ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-520 от 09.04.2010 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Иркутска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд г. Иркутска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 апреля 2010 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего- судьи Александровой М.А.,

при секретере ФИО1.,

с участием прокурора Мальхановой Е.В.,

истца ФИО2, представителя истца по доверенности ФИО3,

представителя ответчика по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-520/ 2010 по иску ФИО5 к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании недействительным п. 12 служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Агентством лесного хозяйства Иркутской области, признании увольнения приказом №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановлении на работе в должности начальника Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

Установил:

ФИО5 обратился в суд с иском к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании недействительным п. 12 служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Агентством лесного хозяйства Иркутской области, признании увольнения приказом №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановлении на работе в должности начальника Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

В обосновании исковых требований ФИО5 указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он поступил на государственную гражданскую службу Иркутской области, на должность начальника территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству. С ним неоднократно заключались служебный контракт на определенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-апр-к «Об увольнении ФИО5» он был освобожден от замещаемой должности начальника территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству и уволен с государственной гражданской службы Иркутской области в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Заключение срочного служебного контракта, освобождение истца от должности и увольнение ФИО5 полагает незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по общему правилу заключается служебный контракт на неопределенный срок, срочный служебный контракт заключается только в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным федеральным законом и другими федеральными законами.

Такой подход законодателя соответствует рекомендациям МОТ (Рекомендация Международной организации труда от 22 июня 1982 г. N 166 о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя), согласно которым по общему правилу должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок

Согласно статье 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".

Ни федеральным законодательством, ни законодательством Иркутской области перечень таких должностей до настоящего времени не установлен.

Это обстоятельство дает основание полагать, что в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в данной ситуации можно применить нормы трудового законодательства, в частности ст. 275 ТК РФ, согласно которой срочный трудовой договор заключается с руководителем организации (в данном случае органа). С заместителями руководителя организации, руководителями структурных подразделений, филиалов и представительств, трудовой договор заключается на неопределенный срок. В связи с этим на сегодняшний день из числа должностей, отнесенных ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к категории "руководители", срочный служебный контракт без учета условий прохождения гражданской службы может быть заключен только с лицами, замещающими должности руководителей государственных органов.

Начальники территориальных управлений агентства лесного хозяйства Иркутской области не относятся к руководителям государственных органов:

1) в соответствии с утвержденной постановлением Губернатора Иркутской области от 20 августа 2007 г. № 362-п «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)» к государственным органам отнесено только Агентство лесного хозяйства Иркутской области;

2) в соответствии со структурой Агентства лесного хозяйства Иркутской области, утвержденной постановлением Администрации Иркутской области от 31 октября 2007 г. N 237-па «Об агентстве лесного хозяйства Иркутской области», территориальные подразделения (управления) являются структурными подразделениями Агентства лесного хозяйства.

Условия Служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Агентством Лесного хозяйства Иркутской области о срочности данного контракта (п. 12) противоречат действующему законодательству.

Так, данное условие не соответствует закону в виду того, что должность, которую занимал истец, не является должностью, относящейся к категории руководителей. Это утверждение основано на совокупном толковании ст. 9 Федерального Закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, Постановления Губернатора Иркутской области от 20.08.2007г. № 362-п, п. 15.1 Положения об Агентстве лесного хозяйства Иркутской области (утв. Постановлением Администрации Иркутской области от 31.10.2007г. № 237-па).

Так, исходя из совокупного толкования указанным нормативных правовых актов, можно прийти к выводу о том, что должность, которую занимал истец, по формальным основаниям не относится к той категории должностей, с которыми можно заключать срочные контракты, т.к. эта должность не является должностью, относящейся к категории «руководители».

Также истец указал, что срок срочного служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ истекал ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной службы раньше истечения срока контракта - ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 14 ТК РФ течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

С учетом изложенного, просил суд признать недействительным п. 12 Служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО6 Лесного хозяйства Иркутской области, признать незаконным увольнение ФИО5 в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-апр-к «Об увольнении ФИО5, восстановить его на службе в должности начальника территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству, взыскать среднее денежное содержание за время вынужденного прогула.

