ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-520/2014 от 14.03.2014 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

                                                                                           Дело № 2-520/2014

 Р Е Ш Е Н И Е                               

 Именем Российской Федерации

 14 марта 2014 года        город Рубцовск

 Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

 председательствующего судьи Смирновой С.А.,

 при секретаре              Кирилловой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации ... края, муниципальному казенному учреждению ... ... о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий,

 УСТАНОВИЛ:

 Истцы обратились в суд с иском к Администрации ... о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указали, что своего жилья в собственности не имеют и проживают в жилом ... в ..., общей площадью *** кв.м., который арендуют по договору аренды *** На основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ, ... «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и постановлением ... «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Льготная ипотека для молодых учителей» на *** годы, истцы собрали все документы для постановки на учет. Данные документы были ими направлены в органы местного самоуправления. Однако истцам было отказано в постановке на учет, в связи с тем, что на их семью приходится свыше учетной нормы, утвержденной в ..., то есть более *** кв.м. общей площади. С данным решением истцы не согласны, поскольку им предоставлены все необходимые документы, подтверждающие отсутствие у них собственного жилья и проживание в съемной квартире, Истцы просили признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 Впоследствии истцы предоставили уточненное исковое заявление, в котором указанные исковые требования предъявили к Администрации ..., МКУ ... ....

 Истец ФИО1, истец ФИО2, представитель истца   Т.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

 Представитель ответчика - администрации ... края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

 Представитель ответчика МКУ ... ... в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

 В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.

 Выслушав истцов, представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

 Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия ля осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

 В целях поддержки молодых учителей при решении ими жилищной проблемы, постановлением администрации ... от ***   утверждена долгосрочная целевая программа «Льготная ипотека для молодых учителей» на *** года (далее - Программа), постановлением администрации ... от ***   утвержден Порядок предоставления субсидий молодым учителям - участникам долгосрочной целевой программы «Льготная ипотека для молодых учителей» на *** годы (далее - Порядок).

 Условия участия установлены разделом II Программы, в соответствии с которыми участником программы может стать молодой учитель, работающий в государственном образовательном учреждении или муниципальном образовательном учреждении ..., реализующем образовательную программу начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, и соответствующий следующим условиям: возраст, не превышающий *** лет (включительно); признание нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном порядке; наличие стажа педагогической работы не менее *** года.

 Молодые учителя считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они признаны таковыми органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с разделом 2 Порядка для участия в программе молодой учитель подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: заявление в произвольной форме в двух экземплярах; документы, удостоверяющие личность молодого учителя; документ, подтверждающий признание семьи молодого учителя нуждающейся (нуждающимся) в улучшении жилищных условий (выписка из решения органа местного самоуправления о принятии семьи молодого учителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий); документ, подтверждающий стаж работы в государственном образовательном учреждении или муниципальном образовательном учреждении ..., копия трудовой книжки, заверенная в надлежащем порядке.

 Далее, орган местного самоуправления ...: принимает вышеперечисленные документы и ведет учет проживающих на территории муниципального образования молодых учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на участие в программе; организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в подпунктах 2.1.1 - 2.1.4 Порядка, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодого учителя участником программы в соответствии с пунктом 2.4 Порядка; письменно уведомляет молодого учителя о принятом решении в 5-дневный срок; формирует список молодых учителей, желающих участвовать в программе и соответствующих условиям участия в ней, в хронологическом порядке согласно поданным заявлениям на участие в программе по форме согласно приложению; производит оформление свидетельств и выдачу их участникам программы в соответствии со списком, утвержденным Главным управлением образования и молодежной политике ..., в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджетов; контролирует размер субсидий, предоставленных молодым учителям - участникам программы, в соответствии с условиями программы и при наличии оснований производит его перерасчет; первого числа каждого месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Главное управление сведения о реализации программы.

 На основании абзаца 2 п.2.1.3 Порядка, признание молодых учителей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых они постоянно проживают, в порядке, установленном законом ... от *** № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 В соответствии с п. 2.4. Порядка, основанием для отказа в признании молодого учителя участником программы является непредставление или представление не всех документов, предусмотренных подпунктами 2.1.1 - 2.1.4 настоящего порядка, то есть, в том числе, документа, подтверждающего признание семьи молодого учителя нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

 В соответствии с ч.2 ст. ... от *** №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно ч.2 ст.... от *** №115-ЗС, признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

 На основании ч.1, п.6. ч.2 ст.4 указанного ... принятие на учет нуждающихся в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства. К заявлению о принятии на учет прилагаются: справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставляемых для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления.

 Согласно ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Судом установлено, что семья истцов состоит из *** человек: мужа - ФИО2, *** года рождения, жены - ФИО1, *** года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака ***

 Из пояснений, истца, а также представленных в материалы дела документов усматривается, что на момент подачи иска в суд семья истцов П-вых своего жилья в собственности не имеют, проживают на условиях аренды в жилом доме, расположенном по адресу: ..., общей площадью *** кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности   С.А.,   И.В.,   Т.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ***

 Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

 П-вы не являюсь по отношению друг к другу родителями и детьми, не являются по смыслу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членами семьи   С.А.,   И.В.,   Т.В. и проживают в жилом доме по ... в ... не в качестве членов семьи собственников, а по договору аренды.

 Таким образом, судом приходит к выводу о том, что занимаемое П-выми жилое помещение, находящееся в собственности   С.А.,   И.В.,   Т.В., не может быть учтено при расчете обеспеченности истцов жилой площадью.

