ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5209/18 от 04.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Брызгаловой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1, Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект освоения лесов и передать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчикам ФИО1 и Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать проект освоения лесов, указав, что ДД.ММ.ГГГГ г. между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и ФИО1 заключен договор аренды лесного участка , расположенного по адресу: <адрес>, в целях осуществления рекреационной деятельности.

В августе 2016 года между ФИО4, и ФИО1 заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

По поручению прокуратуры Ульяновского района Ульяновской области ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество» провело проверку вышеуказанного земельного участка, в ходе которой выяснилось, что он фактически не используется. Ответчиком ФИО1 до настоящего времени не разработан проект освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.

На основании изложенного прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор Жаднов О.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании ответчица ФИО1 не присутствовала, извещалась о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчицы адвокат Репков С.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в обоснование своих требований прокурор ссылается лишь на ст. 88 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой лица, которым участок предоставлен в аренду, разрабатывают проект освоения лесов.

Остальные нормы, на которые ссылается прокурор, лишь определяют состав проекта освоения лесов.

При этом, ни договором аренды, ни лесным кодексом не предусмотрены сроки составления указанного проекта. И лишь различными положениями Лесного кодекса РФ предусмотрено, что какая-либо деятельность, арендатором может производиться на основании проекта освоения. Действительно, предоставленный в аренду земельный участок в настоящее время не осваивается, в связи с тем, что проект освоения лесов хоть и подготовлен ФИО1, однако в настоящее время еще не прошел государственную экспертизу. Ссылка прокурора на положение ст. 24 Лесного кодекса является несостоятельной, так как она предусматривает определенную ответственность за невыполнением проекта освоения лесов. Так как в настоящее время ФИО1 в полном объеме не подготовила проект освоения лесов (не прошел государственную экспертизы), несмотря на имеющийся договор аренды, она фактически не использует земельный участок, никакого нарушения с ее стороны не имеется. Таким образом, исходя из действующего законодательства, а также договора аренды, ФИО1 вправе подготовить проект освоения лесов в любой срок в пределах действий договора. Действительно она не имела права производить освоение участка до проведения государственной экспертизы проекта, но она это и не оспаривает. Также обращает внимание, что в иске не указано, какие именно интересы неопределенного круга лиц нарушаются тем, что ФИО1 не сдала проект освоения лесов на государственную экспертизу. Просит отказать прокурору в удовлетворении иска.

Представитель ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, был извещен о времени и месте слушания гражданского дела, представил в суд письменный отзыв, согласно которому иск не признал, полагал, что никакого бездействии со стороны Министерства не допущено.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество» в судебном заседании не признал иск, представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что в договоре аренды не указан срок, в течение которого арендатор должен подготовить проект освоения лесов, не предусмотрен данный срок и действующим законодательством. также в связи с окончанием сроков действия лесохозяйственного регламента Лесничества ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого разрабатывается проект освоения лесов, и непринятия нового регламента до настоящего времени, считает, что срок в один месяц, требуемый прокурором для обязания арендатора разработать и представить проект освоения лесов в министерство, нереален для исполнения.

С учетом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 150 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Кроме того, согласно ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, на основании проекта освоения лесов, обязаны предпринимать меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Согласно ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и ФИО4 заключен договор аренды лесного участка , расположенного по адресу: <адрес>, в целях осуществления рекреационной деятельности.

В августе 2016 года между ФИО4, и ФИО1 заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. «а» п. 10 договора аренды лесного участка арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

В соответствии с пп. «в» п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема - передачи лесного участка в аренду.

Ответчица ФИО1 является правопреемником прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако установлено, что ответчицей ФИО1, являющейся арендатором лесного участка, до настоящего времени, в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.

Оценивать проект освоения лесов, представленный ответчицей ФИО1 на соответствие требованиям закона в рамках данного дела суд не считает целесообразным, так как он не прошел предусмотренную законом государственную экспертизу.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П «Об утверждении Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» Министерство является правопреемником Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, а также является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

При этом, как установлено в судебном заседании, Министерством до настоящего времени ФИО1 не понуждена к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесного участка, переданного данному лицу в аренду.

Вместе с тем, использование лесного участка, а также не проведение противопожарных и санитарных мероприятий на нем, в отсутствие проекта освоения лесов, в котором должны быть указаны сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, объемах и сроках проведения указанных мероприятий, может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий для окружающей среды, в том числе для леса, что, в свою очередь может повлечь нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме к обоим ответчикам.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным предоставить ответчице ФИО1 1 месяц для разработки проекта освоения лесов и подачу документов на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов.

При наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения в указанный срок, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд, вынесший решение, с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии достаточных мер, направленных на понуждение ФИО1 как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ к разработке на него проекта освоения лесов и последующего использования.

Обязать ФИО1 в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Алексеева