В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца ФИО3 исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Агентства лесного хозяйства Иркутской области исковые требования не признал, в возражение указал, что правоотношения, возникающие при прохождении государственной гражданской службы, регулируются Федеральным законом №79-ФЗ от 24.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Статьей 73 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 г. установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 г. прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа. Согласно приказов агентства лесного хозяйства Иркутской области №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ и №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ служебные контракты с ФИО5 прекращались ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. В соответствии с платежными ведомостями ФИО5 выдавались окончательные расчеты при увольнении, согласно приказов №-апр-к, №-апр-к.

В соответствии с пунктом 17 статьи 70 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 г. сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора устанавливаются федеральным законом. Статьей 392 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

ФИО5 срок для обжалования приказов об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ №-апр-к и от ДД.ММ.ГГГГ №-апр-к, в соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса РФ пропущен.

Положения статьи 35 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 г. отличаются от норм трудового права. В 35 статье не содержится нормы, аналогичной той, что предусмотрена статьей 58 Трудового кодекса РФ, которой устанавливается, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Таким образом, для отношений гражданской службы не установлено правило о том, что продолжение служебных отношений по истечении срока служебного контракта влечет утрату силы условия о срочном характере контракта.

Порядок поступления на гражданскую службу имеет особенности, связанные с процедурой конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы, что вызвано особым характером должностных обязанностей, выполняемых "гражданскими служащими на любом уровне, высокой социальной значимостью и ответственностью за выполнение этих обязанностей».

Так, статьей 22 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 г. установлено общее правило, согласно которому поступление гражданина Российской Федерации на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Иное предусмотрено частями 2, 3, 4 вышеназванной статьи.

Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы но специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Таким образом, конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право гражданских служащих на должностной рост обеспечиваются на конкурсной основе. Применение конкурсных процедур при отборе кадров, кроме того, способствует комплектованию государственных органов РФ наиболее способными и квалифицированными специалистами.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 г. конкурс не проводится в случае заключения срочного служебного контракта. Частью 4 статьи 25 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 г. предусмотрено, что в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» заключается срочный служебный контракт. Согласно статьи 59 Трудового кодекса РФ по соглашению сторон с руководителем организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности может быть заключен срочный трудовой договор.

Статья 273 Трудового кодекса РФ закрепляет два основных критерия, характеризующие правовое положение руководителя организации: Во-первых, он определяет, что руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях, выполняющим в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию. Во-вторых, законодатель характеризует и трудовую функцию руководителя организации. В соответствии с ТК она включает в себя реализацию компетенции юридического лица в гражданском обороте. То есть при исполнении своих трудовых обязанностей руководитель организации осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права. Специфическое правовое положение руководителя организации позволило законодателю установить особенности в правовом регулировании труда данной категории работников, в том числе право заключения срочного трудового договора.

В соответствии с Положением о территориальном управлении агентства лесного хозяйства по Балаганскому лесничеству, утвержденным приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от 09.01.2008 года №1-апр, начальник территориального управления: 1) осуществляет руководство и организует деятельность территориального управления; 2) назначает и освобождает от должности государственных гражданских служащих территориального управления и работников, замещающих в территориальном управлении должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области, при их наличии (далее - сотрудники территориального управления); 3) решает вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы Иркутской области в территориальном управлении, в соответствии с законодательством; 4) утверждает должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников территориального управления; 5) представляет территориальное управление в отношениях с органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, организациями, гражданами, действуя от имени территориального управления без доверенности; 6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством. Таким образом, деятельность начальника территориального управления (в том числе, ФИО5), согласно признаков установленных статьей 273 Трудового кодекса РФ, характеризуется как деятельность руководителя организации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности государственной гражданской службы категории руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Согласно приложения к Закону Иркутской области "О Реестре должностей государственной гражданской службы Иркутской области" от 24 декабря 2007 года 137-оз (подраздел V Перечень должностей в службах и агентствах Иркутской области, подведомственных министерствам Иркутской области), п. 3 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, должность начальника территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству отнесена к группе главных должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители».

