Дело № 2-520/2021
УИД 29RS0011-01-2021-000897-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Гарбуз С.В.,
при секретаре Игнат О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноборская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области о взыскании налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МБОУ «Красноборская средняя школа» о взыскании налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что в октябре 2021 года получила налоговое уведомление о взыскании с неё налога, не удержанного с неё при увольнении работодателем. За 2018 год МБОУ «Красноборская средняя школа» при увольнении её с работы не перечислила за неё НДФЛ. В МБОУ «Красноборская средняя школа» она проработала до мая 2018 года, была уволена по сокращению штата работников. При увольнении ей был выдан полный расчет и трудовая книжка, каких-либо уведомлений о задолженности она не получала. При выплате заработной платы все удержания налогов производила бухгалтерия. Полагает, что ответственность за начисление заработной платы и удержание налогов лежит на бухгалтерии школы, работник самостоятельно оплачивать налоги не должен.
Просит суд взыскать с МБОУ «Красноборская средняя школа», налог на доходы физических лиц для перечисления налога в бюджетную систему РФ, судебные издержки и компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Определением судьи от 02.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена МИФНС России № 1 по Архангельской области НАО.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, пояснив, что с момента увольнения прошло 3 года, она не должна нести материальную ответственность за ошибки бухгалтеров школы, которые должны были удержать НДФЛ еще при начислении выплат. Закон не позволяет производить взыскания из заработной платы работника если они основаны на ошибках работодателя.
Представитель ответчика МБОУ «Красноборская средняя школа» участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте его рассмотрения извещены. В направленном в суд отзыве на иск и.о. директора высказала возражения относительно удовлетворения исковых требований ФИО1, в удовлетворении иска просила отказать по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Дополнительная компенсация, выплачиваемая в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации в случае расторжения трудового договора с работником до истечения срока предупреждения об увольнении, не относится к доходам в виде пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаемым от налогообложения в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ.
Ввиду появления пробелов в отраслевом механизме правового регулирования, в целях совершенствования налоговой системы, а также её приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации Приказом ФНС России от 24 октября 2017 года № ММВ-7-11/820@ «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу ФНС России от 10 сентября 2015 года№ ММВ-7-11/3 87@ «Об утверждении кодов и видов доходов и вычетов (зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2017 года № 49351) (далее - Приказ ФНС России № ММВ-7-11/387@)» (далее - Приказ ФНС России от № ММВ-7-11/820@) в Приказ ФНС России № ММВ-7-11/387@ внесены изменения путём включения в него дополнительной строки следующего содержания: «Приложение № 1 «Коды видов доходов налогоплательщика» дополнить строкой следующего содержания: «2014 - сумма выплаты в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Таким образом, с 1 января 2018 года (дата вступления Приказа ФНС России от № ММВ-7-11/820@ в силу) все суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в зависимости от условий и в размерах, указанных в статье 224 НК РФ.
Согласно сведениям, отраженным в представленной МБОУ «Красноборская средняя школа» в отношении ФИО1 справке о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № 384 от 22 октября 2020 года (приложена к настоящему отзыву) истцом был получен доход, подлежащий налогообложению по коду дохода «2014 - сумма выплаты в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации» за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года.
Обращают внимание, что сумма выплаты в виде компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающая в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (июль, август и сентябрь 2018 года), в справку о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № *** от 22 октября 2020 года на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ не включена, а, следовательно, налогообложению налогом на доходы физических лиц не подлежит.
Вместе с тем, факт выплаты сумм выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» подтверждающийся справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № *** от 22 октября 2020 года, послужил основанием для начисления ФИО1 налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года (октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года) в размере 5 630 руб. 00 коп..
Расчёты суммы налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года, исчисленные в отношении ФИО1, выглядят следующим образом:
(12 538.46 (октябрь) + 15 382.84 (ноябрь) + 15 382. 84 (декабрь)) /13% =5 630.00
Относительно оснований начисления ФИО1 налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Главой 23 НК РФ установлен порядок администрирования налога на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 208 НК РФ определены доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации, подлежащие налогообложением налогом на доходы физических лиц.
На основании подпунктов 1 и 2 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в РоссийскойФедерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также доход, полученный от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (пункт 2 статьи 210 НК РФ).
