ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-520/2022 от 17.03.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2-520/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-000040-60)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.

при секретаре Сакаевой А.А.

с участием:

представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО1,

представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО2,

представителя третьих лиц Администрации г.Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери на основании доверенностей Солодкой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску ФИО3 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с иском, в котором просила суд признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп, и Краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 г.г., утвержденным постановлением Администрации города Твери от 08.02.2017 №129; возложить на ответчика обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома №54/37 по улице Орджоникидзе в г.Твери по следующим видам работ: ремонт крыши, устройство выходов на кровлю.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылалась на следующие обстоятельства. В соответствии с Региональной программой проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утверждённой постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп, в 2017-2019 годах должен быть осуществлен капитальный ремонт дома №54/37 по улице Орджоникидзе в г.Твери в виде проведения следующих работ: ремонт крыши, устройство выходов на кровлю. Капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области с 2014 по 2043, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп. В указанную программу включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> со сроком проведения работ и объемом ремонтных работ, указанных в ней, с периодом проведения работ в 2017-2019 годах. На основании решения комиссии, созданной постановлением Администрации г.Твери от 10.07.2014 №781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учетом положений постановления Правительства от 22.04.2014 №210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением Администрации г. Твери от 08.02.2017 №129 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь. В краткосрочный план включён многоквартирный дом по адресу: <...>, подлежащий ремонту в период 2017-2019.

Таким образом, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой на 2017-2019 и краткосрочным планом на 2017-2019, ответчиком должных мер по выполнению работ не предпринимается. Несмотря на неоднократные проведения общих собраний и обращений собственников по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, истцы получили отказ. Многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 1963 году. С момента ввода капитальный ремонт кровли не проводился. Обязанность по уплате взносов исполняется истцами в полном объеме. Крыша находится в неудовлетворительном состоянии, кровельный материал сильно изношен, имеются трещины, многочисленные пузыри, поднятие материала. Во время дождей и таяния снега протекает кровля, которая является неотъемлемой частью крыши, что влечет за тобой образование протечек на стыках потолочных плит. Фонд принятые на себя обязательства не исполняет. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав истца.

Определением суда, вынесенным при подготовке дела к судебному разбирательству от 12.01.2022, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство строительства Тверской области, Правительство Тверской области, Администрация города Твери, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г.Твери, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерство финансов Тверской области, Управление Федерального казначейства по Тверской области, общество с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ-18».

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в её отсутствие.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержал доводы письменного отзыва на иск, из которого следует, что постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, куда включён многоквартирный жилой дом по адресу: <...>. Постановлением Администрации города Твери от 08.02.2017 №129 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Тверь в 2017-2019 годах с определением планируемых видов работ и их стоимости по капитальному ремонту, куда включен вышеуказанный многоквартирный дом, как не обеспеченный финансированием со стороны Фонда. При этом, в краткосрочном плане реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденном Правительством Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп, многоквартирный дом по спорному адресу отсутствует. Единственным механизмом реализации региональных программ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренным законодательством, является формирование, утверждение и исполнение регионального краткосрочного плана, что обязательно для выполнения региональным оператором, которым является в Тверской области Фонд. Расходование средств собственников жилых посещений многоквартирных домов на обеспечение проведения капитального ремонта домов, не включенных в региональный краткосрочный план неправомерно. Формирование регионального краткосрочного плана осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 22.04.2014 №210-пп», с учетом полномочий, определенных постановлением Правительства Тверской области от 11.12.2018 №352-пп «Об утверждении Положения о Министерстве строительства Тверской области», Министерством строительства Тверской области. Изменений в части включения многоквартирных домов по спорным адресам в региональный краткосрочный план, утвержденный Правительством Тверской области от 10.03.2017 №62-пп, в период его действия, уполномоченным органом не вносилось. Соответственно, правовых оснований у Фонда для осуществления капитального ремонта в отношении заявленного дома не имелось.

Администрация муниципального образования г.Тверь не обеспечила соблюдение норм постановления Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, а также не осуществила выделение средств местного бюджета для финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, игнорируя нормы ст.169 ЖК РФ, постановления Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы», согласно которым данные средства также являются источником финансового обеспечения региональной программы.

Представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала письменный отзыв на иск, из которого следует, что в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы включен многоквартирный дом №54/37, расположенный по адресу: <...>. Согласно п.15 III Раздела Постановления Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп областной исполнительный орган государственной власти Тверской области, осуществляющий функции по формированию краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, подготавливает региональный краткосрочный план. Согласно Постановлению Администрации города Твери от 14.08.2019 №1037 «О внесении изменений в постановление Администрации города Твери от 08.02.2017 №129 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 — 2019 годы муниципального образования город Тверь» многоквартирный дом №54/37, расположенный по адресу: <...> находится в перечне многоквартирных домов, не обеспеченных финансированием Фонда капитального ремонта с видами работ, запланированными к проведению в 2017-2019 гг.

В соответствии со ст.16 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО «Об организаций проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области (а именно, в соответствии с Порядком №125) утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта. Пунктом 5 Порядка №125 определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со ст.189 ЖК РФ, и на основании предварительных расчетов, представленных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной ч.2 ст.17 Закона Тверской области №43-ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (п.7 Порядка №125). Кроме того, Приложением №3 в соответствии с пунктом 12 Порядка №125 установлена определенная форма муниципального краткосрочного плана, которой не предусмотрено включение домов, по которым отсутствует финансирование проведения работ по капитальному ремонту МКД. Таким образом, Администрацией города Твери вышеуказанный МКД необоснованно был включен в форму муниципального краткосрочного плана в дополнительный раздел, не установленный Порядком №125. Таким образом, представленный краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 - 2019 годы муниципального образования город Тверь, был согласован региональным оператором - Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области лишь в части обеспеченной финансированием, о чём имеется соответствующая отметка. В дальнейшем муниципальным образованием город Тверь вышеуказанное не было учтено при утверждении краткосрочного плана в новой редакции.

Согласно действующего законодательства, а именно ч.7 ст.168 ЖК РФ региональный оператор проводит капитальный ремонт, только в тех многоквартирных домах, по которым утвержден региональный краткосрочный план. Региональный краткосрочный план формируется на основании муниципальных краткосрочных планов (п.15 Порядка №125). Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом, а в случае Тверской области, региональный краткосрочный план утверждает Правительство Тверской области. Также следует отметить, что расходование средств собственников помещений многоквартирных домов на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не включенных в краткосрочные планы реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, является нарушением п.12 ст.182 ЖК РФ, п.п.«б» п.4 раздела I Порядка утверждения краткосрочных планов, положений раздела I постановления Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп, о чём Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Управлением Федерального казначейства по Тверской области неоднократно вносились представления об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, являясь региональным оператором в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов. Доказательств наличия незаконного бездействия Фонда не представлено. На основании изложенного, с учетом норм действующего федерального и регионального законодательства, у суда отсутствуют какие - либо правовые основания для удовлетворения исковых требований к Фонду.

