ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-520/2013 от 09.09.2013 Краснослободского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2013 года   

Краснослободский районный суд Волгоградской области в составе :

Председательствующего судьи : Лаврова А.А.

При секретаре : Шрайнер Е.С.

С участием помощника прокурора Среднеахтубинского района Миронюк А.С.,

Ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО1 по ордеру адвоката Морквина В.Д.

Рассмотрев в г. Краснослободске в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Среднеахтубинского района к ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации –Волгоградской области о запрете действий по строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений, запрете использования линейных объектов –линий электропередач и газопровода

УСТАНОВИЛ :

    Истец- прокурор Среднеахтубинского района обратился в суд с иском к ДНП «Белая Дача» и еще к 26 собственникам земельных участков, находящихся в ДНП «Белая Дача» о запрете действий по строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений, запрете использования линейных объектов – линий электропередач и газопровода. В обоснование своего иска прокурор ссылается на то, что ответчиками на территории ДНП «Белая Дача» осуществляется строительство одноэтажных и двухэтажных зданий, в том числе блокированных. На территории ДНП «Белая Дача» возведены линейные сооружения — электрические сети и газопровод, что подтверждается актом проверки № 24-03-13 от 18.03.2013

Вместе с тем в нарушение указанных требований законодательства объекты капитального строительства и линейные сооружения на территории ДНП «Белая Дача» возведены без проведения экологической экспертизы, разрешений на строительства и согласования с ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Волгоградской области.

Кроме того, согласно информации ООО «Волжскийрайгаз» № 06/9358 от 18.12.2012, технические условия на газификацию ДНП «Белая Дача», дающие право проектирования и присоединения к газораспределительной сети ООО «Волжскийрайгаз» не выдавались, проект газоснабжения ДНП «Белая дача» в ООО «Волжскийрайгаз» не согласовывался.

Это явилось основание для предъявления иска в суд в порядке ст. 45 ч.1 ГПК РФ

    Определением судьи от 24 июня 2013 г. с целью своевременного и правильного рассмотрения и разрешению дела исковое заявление в отношении ФИО1 выделено в отдельное производство

    В судебном заседании представитель прокуратуры Среднеахтубинского района Миронюк А.С. иск поддержал в полном объеме.

    Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области не поддержала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика ФИО1 по ордеру адвокат Морквин В.Д. в судебном заседании исковые требования прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области не поддержал, просил суд отказать в их удовлетворении.

Представитель 3-го лица - администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель ГУ «Природный парк» Волго-Ахтубинская пойма» в суд не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области в суд не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ООО «Радиант» в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.

    Выслушав объяснения представителя прокуратуры Среднеахтубинского района Миронюк А.С., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Среднеахтубинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

01.02.2011 года на общем собрании учредителей дачного некоммерческого партнерства «Белая дача» принято решение о создании ДНП «Белая дача».(л.д.78-79)

Данное решение учредителей принято в соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которой садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно протоколу общего собрания учредителей ДНП «Белая дача» от 28.02.2011 земельные участки, расположенные на территории ДНП «Белая дача» образованы в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., кадастровый №.(л.д83-84)

Вышеуказанный земельный участок, переданный ФИО2 по договору дарения от 01.02.2011г, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, находится на территории Природного Парка «Волго-Ахтубинская пойма».(л.д.86-88)

Земельный участок с кадастровым номером №(л.д.74-75) был ликвидирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в связи с последующим разделением на 170 земельных участков с кадастровыми номерами: №

    Земельный участок мерой <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ФИО1 согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними право за ответчиком зарегистрировано под № № (л.д.57 с обратной стороны ), кадастровый номер №

В соответствии с 4.1 ст. 95 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В силу положений п. «в» ч.1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений особо охраняемые природные территории разделяются на категории, к числу которых отнесены природные парки.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.б ст. 2 ФЗ №33-Ф3).

Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения утвержден Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006г. №805 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области», в число которых входит территория Государственного учреждения «Природный парк «Волго- Ахтубинская пойма» площадью 63212,43 га (п.20 Перечня).

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.06.2000г. №404 «О создании государственного учреждения «Природный парк» Волго-Ахтубинская пойма» на территории Волгоградской области было создано государственное учреждение «Природный парк «Волго- Ахтубинская пойма».

В соответствии с п.1 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26.04.2002г. №339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» были утверждены прилагаемые границы государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».

В связи с утверждением Положения о природном парке «Волго- Ахтубинская пойма» Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 26.04.2002г. №339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» признано утратившим силу.

Пунктом 1.3 указанного Положения, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010г. за №917 (в ред. постановления от 29.06.2011 № 672), установлено, что территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области.

