ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-521/2022 от 19.08.2022 Курагинского районного суда (Красноярский край)

24RS0031-01-000543-09

Дело № 2-521/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Курагино 19 августа 2022 г.

Курагинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Романовой А.В.,

при ведении протокола помощником председателя Рябковым А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чайка Марии Важаевны к Территориальному отделению КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Курагинскому району о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Чайка М.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отделению КГКУ «Управление социальной защиты населения» по <адрес> о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты, возложении обязанности, требования мотивируя тем, что истец является матерью несовершеннолетних ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Курагинскому району Красноярского края с заявлением о назначении ежемесячной выплаты при рождении третьих или последующих детей по государственной программе Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п. Решением Ответчика от 29.03.2022г. в назначении указанной выплаты истцу было отказано, так как регистрация рождения третьего ребенка была произведена в органе ЗАГС не на территории Красноярского края. Третий ребенок истца - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. родилась в <адрес> Республики Хакасия, и регистрация её рождения была произведена Министерством по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия по городу Абакану. Истец с супругом зарегистрированы на территории Красноярского края где постоянно проживают. Просила признать незаконным отказ территориального отделения КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Курагинскому району Красноярского края от 29.03.2022г. в назначении ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка, признать за ФИО1 право на получении ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка, обязав территориального отделения КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Курагинскому району Красноярского края установить указанную выплату.

Определением Курагинского районного суда от 20.06.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено КГКУ «Управление социальной защиты населения» Красноярского края.

В судебном заседании истец Чайка М.В. не участвовала, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Леконцева Л.В., действующая на доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в семье истца родился третий ребенок, фактически семья истца проживала в <адрес>, третий ребенок родился в Абакане в связи с тем, что супруг истца работал в Абакане, истец приехала в Абакан к мужу, считает, что отказа в назначении выплаты на третьего ребенка не правомерен, истцу было рекомендовано обратиться за получением выплаты по месту жительства именно в Курагинском районе.

Представитель ответчика Территориального отделения Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Курагинскому району Красноярского края руководитель управления Саковцев В.Ю. в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» Красноярского края Бормошова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила в суд письменные возражения из которых следует, что порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (далее - ежемесячная выплата, Порядок). В соответствии с пунктом 2 Порядка ежемесячная выплата назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Красноярского края. Право на предоставление ежемесячной выплаты возникает при рождении третьего и (или) последующего ребенка (детей) в случае, если третий (и) или последующий (родной, усыновленный) ребенок рожден начиная с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, является гражданином Российской Федерации, регистрация рождения ребенка осуществлена в органе записей актов гражданского состояния, образованном на территории Красноярского края, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную по соответствующей и группе территорий Красноярского края на год обращения за назначением ежемесячной выплаты. То есть законодатель четко привязывает право получения ежемесячной выплаты к месту проживания и регистрации рождения ребенка в органе записей актов гражданского состояния. Из представленных Чайка М.В. документов (свидетельство о рождении ребенка) следует, что рождённый истцом третий ребенок ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в Отделе департамента ЗАГС Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия по городу Абакану. Место рождения ребенка — <адрес> Республики Хакасия. В телефонном разговоре Чайка М.В. сообщила, что ее семья фактически проживает в г. Абакан. Указанный факт подтверждает получение истцом ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплачиваемого лицам, не подлежащим социальному страхованию, на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения». Также несовершеннолетняя дочь истца ФИО4 имеет регистрацию по месту пребывания в г. Абакан. Просила отказать в удовлетворении исковых требований, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав письменные доказательства, выслушав представителя истца, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры сциальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).

Приведенным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют предписания Конвенции о правах ребенка (с Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), которая, опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во все: жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечивать необходимые для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3), признает право каждого ребенка на уровень необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи род другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддержку программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго и последующих детей), предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 г. N 4-П, от 15 декабря 2011 г. N 28-П, от 6 декабря 2012 г. N 31-П).

Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите.

К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в тои числе пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены в поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж» и «ж.1» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Действующее федеральное законодательство, реализуя с учетом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусматривает меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81 -ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусматривающим возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные меры материальной поддержки семей с детьми (статья 2 данного Федерального закона).

В целях реализации демографической политики Российской Федерации пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" высшим должностным лицам (руководителя» исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 г. нуждам поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного мини» детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком трех лет.

Названная в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 мера социальной поддержки на территории Красноярского края установлена государственной программой «Развитие системы социальной поддержки граждан», утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 507-п (далее - Программа).

В соответствии с пунктом 3.10.1 Программы право на получение ежемесячной выплаты возникает при рождении третьего и последующего ребенка (детей) в случае, если третий и (или) последующий (родной, усыновленный) ребенок рожден, начиная с 1 января по 31 декабря 2020 г., является гражданином Российской Федерации, регистрация рождения ребенка осуществлена в органе записи гражданского состояния, образованном на территории Красноярского края, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Указанная Программа Красноярского края фактически ограничивает круг лиц, имеющих право на социальную поддержку в связи с рождением третьего и последующих детей, необходимостью регистрации рождения ребенка в органе записей актов гражданского состояния образованном на территории Красноярского края.

