ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5219/2022 от 07.06.2023 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0004-01-2022-006495-72

Дело № 2-756/2023 Мотивированное решение изготовлено 27.06.2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2023 года г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рожковой И.П.,

при секретаре Баженовой В.Р.,

с участием представителя истца Бахтина А.А.,

представителя ответчиков – администрации г. Перми, департамента транспорта администрации г.Перми Курьяновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евсеенковой Е.Н. к администрации г.Перми, департаменту транспорта администрации г.Перми, департаменту дорог и благоустройства администрации г.Перми о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Евсеенкова Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г.Перми, департаменту транспорта администрации г.Перми, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит возложить на муниципальное образование «Город Пермь» в лице департамента транспорта г.Перми обязанность перенести отстойно-разворотную площадку общественного транспорта, расположенную на перекрестке улиц 1-я Таежная и 2-я Таежная и организовать ее в соответствии с действующим законодательством; установить срок на перенос отстойно-разворотной площадки общественного транспорта - 5 месяцев; взыскать с муниципального образования «Город Пермь» в лице департамента транспорта г.Перми моральный вред в размере 100 000 руб. (л.д. 67-69).

В обоснование заявленных требований указала, что проживает со своей семьей по адресу: <Адрес>. Возле дома на пересечении улиц 1-я Таежная и 2-я Таежная располагаются: отстойно-разворотная площадка городского автобусного маршрута ; остановочный комплекс общественного транспорта. Оба объекта не соответствуют предъявляемым к ним требованиям СП 396.1325800.2018 и ГОСТа Р 52766-2007. Истец неоднократно обращалась в Департамент транспорта г. Перми с требованием перенести остановку, на которые получала ответы об отсутствии возможности строительства отстойно-разворотных площадок для автобусов на всех конечных остановочных пунктах на территории города Перми. На письмо, адресованное губернатору Пермского края, получила ответ от администрации г.Перми, из которого следует, что строительство отстойно-разворотной площадки в п.Соболи не производилось. С данными доводами истец не согласна, полагает, что под нужды отстойно-разворотной стоянки используется перекрёсток улиц 1-я Таёжная и 2-я Таёжная, поскольку на перекрёстке автобус заканчивает свой маршрут, разворачивается, стоит в ожидании начала рейса (в среднем 10-15 минут), при этом его двигатель работает, водители и кондукторы отдыхают от рейса, курят и справляют естественные нужды в общественном месте. Между тем, отстойно-разворотная площадка общественного транспорта не может находиться на перекрёстке улиц 1-я Таёжная и ул. 2-я Таёжная, поскольку она не соответствует требованиям СП №396.1325800.2018 Свод правил «Улицы и дороги населённых пунктов. Правила градостроения», а именно: пунктам 6.17; 6.18; 6.20, в соответствии с которыми она должна быть отдалена минимум на 50 метров от жилой застройки. Кроме того, отстойно-разворотная площадка общественного транспорта должна соответствовать экологическим нормам. Истец длительный период времени пыталась урегулировать данный вопрос, попытки не принесли результата, что привело к напряжённости в семье, игнорирование проблемы администрацией г.Перми доставило истцу морально-нравственные страдания. Положение усугубляет также то обстоятельство, что водители и кондукторы автобусов регулярно справляют естественную нужду за остановочным комплексом на забор участка, многократные попытки убедить их не нарушать общественный порядок, заканчивались скандалом, грубостью, хамством. Истец воспитывает маленьких детей, которые часто проводят время на придомовой территории, и наличие сильного запаха лишило благоприятных условий для проживания и воспитания детей.

Определением суда в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дизель» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д.56-57).

Определением суда в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми (л.д. 103).

Истец о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 134), в судебное заседание не явилась, направила представителя.

Представитель истца в судебном заседании просил исковые требования с учетом уточнения удовлетворить.

Представитель ответчиков - администрации г. Перми, департамента транспорта администрации г.Перми в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.37-38).

Ответчик – Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 133), просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 136), ранее представил письменный отзыв на иск, в котором в удовлетворении исковых требований просит отказать (л.д. 72-73).

