранее от занимаемой им воинской должности не освобожден, фактически исполняет обязанности по ней, он, как следует из вышеприведённых нормативно-правовых актов и направленных установленным порядком проектов приказов (с учётом утверждённых ранее лимитов), имеет право на получение денежного довольствия с учетом ежемесячной надбавки за классную квалификацию в размере 10 процентов (второй класс) оклада по воинской должности, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 10 процентов оклада по воинской должности, а также ежемесячной премии в размере 25 процентов его месячного оклада за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, а также права на выплату материальной помощи за 2014 год, и кроме того, право на получение дополнительного материального стимулирования за 2013 года.

 При этом для восстановления нарушенного права ФИО1 суд считает необходимым возложить на командира войсковой части <...> обязанность по изданию приказов об установлении ФИО1 в 2014 году ежемесячной надбавки за классную квалификацию в размере 10 процентов (второй класс) оклада по воинской должности, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 10 процентов оклада по воинской должности, а также ежемесячной премии в размере 25 процентов его месячного оклада за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, о выплате заявителю материальной помощи за 2014 года, а также о выплате ему дополнительного материального стимулирования по результатам службы за 2013 год, в соответствии с приказом МО РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, а на руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» непосредственно по их выплате.

 Также, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в пользу заявителя сумму уплаченной им государственной пошлины в размере 200 рублей.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд,

 решил:

 Заявление военнослужащего войсковой части <...> ФИО1, удовлетворить.

 Действия командира войсковой части <...> и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанные с выплатой заявителю денежного довольствия в 2014 году не в полном объеме, а также невыплатой материальной помощи за 2014 год и дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, за 2013 год, признать незаконными.

 Обязать командира войсковой части <...> в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя, с этой целью издать приказы об установлении и выплате в 2014 году военнослужащему войсковой части <...> ФИО1:

 - ежемесячной надбавки за классную квалификацию в размере 10 процентов (второй класс) оклада по воинской должности;

 - ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 10 процентов оклада по воинской должности;

 - ежемесячной премии в размере 25 процентов его месячного оклада за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;

 - материальной помощи за 2014 год в размере <...> рублей;

 - дополнительного материального стимулирования по результатам службы за 2013 год, в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года в размере <...> рублей.

 Обязать руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя, с этой целью взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ФИО1:

 - материальную помощь за 2014 год в сумме <...> рублей;

 - дополнительное материальное стимулирование по результатам службы за 2013 год, в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, в сумме <...> рублей, с учетом удержанного налога на доходы физических лиц.

 Взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ФИО1 сумму уплаченной им государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Председательствующий В.И. Никоненко