Представитель третьих лиц Администрации г.Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери на основании доверенностей ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Тверской области) утверждают региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ст.167 ЖК РФ). Капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы. В соответствии с Региональной программой в период 2017-2019 годов в многоквартирном доме №54/37 на ул.Орджоникидзе в г. Твери предусмотрены следующие виды капитального ремонта: капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; разработка проектной документации. Согласно статье 16 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» органы местного самоуправления в целях реализации региональной программы формируют краткосрочные планы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Краткосрочный план реализации региональной программы формируется в соответствии с требованиями порядка, установленного постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со ст.189 ЖК РФ, и предварительных сметных расчетов, предоставленных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Предложения по вопросам капитального ремонта представляются региональным оператором собственникам помещений в многоквартирном доме посредством размещения на официальном сайте www.kapremont-tver.ru. Вышеуказанным Порядком утверждены, в том числе, критерии отбора многоквартирных домов для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы (далее - критерии отбора многоквартирных домов), а также порядок расчета объема денежных средств, предоставляемых региональным оператором для формирования краткосрочного плана. Исходя из доведенных региональным оператором лимитов денежных средств, краткосрочный план формируется из адресного списка многоквартирных домов, набравших максимальное количество баллов в результате подсчета критериев. Способ формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме №54/37 на ул.Орджоникидзе в г.Твери - счет регионального оператора. При формировании перечня домов, подлежащих капитальному ремонту в 2017, 2018 и 2019 годах в рамках региональной программы, решение собственников помещений указанного дома о проведении капитального ремонта общего имущества, принятое в соответствии с требованиями ст.189 ЖК РФ, в уполномоченное структурное подразделение Администрации города Твери - Департамент ЖКХ и строительства не поступало. Вместе с тем, в отношении домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений которых не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в сроки, установленные региональной программой, во исполнение ст.189 ЖК РФ Администрацией города Твери принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах города Твери в сроки, установленные региональной программой (постановление Администрации города Твери от 28.09.2018 №1144). Указанное решение принято Администрацией города Твери и за собственников помещений многоквартирного дома №54/37 на ул.Орджоникидзе в г. Твери в отношении проведения капитального ремонта крыши (учитывая сроки проведения капитального ремонта, установленные региональной программой, и предложения регионального оператора), которое учитывалось при формировании перечня домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году в рамках краткосрочного плана реализации региональной программы на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 08.02.2017 №129. Администрацией города Твери с учетом региональной программы, требований федерального законодательства был сформирован перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году в рамках краткосрочного плана на 2017-2019 годы, куда были включены все дома, срок проведения капитального ремонта в которых истек в 2019 году согласно региональной программе и по которым региональный оператор предоставил свои предложения по стоимости (1131 единиц). В указанный перечень был включен и многоквартирный дом №54/37 на ул.Орджоникидзе в г.Твери по видам работ: капитальный ремонт крыши. 25.01.2019 региональный оператор известил Департамент ЖКХ и строительства о невозможности согласования краткосрочного плана на 2019 год в представленном объеме и необходимости его формирования в пределах доведенных лимитов денежных средств. Многоквартирный дом №54/37 на ул. Орджоникидзе в г.Твери включен в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году, по видам работ: капитальный ремонт крыши, как дом, не обеспеченный финансированием фонда капитального ремонта в рамках краткосрочного плана на 2017-2019 годы. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Действующий ЖК РФ и Закон №43-ЗО устанавливают обязанность регионального оператора по организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой. Таким образом, возложенная на регионального оператора в силу прямого указания действующего законодательства обязанность до настоящего момента не исполнена.

Представители третьих лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительства Тверской области, Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерства финансов Тверской области, Управления Федерального казначейства по Тверской области, общества с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ-18», надлежащим образом извещённых о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

От представителя третьего лица ООО «УК ЖЭУ -18» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указано, что исковые требования он поддерживает в полном объеме.

От представителя третьего лица Управления Федерального казначейства поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указано, что решение оставляет на усмотрение суда.

От представителем третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ранее представлялся отзыв на иск, в котором представитель, ссылаясь на отсутствие у Фонда обязанности обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план, полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Также, в направленном в суд ходатайстве представитель третьего лица просил рассматривать дело в его отсутствие.

На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО1, представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО2, представителя третьих лиц Администрации г.Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери на основании доверенностей ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ФИО3 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.01.2019, имеющейся в материалах дела.

Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества МКД на территории Тверской области с 2014 года по 2043 год.

В соответствии с Региональной программой в период 2017-2019 годов в отношении многоквартирного дома № 54/37 по ул.Орджоникидзе в г.Твери предусмотрены следующие виды капитального ремонта: капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; разработка проектной документации (п.1.1397) с периодом проведения работ в 2017-2019 годах.

На основании решения комиссии, созданной постановлением администрации города Твери от 10.07.2014 №781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учётом положений постановления Правительства Тверской области от 22.04.2014 №210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением администрации города Твери от 08.02.2017 №129 был утверждён Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь.

В указанный краткосрочный план включён многоквартирный дом №54/37 по ул.Орджоникидзе в г.Твери по видам работ: капитальный ремонт крыши, срок проведения работ – 12.2019.

