ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-521/20 от 17.06.2020 Клинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2020 года гор. Клин Московская область

Клинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,

при секретаре Тихомировой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-521/20 по заявлению Терещенко Т. Г. об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Терещенко Т.Г. обратилась в Клинский городской суд /адрес/ с заявлением об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером /номер/, площадью /площадь/., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства, адрес места нахождения: /адрес/ и отсутствия оснований для отнесения вышеуказанного земельного участка к мелиорируемым землям.

В обосновании своих доводов заявитель указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер/, площадью /площадь/., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства, адрес места нахождения: /адрес/, сельское поселение Воронинское, участок находится примерно в /площадь/. по направлению на юго-запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: д. Еросимово, /адрес/. В соответствии сведениям из ЕГРН, указанный земельный участок свободен от каких-либо правопритязаний, никаких ограничений в использовании не имеет.

При разработке градостроительного плана земельного участка № /номер/, для использования его по целевому назначению – для дачного строительства, выяснилось, что её земельный участок ранее располагался на землях с мелиоративной системой «орошение», использование которых для несельскохозяйственных целей не допускается, что подтверждается ответом Министерства сельского хозяйства и продовольствия /адрес/ от /дата//номер/.

В настоящее время физически участок свободен, никаких строений и сооружений на нём не содержится. В соответствии с письмом ФГБУ «Спецмелиоводхоз», объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности, переданных в оперативное управление ФГБУ и мелиоративные земли федеральной собственности в границах указанного земельного участка отсутствуют. По архивной информации, ранее земельный участок располагался на землях с мелиоративной системой (орошение), построенной на землях совхоза «Слободской» в /дата/, деятельность которого прекращена /дата/ (Акционерное общество закрытого типа «СЛОБОДСКОЙ», ОГРН: /номер/).

В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов /номер/, срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учёт. Таким образом, срок полезного использования мелиоративных систем истёк в /дата/, сведений о реконструкции мелиоративных систем на указанном земельном участке нет.

Наличие указанных сведений о нахождении мелиоративной системы на земельном участке заявителя, препятствует ей в использовании земельного участка – фактически, на земельном участке невозможно проводить строительные работы капитального характера на всей его площади, производить подведение коммуникаций: обустройство дорог, прокладку инженерных систем и т.д.). Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд, поскольку иным способом невозможно снять вышеуказанные обременения, в настоящее время отсутствуют обстоятельства отнесения вышеуказанного земельного участка к мелиорируемым землям, но по факту сведения об ограничениях до сих пор содержатся. Споров о праве на земельный участок и иных материальных споров в отношении земельного участка и обременений на него не имеется.

В судебном заседании представитель заявителя требования по заявлению поддержал, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом. Министерство сельского хозяйства и продовольствия /адрес/ направило свои пояснения, где поддержало доводы заявителя, указало, что установление судом юридического факта по настоящему делу является единственным способом защиты прав заявителя, решение оставляет на усмотрение суда.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся сторон, заинтересованных лиц.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ст. 268 ГПК РФ, решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Судом установлено, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер/, площадью /площадь/., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства, адрес места нахождения: /адрес/, сельское поселение Воронинское, участок находится примерно в /площадь/ по направлению на юго-запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: д. Еросимово, /адрес/.

При разработке градостроительного плана земельного участка № /номер/, для использования его по целевому назначению – для дачного строительства, выяснилось, что земельный участок ранее располагался на землях с мелиоративной системой «орошение».

Мелиоративными системами признаются комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (абзац 6 статьи 2 Федерального закона от /дата/ № 4-ФЗ «О мелиорации земель»).

В соответствии с абзацем 1 статьи 20 Федерального закона от /дата/ № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. При проведении паспортизации на мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения.

