Дело №2-51/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2018 года р.п.Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гусевой Л.В.,
при секретаре Абросимовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аталаева С.А. к Управлению социальной защиты населения по Тальменскому району Алтайского края о возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации оплаты за наем жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Аталаев С.А. обратился в Тальменский районный суд Алтайского края с иском к Управлению социальной защиты населения по Тальменскому району Алтайского края о возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации оплаты за наем жилого помещения. В обоснование исковых требований указал о том, что он и члены его семьи: жена Аталаева Т.С. и несовершеннолетняя дочь ФИО4 фактически проживают по адресу: <адрес> р.<адрес> на основании договора найма жилого помещения от 01.04.2017 года. Наймодателем по договору является собственник квартиры ФИО5, размер платы за наем жилья составляет 5400 рублей. Он является ветераном боевых действий, поэтому имеет право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50% оплаты за наем жилого помещения, независимо от вида жилищного фонда. 11.04.2017 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении и выплате ему денежной компенсации, однако в добровольном порядке его заявление не было удовлетворено, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 07.03.2017 года были удовлетворены его требования о признании права на меры социальной поддержки по оплате вышеуказанного жилого помещения, так как в нем он и члены его семьи проживают с 01.10.2016 года, но оно ответчиком исполняется не в полном объеме. Просит: обязать ответчика назначить ему и членам его семьи ежемесячную денежную компенсацию по оплате коммерческого найма жилого помещения по месту фактического проживания, начиная с 01.04.2017 года и взыскать с ответчика компенсацию по оплате найма жилого помещения на период с ДД.ММ.ГГГГ по день подачи искового заявления в сумме 24300 рублей.
В судебном заседании истец Аталаев С.А. поддержал исковые требования, пояснив, что решением Тальменского районного суда Алтайского края от 07.03.2017 года были удовлетворены его требования о признании права на меры социальной поддержки по оплате занимаемого жилого помещения, однако требование о праве на получение компенсации оплаты за наем жилья не заявлялось и не рассматривалось судом. Решением суда от 07.03.2017 года на ответчика была возложена обязанность назначить ему и членам семьи ежемесячную денежную компенсацию следующих расходов на оплату жилого помещения – расходов на содержание общего имущества, расходов по вывозу твердых бытовых отходов, расходов по вывозу жидких бытовых отходов, поэтому заявленные им сейчас требования не являются повторными, а в исковом заявлении указано ошибочно о том, что решение суда от 07.03.2017 года исполняется ответчиком не в полном объеме; в действительности решение суда ответчиком исполняется в том объеме, в котором оно принято судом. Собственного жилья он не имеет, хотя длительное время состоит в списке нуждающихся в получении жилья в ГУВД Алтайского края, так как является пенсионером МВД. Зарегистрирован он и члены его семьи по <адрес> в р.<адрес>, однако по месту регистрации не проживают, так как там проживает мать Аталаевой Т.С. с детьми, и площадь дома недостаточна для проживания его семьи. Наймодателем жилья по <адрес> является его мать ФИО5, однако законом не запрещено заключать договор коммерческого найма жилья с близкими родственниками; кроме того, законом не запрещено предоставлять меры социальной поддержки по месту фактического проживания.
Третье лицо на стороне истца Аталаева Т.С., представляющая свои интересы и интересы несовершеннолетней ФИО4, поддержала исковые требования, дав пояснения, аналогичные пояснениям истца. Дополнила, что она имеет 1/10 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес> в р.<адрес>, что составляет 4 кв.м. от общей площади дома. Другого жилья в собственности не имеет, а так как в доме проживает ее мать с детьми, площадь дома не позволяет ей, дочери и мужу проживать в доме, в связи с чем, ее семья вынуждена снимать жилье по договору коммерческого найма.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Тальменскому району Кузьмина М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что решением суда от 07.03.2017 года были удовлетворены требования истца о предоставлении мер социальной поддержки в виде следующих расходов на оплату жилого помещения – расходов на содержание общего имущества, расходов по вывозу твердых бытовых отходов, расходов по вывозу жидких бытовых отходов, поэтому рассматриваемые судом сейчас исковые требования действительно не являются повторными. Решение суда от 07.03.2017 года вступило в законную силу, и исполняется Управлением надлежащим образом, что подтверждается представленной ею в материалы дела справкой. Но рассмотренный ранее иск возник только из-за разногласий по месту предоставления мер социальной поддержки, так как Управление считало, что меры социальной поддержки могут предоставляться только по месту регистрации истца и членов его семьи, а не по месту его фактического проживания, но суд пришел к иному выводу, поэтому теперь истцу и членам его семьи меры социальной поддержки предоставляются по месту фактического проживания, кроме компенсации расходов по оплате коммерческого найма жилья, так как такая обязанность на Управление судом не возлагалась. Данное требование удовлетворению не подлежит, так как не предусмотрено законом. Она считает, что закон «О ветеранах» должен применяться в совокупности с нормами Жилищного Кодекса РФ. В ст.154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе, плату за пользование жилым помещением (плата за наем), из чего следует, что истцу, как ветерану боевых действий, и членам его семьи, плата за наем жилого помещения может быть компенсирована только в том случае, если он и члены его семьи проживают в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Компенсация оплаты найма жилого помещения, занимаемого на условиях договора коммерческого найма, законом не предусмотрена. Право истца на получение мер социальной поддержки по месту фактического проживания в настоящее время Управлением не оспаривается.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерство труда и социальной защиты Алтайского края, привлеченного судом к участию в деле определением от 18.12.2017 года, в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие; представил отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, излагая доводы, аналогичные доводам представителя ответчика.
