ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5208 от 06.12.2011 Щелковского городского суда (Московская область)

                                                                                    Щелковский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Щелковский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2-5208/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Щелково. 06 декабря 2011 года.

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Сидорова П.А.,

при секретаре судебного заседания Гусевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щелковского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, связанного с непринятием муниципального нормативного правового акта по утверждению перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л

Щелковский городской прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с заявлением об оспаривании бездействия Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, связанного с непринятием муниципального нормативного правового акта по утверждению перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, предусмотренного ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В обоснование указал, что Щелковской городской прокуратурой в Администрации г.п. Загорянский Щелковского муниципального района Московской области проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что Администрацией городского поселения Загорянский не принято необходимых мер к реализации требований, предусмотренных ст.12 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции», а также положений Указа Президента РФ от «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» №925 от 21.07.2010г.

Так, установлено, что Администрацией г.п. Загорянский не был разработан и утвержден перечень должностей муниципальной службы, на которые распространяются предусмотренные ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008г. ограничения, ссылаясь на то, что данный перечень утверждается нормативными правовыми актами Российской федерации, а в Администрации г.п. Загорянский отсутствуют муниципальные должности, при замещении которых в должностные (служебные) обязанности муниципальных служащих входило бы осуществление отдельных функций государственного управления какими-либо коммерческими или некоммерческими организациями.

Вместе с тем, согласно ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закона) правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 3 Закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

Согласно ч. 4 ст. 5 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В ст. 7 данного Федерального закона перечислены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. В их числе предусмотрено введение антикоррупционных стандартов, то есть исполнение установленной для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области (п. 5 ст. 7). Поскольку, приведенное направление деятельности названо среди основных, оно не может быть исключено при осуществлении нормативного правового регулирования в указанной области муниципальными образованиями.

В частности такие ограничения установлены в ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в силу которой гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Указом Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» органам местного самоуправления в 2-месячный срок рекомендовано разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Таким образом, орган местного самоуправления обязан в пределах полномочий принимать меры, направленные на противодействие коррупции, в том числе по средствам принятия нормативных правовых актов.

В целях противодействия коррупции на государственном уровне Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 утверждены национальная стратегия противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"

Пунктом 9 национальной стратегии противодействия коррупции установлено, что национальная стратегия противодействия коррупции реализуется органами местного самоуправления путем решения кадровых вопросов; в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Таким образом, в целях противодействия коррупции Администрация г.п. Загорянский должна утвердить перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления г.п. Загорянский, при замещении которых муниципальные служащие в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также обязаны сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Вместе с тем, Администрация г.п. Загорянский необоснованно уклоняется от предусмотренной законом обязанности по разработке, утверждению и последующему опубликованию перечня должностей муниципальной службы, на которые распространяются предусмотренные ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008г. ограничения, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008г. вводится система мер противодействия коррупции, даются ключевые определения в данной сфере - понятия коррупции как социально -юридического явления и понятие противодействия коррупции как особого вида государственной деятельности. Борьба с коррупцией требует системного подхода, поскольку данное явление - нарушение порядка управления государством. Помимо выработки плана борьбы с коррупцией, необходимы усилия не только органов государства, но и органов местного самоуправления. Таким образом, указанные обстоятельства, затрагивают интересы государства, в части применения комплексных мер, направленных на исполнение законодательства о противодействии коррупции.

В судебном заседании прокурор требования поддержала.

Представитель Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района просила в удовлетворении заявления прокурора отказать.

В обоснование возражений указала, что ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что перечень должностей муниципальной службы, на которые распространяются предусмотренные этой статьей ограничения, устанавливаются только нормативными правовыми актами Российской Федерации. Действующее законодательство не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по установлению перечня должностей муниципальной службы. Указ Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 имеет меньшую юридическую силу и носит рекомендательный характер. Кроме того, законом установлены ограничения только для тех служащих, в должностные обязанности которых входят отдельные функции государственного управления коммерческими и некоммерческими организациями. Однако, в силу закона, лица, занимающие муниципальные должности, за исключением, когда федеральными законами или законами субъекта РФ органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, не могут выполнять функции государственного управления. До настоящего времени городское поселение Загорянский не наделялось государственными полномочиями по государственному управлению коммерческими или некоммерческими организациями в связи с чем муниципальные должности при замещении которых в должностные обязанности муниципальных служащих входило бы осуществление отдельных функций государственного управления какими-либо коммерческими или некоммерческими организациями отсутствует.

Также просила отказать в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд, указав, что переписка по данному вопросу началась в марте 2011 г.

Пояснила, что муниципальные правовые акты по утверждению перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, предусмотренного ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции не принимались. Главой городского поселения утверждено представленное суду штатное расписание Администрации городского поселения Загорянский, в которое включены как должности муниципальной службы, так и иные должности.

Выслушав прокурора, представителя Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ установлено, что гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 12, гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Согласно ч.4 работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, законодателем установлено, что перечень должностей государственной или муниципальной службы в отношении которых действуют ограничения, устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В данной статье под нормативными правовыми актами Российской Федерации понимаются акты, принятые на всех уровнях нормотворчества - федеральном, региональном, местном, что подтверждается Указом Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Этим Указом Президента РФ утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в отношении которых действуют ограничения, установленные ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Пунктом 4 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2-месячный срок рекомендовано разработать, руководствуясь данным Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты.

Изложенное свидетельствует, что Администрация городского поселения Загорянский обязана принять муниципальный правовой акт по установлению перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, предусмотренного ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Однако, такой акт до настоящего времени не принят.

Доводы Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района об отсутствии полномочий суд по изложенным ранее основаниям находит необоснованными.

То обстоятельство, что Администрация городского поселения Загорянский функцией государственного управления не наделялась, не освобождает ее от указанной обязанности, поскольку, применительно к органам местного самоуправления, речь идет, в том числе, и о функциях муниципального управления.

Кроме того, ч.2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ не содержит обстоятельств, на которые ссылается представитель заинтересованного лица.

Оснований для применения последствий пропуска срока на обращение в суд не имеется, поскольку, бездействие заинтересованного лица носит длящийся характер и продолжается по настоящее время.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку, в судебном заседании нашло свое подтверждение бездействие Администрация городского поселения Загорянский связанное с неисполнением требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", связанное с не принятием муниципального правового акта по установлению перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, предусмотренного ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Щелковского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района по решению вопроса по разработке, утверждению и опубликованию перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района.

Обязать Администрацию городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда разработать и принять муниципальный нормативный правовой акт по утверждению перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: П.А.Сидоров.