Дело № 2-5212/2016 28 ноября 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд Санкт-Петербурга
в составе судьи Муравлевой О.В.,
при секретаре Пропп А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксенова Сергея Михайловича к Товариществу собственников жилья «<адрес> об обязании произвести перерасчет, взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Аксенов С.М. является собственником <адрес>
Дом оборудован общедомовым прибором учета тепла.
Квартира Аксенова С.М. со 02.12.2013 года оборудована индивидуальным прибором учета тепла - теплосчетчиком-распределителем затрат на отопление №. Установкой распределителей занималась лицензированная организация ООО «Водоконтроль».
<адрес>
В период с января 2014 года по август 2015 года ТСЖ выставляли квитанции на оплату с учетом показаний приборов учета тепла.
Впоследствии, как указывает истец, показания приборов учета тепла перестали учитываться, а с февраля 2015 года, в связи с поправками к Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, ТСЖ было отказано рассчитывать стоимость за отопление с учетом показателей индивидуальных приборов учета тепла.
Истец Аксенов С.М., ссылаясь на то, что расчет стоимости за отопление без учетов показателей индивидуальных приборов учета тепла, нарушает его права как собственника жилого помещения, и наносит материальный и моральный ущерб, обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «<адрес> и просит: обязать ТСЖ <адрес>» производить расчет платы за коммунальные услуги по отоплению на основании показаний индивидуального прибора учета тепла установленного в <адрес> обязать ТСЖ «<адрес>» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению на основании показаний индивидуального прибора учета тепла за период с августа 2015 года до вынесения решения по данному делу; взыскать с ТСЖ «<адрес> компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Также просит взыскать с ответчика понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 65 300 рублей (л.д.5-9).
Истец Аксенов С.М. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, ранее в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Ответчик – ТСЖ <адрес>» в лице председателя правления ТСЖ Иванова Ю.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв (л.д.30-33). Пояснил, что в квартире истца установлен распределитель тепла, а в доме установлен общедомовой прибор учета тепла. Расчет платы за отопление с учетом показаний распределителей затрат возможен лишь при оборудовании всех помещений многоквартирного дома индивидуальными приборами учета потребления тепловой энергии, однако все помещения дома не оборудованы распределителями тепловой энергии, в связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Аксенов С.М. является собственником <адрес>
Дом оборудован общедомовым прибором учета тепла.
Квартира Аксенова С.М. со 02.12.2013 года оборудована теплосчетчиком-распределителем затрат на отопление №. Установкой распределителей занималась лицензированная организация ООО «Водоконтроль» (л.д.17,18,19).
<адрес>
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч.1 статьи 68 ГПК РФ, объяснения сторон признаются в качестве доказательства и подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.
Истец в обоснование заявленных требований указывает на то, что ТСЖ «<адрес> неправомерно рассчитывает стоимость за отопление без учета показаний индивидуальных приборов учета тепла, установленных в квартире.
Представитель ответчика оспаривал, что в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета тепла, указывая на то, что в квартире истца установлен теплосчетчик-распределитель затрат на отопление. И поскольку только одна квартира истца в доме оборудована данным распределителем затрат, оснований для расчета затрат на отопление с учетом показаний данного устройства не имеется.
Согласно ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу положений ч.1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом, согласно ч. 9 ст. 13 указанного Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В судебном заседании установлено, что в указанном доме квартира истца - единственная квартира с установленными распределителями затрат на отопление.
Доказательств того, что в доме имеются и другие квартиры, оборудованные распределителями затрат на отопление, истцом не представлено.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 года издало постановление N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту «т» ст. 31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом.
Также согласно подпункту «у» Постановления Правительства РФ № 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Абзацем вторым пункта 42 (1) Правил установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.Следует принять во внимание, что данный расчет по оплате услуги по теплоснабжению установлен с учетом критерия наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, которые устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627), согласно пункту 3 которых техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Соответствие данного пункта Правил требованиям закона подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2014 года N АКПИ 13-1157.
Тот факт, что не все жилые и нежилые помещения дома, в котором проживает истец, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) со дня вступления в силу Правил, утвержденных данным Постановлением, признается утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 июля 2016 года.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в жилом и в нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителем, определяется по формуле 7, которая, в свою очередь, не предусматривает учет индивидуальных показателей распределителей, установленных в квартирах граждан.
Общий размер платы за отопление в конкретном жилом помещении многоквартирного дома определяется по данной формуле с использованием общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 с учетом также общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункты 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг также не содержат формул, позволяющих учитывать при определении размера платы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей, установленных в жилых помещениях граждан.
Кроме того, анализ Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 и N 307 от 06 апреля 2013 года, регулирующих особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, позволяет сделать вывод, что законодательно было закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за отопление порядка расчета размера платы за данную коммунальную услугу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Правительством Санкт-Петербурга было одобрено предложение о переходе с 01.09.2012 года на порядок оплаты коммунальной услуги, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, предложенный истцом Аксеновым С.М. способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных им в квартире распределителей затрат на отопление, при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором он проживает, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения предъявленного им иска о возложении на ответчика обязанности производить расчет платы за тепловую энергию на основании распределителя тепловой энергии и обязанности произвести перерасчет платы за тепловую энергию за период с августа 2015 года до даты вынесения решения судом.
Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" подтверждается распространение на отношения истца и ответчика Закона РФ «О защите прав потребителей». Ч. 7 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ установлено: Законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
Доказательств того, что ответчиком нарушены права истца как потребителя, не представлено.
Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований истца, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда также не имеется.
Истец просит взыскать с ответчика понесенные им расходы на оплату услуг представителя в размере 65 300 рублей.
Согласно частям 1 и 2 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Кодекса.
В связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 65 300 рублей.
На основании изложенного, ст.ст. 15, 151, 544 ГК РФ, ст.157 ЖК РФ, руководствуясь ст. 56, 59, 60, 98, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Аксенова Сергея Михайловича к Товариществу собственников жилья «<адрес> производить расчет платы за коммунальные услуги по отоплению на основании показаний индивидуального прибора учета тепла установленного в <адрес> произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению на основании показаний индивидуального прибора учета тепла за период с августа 2015 года до вынесения решения судом; взыскании с ТСЖ «<адрес> компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 65 300 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
СУДЬЯ О.В.Муравлева