ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-520/2022 от 22.06.2022 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-520/2022

УИД 42RS0012-01-2022-000861-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Калашниковой С.А.,

при помощнике судьи в качестве секретаря Сомовой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

22 июня 2022 года

дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа, действующего в интересах муниципального образования «Мариинский муниципальный округ Кемеровской области», к Прудевичу Сергею Анатольевичу о признании строений самовольными постройками и об обязании снести их,

УСТАНОВИЛ:

КУМИ администрации Мариинского муниципального округа, действующий в интересах муниципального образования «Мариинский муниципальный округ Кемеровской области», с учетом увеличения требований, обратился в суд с иском к Прудевичу С.А. о признании строений самовольными постройками и об обязании снести их.

Требования мотивированы тем, что специалистами Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения был проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: . Согласно ответу администрации Мариинского городского поселения от , на земельном участке выявлено расположение объектов незавершенного строительства, установить лицо, которое возвело объекты, не представляется возможным, так как отсутствует разрешительная документация на объекты.

В связи с тем, что вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Мариинскому муниципальному району, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района (далее - комитет) был сделан запрос от с просьбой установить лицо, которое самовольно заняло земельный участок.

Согласно ответу , самовольное занятие вышеуказанного земельного участка произвел Прудевич Сергей Анатольевич г.р., проживающий по адресу: .

Правоустанавливающие документы на земельный участок ответчик не оформлял, документов на строительство жилого дома и гаража не брал, данные строения никак не оформлены, технической документации нет, строения самовольные.Используется указанный земельный участок без наличия предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации прав на землю, регистрированных в установленном порядке.

Учитывая, что земельный участок по адресу: имеет вид разрешенного использования: образование и просвещение, этот вид не допускает строительства на нем жилого дома и гаража, таким образом, в соответствии с действующим законодательством строения, находящиеся на спорном земельном участке, являются самовольной постройкой. В связи с чем, в результате самовольного занятия земельного участка и самовольного строительства нарушаются права и законные интересы Мариинского муниципального округа в части управления, распоряжения, использования по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Пунктом 2 статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.

Ответчик без оформления в установленном порядке проектно-сметной и разрешительной документации, самовольно осуществил строительство жилого дома на не отведенном для этих целей земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу, и без получения на это необходимых разрешений. При таких обстоятельствах, указанный объект является самовольной постройкой и подлежат сносу в соответствии со статьей 222 ГК РФ.

В целях урегулирования настоящего спора в досудебном порядке в адрес ответчика была направлена претензия от с требованием о сносе самовольной постройки.

В связи с истечением срока хранения, почтовый конверт был возвращен в Комитет.

Учитывая, что с момента направления ответчику вышеуказанной претензии прошло более 30 календарных дней, Комитет считает, что досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), соблюден.

Разделом 3 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Главы Мариинского муниципального округа от (далее - Положение), предусмотрено, что Комитет, являясь уполномоченным органом в вопросах управления и распоряжения муниципальным имуществом, во исполнение возложенных на него задач реализует следующие функции: распоряжается в порядке и в пределах, определённых законодательством Российской Федерации и Кемеровской области, муниципальными правовыми актами Мариинского муниципального района земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, в том числе земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю). Более того, в силу раздела 4 Положения, Комитет с целью решения возложенных на него задач и реализации функций в установленной сфере деятельности вправе быть истцом и ответчиком во всех инстанциях судов Российской Федерации, в том числе выступать от имени и в интересах Мариинского муниципального округа по вопросам управления, приватизации и иного распоряжения муниципальной собственностью, в том числе по спорам о взыскании задолженности по арендной плате земельных участков, находящихся в государственной собственности до её разграничения.

Комитет полагает, что вышеуказанные доводы основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истец просит суд, с учетом увеличения исковых требований, признать строения, а именно жилой дом и гараж, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью кв. м., по адресу: , самовольной постройкой. Обязать Прудевича Сергея Анатольевича, г.р., снести посредством демонтажа самовольные постройки, а именно жилой дом и гараж, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью кв.м, по адресу: и освободить земельный участок от материалов демонтажа за свой счет в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель истца Медведева Д.А. не явилась, согласно заявлению дело просит рассмотреть в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.