В соответствии со статьей 216 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный
год.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Статьей 224 НК РФ установлены налоговые ставки налога на доходы физических лиц, статьей 225 НК РФ - порядок исчисления указанного налога.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, ог которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 НК РФ с учётом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Указанные лица в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» именуются налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с указанной статьей производится вотношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с. зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 НК РФ), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком (абзац первый пункта 2 статьи 226 НК РФ).
Обращают внимание, что особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ (абзац второй пункта 2 статьи 226 НК РФ).
На основании пункта 3 статьи 226 НК РФ исчисленные суммы налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (абзац первый пункта 5 статьи 226 НК РФ).
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядке его представления в налоговый орган утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац второй пункта 5 статьи 226 НК РФ).
Уплата налога за счёт средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц (пункт 9 статьи 226 НК РФ).
На основании пункта 6 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Таким образом, в связи с представлением налоговым агентом МБОУ «Красноборская средняя школа» справки о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № *** от 22 октября 2020 года с указанной в ней суммой дохода, с которой налоговым агентом не был удержан налог, ФИО1 был начислен налог на доходы физических лиц за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года. На основании вышеизложенного, в связи с правомерностью и законностью исчисления налога на доходы физических лиц, просили в удовлетворении требований ФИО1 к МБОУ «Красноборская средняя школа» о взыскании с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красноборская средняя школа» налога на доходы физических лиц в размере 5 553 руб. 90 коп., судебных издержек и морального ущерба в размере 5 000 руб. 00 коп. отказать, рассмотреть дело без участия представителя МБОУ «Красноборская средняя школа».
Представитель третьего лица МИФНС России №1 по Архангельской области и НАО участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
В направленном в суд отзыве возражали относительно требований истца по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Дополнительная компенсация, выплачиваемая в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации в случае расторжения трудового договора с работником до истечения срока предупреждения об увольнении, не относится к доходам в виде пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаемым от налогообложения в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ.
Ввиду появления пробелов в отраслевом механизме правового регулирования, в целях совершенствования налоговой системы, а также её приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации Приказом ФНС России от 24октября 2017 года № ММВ-7-11/820(2) «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу ФНС России от 10 сентября 2015 года № ММВ-7-11/387(3) «Об утверждении кодов и видов доходов и вычетов (зарегистрировано в Минюсте России~21 декабря 2017 года № 49351) (далее - Приказ ФНС России № ММВ-7-11/387@)» в Приказ ФНС России № ММВ-7-11/387(2) внесены изменения путём включения в него дополнительной строки следующего содержания: «Приложение № 1 «Коды видов доходов налогоплательщика» дополнить строкой следующего содержания: «2014 - сумма выплаты в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Таким образом, с 1 января 2018 года (дата вступления Приказа ФНС России от № ММВ-7-11/820@ в силу) все суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, в части, превышающей в целом шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в зависимости от условий и в размерах, указанных в статье 224 НК РФ.
Согласно сведениям, отраженным в представленной МБОУ «Красноборская средняя школа» в отношении ФИО1 справке о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № *** от 22 октября 2020 года (приложена к настоящему отзыву) истцом был получен доход, подлежащий налогообложению по коду дохода «2014 - сумма выплаты в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года.
Обращаем внимание, что сумма выплаты в виде компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актамц субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, в части, не превышающая в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (июль, август и сентябрь 2018 года), в справку о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № *** от 22 октября 2020 года на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ не включена, а, следовательно, налогообложению налогом на доходы физических лиц не подлежит.
Вместе с тем, факт выплаты сумм среднего месячного заработка на период трудоустройства, в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, подтверждающийся справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № *** от 22 октября 2020 года, послужил основанием для начисления ФИО1 налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года (октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года) в размере 5 630 руб. 00 коп. (указанная сумма налога при её включении в налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года № *** (приложено к настоящему отзыву) была фактически уменьшена на числящуюся за истцом переплату в размере 76 руб. 10 коп., в результате чего включенная в налоговое уведомление сумма налога к уплате с учётом переплаты стала составлять 5 553 руб. 90 коп.).
Расчёты суммы налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года,исчисленные в отношении ФИО1, выглядят следующим образом:
(12 538,46 (октябрь) + 15 382,84 (ноябрь) + 15 382,84 (декабрь)) /13% = 5 630.00
Относительно оснований начисления ФИО1 налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года, направления налогового уведомления от 1 сентября 2021 года № *** сообщают следующее.
