№ 2-51/2021
30RS0009-01-2022-000600-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2022 года г. Камызяк Астраханской области
Камызякский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Кушалакова М.А.
при секретаре Кадралиевой Ж.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Муниципального образования «Камызякский район» к Чекалову Дмитрию Сергеевичу, Смолич Татьяне Михайловне об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд, встречное исковое заявление Смолич Татьяны Михайловны, Чекалова Дмитрия Сергеевича к администрации муниципального образования «Камызякский район» о взыскании выкупной цены и изъятие путем выкупа в муниципальную собственность объекта недвижимости,
установил:
Администрация Муниципального образования «Камызякский район» (далее по тексту МО «Камызякский район») обратилась в суд с иском к Чекалову Д.С., Смолич Т.М. об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд, указав, что в соответствии с распоряжением администрации МО «» №-Р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии для муниципальных нужд МО «» 69/540 доли земельного участка (кадастровый №) и жилого помещения общей площадью 48 кв.м. (кадастровый №) 69/540 доли общедомового имущества в многоквартирном доме, расположенных по адресу: . Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ№. Рыночная стоимость доли земельного участка и жилого помещения, затрат, связанных с изъятием для муниципальных нужд, доли общедомового имущества составляет руб.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, ответчики являются собственниками жилого помещения .
Истцом ответчикам было направлено соглашение об изъятии для муниципальных нужд МО «» жилого помещения и долей земельного участка по адресу: для принятия решения. Проект соглашения об изъятии объектов недвижимости получен ответчиками ДД.ММ.ГГГГ нарочно. Однако соглашение между ответчиками и истцом об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд МО «» не было достигнуто по сегодняшний день.
Истец просит изъять для муниципальных нужд МО «Камызякский район» у Чекалова Дмитрия Сергеевича, Смолич Татьяны Михайловны жилое помещение - , общей площадью 48 кв.м., с кадастровым номером № и 69/540 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: путем выплаты денежных средств в размере рублей. Прекратить право собственности Чекалова Дмитрия сергеевича, Смолич Татьяны Михайловны на жилое помещение – , общей площадью 48 кв.м., с кадастровым номером № и 69/540 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: после выплаты денежных средств. Признать право собственности за АМО «» на жилое помещение – , общей площадью 48 кв.м., с кадастровым номером № и 69/540 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: после выплаты денежных средств.
В судебном заседании представитель истца администрации МО «Камызякский район» Студников Д.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчиков Чекалова Д.С., Смолич Т.М. – Неплюева Т.О. возражала в удовлетворении исковых требований, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Чекалов Д.С., Смоличь Т.М. обратились со встречным исковым заявлением к администрации МО «Камызякский район» о взыскании выкупной цены, указав, что являются собственниками жилого помещения – квартиры №1, общей площадью 48 кв.м., с кадастровым номером № и 69/540 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: . постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-П многоквартирный дом по адресу: включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Распоряжением администрации МО «» №-Р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии для муниципальных нужд МО «» 69/540 доли земельного участка (кадастровый №) и жилого помещения – квартиры №1 общей площадью 48 кв.м. (кадастровый №) 69/540 доли общедомового имущества в многоквартирном доме, расположенных по адресу: . Рыночная стоимость доли земельного участка и жилого помещения, затрат, связанных с изъятием для муниципальных нужд, доли общедомового имущества согласно отчета составляет руб. Однако истцы с данным выводами отчета не согласны, считают, что сумма изъятого недвижимого имущества занижена.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок. По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ). При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно экспертному заключению эксперта ООО УК «Спектр» стоимость выкупной цены за изымаемое жилое помещение составило рублей.
Просили взыскать с Администрации МО «Камызякский район» в пользу Смолич Татьяны Михайловны в счет выкупной цены за 1/3 жилого дома по в в размере рублей 00 копеек; расходы по оплате услуг оценщика в размере рублей; расходы по оплате государственной пошлины в размере рублей.
Взыскать с Администрации МО «Камызякский район» в пользу Чекалова Дмитрия Сергеевича в счет выкупной цены за 2/3 жилого дома по в и доли земельного участка в размере рублей; расходы по оплате государственной пошлины в размере рублей.
Изъять путем выкупа у Смолич Т.М., Чекалова Д.С. в муниципальную собственность объект недвижимого имущества – квартиру №1, расположенную по адресу: в после возмещения указанной суммы за изымаемое жилое помещение.
Представитель истцов Чекалова Д.С., Смолич Т.М. – Неплюева Т.О. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчиков администрации МО «Камызякский район» Студников Д.С. возражал в удовлетворении исковых требований, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему.
Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В определении от 05.03.2009 г. № 376-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Общий порядок изъятия жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусмотрен статьей 32 Жилищного кодекса РФ. Анализ положений указанной статьи свидетельствует о нескольких случаях изъятия жилого помещения. Одним из таких случаев является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г., если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Порядок изъятия жилых помещений из дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, установлен частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию аварийного жилого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ определено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Из анализа положений ст. 279 ГК РФ, ст. ст. 49, 56.3 ЗК РФ следует, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа возможно в определенных законом случаях.
Статьей 56.6 ЗК РФ установлено, что решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Материалами дела установлено, что Чекалов Д.С. является собственником 2/3 доли жилого помещения расположенного по адресу: .
Смолич Т.М. является собственником 1/3 доли жилого помещения расположенного по адресу: .
Данное обстоятельство в судебном заседании не оспорено и подтверждается выпиской из ЕГРН.
Распоряжением главы МО «Самосдельский сельсовет» № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: признан аварийным и непригодным для проживания.
Постановлением Правительства Астраханской области от 24.12.2013 №565-П «О региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области, в 2013-2017 годах» утвержден перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых предоставлена финансовая поддержка на переселение граждан. В данный перечень многоквартирный дом, расположенный по адресу: не включен.
Распоряжением администрации МО «» №-Р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии для муниципальных нужд МО «» 69/540 доли земельного участка (кадастровый №) и жилого помещения общей площадью 48 кв.м. (кадастровый №) 69/540 доли общедомового имущества в многоквартирном доме, расположенных по адресу: .
Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, представленного администрацией МО «», рыночная стоимость , общей площадью 48,0 кв.м., доли земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 279 кв.м., затрат связанных с изъятием для муниципальных нужд, доли общедомового имущества по адресу: составляет рублей.
Соглашение о выкупной стоимости квартиры между органом местного самоуправления и Смолич Т.М., Чекаловым Д.С. достигнуто не было.
По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (п. 6 ст. 32 ЖК РФ). При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Поскольку сторонами представлены в материалы дела заключения, в которых выводы об оценочной стоимости принадлежащей истцу квартиры разнятся, а также поскольку спорным вопросом по настоящему делу является вопрос о размере выкупной цены за изымаемое жилое помещение, определением суда от 20.06.2022г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ООО УК «Спектр».
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Спектр», рыночная стоимость объекта оценки 69/540 доли земельного участка (кадастровый №), жилого помещения – , общей площадью 48 кв.м. (кадастровый №), 69/540 доли общедомового имущества в многоквартирном доме по адресу: составляет рублей (квартира №1 – руб., доля 69/540 земельного участка руб., доля 69/540 общедомового имущества руб.). Рыночная стоимость 2/3 доли Чекалова Д.С. составляет рублей (квартира №1 – руб., 69/540 доли земельного участка - руб., 69/540 доли общедомового имущества – руб.). Рыночная стоимость 1/3 доли Смолич Т.М. составляет рублей (квартира №1 – руб., 69/540 доли земельного участка - руб., 69/540 доли общедомового имущества – руб.).
Рыночная стоимость размера убытков причиненных собственникам изъятием квартиры и земельного участка в соответствии с п.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (затраты в связи с изменением места проживания до приобретения в собственность другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, затраты на оформление вновь приобретенной недвижимости, затраты на перевозку домашней утвари, мебели, техники, долю стоимости капитального ремонта жилого дома, приходящуюся на долю 69/540 квартиры №1, долю стоимости общедомового имущества, приходящуюся на квартиру №1) на ДД.ММ.ГГГГ составляет рублей (доля капитального ремонта - руб., аренда квартиры - руб., аренда гаража – руб., услуги по переезду – руб., регистрационные действия - руб.). Рыночная стоимость 2/3 доли Чекалова Д.С. составляет рублей (доля капитального ремонта - руб., аренда квартиры - руб., аренда гаража – руб., услуги по переезду – руб., регистрационные действия - руб.). Рыночная стоимость 1/3 доли Смолич Т.М. составляет рублей (доля капитального ремонта - , аренда квартиры - руб., аренда гаража – руб., услуги по переезду – руб., регистрационные действия - руб.).
