Дело № 2-521/2013 26 августа 2013 года
(мотивированное решение
изготовлено 27. 08.2013)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю.,
с участием заявителя -прокурора Виноградовского района Архангельской области Шпанова Д.Г.,помощника прокурора Кроттова Д.А.,
при секретаре Первухиной Е.В., а также с участием представителей администрации МО «Виноградовский муниципальный район» ФИО1, ФИО2,представителя Виноградовской территориальной избирательной комиссии ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник гражданское дело по заявлению прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Виноградовский муниципальный район» в части неполного обеспечения финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального Собрания «Виноградовский муниципальный район»,
у с т а н о в и л:
прокурор Виноградовского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с указанным заявлением. В обоснование указал, что прокуратурой Виноградовского района проведен анализ соблюдения избирательского законодательства Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что решением муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» от 10.06.2013 № 3 на 08 сентября 2013 года назначены выборы главы муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального Собрания муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» пятого созыва. В нарушение законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, избирательного и бюджетного законодательства администрацией МО «Виноградовский муниципальный район» при формировании проекта бюджета МО «Виноградовский муниципальный район» на 2013 год не были заложены достаточные финансовые средства на проведение муниципальных выборов, назначенных на 08 сентября 2013 года. Сумма, предусмотренная в бюджете на проведение выборов, составила ** рублей, тогда как согласно смете и расчетам необходимых средств на подготовку и проведение выборов главы МО «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район», представленной Виноградовской территориальной избирательной комиссией, предстоящие расходы составляют ** рублей, а в акте проверки сметы расходов Виноградовской ТИК главным инспектором контрольного органа муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» К. предложено предусмотреть расходы на организацию и проведение выборов в сумме ** рублей. Указал, что действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения распорядителя финансовых средств муниципального образования от обязанности финансирования муниципальных выборов по причине отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования, поскольку реализация гарантированного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования или бюджета. Сумма недофинансирования муниципальных выборов составляет ** рублей, что создает угрозу срыва проведения выборов и может привести к нарушению конституционных избирательных прав неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие администрации МО «Виноградовский муниципальный район» в части неполного обеспечения финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального собрания муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» пятого созыва, назначенных на 08 сентября 2013 года, незаконным; обязать администрацию МО «Виноградовский муниципальный район» обеспечить финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального собрания муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» пятого созыва, назначенных на 08 сентября 2013 года, в соответствии с актом проверки сметы расходов Виноградовской ТИК, проведенной главным инспектором контрольного органа муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» К., установив срок до 02 сентября 2013 года.
Представитель заявителя -прокурор Виноградовского района в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Виноградовской территориальной избирательной комиссии ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» в судебном заседании с требованиями прокурора не согласились. Пояснили, что финансирование муниципальных выборов выполнено администрацией МО «Виноградовский муниципальный район» в объеме, предусмотренном бюджетом района на 2013 год, и в установленные сроки. Запланированная в бюджете сумма на проведение выборов 2013 года - ** рублей - выведена расчетным путем с применением экономического показателя из суммы, затраченной на муниципальные выборы главы и депутатов муниципального собрания в 2009 году. Кроме того, на 8 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Архангельского областного собрания депутатов, на что также предусмотрены средства областного бюджета. Из бюджета Архангельской области выделены канцелярские принадлежности, все комиссии размещены в отапливаемых помещениях,оснащены связью, при необходимости им предоставляется транспорт.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд пришел к следующему.
Статьей 32 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно статье 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области" выборы назначает представительный орган муниципального образования. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Из материалов дела следует, что решением 33 сессии 4 созыва муниципального собрания муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» от 10 июня 2013 года № 3 назначены выборы главы муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального собрания МО «Виноградовский муниципальный район» 5 созыва на 08 сентября 2013 года.
В силу ст. 260 ГПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах. Исходя из даты принятия решения о назначении выборов, суд находит, что установленный срок обращения с заявлением в суд прокурором соблюден.
В статье 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статье 64 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области" содержатся положения о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов и референдума. В них, в частности, указывается, что финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, осуществляется из соответствующего бюджета не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Таким образом, финансирование расходов Виноградовской территориальной избирательной комиссии, связанных с подготовкой и проведением выборов главы и депутатов муниципального образования «Виноградовский муниципальный район», должно было быть произведено до 24 июня 2013 года.
