ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-521/2016 от 23.11.2016 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-521/2016 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края 23 ноября 2016 года

Норильский городской суд в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бурхановой Ю.О.,

при секретаре Бобровой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Норильска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Кутелеву Н.Н. о признании деятельности незаконной, возложении обязанности устранить нарушения закона, запрете деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Норильска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к индивидуальному предпринимателю Кутелеву Н.К. о признании незаконной деятельности по приему платежей от физических лиц с использованием платежных терминалов и запрете их использования до устранения нарушений законодательства, в обоснование требований указав, что при проведении прокуратурой г. Норильска совместно с Межрайонной ФНС России № 25 по Красноярскому краю проверки соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства, регулирующего применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с физическими лицами посредством платежного терминала, установлено, что ИП Кутелев Н.К. (ИНН ) как платежный агент с нарушением требований законодательства осуществляет прием платежей от физических лиц с использованием платежных терминалов: , установленного по адресу: <адрес>, , установленного по адресу: <адрес>, , установленного по адресу: <адрес>, и не выполняет обязательные для него как для платежного агента требования законодательства по установке в платежных терминалах контрольно-кассовой техники и регистрации ее в налоговых органах, по использованию фискальной памяти. Выдаваемые платежными терминалами документы не содержат достоверных и необходимых сведений, предусмотренных требованиями закона. Действиями ответчика нарушаются права и интересы государства, а также неопределенного круга лиц, что заключается в несоблюдении установленных законом требований к применению контрольно-кассовой техники, в нарушении порядка работы с денежной наличностью, в нарушении порядка ведения кассовых операций и посягает на интересы государства в разрешительной системе допуска хозяйствующего субъекта в сферу торговли и осуществления государством контроля за определением налоговой базы для уплаты налогов, на права физических лиц на объективное и своевременное подтверждение факта оплаты услуг поставщику через указанные платежные терминалы.

Просит суд признать незаконной деятельность ответчика по приему платежей от физических лиц с использованием платежных терминалов №№ , не содержащих в своем составе контрольно-кассовой техники и не зарегистрированной в установленном порядке в налоговом органе, без фискальной памяти, без использования специального счета, без достоверного подтверждения принятых от физических лиц денежных платежей, которые установлены по адресам: - <адрес>,
<адрес> (в здании управляющей организации ООО «<данные изъяты>»),
- <адрес> (в здании управляющей организации «<данные изъяты>»), - <адрес> (в здании управляющей организации ООО «<данные изъяты>»); запретить ИП Кутелеву Н.К. использование вышеуказанных платежных терминалов, в том числе на всей территории МО город Норильск для приема платежей от физических лиц до установки в них контрольно-кассовой техники и регистрации ее в установленном порядке в налоговом органе, фискальной памяти, заключения с оператором договора о приеме платежей в целях исполнения денежных обязательств последующих перед поставщиком посредством специального счета, а также внесения в платежные документы необходимых реквизитов о принятых платежах.

В судебном заседании участвующий в деле старший помощник прокурора
г. Норильска Кузнецова Н.А. исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям, дополнительно суду пояснив, что в настоящее время деятельность Кутелева Н.К. как индивидуального предпринимателя не прекращена. При проведении дополнительной проверки сотрудниками налоговой службы установлено, что в ранее установленных местах платежные терминалы ответчика отсутствуют, что не исключает возможности их установки и использования в иных учреждениях и организациях на территории г. Норильска. На иных хозяйствующих субъектов платежные терминалы в налоговых органах не регистрировались. Просит исковые требования удовлетворить.

Ответчик ИП Кутелев Н.К. в судебном заседании исковые требования признал частично, суду пояснив, что действительно у него в пользовании находись платежные терминалы, установленные по вышеуказанным адресам, которые на основании договора с ООО «<данные изъяты>», заключенного в <данные изъяты> году, он получил в безвозмездное пользование. Контрольно-кассовую технику в терминалы он не устанавливал, в налоговых органах ее не регистрировал. Для зачисления платежей через платежные терминалы открывал специальный банковский счет в банке <данные изъяты>. Полагает, что поскольку от пользователей жалоб не поступало, платежи с использованием терминалов производились надлежаще. Когда с использованием терминалов стали возникать затруднения, и он был привлечен к административной ответственности, прекратил данный вид деятельности, закрыл банковский счет, ДД.ММ.ГГГГ расторг соответствующий договор и возвратил терминалы в ООО «<данные изъяты>», их дальнейшая судьба ему не известна. Оформлением документов и работой с платежными терминалами от его имени на основании доверенности занимался В., личного участия в возврате платежных терминалов не принимал, их судьба достоверно тему не известна. Документов, подтверждающих указанные обстоятельства, у него не сохранилось в связи с произошедшим пожаром в гараже, где они хранились. Получить документы в ООО «<данные изъяты>» невозможно в связи с отсутствием его руководителя.

Представитель ответчика адвокат Комирний С.В., допущенный к участию в деле на основании ходатайства ответчика и ордера, в судебном заседании исковые требования признал частично, ссылаясь на то, что указанные истцом платежные терминалы не принадлежат ИП Кутелеву Н.К. и находились у него в пользовании на основании договора, заключенного в ООО «<данные изъяты>», который в настоящее время расторгнут, деятельность по использованию платежных терминалов прекращена.

В ходе судебных прений ответчик и его представитель заявили о полном признании заявленных прокурором исковых требований.

Заслушав участников судебного разбирательства, показания свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ответчик Кутелев Н.К. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, ДД.ММ.ГГГГ, ИНН , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, и осуществляет в том числе деятельность по приему платежей от населения, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

В мае 2016 года прокуратурой г. Норильска совместно с Межрайонной ИФНС № 25 по Красноярскому краю была проведена проверка соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства РФ, регулирующего применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, на объектах торговли и оказанию услуг населению на территории г. Норильска, в ходе которой выявлены нарушения ИП Кутелевым Н.К. требований законодательства при осуществлении данного вида деятельности.

Отношения по приему платежными агентами платежей от населения по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным Законом закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее по тексту - Федеральный закон № 103-ФЗ).

При этом в силу ст. 2 указанного закона платежным агентом (платежным субагентом) является индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

Согласно ч. 9 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч. 11 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, запрещена.

Частью 12 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, определено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

В соответствии с требованиями ч. 13 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: адреса места приема платежей; наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; наименования поставщика; реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; способов подачи претензий; номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В определение «контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» включаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Платежный терминал (банкомат), оснащенный контрольно-кассовой техникой, рассматривается как единый программно-технический комплекс, установленный по определенному адресу.

Согласно п.п. 1, 1.1 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года, требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть: зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; исправна, опломбирована в установленном порядке. Помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата должна быть: установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

- осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

- производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны:

- использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;

- осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.

Право платежных агентов при приеме платежей от населения использовать платежные терминалы предусмотрено ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 103-ФЗ. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

- предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

- прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

- прием денежных средств, вносимых плательщиками;

- печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Требования к содержанию чека, выдаваемого контрольно-кассовой машиной, в рассматриваемый период также были установлены Положением о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года № 745 и действовавшим до 17 ноября 2016 года, в соответствии с п. 4 которого чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной обязан иметь следующие реквизиты: а) наименование организации; б) идентификационный номер организации-налогоплательщика; в) заводской номер контрольно-кассовой машины; г) порядковый номер чека; д) дата и время покупки (оказания услуги); е) стоимость покупки (услуги); ж) признак фискального режима.

Таким образом, действующим законодательством определены обязательные для исполнения платежными агентами требования к использованию и регистрации контрольно-кассовой техники, документальному оформлению произведенных операций при осуществлении деятельности по приему платежей от населения с использованием платежных терминалов.

В соответствии с нормами ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п.п. 5.1.6, 5.1.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, полномочиями по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники наделены налоговые органы, которые вправе проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, полного учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона «О налоговых органах Российской Федерации»).

