ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2012г. г.Красноярск
Центральный районный суд г.Красноярска
В составе: председательствующего судьи Жуля А.В.
С участием пом. прокурора <адрес> Шваенко А.В.,
истца ФИО1,
представителя третьего лица Департамента градостроительства администрации <адрес> ФИО2,
представителя третьего лица МКУ <адрес>» ФИО3,
при секретаре Санниковой О.Н.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по не включению жилого дома в программу по переселению на 2012г. и предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> о нарушении из жилищных прав. Проверкой установлено, что решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Однако жилой <адрес> не включен в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в <адрес>» на 2012г. По информации Департамента городского хозяйства администрации <адрес> жилой <адрес> числится в списках ветхого жилья. По сведениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по поручению Департамента градостроительства Администрации <адрес> проводится организация работы по формированию целевых программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2011-2012г., <адрес> включен в данный перечень. Однако до настоящего времени указанный дом не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилья и переселение жителей <адрес> не произведено. Таким образом, все разумные сроки переселения граждан прошли, администрацией <адрес>, должным образом не исполняются обязанности по переселению граждан из аварийного и подлежащего сносу дома на основании заключений межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушает жилищные права граждан, в том числе гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище, по которым понимается пригодное для постоянного проживания жилое помещение (ст. 15 ЖК РФ). В <адрес>, общей площадью 76,20 кв.м и жилой площадью – 52,60 кв.м, проживает ФИО1, ФИО4, ФИО4, ФИО5 Бездействие органов местного самоуправления является незаконным, создающим угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан и иных лиц, свидетельствует о нарушении конституционных и жилищных прав граждан. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Бездействие органов местного самоуправления (администрации <адрес>), выразившееся в непринятии в течение трех лет мер по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, является незаконным, создающим угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан и иных лиц, свидетельствует о нарушении конституционных и жилищных прав граждан (неопределенного круга лиц). На территории <адрес> реализуются региональные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>. В настоящее время Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства лимит средств и процент софинансирования для <адрес> на 2012 год не установлен. Таким образом, вопрос о включении в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> многоквартирных домов по указанному адресу не разрешен. Просит признать бездействие Администрации <адрес> по не включению <адрес> в программу по переселению на 2012 год и не предоставлению ФИО1 другого жилого помещения взамен непригодного, незаконными, обязать Администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ФИО1 жилое помещение -отдельную благоустроенную трехкомнатную квартиру общей площадью не менее 76,20 кв.м и жилой не менее 52,60 кв.м.
В дальнейшем процессуальный истец уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ФИО1 жилое помещение - отдельную благоустроенную трехкомнатную квартиру общей площадью не менее 76,20 кв.м и жилой не менее 52,60 кв.м.
В судебном заседании пом. прокурора Шваенко А.В. и истец ФИО1 поддержали предъявленные требования с учетом поступивших уточнений.
Третьи лица ФИО4, ФИО4, действующая в том числе в интересах несовершеннолетнего ФИО5, в зал суда не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Администрация <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причине отсутствия суд не уведомил, ходатайство об отложении слушания дела не заявлял.
Представитель Департамента <адрес><адрес> ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просит отказать в удовлетворении требований, поскольку указанный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, в настоящее время Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства лимит средств и процент софинансирования для <адрес> на 2012 год не установлен.
Представитель третьего лица МКУ <адрес>» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддерживает доводы представителя Департамента градостроительства администрации <адрес>, пояснив, что в настоящее время граждане из аварийных домов переселяются исключительно в рамках целевых программ, для реализации которых денежные средства выделаются РФ, определить количество домов, которые попадут под действие программы, и сроки, в которые будут проведены мероприятия, а также спрогнозировать, когда будет поступление денег, и размер финансирования не представляется возможным.
Представитель третьего лица <адрес> в зал суда не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Принимая во внимание, что ответчик не исполнил процессуальную обязанность по извещению суда об уважительности причин отсутствия, согласие стороны истца на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и принять по делу заочное решение.
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заключением № 99 от 25.12.2009г. Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации <адрес> от 06.07.2006г. №612, в соответствии с п.33 Постановления Правительства от 28.01.2006г. №47 многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу. Заключение принято, в том числе на основании технического отчета ООО «СтройМастер», ссылка на которое имеется в заключениях.
Согласно ответу Департамента городского хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> включен в проект программы сноса аварийного жилья на 2011-2012 г.г. в рамках реализации ФЗ № «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с письмом МКУ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в целевые программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда не включен.
В трехкомнатной <адрес>, общей площадью 76,20 м2 и жилой площадью – 52,60 м2, проживают ФИО1, ФИО4, ФИО4, ФИО5
Указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО1,ФИО4 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ по ? доли в праве каждому, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1,2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с п.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч.1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством (ч.2 ст. 32 ЖК РФ).
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3 ст. 32 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. (ч.5 ст. 32 ЖК РФ)
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. (ч.6 ст. 32 ЖК РФ)
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7 ст. 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).
В силу приведенных норм у суда не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию <адрес> обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу устанавливает определенный порядок освобождения такого жилого дома. Собственники жилых помещений в таком доме подлежат не расселению, а жилые помещения, им принадлежащие, подлежат выкупу при соблюдений условия предварительного предъявления требования собственникам о сносе за счет собственных средств в разумный срок и последующего принятия решения об изъятии. Взамен сносимых собственникам может быть представлено другое жилое помещение, но в силу ч.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения и с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, прокурором иск предъявлен без учета положений ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения иска в силу изложенного у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись А.В.Жуль
Верно: Судья А.В. Жуль