Дело №2-520/19 08 апреля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Писаревой А.А.
при секретаре Полухиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Акционерная транспортная компания «Ямал» о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ответчику АО «Акционерная транспортная компания «Ямал» о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 05 января 2018 года она совершала авиаперелет по маршруту Красноярск – Санкт-Петербург, перевозила багаж без объявленной ценности. В аэропорту Пулково -1 багажа истца не оказалось, багаж был утрачен. При обращении истца на стойку розыска багажа был оформлен акт. В связи с чем, истец, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просит взыскать с ответчика ущерб, причиненной утратой багажа в размере 81 660 руб., компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, о причинах неявки судуд не сообщила, об отложении судебного заседания не просила.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом (по юридическому адресу, подтвержденному выпиской из ЕГРЮЛ), доказательств уважительности неявки суду не представил. Ранее ответчик представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что между АО «АТК «Ямал» и ОАО «АльфаСтрахование» заключен договор добровольного страхования воздушных судов и гражданской ответственности владельца воздушного судна и авиаперевозчика от 14 апреля 2017 года. Страховая компания обязано возместить ущерб, причиненный истцу. От истца ответчику поступила претензия, которая была направлена в ОАО «Альфастрахование». 30 сентября 2018 года ответчик за счет собственных средств возместил истцу ущерб в размере 7 800 руб. исходя из расчета веса багажа, поскольку ценность багажа истец не объявлял (л.д.42-45).
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, ответчика в порядке ст.ст. 113, 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель третьего лица АО «Альфастрахование», привлеченного к участию в деле в порядке ст.43 ГПК РФ, ФИО2 по доверенности возражал против удовлетворения иска, пояснил, что ущерб страховой компанией был возмещен.
Суд, выслушав пояснения представителя третьего лица, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 05 января 2018 года истцом совершался авиаперелет по маршруту Красноярск-Санкт-Петербург (л.д.5-7).
Истец обращалась к ответчику с претензией, в которой указала на потерю багажа, просила возместить понесенный ущерб (л.д.9-21).
14 апреля 2017 года между истцом и ответчиком заключен договор добровольного страхования воздушных судов и гражданской ответственности владельца воздушного судна и авиаперевозчика № Z594Z/377/00021/7, предметом которого являются в том числе отношения, возникшие между страхователем и страховщиком в связи с добровольным страхованием имущественных интересов страхователя риска гражданской ответственности владельца воздушного судна и авиаперевозчика перед третьими лицами, пассажиром воздушного судна, грузовладельцем или грузоотправителем (л.д. 78-102).
30 марта 2018 года ответчиком обращение ФИО1 направлено АО «АльфаСтрахование» в рамках договора добровольного страхования воздушных судов и гражданской ответственности владельца воздушного судна и авиаперевозчика №Z594Z/377/00021/7 от 14 апреля 2017 года (л.д. 49-71).
В соответствии со ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст.102 Воздушного кодекса Российской Федерации, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п.1 ст.116 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
Согласно п. 154 «Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее Правила №82), если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа, включающие: направление запроса в аэропорт отправления о наличии багажа; направление запросов в аэропорты, в которые багаж мог быть доставлен ошибочно; направление запроса о досылке багажа в случае его обнаружения. Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа. В случае если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж, подлежащий таможенному оформлению, в аэропорту, до которого багаж должен быть доставлен согласно договору воздушной перевозки пассажира, перевозчик обязан информировать пассажира о действиях, которые необходимо совершить пассажиру в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации или законодательством страны, на территорию которой должен быть доставлен багаж, для доставки багажа пассажиру по указанному им адресу. Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа. Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.
В соответствии с п.1 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также - обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.
Пунктом 126 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа. Ценность зарегистрированного багажа объявляется для каждого места багажа в отдельности. За перевозку багажа с объявленной ценностью взимается плата, размер которой устанавливается перевозчиком. Оплата перевозки багажа с объявленной ценностью удостоверяется ордером разных сборов или квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа, в которой указываются пункты, между которыми пассажиром заявлена перевозка багажа с объявленной ценностью.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
На указанные правоотношения, в силу преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» распространяются положения указанного закона.
Из материалов дела следует, сторонами не оспаривается, что багаж истца был потерян, истец обращалась к ответчику с заявлением о возмещении стоимости багажа, ответчиком обращение истца направлено в страховую компанию, а также возместил ущерб в размере 7 800 руб.
Истец просит взыскать с ответчика стоимость багажа в размере 81 660 руб., при этом указанная стоимость багажа ничем не подтверждается, при регистрации багажа истец его стоимость не объявлял, в связи с чем суд приходит к выводу, что стоимость багажа рассчитывается исходя из его веса, и поскольку данная стоимость истцу была возмещена ответчиком, требования истца о возмещении суммы ущерба в размере 81 660 руб. удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с п.45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку ненадлежащим выполнением обязательств, вытекающих из договора перевозки, нарушены права истца, как потребителя, в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 20 000 руб. Данный размер компенсации определен судом с учетом принципа разумности и справедливости исходя из фактических обстоятельств дела.
Согласно п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п.46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 10 000 руб.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 700 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с АО «Акционерная транспортная компания «Ямал» в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 20 000 руб., штраф 10 000 руб., а всего 30 000 руб.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с АО «Акционерная транспортная компания «Ямал» в доход бюджета Санкт-Петербурга госпошлину в размере 700 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.