Согласно условий служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-апр-к, личного заявления ФИО5, с ФИО5 был заключен контракт сроком на один год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия. Учитывая заявление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ним срочного служебного контракта сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, требования статей 9, 25 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был заключен срочный служебный контракт сроком на один год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона №79-ФЗ от 24.07.2004 г. срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

26 августа уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 был предупрежден о предстоящем расторжении с ним контракта в связи с истечением срока его действия.

Приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-апр-к ФИО5 был освобожден от замещаемой должности начальника территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству и уволен с государственной гражданской службы Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была выдана трудовая книжка.

С учетом изложенного, представитель ответчика просил отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению частично, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.

По спорам об увольнении обязанность доказать законность основания и соблюдение порядка увольнения лежит на ответчике.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.

Установление особого правового статуса гражданских служащих осуществляется федеральным законодателем, который посредством специального правового регулирования вправе определять для данной категории лиц соответствующие права, обязанности, ограничения и гарантии с учетом специфики задач, принципов организации и функционирования государственной гражданской службы.

Поскольку государственная гражданская служба представляет собой особую форму реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, специальные нормы, которые регулируют служебные отношения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, могут отличаться от норм, регламентирующих отношения, возникающие в процессе реализации указанного права в иных формах.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на государственную гражданскую службу Иркутской области на должность начальника территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 12 которого было предусмотрено, что контракт заключен на срок полномочий руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области Г.

Приказом №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

ДД.ММ.ГГГГ с истцом вновь заключен служебный контракт на срок полномочий руководителя Агенства лесного хозяйства Иркутской области Ж.

Приказом №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ н. ФИО5 был уволен в связи с истечением срока действия служебного контракта.

ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключен служебный контракт на срок один год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен, что служебный контракт, заключенный с ним на срок до ДД.ММ.ГГГГ будет расторгнут и он будет уволен по п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» с ДД.ММ.ГГГГ

Приказом №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока действия служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ истец был освобожден с замещаемой должности начальника территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству и уволен с государственной гражданской службы Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданкой службе РФ».

В соответствии с ч. 3 ст. 25 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 4 указанной статьи срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

В силу п. 1 ч. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданкой службе РФ» руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Из Приложения к Закону Иркутской области "О Реестре должностей государственной гражданской службы Иркутской области" от 24 декабря 2007 года 137-оз (подраздел V Перечень должностей в службах и агентствах Иркутской области, подведомственных министерствам Иркутской области), п. 3 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, должность начальника территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству отнесена к группе главных должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители».

В соответствии с п. 1 Положения об Агентстве лесного хозяйства Иркутской области Агентство лесного хозяйства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В силу п. 6 Положения Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения Агентства, обладающие правами юридического лица.

Согласно структуре Агентства лесного хозяйства по Иркутской области, утв. Постановлением администрации области от 31.10.2007 г. № 237-па, в структуру Агентства входят территориальные подразделения (управления) Агентства.

В соответствии с п. 1 Положения о территориальном управлении Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству, утв. Приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 9.01.2008 г. № 1-апр, территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству является территориальным подразделением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

П. 4 указанного Положения закрепляет, что территориальное управление обладает правами юридического лица, в том числе выступает истцом ответчиком в суде, имеет бюджетную смету, лицевой счет, печать с изображением Герба РФ, своим наименованием и наименованием Агентства лесного хозяйства Иркутской области, печати, штампы и бланки.

П.п. 11, 12 Положения закрепляют, что территориальное управление возглавляет начальник - старший государственный лесной инспектор в лесничестве (начальник территориального управления), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем Агентства в установленном порядке. Начальник территориального управления осуществляет руководство и организует деятельность территориального управления, назначает освобождает от должности государственных гражданских служащих территориального управления и работников, представляет территориальное управление в отношениях с органами государственной власти (государственным органами), органами местного самоуправления, организациями, гражданами, действуя от имени территориального управления без доверенности.