В судебное заседание ответчик Прудевич С.А. не явился, извещен о месте и времени заседания надлежащим образом, в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения иска, пояснял, что начал оформление документов на строительство, никто не был против, ни директор школы, ни администрация, не знает, почему в итоге разрешение ему не выдали. Хотел построить дом рядом со своим домом и домом сына.

Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Названные права удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 60 Земельного кодекса РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит защите путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Статья 222 ГК РФ закрепляет признаки самовольной постройки, т.е. постройки, совершенной с нарушением установленных законодательством норм, и последствий такой постройки.

Под самовольной постройкой понимается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

По смыслу вышеприведенной нормы строение, сооружение или иное недвижимое имущество в силу ст. 222 ГК РФ признаются самовольной постройкой, если созданы:

1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;

2) без получения на это необходимых разрешений;

3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Кроме того, постройка не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Для признания постройки самовольной необходимо установление хотя бы одного из перечисленных признаков такой постройки.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим его лицом, либо за его счет.

По смыслу ст. 12 ГК РФ снос самовольной постройки по своей правовой природе представляет собой способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства, в связи с чем возложение такого бремени на осуществившее ее лицо либо за его счет возможно при наличии вины застройщика.

По смыслу ст. 222 ГК РФ содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина лица в осуществлении самовольной постройки.

Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ.

Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 ЗК РФ, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при предоставлении земельного участка для строительства и при возведении постройки, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица, осуществившего ее, нарушений, указанных в ст. 222 ГК РФ.

В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.

В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получившее имущество во владение.

Если право собственности на самовольную постройку зарегистрировано не за владельцем, а за иным лицом, такое лицо должно быть привлечено в качестве соответчика к участию в деле по иску о сносе самовольной постройки (абзац второй части 3 статьи 40 ГПК РФ или часть 2 статьи 46 АПК РФ).

Если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

По создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 - 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятого в 2004 году). Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.

Абзацем 1 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий, в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом).

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 1 постановления Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" добросовестным поведением, является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: … выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Из части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1);

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от . На основании этого Классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Классификатор содержит 13 ВРИ, под номером 3 указано общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.).

Вид разрешенного использования «Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека» включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1 - 3.10.2.

Под кодом 3.5.1. указано «Дошкольное, начальное и среднее общее образование» - Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом.

Судом установлено, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.22-23) земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , принадлежит на праве собственности Мариинскому муниципальному району.

Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа (л.д.14-20) Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа является функциональным органом администрации Мариинского муниципального округа, уполномоченным осуществлять непосредственное управление имуществом, принадлежащем на праве собственности Мариинскому муниципальному округу, в том числе владение, пользование, распоряжение указанным имуществом, контроль за его сохранностью, а также иные функции и полномочия в порядке и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - Кузбасса, а также муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Мариинского муниципального округа.

Согласно обращению КУМИ Администрации Мариинского муниципального района, адресованному .

Согласно сообщению Администрации Мариинского городского поселения от (л.д.8) в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , специалистами Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование. По результатам проведенного осмотра выявлено, что на вышеуказанном земельном участке расположены объекты незавершенные строительством, имеющие признаки самовольной постройки. Установить лицо, которое возвело вышеуказанные объекты, не представляется возможным, так как разрешительная документация на объекты отсутствует. Фактически застройщиком объектов незавершенного строительства произведен самовольный захват земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, так как использование земельного участка осуществляется лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Результаты планового (рейдового) осмотра, обследования были направлены главному государственному инспектору по использованию и охране земель и в инспекцию государственного строительного надзора Кузбасса для принятия мер, в соответствии с полномочиями. По результатам рассмотрения представленных документов в возбуждении дела об административном правонарушении и проведении проверки по факту возведения объектов, имеющих признаки самовольной постройки, администрации Мариинского городского поселения было отказано, так как отсутствует информация о лице, которое возвело спорные объекты и совершившем административное правонарушение. В результате самовольного занятия земельного участка, и самовольного строительства нарушены права и законные интересы муниципального образования Мариинский муниципальный район, так как земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , является муниципальной собственностью Мариинского муниципального района, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав. На основании изложенного информируют о принятии безотлагательных мер в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и сносе объектов, имеющих признаки самовольной постройки.

