ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-520/2021 от 09.04.2021 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 2-520/2021

УИД 14RS0019-01-2021-000375-25

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Софронова П.А., при секретаре Филипповой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к ГКУ РС (Я) «Нерюнгринское Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" о признании его одиноко проживающим гражданином; о признании его малоимущим гражданином; оказания социальной помощи,

установил:

иск мотивирован тем, что истец, являясь собственником доли в праве собственности жилого помещения, находящегося по адресу <адрес>, проживает в нем один. При этом он имеет доход ниже прожиточного минимума, установленного по РС (Я). Ввиду чего он обращался в ГКУ РС (Я) «Нерюнгринское Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" (НУСЗиТ) с целью получения социальной помощи и признания его одиноко проживающим и малоимущим.

Поскольку его таковым не признали, истец просит обязать ответчика признать его, истца, его одиноко проживающим и малоимущим, с целью оказания ему социальной помощи. И просит обязать ответчика оказать ему социальную помощь на основании социального контракта.

В судебном заседании ФИО1 на иске настаивает.

Представитель ГКУ РС (Я) «Нерюнгринское Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)", ФИО2, с иском не согласна.

Изучив доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено: семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

При этом порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом (ч. 3 ст. 6 этого же закона).

Такой же порядок регламентирован и федеральным законом 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Указанным законом предусмотрено определение доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода проживания гражданина одиноко или в составе семьи, на основании предоставленных сведений и подаче письменного заявления органом социальной защиты населения по месту жительства либо пребывания гражданина (ст. ст. 1,2,3 закона № 44-ФЗ).

Законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ст. 1 дано понятие государственной социальная помощи как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Там же указано: социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ст. 3 закона № 178-ФЗ).

И предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ст. 7 закона № 178-ФЗ).

При этом согласно ст. 8 указанного закона государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи (ст. 9 закона № 178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2017 г. № 207 «Об утверждении Положения об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Саха (Якутия)».

Пунктом 1.2 (и другие пункты) Положения предусмотрен заявительный характер предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Представитель ответчика считает, что в соответствии с Положением Минтруда РС (Я), утв. Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2015 г. N 458; Уставом ГКУ РС (Я) «Нерюнгринского УСЗНиТ при МТиСР РС (Я)» Управление не наделено полномочиями о признания граждан одиноко проживающими гражданами. Поскольку термин «одиноко проживающий гражданин» используется в правовых документах, регулирующих порядок назначения определенных мер социальной поддержки. Отдельное понятие или статус «одиноко проживающий гражданин» законодательством не определено.

Однако согласно смыслу закона «О государственной социальной помощи» ответчик, являющийся органом социальной защиты населения по месту жительства истца, без придания специального статуса «одиноко проживающими гражданами» при наличии заявления определяет основания для назначения мер социальной поддержки таким гражданам.

При этом состоятельна позиции представителя ответчика о том, что истец проживает совместно с матерью, ввиду чего его нельзя признать одиноко проживающим.

Так, согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО Жилремсервис, ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес>, совместно с матерью, ФИО3 Это же следует из аналогичной справки от ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ действительно следует право собственности истца и его матери на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, в виде 1\2 доли у каждого.

Истец утверждает, что лицевые счета по оплате ЖКУ разделены между ним и его матерью. Это утверждение подтверждается его заявлениями в ресурсоснабжающие организации с просьбой о разделении лицевых счетов и квитанциями о раздельной оплате ЖКУ истцом отдельно от матери.

Однако право собственности истца в виде 1\2 доли в жилом помещении, где он проживает с матерью и разделение с той лицевых счетов, не свидетельствует само по себе о том, что истец проживает в жилом помещении один. Доводы истца о том, что его мать проживает отдельно в другом жилище, не нашли своего подтверждения. Поэтому, с учетом установленных по делу обстоятельств, признание истца одиноко проживающим невозможно.

При этом ссылка истца на ЖК РФ, в части регламентирующей понятие члена семьи собственника жилого помещения, несостоятельна.

Представитель ответчика также правомерно утверждает, что решение о признании или об отказе в признании гражданина малоимущим принимается при условии подачи заявление по установленной форме с приложением необходимых документов.

Доказательства того, что ФИО1 обращался в Управление социальной защиты по Нерюнгринскому району, с соответствующим заявлением и необходимым комплектом документов, суду не представлены.

Так, из жалобы истца от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя ответчика следует требование разъяснить, какие меры социальной защиты полагаются при прожиточном минимуме 17 017,00 руб.

Из ответа начальника НУСЗиТ от ДД.ММ.ГГГГ на имя истца следует сообщение разъяснение применения прожиточного уровня установленного Правительством РС (Я) за 3 кв. 2019 года. Также разъяснено о порядке признания гражданина малоимущим и одиноко проживающим.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался с заявлениями к ответчику, где он просит признать его малоимущим, в виду чего оказывать ему ежемесячную социальную помощь в виде доплаты до прожиточного минимума. Также указал, что он является одиноко проживающим.

Из ответа начальника НУСЗиТ от ДД.ММ.ГГГГ на эти заявления следует со ссылкой на закон «О государственной социальной помощи» и на закон РС (Я) «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2020 год" указание на величину прожиточного минимума 13 720 руб. Прожиточный минимум в размере 17 386,00 руб. установлен по второй зоне РС (Я) за 2 кв. 2020 года.

Также указано, что истцом представлен документ, свидетельствующий о том, что он проживает совместно с матерью, поэтому не является одиноко проживающим. А для признания его семьи малоимущей необходимо представить документы всех членов семьи, включая сведения об их доходах за три месяца.

Таким образом, истцом подавались заявления ответчику с просьбами о разъяснениях и предоставлении ему соответствующих мер социальной поддержки. И подача заявления истцом с просьбой о назначении ему мер социальной поддержки, с представлением для этого необходимых документов, судом не установлена.

Представление истцом суду выписок с его банковских счетов о поступающих средствах, в подтверждение его доходов не свидетельствует о том, что он такие сведения предоставлял ответчику.

С учетом исследованных доказательств судом установлено несоблюдение истцом порядка обращения за получением мер социальной поддержки, ввиду чего ему не было отказано в назначении такой поддержки.

На основании вышеизложенного исковые требования признаются несостоятельными, в силу чего не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ГКУ РС (Я) «Нерюнгринское Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" о признании его одиноко проживающим гражданином; о признании его малоимущим гражданином; оказания социальной помощи, отказать.

Апелляционная жалоба на решение могут быть поданы в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья