ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-51/2018 от 19.03.2018 Петровского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2-51/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 марта 2018 года город Петровск

Петровский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Романовой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Петрунько О.А.,

с участием:

истца - ФИО1,

представителя истца – адвоката Гавриловой С.Ю., представившей удостоверение , ордер ,

представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области – ФИО2, действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горшковой ФИО8 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Петровском районе Саратовской области о признании права на назначение пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Петровском районе Саратовской области о признании права на назначение пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, обосновывая свои требования тем, что решением от 05 декабря 2017 года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Петровском районе Саратовской области (далее – ГУ-УПФ РФ в Петровском районе, пенсионный орган, ответчик), ей отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №166-ФЗ), в решении указано, что право на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению у истицы возникнет по достижении возраста 53 лет.

Считая отказ ответчика в назначении ей пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению незаконным и необоснованным, истица просит признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Петровском районе об отказе в установлении досрочной пенсии по старости от 05.12.2017 года, вынесенное в отношении ФИО3; обязать ответчика назначить ФИО3 досрочно страховую пенсию по старости с 01.11.2017 года; взыскать с ответчика в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 3500 руб.

В судебном заседании истец ФИО3 и ее представитель - адвокат Гаврилова С.Ю. поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании, возражая против исковых требований, пояснила, что поддерживает позицию, изложенную в решении Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Петровском районе Саратовской области от 05.12.2017 года в отношении ФИО3 и считает невозможным установить ФИО3 пенсию по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.10 Федерального закона №166-ФЗ по обстоятельствам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования ФИО3 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истица ФИО3 в период с 26.04.1986 года по 30.06.1988 года проживала в <...>.

ФИО3, проживающей в населенном пункте д. А-Печевая Клинцовского района Брянской области с 26.04.1986 года по 30.06.1988 года, подвергшемуся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Министерством социального развития Саратовской области 11 января 2008 года выдано удостоверение серии , как выехавшей из зоны отселения.

В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 №12440-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Закон РФ №1244-1), отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются названным Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, указанным в статье 13 Закона РФ № 1244-1, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ), в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона РФ №1244-1.

По их желанию – пенсия по старости может назначаться в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ или Федеральным законом №166-ФЗ при наличии трудового стажа не мене 5 лет.

Согласно ст. 33 Закона РФ №1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ №1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 33,35 вышеназванного закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживающих (работавших) на территории, подвергшийся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В судебном заседании установлено, что 01.11.2017 года ФИО3 обратилась в ГУ-УПФ РФ в Петровском районе с заявлением об установлении пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона №166.

Решением от 05.12.2017 года ГУ-УПФ РФ в Петровском районе ФИО3 отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ в связи с тем, что согласно списка населенных пунктов, утвержденных распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. №237-р деревня Андреевка-Печевая Клинцовского района Брянской области относилась к зоне проживания с правом на отселение. Распоряжением Правительства РФ от 25.02.1992 года №363-р деревня Андреевка-Печевая Клинцовского района Брянской области исключена из зоны проживания с правом на отселение и включена в зону отселения, следовательно, право на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению у ФИО3 возникнет по достижении возраста 53 лет – с 01.11.2019 года.

Однако, данный вывод пенсионного органа суд находит ошибочным по следующим обстоятельствам.

Согласно статье 7 Закона РФ №1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации.

Отнесение конкретного населенного пункта к территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению, производится применительно к периоду действия перечней населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие Черныбольской катастрофы, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 237-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 25 февраля 1992 г. № 363), <...> вошла в перечень населенных пунктов, отнесенных к зоне отселения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с 26.04.1986 года по 30.06.1988 года истица проживала в <...>, которую Правительство РФ в силу своей компетенции, в соответствии со ст. 7 Закона РФ №1244-1, отнесло к зоне отселения.

Суд находит необоснованным ссылку ответчика на то, что согласно распоряжению Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991 года населенный пункт, в котором проживала истица, был отнесен к зоне с правом на отселение, в связи с чем, оснований для применения распоряжения Правительства РСФСР от 25.02.1992 года № 363-р, в соответствии с которым населенный пункт был отнесен к зоне отселения, не имеется, поскольку после отнесения населенного пункта к зоне с правом на отселение 28 декабря 1991 года, через 2 месяца – 25 февраля 1992 года, он был исключен из этого перечня и включен в перечень зон отселения, в измененной части распоряжением №363-р, распоряжение №237–р утратило силу.

При этом, в силу ст. 7 Закона РФ №1244-1, территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подразделяются на зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Таким образом, населенный пункт, в котором проживала истица, подвергшийся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, только после улучшения радиационной обстановки - 18 декабря 1997 года на основании постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. №1582 был включен в перечень как зона проживания с правом на отселение.

При таких обстоятельствах, суд находит решение ГУ-УПФ РФ в Петровском районе об отказе в установлении ФИО3 пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению от 05.12.2017 года, незаконным и считает необходимым, с учетом даты рождения истицы – 01.11.1966 года, времени проживания ее в населенном пункте, отнесенном к зоне отселения, - 2 года 02 месяца 4 дня, обязать ответчика назначить ей пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению с 01.11.2017 года.

Удовлетворяя исковые требования ФИО3, суд находит обоснованными также ее требования о взыскании с ответчика судебных издержек, в том числе расходов на оплату труда представителя в соответствии с требованиями ст. 100 ГПК РФ. Сумма оплаты истицей труда представителя в размере 3500 рублей подтверждена представленной квитанцией серии ЮР ДД.ММ.ГГГГ, размер указанных расходов суд считает разумным и справедливым с учетом сложности настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Горшковой ФИО9, удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Петровском районе Саратовской области об отказе в установлении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, вынесенное в отношении Горшковой ФИО10 от 05 декабря 2017 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Петровском районе Саратовской области назначить Горшковой ФИО11 пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению с 01 ноября 2017 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Петровском районе Саратовской области в пользу Горшковой ФИО12 расходы по оплате услуг представителя в размере 3500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, а всего 3800 (три тысячи восемьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем обращения с апелляционной жалобой в Петровский городской суд.

Председательствующий Е.В. Романова