Поскольку в сроки, предусмотренные Региональной программой и указанным Краткосрочным планом капитальный ремонт дома проведен не был, истец обратилась в суд с рассматриваемым иском, ссылаясь на бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

Согласно ч.1 ст.39, ч.2 ст.158 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок- подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (ч.1 ст.167 ЖК РФ).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Внесение в региональную программу, капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (ч.4 ст.168 ЖК РФ).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч.4.1 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (иди) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

Исходя из положений ст.ст.170, 175 и 178 ЖК РФ, формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещении в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете, в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.

Согласно ч.1 ст.178 ЖК РФ, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч.1 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии со ст.8 закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО в целях реализации ч.2 ст.178 ЖК РФ создается региональный оператор в организационно-правовой форме фонда (далее также - Фонд). Имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и других не запрещенных законом источников.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306-рп «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» была создана некоммерческая организация в форме фонда «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области», основной целью деятельности которой была определено осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального-ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч.4 ст.14 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и утверждается Правительством Тверской области.

В соответствии с ч.1 ст.16 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области утвержден постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп.

В силу п.3 Порядка, краткосрочные планы реализации региональной программы утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.

Пунктом 5 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных, в частности, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - региональный оператор), в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Предварительный сметный расчет составляется региональным оператором на основании: актов обследования технического состояния многоквартирных домов, составленных и подписанных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; актов разграничения балансовой принадлежности в случае проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной ч.2 ст.17 Закона Тверской области №43- ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями в части организации и проведения капитального ремонта на территории г.Твери. Разрабатывая и утверждая краткосрочные планы капитального ремонта, включая в него конкретные многоквартирные дома, муниципальное образование принимает на себя определенные обязательства и несет ответственность за своевременное проведение капитального ремонта перед жителями домов, ремонт общего имущества которых необходим в соответствии с критериями продолжительности эксплуатации технического состояния объектов общего имущества.

Как установлено при рассмотрении дела, в утверждённый постановлением Администрации г.Твери от 08.02.2017 №129 краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь, вошёл заявленный в иске многоквартирный жилой дом как не обеспеченный финансированием фонда капитального ремонта, со сроком окончания работ по капитальному ремонту – декабрь 2019 года.

Пунктами 15, 16 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области предусмотрено, что уполномоченный орган (Министерство строительства Тверской области) на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, подготавливает региональный краткосрочный план.

Уполномоченный орган в течение двух недель с даты представления органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов проводит их анализ на включение в региональный краткосрочный план, а также (в случае предоставления государственной финансовой поддержки) прилагаемых к ним документов в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 22.07.2014 №352-пп «Об утверждении Порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области»; включает в региональный краткосрочный план многоквартирные дома, включенные в муниципальные краткосрочные планы, согласованные в соответствии с пунктом 13 раздела II настоящего Порядка с Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области и региональным оператором; в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду, представляет на рассмотрение Правительства Тверской области проект нормативного правового акта об утверждении регионального краткосрочного плана.

На дату обращения в суд с рассматриваемым иском и на дату судебного разбирательства заявленные истцом работы, предусмотренные региональной программой на 2017-2019 годы, в отношении заявленного многоквартирного жилого дома не проведены.

Факт отсутствия спорного многоквартирного дома в краткосрочном плане реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп, а также в краткосрочном плане реализации в 2020-2022 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 №360-пп, не оспаривается.

При этом, порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, а указанные в нём требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.

При таких обстоятельствах, возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта заявленного в иске многоквартирного жилого дома, с несоблюдением Порядка, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, не отвечает требованиям действующего федерального и регионального законодательства.

В связи с изложенным, факт незаконного бездействие ответчика, выразившегося в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах региональной программой и муниципальным краткосрочным планом, в отношении заявленного в иске многоквартирного жилого дома, в ходе рассмотрения дела не установлен.

Таким образом, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объёме.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований ФИО3 ей в соответствии со ст.98 ГПК РФ не подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО3 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 24.03.2022.

Дело №2-520/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-000040-60)