С учетом анализа указанных документов, суд приходит к выводу, что должность «руководитель территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области», которую занимал истец, относится к категории «руководители» в силу п. 1 ч. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданкой службе РФ».

Одновременно в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданской службе» должности категории «руководители» замещаются как на определенный срок полномочий, так и без ограничения срока полномочий.

При этом анализ указанных норм закона свидетельствует о том, что поскольку в п. 1 ч. 4 ст. 25 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» речь идет не обо всех, а только об отдельных должностях гражданской службы категории "руководители", срочный служебный контракт может быть заключен только с теми из них, в отношении которых законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено, что они назначаются на должность на определенный срок.

Между тем ни ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ни другие нормативные правовые акты о гражданской службе не устанавливают перечня должностей категории "руководители", замещаемых на определенный срок.

В соответствии со ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Указанное обстоятельства, по мнению суда, дают основание полагать, что в соответствии со ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в данной ситуации можно применить нормы трудового законодательства, в частности ст. ст. 59, 275 ТК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор по соглашению сторон может заключаться с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу ст. 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В соответствии со ст. 275 ТК РФ в случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Исходя из приведенного статьей 273 Трудового кодекса РФ определения можно сделать вывод о том, что ТК закрепляет два основных критерия, характеризующие правовое положение руководителя организации: Во-первых, он определяет, что руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях, выполняющим в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию. Во-вторых, законодатель характеризует и трудовую функцию руководителя организации. В соответствии с ТК она включает в себя реализацию компетенции юридического лица в гражданском обороте. То есть при исполнении своих трудовых обязанностей руководитель организации осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права. Специфическое правовое положение руководителя организации позволило законодателю установить особенности в правовом регулировании труда данной категории работников, в том числе право заключения срочного трудового договора.

Таким образом, деятельность начальника территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области (в том числе, ФИО5), согласно признаков, установленных статьей 273 Трудового кодекса РФ, характеризуется как деятельность руководителя организации.

Срочный служебный контракт с ФИО5 был заключен как с руководителем территориального управления Агентства, являющимся юридическим лицом согласно Положению о территориальном управлении и свидетельству о постановке на учет РФ организации в налоговом органе по мету нахождения на территории РФ., т.е. как с руководителем организации, который без доверенности выступает от имени организации.

При этом между истцом и ответчиком было достигнуто соглашение о заключении срочного служебного контракта, истцом написано соответствующие заявление, обеими сторонами подписан служебный контракт, п. 12 которого сторонами согласован срок контракта - 1 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Доказательств принуждения ФИО5 к заключению срочного служебного контракта истцом не представлено, в то время как заявляя указанные доводы именно истец обязан доказать суду, что срочный служебный контракт подписывался им под принуждением со стороны представителя нанимателя.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Как указал Конституционный суд РФ в определении от 3.02.2009 г. № 2-П конституционное право на равный доступ к государственной службе, по смыслу статей 19 (часть 2) и 32 (часть 4) Конституции Российской Федерации, означает предоставление гражданам равной возможности реализовать свои способности к труду посредством профессиональной трудовой деятельности в системе государственной службы.

Регламентируя в развитие этих положений поступление на государственную гражданскую службу и ее прохождение, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации порядок замещения должностей - по результатам конкурса, а также предусматривает исключения из этого общего правила.

Вместе с тем, вводя конкурсный порядок подбора кадров в качестве общего правила, федеральный законодатель вправе - с учетом соответствующих правомерных целей и необходимости поддержания баланса законных интересов, связанных с организацией и функционированием государственной службы, - предусматривать исключения из этого общего правила, определяя случаи, в которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» конкурс не проводится при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)".

Из представленных документов и пояснений сторон в судебном заседании судом установлено, что замещению ФИО5 должности начальника Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству не предшествовал конкурс.