В соответствии со статьей 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Главой 23 НК РФ установлен порядок администрирования налога на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 208 НК РФ определены доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации, подлежащие налогообложением налогом на доходы физических лиц.
На основании подпунктов 1 и 2 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также доход, полученный от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (пункт 2 статьи 210 НК РФ).
В соответствии со статьей 216 НК РФ налоговым периодом признаётся календарныйгод.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Статьей 224 НК РФ установлены налоговые ставки налога на доходы физических лиц, статьей 225 НК РФ - порядок исчисления указанного налога.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 НК РФ с учётом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Указанные лица в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» именуются налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с указанной статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 НК РФ), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком (абзац первый пункта 2 статьи 226 НК РФ).
Обращают внимание, что особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ (абзац второй пункта 2 статьи 226 НК РФ).
На основании пункта 3 статьи 226 НК РФ исчисленние суммы налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущиемесяцы текущего налогового периода суммы налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика; исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (абзац первый пункта 5 статьи 226 НК РФ).
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядке его представления в налоговый орган утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац второй пункта 5 статьи 226 НК РФ).
Уплата налога за счёт средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. При заключении договоров и иных сделок
запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц (пункт 9 статьи 226 НК РФ).
На основании пункта 6 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 НК РФ уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Таким образом, в связи с представлением налоговым агентом МБОУ «Красноборская средняя школа» справки о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № *** от 22 октября 2020 года с указанной в ней суммой дохода, с которой налоговым агентом не был удержан налог, ФИО1 был начислен налог на доходы физических лиц за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года, а также выставлено налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года№ ***.
Просили в удовлетворении требований ФИО1 к МБОУ «Красноборская средняя школа» о взыскании с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красноборская средняя школа» налога на доходы физических лиц в размере 5 553 руб. 90 коп., судебных издержек и морального ущерба в размере 5 000 руб. 00 коп. отказать, рассмотреть дело без участия представителя налогового органа.
Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ суд, рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 318 Трудового Кодекса РФ (в редакции, действовавшей да дату возникновения рассматриваемых правоотношений) работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 НК РФ с учётом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Указанные лица в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» именуются налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с указанной статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
На основании пункта 3 статьи 226 НК РФ исчисленние суммы налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущиемесяцы текущего налогового периода суммы налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (абзац первый пункта 5 статьи 226 НК РФ).
В тоже время Трудовым Кодексом РФ в статье 137, установлены ограничение для работодателя удержаний из заработной платы работника.
В силу данной статьи удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В частности, удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:
для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);
при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
При этом заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:
счетной ошибки;
если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);
если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Таким образом, трудовое законодательство устанавливает повышенные гарантии невозможности уменьшения материальных выплат работнику, устанавливая запрет на обратное взыскание, выплаченных работнику сумм, за исключением случаев, прямо предусмотренных в ст. 137 ТК РФ.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 в период с 08.01.2004 по 29.06.2018 работала у ответчика в МБОУ «Красноборская средняя школа». Уволена по основанию п. 2 ст. 81 ТК РФ из структурного подразделения Детский сад «Звездочка» с должности кастелянши по сокращению штата работников с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
В связи с увольнением по данному основанию истице было выплачено выходное пособие за 6 месяцев, при этом на пособие за первые 3 месяца (июль, август и сентябрь 2018 года) налог начислен не был в ввиду применения льготы установленной п. 1 ст. 217 НК РФ, а за последующие три месяца, за которые пособие выплачено на основании норм ст. 318 Трудового Кодекса РФ за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года работодатель не исчислил налог сразу при начислении заработной платы, а позднее в 2021 году, установив, по его мнению, ошибку в начислениях исчислил налог, однако удержать его не смог ввиду того, что работник уже таковым не являлся, будучи уволенной и не получая иные доходы от этого налогового агента.
Учитывая вышеприведенные нормы пункта 4 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периодаудержать исчисленную сумму налога, работодатель - ответчик направил в налоговый орган - третьему лицу справку формы 2-НДФЛ, указав в ней сумму не удержанного налога, подлежащую по его (работодателя) мнению, взысканию непосредственно с налогоплательщика (бывшего работника) налоговым органом.