Порядок и последовательность действий налоговых органов при проведении проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядку и условиям ее регистрации и использования установлены п.п. 23, 41 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 года № 133-н.

Как следует из представленных суду материалов, в ходе совместной проверки, проведенной налоговыми органами совместно с прокуратурой г. Норильска в порядке, установленном вышеуказанным Административным регламентом, и в пределах предоставленных им полномочий, установлено, что как платежный агент ИП Кутелев Н.К. осуществляет прием платежей физических лиц с использованием платежных терминалов: , установленного по адресу: <адрес>, , установленного по адресу: <адрес>, , установленного по адресу: <адрес>.

В нарушение требований ч.ч. 12, 13, 15, 16 ст. 4, ч.ч. 2, 4 ст. 5, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 6, ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 103-ФЗ, ч.ч. 1, 1.1 ст. 4, ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении деятельности по приему платежей от физических лиц ИП Кутелев Н.К. длительное время не выполняет обязательные для него как для платежного агента требования: не использует платежные терминалы, содержащие в своем составе контрольно-кассовую технику; не регистрирует контрольно-кассовую технику в налоговом органе; не использует фискальную память, что исключает применение фискального режима работы контрольно-кассовой техники; выдаваемые физическим лицам при приеме через платежный терминал денежных средств за оплату услуг документы (кассовые чеки) не содержат достоверных и необходимых сведений, предусмотренных требованиями закона.

Выявленные нарушения подтверждаются показаниями в судебном заседании свидетеля Т., подтвердившего факт проведения проверки и выявление в ходе проверки нарушений ИП Кутелевым Н.К. требований законодательства при осуществлении деятельности по приему платежей от населения с использованием платежных терминалов, а также представленными Межрайонной ИФНС № 25 по Красноярскому краю материалами:

- актом от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес>, с копией чека от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего сведения о приеме платежным субагентом Кутелевым Н.К. оплаты услуг сотовой связи;

- актом от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес>, с копией чека от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего сведения о приеме платежным субагентом Кутелевым Н.К. оплаты услуг сотовой связи;

- актом от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес>, и фототаблицей к нему, из которых видно, что квитанция (кассовый чек) при оплате через платежный терминал услуг сотовой связи выданы не были, на экране платежного терминала при внесении платежа была выведена информация о его приеме платежным субагентом ИП Кутелевым Н.К.;

- объяснениями принимавшего участие в проведении проверки К., производившего оплату услуг связи с использованием вышеуказанных платежных терминалов;

- уведомлениями Кутелева Н.К. о явке в налоговый орган от ДД.ММ.ГГГГ для производства по делам об административных правонарушениях.

Из пояснений в судебном заседании ответчика ИП Кутелева Н.К. следует, что он действительно использовал платежные терминалы, расположенные по вышеуказанным адресам, для приема платежей от населения, вместе с тем, контрольно-кассовой техникой платежные терминалы оборудованы не были, в налоговых органах контрольно-кассовая техника не регистрировалась, предусмотренный законом договор с оператором по приему платежей им не заключался. Ссылка ответчика на то, что данные платежные терминалы принадлежат ООО «<данные изъяты>», которым заключались соответствующие договоры, и были получены им в безвозмездное пользование, объективными данными не подтверждена. Представленный суду договор с ООО «<данные изъяты>», заключенный на передачу в безвозмездное пользование 32 платежных терминалов, какой-либо информации, позволяющей судить, что платежные терминалы №№ входили в предмет данного договора, не содержит. Иных доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, суду не представлено. Тогда как напротив, выдаваемая платежными терминалами при осуществлении платежей информация позволяет бесспорно судить об использовании данных терминалов именно ответчиком.

Нашел подтверждение в судебном заседании и факт невыполнения ответчиком требований, предъявляемых к документам, выдаваемым в подтверждение осуществления платежей с использованием платежных терминалов.