Согласно сообщению Отдела МВД

Из объяснений Прудевича С.А. от (л.д.9 оборот) следует, что напротив своего дома по адресу: он строит дом и по соседству гараж. Документы на данное имущество готовы и находятся на рассмотрении у администрации. Далее от гаража находится незаконченное строение, которое не его. Умысла на самовольное занятие земельного участка у него не было.

КУМИ администрации Мариинского муниципального района направлена в адрес Прудевич С.А. претензия, в которой содержится требование снести построенный объект в течение трех месяцев (л.д.11).

Согласно постановлению от «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Мариинского городского поселения» (л.д.37) утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно приложению, к настоящему постановлению, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером на два участка с сохранением земельного участка в измененных границах: Общие данные по земельному участку с кадастровым номером , адресный ориентир земельного участка: , площадь земельного участка: .м, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона: , разрешенное использование: .

Согласно постановлению -П от (л.д.38) в постановление -П от внесены изменения, изложено в следующей редакции: «разрешенное использование: образование и просвещение».

Согласно сообщению .

Согласно межевому плану (л.д.46-53) раздел земельного участка с кадастровым номером , на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах расположенный по адресу: и образованные путем раздела земельные участки с кадастровыми номерами выполнен на основании постановления -п от выданного Администрацией Мариинского городского поселения.

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: образуется один земельный участок и земельный участок с кадастровым номером в измененных границах.

У земельного участка с кадастровым номером , меняется только граница и сопутствующие этому характеристики.

Земельный участок с кадастровым номерам на основании постановления -п от установлен вид разрешенного использования: образование и просвещение, и на основании постановления -п от установлен адресный ориентир: .

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства территориальных зон), установлены: - для территориальной зоны ОДЗ 3 минимальный размер - кв.м, максимальный размер - кв.м, Статья 13 Решение совета народных депутатов Мариинского городского поселения (третий созыв сороковое заседание) от о внесении изменений в решение Мариинского городского Совета народных депутатов от об утверждении правил землепользования и застройки Мариинского городского поселения, (опубликовано на официальном сайте Мариинского городского поселения ).

Также для устранения чересполосицы между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером необходимо добавить в границу земельного участка с кадастровым номером новую точку н4.

Согласно сообщению Администрации Мариинского городского поселения от (л.д.28) о рассмотрении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Мариинского городского поселения в части изменения территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: . Зона для размещения учебно-образовательного, спортивного и научно-исследовательского назначения на зону ЖЗ 5. Зона застройки домами индивидуальной жилой застройки высотой не выше трех надземных этажей в границах земельного участка (согласно прилагаемой схемы) с последующим изменением вида разрешенного использования вышеназванного земельного участка с «образование и просвещение» на «индивидуальное жилищное строительство», комиссией было принято решение «отказать», так как нецелесообразно уменьшать площадь территории общеобразовательного учреждения.

Из приказа от с приложением следует, что утверждено задание на проведение органами муниципального контроля администрации Мариинского городского поседения мероприятий, по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласно приложению, на основании письма Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от (л.д.29-30)

Согласно акту о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования от (л.д.31-35) земельный участок, расположенный по адресу: , внесен в государственный кадастр недвижимости как самостоятельный объект недвижимости, не разделенный на части, ему присвоен кадастровый , с видом разрешенного использования «для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования».

Данный земельный участок принадлежит муниципальному образованию Мариинский муниципальный район на праве собственности.

В ходе визуального осмотра участка выявлено, что на обследуемом земельном участке расположено 2 объекта незавершенных строительством, предположительно жилой дом и гараж. Установить лицо, которое возвело вышеуказанные объекты, не представляется возможным, так как разрешительная документация на объекты отсутствует. Фактически застройщиком объектов незавершенного строительства произведен самовольный захват земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, так как использование земельного участка осуществляется лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Объекты незавершенные строительством, расположенные на самовольно занятом земельном участке с кадастровым номером также имеют признаки самовольной постройки. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Так как земельный участок не предоставлен лицу, осуществившему строительство объектов и на объекты, незавершенные строительством, отсутствует разрешительная документация, следует что объекты незавершенные строительством являются самовольной постройкой.

В ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , принадлежит на праве собственности Мариинскому муниципальному району, категория - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: образование и просвещение.