Однако согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
- государственные пособия, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Следовательно, учитывая данную норму, не подлежит налогообложению средний месячный заработок на период трудоустройства, в части, не превышающей шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как следует из расчетных листов за указанный период 6 месяцев истице за июль ответчиком выплачено 13984,40 руб. (в июне); за август - 16082,06 руб.; за сентябрь - 15 382,84 руб.; за октябрь - 14683,62 руб.; за ноябрь - 15 382,84 руб.; за декабрь - 15 382,84 руб. (в январе). Из данных расчетных листов видно, что НДФЛ не рассчитывался, не удерживался и не перечислялся.
При этом в записках-расчетах за аналогичный период 6 месяцев суммы среднего заработка помесячно указаны аналогичные. Из этого следует вывод, что истице ответчиком было начислено и выплачено пособие в размере равном среднему заработку за указанный период, то есть в размере, не превышающем средний заработок за 6 месяцев (как для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Как указывает в своем отзыве представитель третьего лица, ссылаясь на приказ ФНС России от 24октября 2017 года № ММВ-7-11/820(2), с 1 января 2018 года все суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, в части, превышающей в целом шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в зависимости от условий и в размерах, указанных в статье 224 НК РФ.
Однако из представленных ответчиком документов, усматривается, что общий размер пособия не превышает таковой, а, следовательно, ответчиком неправомерно была направлена в налоговый орган справка 2-НДФЛ с указанием суммы начисленного, но не уплаченного за истицей налога.
Кроме прочего, данная сумма, исчисленная в качестве НДФЛ, судом расценивается и как часть заработной платы, на обратное взыскание которой установлен запрет Трудовым Кодексов РФ.
При этом, даже учитывая нормы п. 4 ст. 226 НК РФ, которым установлена обязанность налоговых агентов удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате усматривается незаконность действий работодателя и в том, что он своевременно не исчислил и не удержал сумму налога, которую полагал необходимым исчислить и уплатить за работника.
В силу ст. 151 Гражданского Кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Верховным судом РФ в постановлении Пленума от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред определен как нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» даны следующие разъяснения, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Учитывая совокупность обстоятельств, при которых возникает право на компенсацию морального вреда, а именно, наличие вины в неправомерном начислении ответчиком НДФЛ и, кроме того, его несвоевременном удержании (даже при наличии его мнения о правомерности), нарушение этими действиями имущественных прав истцы, как работника, поскольку НДФЛ начислен ответчиком как работнику на выходное пособие в связи с сокращением штата сотрудников, очевидную прямую причинно следственную связь между данными обстоятельствами, учитывая возраст, материальное положение истицы, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истицы в части компенсации морального вреда в заявленном ею размере - 5000 руб.
Основное же требование истицы о взыскании с ответчика суммы, начисленного налоговым органом налога в размере 5553,90 руб. не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Как указано в иске, истица полагает данную сумму убытком, который она не обязана нести в силу неправомерности начисления.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Однако истицей, налоговое уведомление, которым ей третьим лицом предъявлен к уплате НДФЛ в указанном размере не исполнено, а следовательно данный расход ею не понесен, в связи с чем, иск о взыскании данной суммы заявлен преждевременно.
Рассматривая требование истицы о возмещении понесенных ею судебных расходов, суд приходит к выводу о его правомерности в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым согласно ст. 94 ГПК РФ относятся связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
Из материалов дела следует, что истицей при обращении в суд с иском была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. и понесены расходы на отправку судебной корреспонденции в адрес ответчика в размере 33 руб.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истец, заявляя требование о взыскании с ответчика денежной суммы в обоснование иска, по существу указывала на отношения работника, права которого нарушены работодателем, то есть иск был подан о защите трудовых прав. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец при подаче иска была освобождена от уплаты государственной пошлины, однако поскольку она ее уплатила и в размере соответствующем только требованию о компенсации морального вреда, которое удовлетворяется судом, то с ответчика в ее пользу необходимо взыскать данный понесенный судебный расход в полном объеме.
Поскольку иск удовлетворяется, то суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на отправку судебной корреспонденции в размере 33 руб. в полном объеме.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению частично, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. и отказать в удовлетворении иска о взыскании 5553,90 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноборская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области о взыскании налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноборская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб.
В удовлетворении иска ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноборская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области о взыскании налога на доходы физических лиц в размере 5553,90 руб. отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноборская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» в пользу ФИО1 судебные расходы в общем размере 333 (триста тридцать три) руб., в том числе, в возврат государственной пошлины 300 руб. и 33 руб. почтовых расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Гарбуз
Верно:
Судья С.В. Гарбуз