Согласно схеме и описанию границ, а также документов кадастрового учета первоначальный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., кадастровый №, полностью входит в зону особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы.(л.д.83-90)

В силу ч.З ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Установлении, что на территория ДНП «Белая Дача» осуществляется строительство одноэтажных и двухэтажных зданий в том числе блокированных. На территории ДНП «Белая Дача» возведены линейные сооружения — электрические сети и газопровод, что подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.91-96)

В соответствии с пунктами 10, 14.1 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, объект капитального строительства - здание, строение. сооружение. объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ. разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории ( в случае строительства, реконструкции линейных объектов ) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При проведении проверки разрешения на строительство зданий и линейных сооружений, возведенных на территории ДНП «Белая Дача-, указанным дачным объединением не были представлены.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», одним из принципов экологической экспертизы является обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Пунктом 4.1 ст. 12 данного Закона предусмотрено, что объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе проектная документация объектов, строительство,реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо

охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в нарушение указанных требований законодательства объекты капитального строительства и линейные сооружения на территории ДНП «Белая Дача» возведены без проведения экологической экспертизы, разрешений на строительства и согласования с ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Волгоградской области, за что ДНП «Белые Дачи подвергнуты административному наказанию (л.д.122-136)

Кроме того, согласно информации ООО «Волжскийрайгаз» № 06/9358 от 18.12.2012, технические условия на газификацию ДНП «Белая Дача», дающие право проектирования и присоединения к газораспределительной сети ООО «Волжскийрайгаз» не выдавались, проект газоснабжения ДНП «Белая дача» в ООО «Волжскийрайгаз» не согласовывался.(л.д.68)

Согласно обращению ОАО «Волгоградоблгаз» от 04.04.2013 № АР- 01/2426, в соответствии с заключенным договором на техническое обслуживание и текущий ремонт газопровода между ООО «Волжскийрайгаз» и администрацией Среднеахтубинского муниципального района, эксплуатирующей организацией газопровода высокого давления от р.п. Средняя Ахтуба до г. Краснослободска является ООО Волжскийрайгаз. (лд.72)

02.03.2013 дежурной бригадой аварийно-диспетчерской службы ООО «Волжскийрайгаз» обнаружена несанкционированная врезка в данный газопровод вновь построенного и не введенного в эксплуатацию участка газораспределительной сети для газоснабжения ДНП «Белая Дача». Было установлено, что несанкционированная врезка в действующий газопровод произведена работниками ООО «Радиант».(л.д.101-102)

По информации администрации Среднеахтубинского муниципального района от 28.03.2013, договор на техническое обслуживание или эксплуатацию газопровода высокого давления от р.п. Средняя Ахтуба до г. Краснослободска между администрацией района и ООО «Радиант» не заключался (л.д.99)

Согласно справке ООО «Волжскийрайгаз» от 06.03.2013 № 18/583, работы со стороны ООО «Радиант» производились скрытно, в выходной день, без уведомления эксплуатирующей организации, при отсутствии каких- либо разрешений. При этом грубейшим образом нарушены требования промышленной, пожарной, экологической безопасности и требования охраны труда, что могло привести к аварии и возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера, так как рядом с местом врезки проходит автодорога с интенсивным движением автотранспорта.(л.д.101)

Факт подключения подтверждается также заявкой и актами о выполнении работ (л.д.103-105)

Факт подключения энергопринимающих устройств подтверждается заявками, фототаблицей (л.д.91-104)

Таким образом, строительство указанных объектов капитального строительства и линейных сооружений (линий электропередач, газопровода) ДНП «Белая Дача» осуществляется с нарушением норм градостроительного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с п.5.2 Положения о природном парке «Волго- Ахтубинская пойма», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010г. за №917, на всей территории природного парка запрещается, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства. не предусмотренных документами территориального планирования, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на. природный парк, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах природного парка.

В силу ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов. предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

На основании ст. 7 указанного Закона организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными! для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно - гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.

В силу п. 4 Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.

Согласно п. 5 Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Закона, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно пунктам 1, 2 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).

Федеральный закон от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Суд соглашается с позицией истца-прокурора Среднеахтубинского района о том, что в соответствии со ст.2 Закона основными принципами противодействия терроризму помимо прочего являются минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, а также приоритет мер по его предупреждению.

Кроме того, основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации определены «Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее Концепция).

Согласно п. 5 Концепции общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 7 Концепции установлено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.   

Одной из основной задачей противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п.п. «д» п.11 Концепции).

Вместе с тем, данные возведенные линейные объекты в виде (газопровод) является критически важным объектом инфраструктуры и жизнеобеспечения и соответственно является объектом потенциальных террористических посягательств, а выявленные нарушения законодательства могут способствовать возникновению, развитию и распространению пожара либо иных аварийных ситуаций.

Таким образом иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению

    На основании ст. ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

    Запретить ФИО1 распоряжаться земельным участком мерой <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, осуществлять строительство и эксплуатацию зданий, строений на территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» до получения соответствующих разрешений на строительство, согласований и получения положительного заключения экологической экспертизы, осуществлять эксплуатацию линейных сооружений (линий электропередач, газопровода), в том числе путем передачи указанных сооружений для эксплуатации третьим лицам.

    Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течении месяца через Краснослободский районный суд Волгоградской области.

Судья                          А.А. Лавров