ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-521/19 от 29.08.2019 Павловского районного суда (Алтайский край)

№ 2-521/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2019 года с. Павловск

Павловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Полуниной О.Г.,

при секретаре Чуварзиной О.В.,

с участием истца Сафиулиной Е.В.,

представителя ответчика Слизункова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафиулиной Е. В. к комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет, признании права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, возложении обязанности поставить семью на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Сафиулина Е.В. обратилась в суд с иском к комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет, признании права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, возложении обязанности поставить семью на учет. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 3 ст.3 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», так как ее семья является многодетной, что подтверждено справкой Управления социальной защиты населения по Павловскому району от ДД.ММ.ГГГГ<номер>. Распоряжением комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> ей было отказано в постановке на учет без указания оснований. Решением Павловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по ее административному иску распоряжение было признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление. При повторном рассмотрении заявления распоряжением комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> ей вновь было отказано в постановке на учет в связи с тем, что двое детей находятся под опекой, ввиду чего заявитель не имеет права на бесплатное приобретение земельного участка как имеющая трех и более детей. Полагает, что оснований у ответчика для отказа в постановке ее на учет не имелось, так как ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.3 ст. 3 Закона Алтайского края <номер>-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» не содержат ограничений относительно статуса детей.

Просит признать незаконным распоряжение комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> об отказе в постановке на учет в качестве желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, признать многодетную семью Сафиулиной Е.В. отвечающую требованиям Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», обязать комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края поставить многодетную семью Сафиулиной Е.В. на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, с учетом даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ, привлечь ответчика к административной ответственности за неисполнение судебного акта.

Истец Сафиулина Е.В. в судебном заседании требование о привлечении ответчика к административной ответственности не поддержала, на остальных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что у них с супругом на иждивении находится трое несовершеннолетних детей, один из которых усыновлен, двое под опекой. Семья признана многодетной. Таким образом, они являются гражданами, имеющими трех и более детей, в связи с чем отказ в постановке их на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является незаконным.

Представитель ответчика Слизунков И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

В пояснениях и письменном отзыве на административное исковое заявление указал, что заявителю было отказано в постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в связи с тем, что в отношении детей она является опекуном. Опека носит временный характер и может быть прекращена по основаниям, предусмотренным ст. 29 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Полагает, что законодательство в сфере государственной социальной поддержки многодетных семей относит формулировку «граждане, имеющие трех и более детей» только к лицам, имеющим рожденных или усыновленных детей. Так, например, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определяет, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. Кроме того, частью 5 статьи 4 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке на учет для приобретения в собственность земельного участка, согласно которому к заявлению должны прилагаться, в том числе, копии свидетельств о рождении или об усыновлении, что также говорит о том, что право на получение земельного участка имеют родители или усыновители. Часть 1 статьи 1 Закона Алтайского края от 29.12.2006 № 1580ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» дает определение многодетной семьи, в том числе имеющей детей на попечении, как семьи, имеющей и воспитывающей трех и более детей в возрасте до 18 лет. Таким образом, справка о признании семьи многодетной не дает истцу права на получение земельного участка.

Представитель третьего лица – Управления имущественных отношений Алтайского края в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, имеют право на бесплатное получение в собственность без торгов земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласно части 5 статьи 4 Закона № 98-ЗС к заявлению гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, прилагаются копии свидетельств о рождении детей, об усыновлении детей, следовательно, Закон № 98-ЗС не предусматривает возможность бесплатного предоставления земельных участков гражданам, являющимся опекунами несовершеннолетних детей, но не являющимися их родителями или усыновителями. Удовлетворение иска оставляют на усмотрение суда.

Третье лицо Сафиулин Г.М. в судебное заседание не явился, извещен.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно подпунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции РФ).

По общему правилу, сформулированному в пункте 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» основаниями для отказа в постановке на учет являются:

1) отсутствие права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с настоящим Законом;

2) непредставление документов, указанных в настоящей статье, за исключением документов, которые органы местного самоуправления самостоятельно запрашивают в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

3) подача заявления лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий;

4) предоставление земельного участка одному из родителей (усыновителей), состоявшему на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;

5) постановка граждан, указанных в части 5.1 настоящей статьи, на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Алтайского края.

Судом установлено, что Сафиулина Е.В. имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, Сафиулина М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Моисееву А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Моисееву П.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящихся под опекой на основании постановления администрации Павловского района Алтайского края от 05.06.2017 № 472.

