ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5200-21 от 15.12.2021 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

2-5200-21

21RS0025-01-2021-006420-21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Чебоксары 15 декабря 2021г.

Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в составе председательствующего судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре Никитиной К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным дисциплинарного взыскания и отмене приказа,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к УФАС по ЧР о признании незаконным дисциплинарного взыскания и отмене приказа по тем мотивам, что она работает начальником отдела контроля органов власти. По результатам служебной проверки ДАТАг. она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. С приказом о дисциплинарном взыскании она не согласна. Трудовую дисциплину не нарушала, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности была нарушена, состав комиссии является незаконным. Кроме того был пропущен срок применения взыскания. Просит признать незаконным дисциплинарное взыскание и отменить приказ.

В судебное заседание ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, реализовала свое право на участие в суде через представителя.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, иск поддержала и показала, что трудовую дисциплину ФИО1 не нарушала, она составила документ, передала его на согласование и подписание руководителю. Последующим отправлением в Минтранс ЧР занимается служба экспедиции. Срок привлечения к дисциплинарной ответственности был пропущен, так как заместитель руководителя должна была узнать об отсутствии отправки корреспонденции ДАТАг. Не направление в Минтранс ЧР письма не повлекло никаких последствий, не причинило ущерб, так как проверка Минтранса ЧР продолжается до настоящего времени.

Представители ответчика, УФАС по ЧР ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, иск не признали и показали, что отправкой корреспонденции занимается сам исполнитель. ДАТАг. ФИО1 не отправила письмо в Министерство транспорта ЧР. Второму адресату ФИО12 письмо было направлено простым письмом. Указанные обстоятельства были обнаружены ДАТАг., после служебной проверки, ДАТАг. ФИО1 была привлечена к дисциплинарной ответственности. Срок применения дисциплинарного взыскания ими не пропущен. Не получение Минтрансом ЧР письма от ДАТАг. лишило УФАС ЧР возможности реагировать на нарушение антимонопольного законодательства. Процедура служебной проверки соблюдена. У работника были затребованы объяснительные.

Суд, выслушав объяснение сторон, ознакомившись с материалами гражданского дела, приходит к следующему.

ДАТАг. ФИО1 и УФАС по ЧР заключили служебный контракт НОМЕР, по условия которого ФИО1 была назначена на должность начальника отдела контроля органов власти. Условиями служебного контракта стороны определили, что гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные ст. 15 Федерального закона, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязанности и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами. (п.6 служебного контракта)

Должностным регламентом начальника отдела контроля органов власти УФАС по ЧР, утвержденного руководителем управления ДАТАг., установлены должностные обязанности начальника отдела- контроль исполнения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных закупок, деятельность в области контроля и надзора за соблюдением законодательства, исполнять поручения руководителя и заместителей руководителя территориального органа, данные в пределах их компетенций, установленных законодательством РФ, соблюдать служебный распорядок территориального органа, и т.д. (п. 5.3 Должностного регламента). Пунктом 8.1 Должностного регламента определен перечень вопросов, по которым начальник отдела вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения- отнесенные к его компетенции на основании поручений руководителя территориального органа в соответствии с его должностными обязанностями, рассмотрения, визирования и подписи документов, подготовленных государственными гражданскими служащими отдела, осуществления контроля исполнения поручений и указаний, правил служебного распорядка государственными гражданскими служащими отдела. С должностным регламентом ФИО1 была ознакомлена ДАТАг., что подтверждается ее собственноручной подписью.

Приказом НОМЕР от ДАТАг. УФАС по ЧР предоставил ФИО1, начальнику отдела контроля органов власти отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с ДАТАг. по ДАТАг.

Приказом НОМЕР от ДАТАг. УФАС по ЧР установил ФИО1, начальнику отдела контроля органов власти, режим неполного рабочего времени во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с ДАТАг. по ДАТАг. Был установлен режим служебного времени: понедельник, среда, пятница- начало работы с 9 часов 00 минут, окончание работы 13 часов 00 минут, вторник, четверг, суббота, воскресенье – выходные.

Соглашением от ДАТАг. УФАС по ЧР и ФИО1 внесли изменения в служебный контракт НОМЕР об установлении режима служебного времени.