В ходе рассмотрения настоящего дела из пояснений Министерства сельского хозяйства и продовольствия /адрес/, а также из письменных пояснений, представленных в материалы дела ФГБУ «УПРАВЛЕНИЕ «СПЕЦМЕЛИОВОДХОЗ», следует, что документов, в том числе паспортов, свидетельствующих о том, что на спорном земельном участке расположены мелиоративные системы, нет. В границах испрашиваемого земельного участка мелиоративные системы отсутствуют. В архивах имеется информация о том, что ранее вышеуказанный земельный участок располагался на землях с мелиоративной системой (орошение), построенной на землях совхоза «Слободской» в /дата/ площадью /площадь/.

По представленной в материалы дела выписке о сведениях в ЕГРЮЛ, совхоз «Слободской» был реорганизован в Акционерное общество закрытого типа «СЛОБОДСКОЙ», ОГРН: /номер/, деятельность которого прекращена /дата/ Сведений о передачи имущества ликвидируемой организации в материалы дела не представлено.

Доказательств того, что в настоящее время на спорных земельных участках расположена мелиоративная система, в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявителем представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, обременение какими-либо строениями отсутствует. По пояснениям, представленным Министерством сельского хозяйства и продовольствия /адрес/, спорный земельный участок не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории /адрес/, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением /адрес/ от /дата//номер/.

В соответствии с п. 4.2. приказа Минсельхоза России от /дата//номер/ (ред. от /дата/) «Об утверждении положений о структурных подразделениях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации», Департамент мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ведёт учет мелиорируемых земель. Непосредственный учёт всех мелиорированных земель ведёт ФГБУ «УПРАВЛЕНИЕ «СПЕЦМЕЛИОВОДХОЗ».

Для исключения спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель в Министерство необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4 или сведения ФГБУ «УПРАВЛЕНИЕ «СПЕЦМЕЛИОВОДХОЗ» об отсутствии на земельных участках мелиоративных систем).

Мелиоративная система, ранее располагавшаяся на землях совхоза «Слободской» и спорном земельном участке, не находится в федеральной собственности, иной частной собственности, что делает невозможным предоставление акта о списании, и соответственно, исключение спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.

В порядке ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Полномочия органов государственной власти в области мелиорации земель определены Федеральным законом от /дата/ № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

До принятия в 2008 году Федерального закона № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к полномочиям федеральных органов государственной власти относился учёт и мониторинг мелиорированных земель. Порядок учёта мелиорированных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр устанавливался Правительством Российской Федерации (был утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от /дата//номер/п-П1).

В соответствии с пунктом 10 Порядка списание мелиоративных систем и соответственно перевод мелиорированных земель в немелиорированные производился на основании заключения комиссий, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В /адрес/ постановлением /адрес/ от /дата//номер/-ПГ функции комиссии по указанному вопросу были возложены на Координационный совет по имущественным отношениям в /адрес/. Указанный порядок был временным и подлежал применению до момента возложения полномочий по осуществлению учёта мелиорированных земель на специальный федеральный орган исполнительной власти.

Федеральным законом от /дата/ № 66-ФЗ статья 19, регламентирующая порядок учёта мелиоративных систем, исключена, что повлекло признание утратившими силу постановлений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от /дата//номер/п-П1 и /адрес/ от /дата//номер/-ПГ «Об установлении в субъектах координационных советов по рассмотрению и согласованию материалов о списании мелиоративных систем и переводе мелиорированных земель в немелиорированные».

Таким образом, на сегодняшний день, правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учёту и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено, установление судом юридического факта является единственным способом защиты прав заявителя.

С учётом отсутствия собственника мелиоративных систем, отсутствия возможности получения заявителем необходимого ему документа от государственных органов, невозможности использования земельного участка в соответствии с его видом разрешённого использования, отсутствием спора о праве в отношении спорной мелиоративной системы, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Терещенко Т. Г. об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке – удовлетворить.

Установить факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером /номер/, площадью /площадь/., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства, адрес места нахождения: /адрес/, сельское поселение Воронинское, участок находится примерно в /площадь/. по направлению на юго-запад от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: д/адрес/ и отсутствия оснований для отнесения вышеуказанного земельного участка к мелиорируемым землям.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Аррыкова Л.Д.