Так, в нарушение приведенных выше требований законодательства при приеме платежа от К. в качестве оплаты услуг сотовой связи в платежном терминале , расположенном по адресу: <адрес>, квитанция (кассовый чек) плательщику выдан не был, информации о произведенном платеже была отражена лишь на мониторе платежного терминала, что подтверждается фототаблицей к соответствующему акту.

Информация, зафиксированная в выданных платежными терминалами №№ в подтверждение произведенных К. платежей чеках о приеме платежей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, в нарушение требований п. 13 ст. 4, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ не содержит обязательной и достоверной информации для плательщика услуг, поскольку из содержания чеков усматривается, что в них отсутствуют: сведения о месте нахождения платежного агента и его ИНН (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ); сведения о месте нахождения и наименовании оператора по приему платежей (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ); достоверные реквизиты договора с оператором по приему платежей (п. 4 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ); способы подачи претензии (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ); адреса и номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей (п. ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ); номера кассового чека и контрольно-кассовой техники (п. 5 ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ), а также иная предусмотренная законом информация.

Таким образом, факт нарушения платежным агентом ИП Кутелевым Н.К. обязательных к исполнению требований по использованию и регистрации контрольно-кассовой техники при осуществлении деятельности по приему денежных средств от физических лиц, нашел подтверждение в судебном заседании.

Судом также установлено, что аналогичные нарушения допускались ответчиком и ранее, что подтверждается представленными налоговыми органами материалами дел об административных правонарушениях по фактам привлечения ИП Кутелева Н.К. к административной ответственности по ст. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (т.е. за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях) ДД.ММ.ГГГГ. При этом добровольно выявленные нарушения ответчик не устранил и продолжил использовать платежные терминалы для приема платежей с нарушениями законодательства.

По результатам проведенной проверки ИП Кутелев Н.К. также вызывался в налоговые органы для оформления административных протоколов по фактам выявленных нарушений, вместе с тем, применение к нему мер административного принуждения налоговыми органами невозможно в связи с неявкой ответчика для составления протоколов об административных правонарушениях, что подтверждается сведениями, представленными МИФНС России № 25 по Красноярскому краю, и показаниями в судебном заседании свидетеля Т.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в числе способов защиты гражданских прав предусматривает пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием, в том числе, производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В рассматриваемом споре нарушение прав и интересов государства Российской Федерации, неопределенного круга лиц заключается в несоблюдении ответчиком установленных законом требований к применению контрольно-кассовой техники, нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, что посягает на интересы государства в разрешительной системе допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и осуществления контроля государственным органом за определением налоговой базы для уплаты налогов, а также в нарушении прав неопределенного круга физических лиц на объективное и своевременное подтверждение факта оплаты услуг поставщику через платежные терминалы №№ . Точно определить круг граждан, которые могут воспользоваться указанными платежными терминалами, не представляется возможным.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования, признав незаконной деятельность ИП Кутелева Н.К. по использованию платежных терминалов , установленного на момент проведения проверки по адресу: <адрес>, в здании управляющей организации ООО «<данные изъяты>», , установленного по адресу: <адрес>, в здании управляющей организации ООО «<данные изъяты>», , установленного по адресу: <адрес>, в здании управляющей организации ООО «<данные изъяты>», для приема денежных платежей от физических лиц, не содержащих в своем составе контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке в налоговом органе, без фискальной памяти, без достоверного подтверждения принятых от физических лиц денежных платежей.

При этом суд не находит оснований к удовлетворению требований прокурора в части признания незаконной деятельности по использованию вышеуказанных платежных терминалов без использования специального счета, руководствуясь следующим.

Обязанность платежного агента при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов предусмотрена п. 14 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ.

Из взаимосогласующихся пояснений в судебном заседании представителя истца Кузнецовой Н.А., ответчика ИП Кутелева Н.К. следует, что для осуществления приема платежей от населения ответчиком был открыт специальный банковский счет в отделении ПАО <данные изъяты> в <адрес> сведения о закрытии указанного счета по данным налоговых органов отсутствуют.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что деятельность по приему платежей от населения осуществлялась ИП Кутелевым Н.К. без открытия специального банковского счета, стороной истца суду не представлено.