Согласно справке Управления социальной защиты населения по Павловскому району Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 01.08.2018 <номер> с ДД.ММ.ГГГГ семье Сафиулиной Е.В. установлен статус многодетной.

ДД.ММ.ГГГГСафиулина Е.В. обратилась в администрацию Павловского района Алтайского края с заявлением о постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Распоряжением председателя комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> заявителю было отказано в постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства на основании п.1 ч. 12 ст. 4 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», в связи с отсутствием права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, как гражданину, имеющему трех и более детей, поскольку Сафиуллина Е.В. является опекуном Моисеевой П.Д., Моисеевой А.Д.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6), а также предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей.

Принятые в развитие данных положений Земельного кодекса Российской Федерации нормы части 3 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» регулируют основания предоставления земельных участков в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей, и направлены в том числе на реализацию гарантий, закрепленных статьей 36 Конституции Российской Федерации.

При этом региональный законодатель, реализуя свои полномочия по установлению условий и порядка предоставления гражданам земельных участков бесплатно, в данном случае не конкретизировал норму статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, и не указал, какие лица понимаются под гражданами, имеющими трех и более детей, в целях настоящего Закона.

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.11.2015 № 2549-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Новиковой Ксении Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем четырнадцатым пункта 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», суд приходит к выводу, что в случае, если законодатель субъекта Российской Федерации указал конкретный перечень категорий граждан, имеющих трех и более детей, которые наделены правом на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то расширение данного круга лиц недопустимо.

Однако в данном случае такой перечень в Законе Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 отсутствует. Суд считает, что при таких обстоятельствах произвольное, ограничительное толкование понятия граждан, имеющих трех и более детей, является нарушающим конституционные права заявителя.

Суд считает ошибочным довод ответчика о том, что в российском законодательстве формулировка «граждане, имеющие трех и более детей» относится только к лицам, имеющим рожденных или усыновленных детей.

Так, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. При этом под понятие «граждане, имеющие детей» данным Законом отнесены граждане, родившие и усыновившие детей, опекуны, попечители, приемные родители.

Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 29.12.2006 № 148-ЗС (ред. от 04.10.2017) «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» под многодетной семьей понимается семья, имеющая и воспитывающая трех и более детей в возрасте до 18 лет.

При этом суд отмечает, что формулировка «семья, имеющая и воспитывающая трех и более детей» охватывает категории граждан – и родных родителей, и опекунов.

Как уже указывалось выше, семья Сафиуллиной Е.В. является многодетной, поставлена на соответствующий учет Управлением социальной защиты населения по Павловскому району. Следовательно, Сафиуллина Е.В. относится к категории граждан, имеющих трех и более детей.

Суд считает неверным ограничительно толковать понятие граждан, имеющих трех и более детей, исходя из перечня документов, которые необходимо представить заявителю согласно ч. 5 ст. 4 Закона Алтайского края №98-ЗС от 09.11.2015 (копии свидетельств о рождении детей, об усыновлении детей), поскольку опекаемые дети также имеют свидетельство о рождении.

Учитывая, что Закон Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 не содержит прямого запрета на бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим детей под опекой, отказ Сафиулиной Е.В. в постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства следует расценивать как дискриминационное ограничение прав граждан, имеющих и воспитывающих детей, находящихся под опекой и попечительством по сравнению с гражданами, родившими или усыновившими детей.

Сведений о том, что ранее указанная семья получала в собственность бесплатно земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, в материалах дела не имеется и ответчиком суду не предоставлено.

Не оспаривая ссылку ответчика о том, что опека носит временный характер, суд считает необходимым отметить, что усыновление также может быть отменено, а в отношении родных детей родители могут быть лишены родительских прав. При этом у органа местного самоуправления имеется возможность для снятия гражданина с учета, в случае утраты им оснований для получения в соответствии с настоящим Законом земельного участка (например, при прекращении опеки).

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> об отказе Сафиулиной Е. В. в постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Признать за многодетной семьей Сафиулиной Е. В. право на предоставление земельного участка в соответствии с законом Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ФЗ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

Обязать комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края поставить многодетную семью Сафиулиной Е. В. на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, с учетом даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края в пользу Сафиулиной Е. В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы через Павловский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Г. Полунина

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2019 года.