На основании ч.ч.1, 3, 5 ст.167 ГК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства труда и социальной защиты Алтайского края.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, и, оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу пп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: от платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); от взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Судом установлено, что Аталаев С.А. на основании удостоверения серии РМ №, выданного 13.12.2005г. ГУВД Алтайского края, имеет право на меры социальной поддержки, установленные п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Аталаев С.А. с 28.10.2006 состоит в браке с Аталаевой Т.С., супруги имеют дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о заключении брака, о рождении.
Аталев С.А., ФИО4, Аталаева Т.С. зарегистрированы по месту жительства в р.<адрес> с 28.08.2015г. и с 21.04.2000г. соответственно.
Как установлено решением Тальменского районного суда Алтайского края от 07.03.2017 года, жилой дом по <адрес> в р.<адрес> общей площадью 40,3 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности Аталаевой Т.С., ФИО8 (брат жены истца), ФИО9 (мать жены истца), ФИО10 (сестра жены истца), ФИО11 (сестра жены истца), которые зарегистрированы в данном домовладении. Фактически Аталев С.А., Аталаева Т.С., ФИО4 с 01.11.2016г. проживают по адресу: р.<адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО5 По указанному адресу МУП «Новая Эра» предоставляются услуги по холодному водоснабжению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов, содержанию жилья, оплата которых из расчета на трех человек осуществляется Аталаевым С.А. 30.11.2016г. Аталаев С.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему и совместно с ним проживающим Аталаевой Т.С. и ФИО4 по адресу фактического проживания р.<адрес>. В ответе на данное заявление Управлением с ссылкой на пп.9 п.3 ст.3 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», истцу было сообщено о невозможности назначения компенсации по фактическому адресу проживания и рекомендовано зарегистрироваться по данному адресу или реализовать право по месту жительства. Не согласившись с указанным ответом, Аталаев С.А. обратился в суд; решением суда от 07.03.2017 года его требования были удовлетворены – признано за Аталаевым С.А., как ветераном боевых действий, и совместно с ним проживающими членами семьи Аталаевой Т.С. и ФИО4 право на меры социальной поддержки по оплате занимаемого жилого помещения по месту фактического проживания по адресу: <адрес> р.<адрес>, с 01.12.2016 года; на Управление социальной защиты населения по Тальменскому району возложена обязанность назначить Аталаеву С.И., Аталаевой Т.С. и ФИО4 ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату занимаемого жилого помещения по месту фактического проживания – <адрес> р.<адрес>, с 01.12.2016 года до изменения оснований предоставления меры социальной поддержки.
Таким образом, из описательной части решения суда от 07.03.2017 года следует, что предметом рассмотрения являлись требования истца Аталаева С.А. о предоставлении ему и членам его семьи мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, содержанию жилья, а основанием иска был указан отказ Управления социальной защиты населения по Тальменскому району предоставлять эти меры социальной поддержки по месту фактического проживания истца, поскольку ответчик считал, что такие меры поддержки могут оказываться истцу только по месту его регистрации.
Таким образом, предъявление иска о возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации оплаты за наем жилого помещения не является повторным.
Подпункт 5 пункта 1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» четко определяет, что плата за наем жилого помещения является составным элементом оплаты жилого помещения. А меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, а значит, и по оплате найма жилого помещения, как об этом прямо указано в пп.5 п.1 ст.16, предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что ежемесячная денежная компенсация по оплате найма жилья предоставляется только для нанимателей жилья по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, суд признает необоснованными.
В материалы дела истцом представлена копия заявления о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поданного истцом в Управление социальной защиты населения по Тальменскому району 11.04.2017 года, в котором указан перечень документов, приложенных истцом к заявлению. В перечне документов, кроме прочих, значится договор найма жилья и квитанции об оплате.