Судом установлено, что бюджетом МО «Виноградовский муниципальный район» на 2013 год предусмотрено выделение денежных средств на обеспечение проведения выборов и референдумов в сумме ** рублей. Бюджет утвержден решением муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» № 168-30 от 14.12.2012. Выделение денежных средств на обеспечение проведения выборов и референдумов в указанной сумме предусматривается в приложении № 7 к данному решению (в ред. от 17.05.2013) (л.д.18-20).
Как видно из платежных поручений № ** и №** от 21.06.2013, администрацией МО «Виноградовский муниципальный район» на счет Виноградовской территориальной избирательной комиссии 21.06.2013 перечислены ** рублей.
Таким образом, бюджетные обязательства на 2013 год в части финансирования подготовки и проведения муниципальных выборов, назначенных на 08 сентября 2013 года, администрацией МО «Виноградовский муниципальный район» исполнены своевременно и в полном объеме.
Вместе с тем, по мнению Виноградовской ТИК, данное финансирование избирательной кампании является недостаточным. В деле представлены копии обращений Виноградовской ТИК, адресованных губернатору Архангельской области (исх. № 133 от 06.12.2012), председателю муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» (б/н от 28.02.2013), прокурору Виноградовского района Архангельской области (№ 145 от 09.08.2013). Как указывается в обращениях, из прогнозируемых Виноградовской ТИК расходов на проведение и подготовку выборов главы муниципального образования и депутатов муниципального собрания в сумме ** руб. на указанные кампании из бюджета выделено лишь 34 % необходимых средств (л.д.7-9).
В своих сметах Виноградовская территориальная избирательная комиссия предусматривает расходы на подготовку и проведение выборов главы муниципального образования в сумме ** рублей, на подготовку и проведение выборов депутатов муниципального Собрания - ** рублей, всего ** рублей (л.д.11-16).
Из материалов дела следует, что при подготовке проекта бюджета муниципального образования на 2013 год, по поручению бюджетной комиссии муниципального собрания МО «Виноградовский муниципальный район» главным инспектором контрольного органа муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» К. проведена проверка сметы расходов Виноградовской ТИК на подготовку и проведение выборов главы МО «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» в 2013 году. Результаты проверки представлены в акте от 09.10.2012 (л.д.23-24), в котором указывается, что общую сумму расходов на организацию и проведение выборов главы МО «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» в 2013 году следует предусмотреть в сумме ** рублей. Указанная сумма более чем в 2,5 раза превышает сумму, которая на данный момент запланирована в бюджете района на проведение выборов.
Прокурор, обращаясь в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, считает, что финансирование муниципальных выборов, назначенных на 08 сентября 2013 года, следует осуществлять в объеме, предусмотренном актом проверки от 09.10.2012, проведенной инспектором К.
Суд не может согласиться с позицией прокурора в силу следующего.
Утверждение бюджета отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований определены в Федеральном законе от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (п. 2 ст. 9). Среди таких полномочий полномочие по формированию бюджета муниципального образования отсутствует. По смыслу федерального закона, контрольно-счетный орган подотчетен представительному (законодательному) органу соответствующего образования (п.3 ст. 3). Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (п. 1 ст. 16).
Должностной инструкцией главного инспектора контрольного органа муниципального Собрания, утвержденной председателем муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» в 2009 году на него возложена обязанность по последующему контролю за законностью, эффективностью и целевым использованием средств бюджета муниципального района;за своевременным исполнением доходных статей бюджета ;за операциями с бюджетными средствами, за поступлением средств в бюджет МО от распоряжения и управления имуществом; за состоянием и обслуживанием муниципального долга, эффективности использования муниципальных заимствований; проведение финансовой экспертизы и оценки обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета; анализ текущего исполнения районного бюджета.
В акте проверки сметы расходов от 09.10.2012 главный инспектор контрольного органа муниципального собрания МО «Виноградовский муниципальный район» рекомендовала предусмотреть общую сумму расходов на организацию и проведение выборов главы МО «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального Собрания «Виноградовский муниципальный район» в 2013 году в сумме ** рублей. Судом установлено, что проверка проведена по поручению бюджетной комиссии муниципального собрания. Представлений по результатам проверки не внесено. Информация, изложенная в акте, носит вспомогательный характер, была принята депутатами к сведению при обсуждении бюджета, однако не носила для представительного органа решающего характера. Решением муниципального Собрания от 14.12.2012 бюджет утвержден; сумма, предусмотренная депутатами на подготовку и проведение муниципальных выборов, составила ** рублей. После утверждения бюджета самостоятельного значения акт проверки сметы не имеет.