Приказом НОМЕР от ДАТАг. УФАС по ЧР ФИО1, начальнику отдела контроля органов власти, за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в несоблюдении п.2.5 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утверждённого приказом ФАС России от ДАТАг. НОМЕР, административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС России от ДАТАг. НОМЕР, на основании заключения комиссии по служебной проверки от ДАТАг. и в соответствии с п.1 ч.1 ст. 57 ФЗ от 27.07.2004. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Истцом заявлено требование о признании незаконным дисциплинарного взыскания, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, с привлечением к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с п.1 ч.1 ст.57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания.

В силу ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч.3 ст.58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (п.4 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно ч.6 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в ч. 9 ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Аналогичные нормы установлены и Трудовым Кодексом РФ.

Так, согласно ч.2 ст.21 ТК РФ, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.

В соответствии с ч.2 ст.22 ТК РФ, работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 192 ТК РФ замечание является одним из дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применить к работнику за совершение дисциплинарного проступка.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определен ст. 193 ТК РФ, согласно которой: до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение; за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание; приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ст.192 ТК РФ).

Анализируя основания и порядок привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания (приказ НОМЕР от ДАТА.), суд приходит к выводу, что процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности работодателем была нарушена, и работник был привлечен к дисциплинарной ответственности в отсутствии обоснованного основания.

ДАТАг. в УФАС по ЧР поступила служебная записка о выявлении признаков нарушения административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ.

Приказом Чувашского УФАС России НОМЕР от ДАТАг. была создана комиссия для проведения служебной проверки. Состав комиссии соответствует требованиям, установленным ст.59 ч.4 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и п. 2.8 Порядка проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих, утвержденного приказ ФАС России от ДАТА. НОМЕР.

В ходе проверки были установлено, что в адрес Минтранса ЧР было выдано предупреждение НОМЕР о необходимости в срок до ДАТАг. привести реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом ЧР в соответствии с требованием ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» по маршрутам: №106, 115, 151, 119, 132, 143-к, 201 и 228. И прекратить бездействие путем выполнения обязанности, предусмотренной ст. 21 ч.2 указанного закона по маршрутам: №154, 233, 121, 559, 562, 602, 623, 628, 647, 692, 693.

По ходатайству Минтранса ЧР срок предупреждения был продлен до ДАТАг.

ДАТАг. от Минтранса ЧР вновь поступило в адрес Чувашского УФАС России ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения НОМЕР до ДАТАг.

Письмом НОМЕР от ДАТАг. в адрес ФИО8 и Минтранса ЧР УФАС по ЧР сообщалось о продлении срока исполнения предупреждения до ДАТАг.

В соответствии с пунктом 2.5 Приказа ФАС России от ДАТА N 57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" в случае принятия решения о направлении предупреждения путем подписания соответствующего проекта такое предупреждение в течение одного рабочего дня направляется хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду с уведомлением о вручении.

Служебной проверкой было установлено, что письмо НОМЕР от ДАТАг. в Минтранс ЧР отправлено не было.

До наложения дисциплинарных взысканий у ФИО1 были затребованы объяснения по вышеуказанным фактам. ДАТАг. в своей объяснительной ФИО1 отрицала ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. ДАТАг. ФИО1 в дополнении к объяснительной указала, что рассмотрение обращение ФИО8 не прекращено, находится в производстве Управления, она имеет благодарность от ДАТАг.

Заключением комиссии по результатам служебной проверки было предложено руководителю рассмотреть вопрос о применении к ФИО1 дисциплинарного взыскания. С заключением комиссии ФИО1 была ознакомлена ДАТАг., о чем имеется ее собственноручная подпись.

По результатам служебной проверки, по приказу НОМЕР от ДАТА. ФИО1 была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком нарушены не были, так как не направление в Минтранс ЧР письма НОМЕР от ДАТАг. было обнаружено только ДАТАг. после получения письма Минтранса ЧР НОМЕР от ДАТА.

Вместе с тем, в суде не нашел свое подтверждение сам факт нарушения ФИО1 п.2.5 Порядка выдачи предупреждения о прекращении о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от ДАТА N НОМЕР, выразившееся в не направлении письма НОМЕР от ДАТАг. в Министерство транспорта и дорожного хозяйства ЧР.

Судом установлено, что в УФАС по ЧР приказом НОМЕР от ДАТАг. утверждена Инструкция по делопроизводству.