 Согласно выписке из поквартирной карточки от *** ФИО1 с *** зарегистрирована в ... в ..., в квартире также зарегистрирована ее мать -   Л.А., которой на основании договора купли-продажи от *** принадлежит на праве собственности ... в ...   Л.А., общей площадью *** кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** Таким образом, на каждого проживающего в данной приходится по *** кв.м. общей площади.

 ФИО2 зарегистрирован с *** в жилом ... в ..., общей площадью  .м.. принадлежащем на праве собственности   Б.М., что подтверждается договором купли-продажи *** Согласно выписке из домовой книги   в указанном жилом помещении зарегистрированы *** человека, в том числе с ***   А.Б. на каждого проживающего в данном жилом помещении приходится по *** кв.м.

 Сведения о принадлежности ФИО2, ФИО1 жилых помещений на праве собственности отсутствуют, что подтверждается: справками ФГУП «Ростехинентаризация-Федральное БТИ» филиал по ... о наличии (отсутствии) домовладения от ***

 Согласно ч. 2 ст. ... № 115-ЗС от *** «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

 В соответствии с решением Рубцовского городского Совета депутатов ...   «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади (минимального размера) жилого помещения в городе Рубцовске - *** кв.м. общей площади.

 Согласно трудовой книжке ФИО1, является учителем математики МОУ ...

 *** ФИО1 по направлению МКУ «*** ... обратилась в Администрацию ... с заявлением о внесении в список для участия в долгосрочной целевой программе «Льготная ипотека для молодых учителей» на *** годы.

 Согласно ответу Муниципального казенного учреждения ... ... *** на основании направленных в Главное управление образования и молодежной политики ... списка молодых учителей в возрасте до *** лет для участия в долгосрочной целевой программе «Льготная ипотека для молодых учителей» на *** на выделение субсидий для приобретения жилья, МКУ «... ... был получен сертификат на ФИО1 ФИО1 был включена в список получателей субсидии и ей был выдан сертификат от *** серии МУ   на субсидию. В случае не предоставления ФИО1 документа о признании ее нуждающейся в жилье, сертификат будет отозван.

 Согласно свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья *** молодому учителю ФИО1 и ее семье в составе супруга ФИО2, являющимися участниками долгосрочной целевой программы «Льготная ипотека для молодых учителей» на *** годы в соответствии с условиями этой программы предоставлена субсидия на приобретение (строительство) жилья на территории ... края. Свидетельство выдано и действительно до ***

 Письменным ответом главы Администрации ... края от ***   истцам отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на регистрационный учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилом помещении. Основанием для отказа послужило наличие обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

 Согласно ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случаях, если: граждане не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, но обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

 Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

 Аналогичная норма содержится в ст.... №115-ЗС от *** «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

 Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

 Как следует из материалов дела, *** между Администрацией ... и   Л.А. был заключен договор о передаче жилья в собственность, в соответствии с которым в собственность   Л.А. была передана ... с учетом членов семьи в количестве 3 человек. Соглашением от *** в указанный договор были внесены изменения, в соответствии с которыми в число собственников указанной квартиры были включены   (ФИО3) Е.А. и   С.А., квартира была передана в общую долевую собственность по *** каждой. *** указанная квартира в соответствии с договором купли-продажи с обременением ее ипотекой в силу закона была продана   И.Н. В настоящее время собственниками ... в ... являются   А.А.,   Н.Н. на праве общей совместной собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним ***

 Таким образом, с момента отчуждения ФИО3 ( ) Е.А. принадлежавшей ей ранее *** доли ... в ..., до момента обращения в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся прошло более *** лет.

 Исследовав и оценив представленные в дело документальные доказательства, суд, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий со стороны ФИО1, ФИО2 не усматривает.

 По мнению суда, обязанного в силу ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценивать все представленные сторонами доказательства в совокупности, из представленных истцами доказательств следует, что ФИО1 является молодым учителем в возрасте до *** лет, имеет право на участие в долгосрочной целевой программе «Льготная ипотека для молодых учителей», включена в список получателей субсидии, и ей выдан соответствующий сертификат, значит, по смыслу закона, она и члены ее семьи являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку сведений о наличии каких - либо жилых помещений, принадлежащих на праве собственности и ином праве пользования в ... истцам, в материалы дела не представлено.

 В судебном заседании установлено, что ФИО2, ФИО1 отдельной семьей фактически проживают в доме принадлежащем   С.А.,   И.В.,   Т.В. в .... По месту регистрации в жилых помещениях, принадлежащих своим родителям, они не проживают.

 При таких данных следует отметить, что объем жилищных прав истцов в отношении жилых помещений, где зарегистрированы, и жилого помещения, в котором они не зарегистрированы, но проживают на момент обращения за постановкой на очередь, не изменился, поскольку, *** истцы создали собственную семью, имеют право на совместное проживание в одном жилом помещении.

 Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиком, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.

 Изложенное свидетельствует о незаконности действий ответчика, отказавшего истцам в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 Суд считает отказ Администрации ... края незаконным, поскольку он основан на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречит установленным по делу обстоятельствам.

 Таким образом, истцы, не являющиеся нанимателями какого-либо жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеющие право пользования жилым помещением, основанное на их же праве собственности, в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии с ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53настоящего Кодекса срок.

 Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому суд считает подлежащими удовлетворению требования истцов о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 На основании изложенного, заявленные истцами требования о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

 Признать ФИО1, ФИО2 нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.

 Судья                                                                              С.А. Смирнова