Изложенное не позволяет определять объем финансирования на проведение выборов, исходя из суммы, рекомендованной в акте проверки сметы расходов Виноградовской ТИК на подготовку и проведение муниципальных выборов в 2013 году, составленном 09.10.2013 главным инспектором контрольного органа муниципального собрания МО «Виноградовский муниципальный район» К.
Сумма бюджетных средств, направляемая на финансирование муниципальных выборов, не может быть изменена по мотивам ее недостаточности и судебным решением, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета относятся к вопросам местного значения. Согласно приведенному правовому регулированию, вопрос местного значения должен решаться органами МО «Виноградовский муниципальный район» самостоятельно, и суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления в данном вопросе.
По смыслу заявленных прокурором доводов, администрация МО «Виноградовский муниципальный район» обязана изыскать недостающие средства на проведение выборов из иных, внебюджетных источников.В обоснование своей позиции прокурор указывает на то, что закон не ограничивает объем финансирования избирательной компании рамками бюджета.
Между тем данное утверждение не согласуется с положениями закона о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов и референдума. Часть 1 статьи 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прямо указывает на то, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета. Аналогичные положения также закреплены в статье 64 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области".
В силу ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования входят в структуру органов местного самоуправления.
В силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, исполняющим в том числе и бюджетные полномочия.
Из приведенных норм следует вывод о том, что администрация МО «Виноградовский муниципальный район» представляет местное самоуправление, а не является самостоятельным субъектом, на который требования части 1 статьи 57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ не распространяются.
Следовательно, орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования обязан выделять на подготовку выборов муниципального уровня исключительно бюджетные средства и лишь в том объеме, в каком они предусмотрены в соответствующей строке расходной части бюджета муниципального образования. Иное привело бы к нарушению бюджетного процесса, установленного Бюджетным кодексом РФ.
Суд считает, что изменение объема финансирования выборов главы МО «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального собрания возможно лишь путем внесения изменений в бюджет МО «Виноградовский муниципальный район» решением муниципального Собрания. Расходование средств бюджета на проведение муниципальных выборов в объеме, превышающем ** рублей, будет расцениваться как нецелевое расходование бюджетных средств и приведет к нарушению сбалансированности бюджета, ущемлению прав третьих лиц- получателей бюджетных средств.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным бездействия администрации МО «Виноградовский муниципальный район», выразившегося в отсутствии финансирования муниципальных выборов в объеме ** рублей, установленном актом проверки сметы расходов Виноградовской ТИК, и для понуждения к финансированию выборов в указанном объеме.
Суд не может согласиться с утверждением прокурора и представителя избирательной комиссии о том, что заработная плата членов избирательной комиссии не может быть менее минимального размера оплаты труда, поскольку оно основано на ошибочном толковании норм права.
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области № 65/426-4 от 14 ноября 2008 года утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда, вознаграждения членам окружных избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также выплат членам контрольно-ревизионных служб и гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях в период подготовки и проведения выборов депутатов Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва, в пункте 1.1 которого указано, что вышеперечисленным лицам могут производиться следующие выплаты: компенсации, дополнительная оплата труда, вознаграждение, оплата питания. Согласно п. 1.4 Порядка данные выплаты выплачиваются за счет и в пределах средств областного бюджета, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов.
Аналогичное положение содержится и в Порядке выплаты компенсации и дополнительной
оплаты труда, вознаграждения членам территориальной избирательной комиссии, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также выплат гражданам,привлекаемым к работе в комиссиях в период подготовки и проведения выборов главы и депутатов в органы местного самоуправления 14 октября 2012 года на территории, на что ссылается представитель избирательной комиссии.
Закон не содержит положений, гарантирующих членам избирательных комиссий и гражданам, привлеченным в избирательные комиссии, оплату труда в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
Поскольку противоправности в бездействии администрации МО «Виноградовский муниципальный район», выраженном в не направлении дополнительных средств на финансирование избирательных кампаний, не установлено, вывод прокурора о нарушении конституционных избирательных прав неопределенного круга лиц данным бездействием является преждевременным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований прокурору Виноградовского района Архангельской области о признании бездействия администрации МО «Виноградовский муниципальный район» в части неполного обеспечения финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального собрания муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» пятого созыва, назначенных на 08 сентября 2013 года, незаконным и понуждении администрации МО «Виноградовский муниципальный район» обеспечить финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» и депутатов муниципального собрания муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» пятого созыва, назначенных на 08 сентября 2013 года, в соответствии с актом проверки сметы расходов Виноградовской ТИК, проведенной главным инспектором контрольного органа муниципального Собрания МО «Виноградовский муниципальный район» К. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение пяти дней с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Судья С.Ю. Бачина