В ходе слушания дела в судебном заседании был допрошен эксперт ФИО9, который пояснил, что им был произведен полный расчет, дом находится в аварийном состоянии. При определении рыночной стоимости квартиры были использованы аналогичные квартиры, расположенные как в , так и , в старом фонде, приближенные к объекту оценки. Так же указал, что корректировка с учетом того, что дом признан аварийным, не требуется. Также пояснил, что эксперт не заинтересован в исходе дела, подтвердил выводы экспертизы, поэтому суд считает их соответствующими действительности.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд считает возможным руководствоваться выводами проведенной по делу судебное экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Спектр».
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы эксперта, поскольку при проведении исследования использовались данные установленные судом, заключение эксперта проведено в соответствии с установленным порядком его проведения согласно ст. 84 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанный в результате его вывод содержит ответы на поставленные судом вопросы, то есть, соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, квалификация и уровень эксперта сомнений у суда не вызывают.
Заключение экспертизы суд считает соответствующим действительности, выводы указанного заключения могут быть положены в основание решения суда. Иных доказательств суду не предоставлено в удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы было отказано.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как следует из пп. 3.2. п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
Из ст. 279 ГК РФ и ст. 32 ЖК РФ следует, что недвижимое имущество, в том числе жилое помещение, может быть изъято у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В силу положений ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 2).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (п. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (п. 6).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1- 3, 5 - 9 настоящей статьи (п. 10).
Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В силу положений п. 2 статьи 16 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты не-движимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Положениями статей 36 - 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ предусмотрена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок.
Согласно пп. «а», п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены, прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из того, что соглашение о сроках, выкупной цене и других условиях выкупа муниципальным образованием «Камызякский район» квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: , между администрацией МО «Камызякский район» и Чекаловым Д.С., Смолич Т.М. достигнуто не было, суд приходит к выводу о том, что указанное жилое помещение подлежит изъятию у собственников с выплатой выкупной цены.
Поскольку положениями статей 36 - 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Суд принимает во внимание, что право собственности на долю в праве собственности на земельный участок как общее имущество, является производным от прав на жилое помещение. При этом рыночная стоимость жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, формируется с учетом местоположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и данное обстоятельство является одним из факторов формирования рыночной стоимости жилого помещения в многоквартирном доме, что и было принято во внимание экспертом ООО УК «Спектр» при оценке жилого помещения, принадлежащего Чекалову Д.С., Смолич Т.М.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пп. «з,л» п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения (пп. «з»). Резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации (пп. «л»).
В силу п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на выкупаемое имущество переходит к муниципальному образованию.
Права истца нарушены ответчиками и подлежат защите.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении встречных исковых требований.
Главой 7 ГПК РФ определено понятие судебных расходов и установлен порядок их взыскания.
В соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из материалов дела установлено, что истцом понесены расходы по оплате услуг оценщика в размере рублей.
Размер понесенных истцом судебных расходов подтверждается чеками, квитанциями, договорами на оказание оценочных услуг.
Истцами при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере рублей и рублей.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, то с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в пользу Смолич Т.М. в размере рублей, в пользу Чекалова Д.С. в размере рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования администрации Муниципального образования «Камызякский район» к Чекалову Дмитрию Сергеевичу, Смолич Татьяне Михайловне об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд оставить без удовлетворения.
Исковые требования Смолич Татьяны Михайловны, Чекалова Дмитрия Сергеевича к администрации муниципального образования «Камызякский район» о взыскании выкупной цены и изъятие путем выкупа в муниципальную собственность объекта недвижимости удовлетворить.
Взыскать с Администрации МО «Камызякский район» в пользу Смолич Татьяны Михайловны в счет выкупной цены за 1/3 долю квартиры №1 жилого дома по в в размере 639000 рублей 00 копеек; расходы по оплате услуг оценщика в размере 7000 рублей; расходы по оплате государственной пошлины в размере 5928 рублей.
Прекратить право собственности Смолич Татьяны Михайловны в отношении 1/3 доли жилого помещения расположенного по адресу: , кадастровый № после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признать право муниципальной собственности на 1/3 долю жилого помещения расположенного по адресу: , кадастровый № после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Взыскать с Администрации МО «Камызякский район» в пользу Чекалова Дмитрия Сергеевича в счет выкупной цены за 2/3 доли квартиры №1 жилого дома по и доли земельного участка в размере 1278000 рублей; расходы по оплате государственной пошлины в размере 11857 рублей.
Прекратить право собственности Чекалова Дмитрия Сергеевича в отношении 2/3 доли жилого помещения расположенного по адресу: , кадастровый № после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признать право муниципальной собственности на 2/3 долю жилого помещения расположенного по адресу: , кадастровый № после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Камызякский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 09 сентября 2022 года.
Судья Кушалаков М.А.