Из ответа Управления социальной защиты населения по Тальменскому району от 21.06.2017 года на заявление истца следует, что представленные истцом документы направлены на консультацию в Министерство труда и социальной защиты Алтайского края, но ответ из Министерства еще не поступил.
Согласно договору найма жилого помещения, заключенного 01.04.2017 года между ФИО5 (наймодателем) и Аталаевым С.А. (нанимателем), для проживания Аталаеву С.А. и членам его семьи предоставлена <адрес>А в р.<адрес>, общей площадью 44,1 кв.м., принадлежащая наймодателю на праве собственности. Срок действия договора найма жилья с 01.04.2017 года по 01.03.2018 года. Плата за наем жилого помещения составляет 5400 рублей в месяц; наниматель обязан вносить плату в виде предоплаты не позднее 15 числа текущего месяца. Кроме платы за наем помещения договор предусматривает обязанность нанимателя оплачивать коммунальные услуги (электроэнергия, водоснабжение) в соответствии с показаниями приборов учета, а также оплачивать жилищные услуги (отопление, вывоз жидких и твердых бытовых отходов, содержание мест общего пользования).
В материалы дела истцом представлены квитанции об оплате найма жилого помещения, подтверждающие ежемесячную оплату в сумме 5400 рублей за период апрель-декабрь 2017 года.
Справкой Управления социальной защиты населения по Тальменскому району (л.д.41) подтверждается, что компенсация оплаты найма жилья истцу не производится.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона Алтайского края №156-ЗС, пп.1 п.2, п.11 Правил выплаты компенсации, компенсация назначается уполномоченным орган по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сфере социальной защиты населения (орган социальной защиты населения).
В силу п.4.2 ст.4 указанного закона компенсация назначается с месяца обращения гражданина непосредственно в уполномоченный орган.
Поскольку на момент обращения в орган социальной защиты населения истец имел право на получение мер социальной поддержки, подтвержденное соответствующими документами, суд считает необходимым обязать ответчика назначить и выплачивать истцу, как ветерану боевых действий, и совместно с ним проживающим членами его семьи Аталаевой Т.С., ФИО4 ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 процентов оплаты за наем жилого помещения, начиная с 01.04.2017 года и до изменения оснований предоставления меры социальной поддержки по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, р.<адрес>А <адрес>.
По мнению суда, требование истца о возложении на ответчика обязанности по выплате компенсации за период с 01.04.2017 года по день предъявления иска в суд, является излишним, поскольку возложение судом на ответчика обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации с 01.04.2017 года уже включает в себя обязанность ответчика произвести начисление компенсации и ее выплату, в том числе и за период с 01.04.2017 года по день подачи иска в суд.
Приказом Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края №299 от 13.05.2015 года установлены максимальные размеры платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования дифференцированно для городских округов и муниципальных районов края.
Максимальный размер платы за наем жилых помещений в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования на территории Тальменского района установлен в 301 рубль 07 коп.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №668/пр от 27.09.2016 года утверждены методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Однако применить указанные методические рекомендации для расчета оплаты за наем жилого помещения на территории Тальменского района не представляется возможным, так как на территории района не утверждены коэффициенты, характеризующие качество и благоустройство жилого помещения и месторасположение дома на 2017-2018 годы. Решение Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края №31 от 19.02.2009 года «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования Тальменский район Алтайского края» таких коэффициентов не содержит.
В связи с изложенным, суд признает возможным оценить соразмерность оплаты за наем жилья, предусмотренной договором, заключенным между нанимателем Аталаевым С.А. и ФИО5, применяя Приказ Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края №299 от 13.05.2015 года об установлении максимальных размеров платы за наем жилого помещения.
При расчете получается следующее: 44,1 кв.м. (общая площадь квартиры) х 301 рубль 07 коп. (максимальный размер платы за наем в Тальменском районе) =13277 рублей 19 коп.
Оплата за наем жилого помещения, занимаемого истцом и членами его семьи, составляет 5400 рублей, т.е. не превышает максимальный размер платы, в связи с чем, суд признает установленную договором оплату допустимой и обязывает ответчика назначить и выплачивать истцу ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 процентов от оплаты найма жилого помещения, установленного договором от 01.04.2017 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Аталаеву С.А. исковые требования к Управлению социальной защиты населения по Тальменскому району Алтайского края о возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации оплаты за наем жилого помещения удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения по Тальменскому району Алтайского края произвести назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты за наем жилого помещения, начиная с 01.04.2017 года и до изменения оснований предоставления меры социальной поддержки.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд Алтайского края в течение месяца после изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 13.02.2018 года.
Судья Л.В.Гусева