Следовательно, в соответствии с требованиями ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» он вправе был занять должность начальника Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству без проведения конкурса только на условиях срочного служебного контракта.

При таких обстоятельствах, заключение с истцом срочного служебного контракта суд находит правомерным и оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5 о признании недействительным п. 12 служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Агентством лесного хозяйства Иркутской области, не усматривает.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» истечение срока действия служебного контракта является общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Порядок расторжения срочного служебного контракта установлен ст. 35 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», согласно ч. 1 которой срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Из служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с истцом, судом установлено, что срок контракта с ФИО5 истекал ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в срок, предусмотренный ФЗ, истец был предупрежден представителем нанимателя о предстоящем расторжении срочного служебного контракта и увольнении.

Приказом №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока действия служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ истец был освобожден с замещаемой должности начальника территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству и уволен с государственной гражданской службы Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданкой службе РФ».

При установленных судом обстоятельствах, у ответчика имелись основания для увольнения ФИО5 по п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с истечением срока действия служебного контракта.

При этом суд не может принять во внимание доводы представителя истца о том, что с одним из начальников территориальных управлений, а именно с начальником территориального управления Агентства лесного хозяйства Ангарского лесничества Черняк был заключен бессрочный служебный контракт, что свидетельствует о дискриминации, допущенной в отношении истца. По мнению суда, служебный контракт с истцом заключен на определенный срок в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной гражданской службе», что подтверждено представленным документами. Истец принят на должность категории «руководители» без прохождения конкурса в соответствии с требованиями ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии дискриминации в отношении истца.

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» не регулирует вопрос исчисления сроков, следовательно, при решении указанного вопроса в силу ст. 73 ФЗ применяется Трудовой кодекс РФ

В соответствии со ст. 14 ТК РФ сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Из служебного контракта ФИО5 судом установлено, что срок действия контракта заканчивался ДД.ММ.ГГГГ Указанный день являлся нерабочим днем (воскресенье), следовательно, днем окончания контракта считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. ДД.ММ.ГГГГ

Увольнение ФИО5 В.В. состоялось ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в ближайший рабочий день, предшествующий окончанию срока служебного контракта, что противоречит требованиям ст. 14 ТК РФ.

При таких обстоятельствах, увольнение ФИО5 по истечении срока служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ суд не может признать правомерным.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. «О применении судами Трудового кодекса РФ» если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора судом срок трудового договора уже истек, - признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Судом установлено, что ответчик имел основания для увольнения ФИО5, однако уволил его до истечения срока служебного контракта. На момент рассмотрения спора судом срок служебного контракта с ФИО5 истек, в связи с чем дата увольнения ФИО5 должна быть изменена с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, и в пользу истца подлежит взысканию заработная за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за 1 рабочий день.

Из справки о заработной плате истца за 12 месяцев, предшествующих увольнению судом установлено, что заработная плата составила 343 577,26 рублей, всего в указанный период было 249 рабочих дней, следовательно, среднедневной заработок ФИО5 составил 1 379,83 рубля (343 577,26 рублей / 249 рабочих дней). Указанная сумма подлежат взысканию в пользу истца за 1 рабочий день вынужденного прогула в связи с изменением даты его увольнения.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО5 к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о восстановлении на работе не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5 к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании недействительным п. 12 служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Агентством лесного хозяйства Иркутской области, признании увольнения приказом №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановлении на работе в должности начальника Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула - удовлетворить частично.

Признать увольнение ФИО5 приказом №-апр-к от ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» незаконным.

Изменить дату увольнения ФИО5 по п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Агентства лесного хозяйства Иркутской области в пользу ФИО5 заработную плату за время вынужденного прогула в связи с изменением даты увольнения в размере 1 379,83 рубля.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО5 к Агентству лесного хозяйства Иркутской области- отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья: М.А. Александрова

Мотивированный текст решения изготовлен 16.04.2010г.

Судья М.А. Александрова