На основании абз.6 п.1 ст.1 Закона Кемеровской области - Кузбасса от 08.12.2020 N 140-ОЗ (ред. от 17.05.2021) "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Мариинского муниципального района" (принят Законодательным Собранием Кемеровской области - Кузбасса 25.11.2020) с целью наделения статусом муниципального округа преобразовать муниципальные образования, входящие в состав Мариинского муниципального района: Мариинское городское поселение, Белогородское сельское поселение, Благовещенское сельское поселение, Большеантибесское сельское поселение, Калининское сельское поселение, Кийское сельское поселение, Красноорловское сельское поселение, Лебяжье сельское поселение, Малопесчанское сельское поселение, Николаевское сельское поселение, Первомайское сельское поселение, Сусловское сельское поселение, Таежно-Михайловское сельское поселение, путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование и считать вновь образованное муниципальное образование Мариинским муниципальным округом (административный центр - город Мариинск).

Таким образом, правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: муниципальный округ.

На данном земельном участке расположены объекты незавершенного строительства.

Земельный участок по адресу: имеет вид разрешенного использования: образование и просвещение, что не предполагает строительство на нем жилых помещений.

Разрешая данный спор, руководствуясь пунктом 2 статьи 260, пунктами 1 и 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 7, подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 1, статьей 8, пунктами 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что спорные постройки созданы на земельном участке, не отведенном для этих целей.

Спорные постройки возведены на земельном участке с кадастровым номером в отсутствие разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, не предоставлена проектная документация, которая бы утверждалась уполномоченными органами, либо органами местного самоуправления Мариинского муниципального округа.

Ответчик в установленном порядке не обращался в адрес уполномоченных органов с заявлением и необходимым пакетом документов о получении разрешения на строительство, предусмотренного градостроительным законодательством.

На основании положений статей 2, 48, 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" с учетом положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что по общему правилу застройщик имеет право осуществлять строительство только на основании разрешения на строительство, выданного в установленном порядке, на земельном участке, отведенном для этих целей.

Соответственно, разрешение на строительство (реконструкцию) является гарантией, выдаваемой государственными органами, подтверждающей надежность конструкций строящегося (реконструируемого) объекта и его безопасность для жизни и здоровья людей.

Ответчик не представил достоверные доказательства совершения всех установленных действий, направленных на получение необходимых разрешений и согласований для осуществления строительства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что ему было необоснованно отказано в выдаче соответствующих разрешительных документов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные строения обладают всеми признаками самовольной постройки, приведенными в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Они построены на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения обязательного разрешения на строительство и без обязательного согласования. Ввиду отсутствия разрешений на строительство, они не соответствуют нормам Градостроительного законодательства.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями пункту 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статье 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Лицо, права которого нарушены, вправе применять способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом, в том числе, указанные в статье 12 ГК РФ.

Из материалов дела следует, что сохранение построек нарушает права и законные интересы как собственника земельного участка, так и иных лиц.

Исходя из того, что жилой дом и гараж, расположенные на спорном земельном участке в соответствии в положениями ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации являются самовольной постройкой, поскольку возведены на земельном участке, предназначенном для образования и просвещения, без необходимых разрешений, в связи с чем, спорные объекты строительства подлежат сносу за счет ответчика.

Снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями, осуществляется в порядке, установленном статьей 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.

Поскольку спорные строения возведены ответчиком Прудевичем С.А., суд возлагает на него обязанность снести самовольные постройки за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Суд, с учетом характера самовольных построек, полагает возможным определить срок для их сноса не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Суд полагает правильным взыскать с ответчика Прудевича С.А. государственную пошлину в сумме 300 рублей в доход бюджета Мариинского муниципального округа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа (ИНН ), действующего в интересах муниципального образования «Мариинский муниципальный округ Кемеровской области», удовлетворить.

Признать строения - жилой дом и гараж, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью кв. м., по адресу: , самовольными постройками.

Обязать Прудевича Сергея Анатольевича, , снести за счет собственных средств посредством демонтажа самовольные постройки - жилой дом и гараж, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью кв.м., по адресу: , в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок от материалов демонтажа.

Взыскать с Прудевича Сергея Анатольевича, , в доход бюджета Мариинского муниципального округа государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья - С.А. Калашникова

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2022 года.

Судья - С.А. Калашникова

Решение не вступило в законную силу

Судья - С.А. Калашникова

Помощник судьи - Ж.А. Сомова

Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-520/2022Мариинского городского суда Кемеровской области.

Помощник судьи - Ж.А. Сомова