Разрешая требования истца о запрете ответчику осуществлять деятельность по использованию платежных терминалов до устранения нарушений законодательства, суд руководствуется положениями ст. 1065 ГК РФ, и находит данные требования подлежащими удовлетворению, поскольку факт осуществления деятельности с нарушением требований законодательства нашел подтверждение в судебном заседании.

При этом суд учитывает, что в связи с внесением Федеральным законом № 290-ФЗ от 3 июля 2016 года, вступившим в силу с 15 июля 2016 года, изменений в Федеральный закон № 54-ФЗ и иные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы применения контрольно-кассовой техники и приема платежей от населения, существенных изменений нормативно-правовое регулирование указанной сферы деятельности не претерпело, и по-прежнему возлагает на платежных агентов (платежных субагентов) обязанности использования контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов при приеме платежей от населения, ее регистрации в органах налоговой службы и иные требования.

Ссылаясь на прекращение деятельности по использованию платежных терминалов при приеме платежей, ответчик суду объективных и достоверных доказательств в подтверждение указанных обстоятельств в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил. То обстоятельство, что в настоящее время по установленным при проведении проверки адресам платежные терминалы отсутствуют, что подтверждено актами осмотра установки (места нахождения) платежных терминалов Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, само по себе о прекращении ответчиком деятельности по использованию платежных терминалов не свидетельствует, поскольку указанные платежные терминалы, не зарегистрированные в налоговых органах, могут использоваться им по иным адресам места установки (нахождения).

Деятельность Кутелева Н.К. в качестве индивидуального предпринимателя на день судебного разбирательства дела не прекращена.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым запретить использование ИП Кутелевым Н.К. указанных платежных терминалов на территории муниципального образования город Норильск для приема платежей от физических лиц до устранения нарушений законодательства, т.е. установки в них контрольно-кассовой техники (составной частью которой является фискальная память - устройство, предназначенное для некорректируемого хранения итоговой ежесменной информации, необходимой для контроля правильности исчисления налогов по денежным расчетам с населением, зарегистрированным на контрольно-кассовой технике согласно протоколу заседания государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ от 19 декабря 2002 года № 772-2002) и регистрации ее в установленном законом порядке в налоговых органах, заключения с оператором по приему платежей договора о приеме платежей в целях исполнения денежных обязательств, последующих перед поставщиком посредством специального счета, внесения в платежные документы предусмотренных законом реквизитов о принятых платежах.

С учетом изложенного заявленные прокурором исковые требования удовлетворяются судом частично.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Норильска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кутелеву Н.К. о признании деятельности незаконной, запрете деятельности – удовлетворить частично.

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Кутелева Н.К. по использованию платежных терминалов , установленного по адресу: <адрес>, в здании управляющей организации ООО «<данные изъяты>», , установленного по адресу: <адрес>, в здании управляющей организации ООО «<данные изъяты>», , установленного по адресу: <адрес>, в здании управляющей организации ООО «<данные изъяты>», для приема денежных платежей от физических лиц, не содержащих в своем составе контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке в налоговом органе, без фискальной памяти, без достоверного подтверждения принятых от физических лиц денежных платежей.

Запретить индивидуальному предпринимателю Кутелеву Н.К. использование платежных терминалов №№ на территории муниципального образования город Норильск для приема платежей от физических лиц, до установки в них контрольно-кассовой техники и регистрации ее в установленном законом порядке в налоговых органах, заключения с оператором по приему платежей договора о приеме платежей в целях исполнения денежных обязательств, последующих перед поставщиком посредством специального счета, внесения в платежные документы предусмотренных законом реквизитов о принятых платежах.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Кутелеву Н.К. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Норильский городской суд в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края.

Председательствующий Ю.О. Бурханова

Решение суда в окончательной форме принято 13 декабря 2016 года.