Между тем, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 таких условий не содержит, закрепляет прав нуждающейся в поддержке, на ежемесячную денежную выплату в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ими определенного возраста.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, как и федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, также обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (часть 2 статьи 4, часть 1, части 1 и 3 статьи 76, статья 90 Конституции Российской Федерации).

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606, регулирующий отношения в сфере социальной поддержки о рождении третьего ребенка и последующих детей, является актом прямого действия и подлежит применению с учетом установленных положений, предоставляет единые гарантии прав на социальное обеспечение и поддержку и защиты семьи на всей территории Российской Федерации.

Из свидетельства о заключении брака II-БА ФИО5 и ФИО6 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ с присвоением супруги фамилии Чайка.

Согласно свидетельству о рождении III-БА родителями ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в пгт. Курагино, являются ФИО5 и Чайка Мария Важаева.

Согласно свидетельству о рождении III-БА родителями ФИО3, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в пгт. Курагино, являются ФИО5 и Чайка Мария Важаева.

Согласно свидетельству о рождении I-ПВ родителями ФИО4, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в г. Абакан, являются ФИО5 и Чайка Мария Важаева.

Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Территориального отделения КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Курагинскому району Красноярского края Чайка М.В. отказано в назначении ежемесячной выплаты при рождении третьего или последующих детей на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с тем, что рождённый ФИО1 третьей ребенок ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована в Отделе департамента ЗАГС Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия по городу Абакану.

Согласно сведениям из ПФР РФ Чайка М.В. является получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, организация производящая указанные меры социальной поддержки ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» и ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет на ФИО2 и ФИО3, организация производящая указанные меры социальной поддержки Краевое государственное казенной учреждение «Управление социальной защиты населения» (ТО КГКУ «УСЗН» по Курагинскому району).

Из сведений о регистрации по месту пребывания следует, что ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, ул. Рыбацкая, 23-50.

Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу:Красноярский край, д. <адрес> с 01.12.2020 по 30.09.2021.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 правовое регулирование отношений, ежемесячной денежной выплатой, имеет целью оказание социальной поддержки именно семье при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей. В связи с чем, отказ в выплате данной меры социальной поддержки нарушает права всей семьи истца, в том числе права иных детей.

Нормативными актами Красноярского края не предусмотрен механизм реализации права детей на социальную поддержку исключительного обстоятельства, а именно рождения ребенка на территории другого субъекта Российской Федерации при проживании в Красноярском крае.

Конституцией РФ в ст. 7 предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно перед выбирать место пребывания и жительства.

Место жительства граждан Российской Федерации устанавливается по данным органов регистрационного учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского Кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин преимущественно проживает.

Согласно ст.1 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договор (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 работает в должности горного мастера ОГР в АО «Бурпроммаш» с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки Администрации Черемшанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ состав семьи Чайка Марии Важаевны- ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Б следующий: дочь- ФИО2- ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь- ФИО3- ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 -ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из справки Государственного казенного учреждения РХ «Управление социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чайка Мария Важаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, временно зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, состояла на учете в Отделении по г. Абакану ГКУ РХ «УСПН» как получатель ежемесячного пособия до 1,5 лет на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по ДД.ММ.ГГГГ. Иные пособия на детей и меры социальной поддержки не назначались и не выплачивались.

Из справки Государственного казенного учреждения РХ «Управление социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 не состоит на учете в Отделении по <адрес> ГКУ РХ «УСПН».

Согласно копии личного дела ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанником <...> детский сад «Теремок» комбинированного типа.

Подробный анализ перечисленных выше доказательств, позволяет суду установить, что Чайка М.В. и члены ее семьи имеет постоянное место жительства на территории Красноярского края.

Факт того, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рождена не на территории Красноярского края, при условии постоянного проживания семьи истца в Красноярском крае отсутствия права на получение аналогичных мер социальной поддержки в другом регионе, не должен ущемлять права всей семьи в том числе права иных детей.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным признать за Чайка М.В. право на ежемесячную денежную выплату на рождении третьего ребенка, возложить на ответчика обязанность по выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чайка Марии Важаевны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Территориального отделения КГКУ «УСЗН» по Курагинскому району от 29.03.2022 Чайка Марии Важаевне в назначении ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка.

Признать право Чайка Марии Важаевны на получение ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка в соответствии с государственной программой «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п, а так же принятых в ее исполнение нормативных актов.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» Красноярского края назначить Чайка Марии Важаевне ежемесячную выплату при рождении третьего ребенка в соответствии с государственной программой «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п, а так же принятых в ее исполнение нормативных актов.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Курагинский районный суд.

Председательствующий Романова А.В.

Мотивированное решение изготовлено 01.09.2022

Судья Романова А.В.