Третье лицо – ООО «Дизель» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом (л.д. 131, 132), представителя в судебное заседание не направило, мнение по иску не высказало.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В статье 1 УАТ определено, что отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, не урегулированные указанным федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На федеральном уровне отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 220-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, поименованного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона N 220-ФЗ).

Федеральный законодатель предусмотрел, что отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными выше, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не урегулированные ни федеральным, ни региональным законодательством - муниципальными нормативными правовыми актами (части 2 и 3 этой же статьи).

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

На территории Пермского края вопросы транспортного обслуживания населения регулируются Законом Пермского края от 12 октября 2006 года N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края", которым предусмотрено, что транспортное обслуживание населения осуществляется, в том числе, в соответствии муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий (статья 1), которые создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Пермского края (часть 4 статьи 4).

В соответствии со статьей 2 Устава города Перми, Город Пермь является муниципальным образованием - Пермским городским округом, в границах которого осуществляется местное самоуправление. Наименования Пермский городской округ и город Пермь равнозначны.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, пункту 7 статьи 11 Устава города Перми создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).

Решением Пермской городской Думы от 24 мая 2016 года N 96 утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми (далее – Правила).

В соответствии с 3.5 Правил, регулярные перевозки по муниципальным маршрутам осуществляются в соответствии с расписаниями движения транспортных средств, разработанными с учетом параметров обслуживания муниципальных маршрутов и утверждаемыми функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции организации транспортного обслуживания населения на территории города Перми.

Решением Пермской городской Думы от 25.06.2019 N 141 утверждено Положение о департаменте транспорта администрации города Перми, а также Положение о Департаменте дорог и благоустройства администрации города Перми.

В силу п. 3.1 Положения о Департаменте дорог и благоустройства администрации города Перми к функциям Департамента дорог и благоустройства администрации города Перми отнесены: обеспечение разработки программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми (п.3.1.2); организация и контроль осуществления мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми, внутриквартальных проездов, трамвайных путей, контактно-кабельной сети городского наземного электрического транспорта (п.3.1.4.1).

Согласно п.2.1 Положения о Департаменте транспорта администрации города Перми, основными целями деятельности Департамента являются организация транспортного обслуживания населения и создание условий для предоставления транспортных услуг населению в границах города Перми.

В соответствии с п.3.1 Положения о Департаменте транспорта администрации города Перми в сфере организации регулярных перевозок Департамент транспорта администрации города Перми обеспечивает подготовку и реализацию документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми (п.3.1.2); выступает инициатором установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми, а также выступает инициатором изменения вида регулярных перевозок (п.3.1.5).

Согласно п. 3.2 Положения о Департаменте транспорта администрации города Перми к функциям Департамента транспорта администрации города Перми в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению в границах города Перми отнесены: обеспечение разработки проектов по обустройству, обустройство и демонтаж остановочных пунктов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также на земельных участках, переданных муниципальному образованию город Пермь в пользование в установленном порядке (п.3.2.5); организация и контроль обустройства и функционирования информационных стендов, информационных табло, схем маршрутов регулярных перевозок города Перми, расписаний движения муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми на остановочных пунктах по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также на земельных участках, переданных муниципальному образованию город Пермь в пользование в установленном порядке (п. 3.2.6).

Постановлением Администрации г. Перми от 23.01.2018 N 41 утвержден Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми (далее – Порядок).

В соответствии с п.2.1 Порядка, установление муниципального маршрута осуществляется функциональным органом администрации города Перми, обеспечивающим создание условий для предоставления транспортных услуг населению в границах города Перми (далее - Организатор регулярных перевозок) при наличии потребности населения города Перми в регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) и условий обеспечения безопасности движения.

Таким образом, с учетом положений приведенных выше норм права, функциональным органом администрации города Перми, обеспечивающим создание условий для предоставления транспортных услуг населению в границах города Перми, является Департамент транспорта администрации города Перми.

Согласно приказу Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения» в комплекс мероприятий по оптимизации транспортного обслуживания городской агломерации могут быть в том числе включены мероприятия по обустройству отстойно-разворотных площадок.

Судом установлено, что Евсеенкова Е.Н. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Пермский край, г.Пермь, Свердловский район, ул. Таежная, дом 10 (л.д. 96-97, 98-99 – выписка из ЕГРН).