Указанной инструкцией установлены следующие правила делопроизводства в организации: организация делопроизводства осуществляется с использованием Системы электронного документооборота (СЭД) (п.1.4 Инструкции). Отправку исходящих документов Чувашского УФАС России осуществляет специалист, ответственный за делопроизводство, документы, подлежащие отправке, передаются специалисту, ответственному за делопроизводство полностью оформленными, с указанием почтового адреса или с указателем рассылки. (п.4.5.1 Инструкции) Исполнитель, получающий подлинник документа для передачи непосредственно адресату, расписывается в получении документа на распечатанной в СЭД расписке, остающейся в деле, а в регистрационной карточке документа (РК) делается отметка об отправке документа нарочным. (п.4.5.4 Инструкции)

Данные правила делопроизводства УФАС по ЧР ФИО5 были соблюдены.

Так, ФИО1 было подготовлено письмом НОМЕР от ДАТАг. в адрес ФИО6 и Минтранса ЧР, в котором УФАС по ЧР сообщалось о продлении срока исполнения предупреждения от ДАТАНОМЕР до ДАТАг.

Из скрина «Система электронного документооборота» Чувашского УФАС России следует, что ФИО1 указанное письмо за НОМЕР загрузила в СЭД ДАТАг. в 18:21, а в 18:22 оправила письмо на согласование. Далее, ДАТАг. в 09:55 письмо было согласовано с ФИО10, заместителем руководителя УФАС по ЧР, и в тот же день в 10:33 письмо было подписано руководителем Управления ФИО7 электронной подписью.

Таким образом, ФИО1 на заявление Минтранса ЧР было подготовлено письмо НОМЕР от ДАТАг. соответствующее требованиям ч.5 ст. 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Письмо было согласовано с заместителем руководителя и подписано уполномоченным лицом. Последующая отправка исходящего документа возложена пунктом 4.5.1 Инструкции на специалиста, ответственного за делопроизводство. Потому выводы заключения комиссии по служебной проверки от ДАТАг. о не направлении ФИО1 письма в Минтранс ЧР судом признаются необоснованными.

Ни в ходе служебной проверки, ни в суд ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что после подписания руководителем УФАС ЧР ДАТАг. в 10:33 письма НОМЕР, оно по расписке, распечатанной в СЭД, было возвращено ФИО1 Таким образом, самим ответчиком, УФАС про ЧР, не было выполнено требование п.4.5.4 Инструкции по делопроизводству. Из объяснения представителя ответчика в судебном заседании следует, что ДАТАг. указанные расписки не составлялись, они впервые были введены после служебной проверки в отношении ФИО1

Кроме того, представителем ответчика не представлены суду и доказательства, подтверждающие каким образом и кем, одно и то же письмо НОМЕР, после его подписания руководителем Управления ФИО7 ДАТАг. было направлено в адрес ФИО8 и не направлено второму адресату. При таких обстоятельствах, суд лишен возможности установить кому и каким образом было возвращено письмо НОМЕРДАТАг. после его подписания для последующей отправке двум адресатам.

Учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО1 возложенные должностные обязанности исполнила надлежащим образом, и оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности не имеется.

При рассмотрении требований ФИО1 об отмене приказа, суд не может не учитывать и следующее обстоятельство. Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ в от 17.03.2004 N 2, неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Из указанного следует, что приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности должен содержать подробное описание места, времени, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка, четкую и понятную для работника формулировку вины, во вменяемом ему работодателем дисциплинарном проступке, ссылку на нормы локальных нормативных актов, которые были нарушены работником.

Отсутствие в приказе о привлечении лица к дисциплинарной ответственности указанных выше обстоятельств свидетельствует об отсутствии правовых оснований для квалификации действий работника как дисциплинарного проступка.

Приказ о дисциплинарном взыскании НОМЕР-о от ДАТАг. не соответствует требованиям, как трудового законодательства, так и законодательства о государственной гражданской службе, поскольку в приказе не указано время, место, дата совершения дисциплинарного проступка, его описание и обстоятельства, не указано в чем выразилась вина истца, а также какие служебные обязанности были выполнены ненадлежащим образом. Сама по себе ссылка на заключение служебной проверки от ДАТАг. не может заменить указанные требования закона.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия оснований привлечения к дисциплинарной ответственности, и не соблюдения процедуры привлечения работника к ответственности, суд находит требования истца об отмене дисциплинарного взыскания в виде замечания, наложенного по приказу ДАТА обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.195-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным дисциплинарное взыскание в виде замечания ФИО1, наложенное приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии НОМЕР-о от ДАТАг.

Отменить приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии НОМЕР от ДАТАг. «О применении дисциплинарного взыскания в отношении ФИО1»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд ЧР.

Председательствующий:

Решение принято в окончательной форме ДАТАг.