Постановлением Администрации г. Перми от 22.03.2017 N 210 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми" утвержден муниципальный маршрут регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам N 75 сообщением «Микрорайон Соболи-площадь Дружбы».

На основании муниципального контракта от ноября 2022 перевозку пассажиров по маршруту «Микрорайон Соболи-площадь Дружбы» осуществляет ООО «Дизель» (л.д.86-92), ранее перевозку пассажиров по указанному маршруту на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ осуществляло ООО «Авто-Тех» (л.д.93-94).

Приказом начальника департамента транспорта от ДД.ММ.ГГГГ утверждено расписание движения на муниципальном маршруте регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ обеденные перерывы на маршруте перенесены на остановочный пункт «Площадь Дружбы» в будние и выходные дни (л.д.82, 83, 84-86).

ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование дорожных условий для определения возможности организации движения маршрутов регулярных перевозок пассажиров по <Адрес>, в ходе обследования выявлено, что ширина проезжей части в районе <Адрес> составляет менее 6,0 м (5,1м); стационарное освещение оборудовано по пути следования до <Адрес>, далее – отсутствует; отсутствует тротуар; на всем протяжении отсутствуют остановочные пункты; отсутствует место для разворота и отстоя автобусов, по результатам обследования комиссией выдано заключение о том, что организовать движение маршрута регулярных перевозок пассажиров по <Адрес> в настоящее время не представляется возможным; допускается разворот автобусов на перекрестке улиц Таежной и 2-й Таежной при условии эксплуатации автобусов средней и малой вместимости (л.д.41).

Из письма департамента имущественных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что остановочный павильон (автопавильон), расположенный по адресу: <Адрес>, в районе домов и , в реестре муниципального имущества города Перми на числится; сооружение: остановочный павильон «Микрорайон Соболи» площадью 8,00 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>, включен в реестр муниципального имущества города Перми и закреплен на праве оперативного управления за МКУ «Благоустройство Свердловского района», реестровый (л.д. 78).

Истец, полагая, что на перекрестке улиц 1-я Таежная и 2-я Таежная в г.Перми в месте, где расположен остановочный павильон «Соболи», фактически организована отстойно-разворотная площадка, обратилась в суд с настоящим иском с требованием о возложении на ответчиков обязанности перенести отстойно-разворотную площадку и организовать в соответствии с действующим законодательством в другом месте.

Между тем, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в месте размещения остановочного пункта «Микрорайон Соболи» строительство отстойно-разворотной площадки не проводилось, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчиков обязанности по ее переносу и организации в соответствии с действующим законодательством не имеется.

Критерии, по которым истец определяет конечный остановочный пункт «Микрорайон Соболи» как отстойно-разворотную площадку, являются произвольными, основаны на ее субъективной оценке, в связи с чем отклоняются судом как несостоятельные.

Оснований для взыскания с ответчиков компенсации морального вреда суд также не усматривает, в силу следующего.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из норм статей 151 и 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда должен определяться исходя из причинённых страданий, учитывая требования разумности и справедливости.

Как следует из содержания искового заявления нравственные страдания истцу причинены вследствие того, что водители и кондукторы автобусов регулярно справляют естественную нужду за остановочным комплексом на забор участка, принадлежащего Евсеенковой Е.Н., наличие сильного запаха лишило истца благоприятных условий для проживания и воспитания детей.

Вышеуказанные действия свидетельствуют о нарушении правил общественного порядка сотрудниками перевозчика, о недопустимости подобных действий перевозчику указывалось как Департаментом транспорта администрации г.Перми (л.д.10, 80), так и сотрудниками правоохранительных органов (л.д.16).

Учитывая, что судом не установлена противоправность действий ответчиков, не представлены доказательства причинения истцу вреда неправомерными действиями должностных лиц ответчиков, оснований для удовлетворения требований Евсеенковой Е.Н. о взыскании компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Евсеенковой Е.Н. () к администрации г.Перми (ИНН 5902290635), департаменту транспорта администрации г.Перми (ИНН 5906056650), департаменту дорог и благоустройства администрации г.Перми (ИНН 5902290307) о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий – (И.П.Рожкова)