ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5221/2021 от 03.12.2021 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-5221/2021

03RS0007-01-2021-008143-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 декабря 2021 года г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абдрахмановой Н.В.,

при секретаре Надршиной М.И.,

с участием представителя истца Фасхутдиновой В.Я. – Ахметова Р.Л., действующего на основании доверенности от < дата >,

представителя ответчика ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения – Кулиной Ю.С., действующей на основании доверенности от < дата >,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фасхутдиновой В. Я. к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о перерасчете размера ежемесячной компенсации,

установил:

Фасхутдинова В.Я. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о перерасчете размера ежемесячной компенсации.

В обоснование заявленных требований истец указала, что получает компенсацию по причине гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы.

Компенсация получена в связи со смертью отца, участника Великой Отечественной Войны. Во время Великой Отечественной Войны отец Фасхутдиновой В.Я. получил военную травму, инвалидность, вследствие которых наступила его смерть. Истица получает половину компенсации, вторая половина выплачивалась мачехе (супруге умершего), < дата > мачеха умерла, Фасхутдинова В.Я. узнала об этом в конце 2020 года.

Фасхутдинова В.Я. обратилась с заявлением о перерасчете компенсации, на что получен отказ.

Истец полагает, что с < дата > после смерти мачехи (получателя второй половины компенсации), компенсация в полном объеме должна быть выплачена ей.

В связи с чем, Фасхутдинова В.Я. просит обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения производить начисления ежемесячной денежной компенсации в размере, определенном правовыми актами, с даты вступления решения суда в законную силу, с < дата > до даты вступления решения суда в законную силу.

Истец Фасхутдинова В.Я. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку представителя.

В судебном заседании представитель истца Фасхутдиновой В.Я. – Ахметов Р.Л., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения – Кулина Ю.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и др.).

С учетом того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 18-П), федеральный законодатель предусмотрел особый правовой механизм для возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, направленный на восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода семьи военнослужащего - денежного довольствия, утраченного в результате его гибели (смерти), в том числе в случае, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего отсутствует возможность (в силу нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей, несовершеннолетия и т.п.) компенсировать утраченный доход собственными силами. Как и в отношении военнослужащих (в том числе инвалидов вследствие военной травмы), он включает в себя обязательное государственное страхование жизни и здоровья, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты.

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки денежного довольствия военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы регулируются Федеральным законом от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).

В силу ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются:

супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;

родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;

дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Королева В. Я. (Фасхутдинова) < дата > г.р. является дочерью погибшего (умершего) вследствии военной травмы Королева Я. А., что подтверждается свидетельством о рождении серии РШ ....

Королев Я.А. < дата > г.р. умер < дата >, что подтверждается свидетельством о смерти отдела ЗАГС ... города – курорта Сочи управления ЗАГС ...< дата > Фасхутдинова В.Я. состоит на учете в филиале государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по ... РБ (далее – филиал ГКУ РЦСПН), является получателем ежемесячной компенсации членам семьи инвалидов 1 группы, погибшим в следствие военной травмы (далее – ЕДК ЧСП).

Также получателем ЕДК ЧСП с < дата > являлась супруга погибшего Королева Я.А. - Королева А. А., < дата > г.р., которая умерла < дата >, в связи с чем, с < дата > выплата ЕДК ЧСП была прекращена.

< дата > Фасхутдиновой Р.Я. на имя директора ФГКУ РЦСПН подано заявление на осуществление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением обязанностей военной службы, военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.

Решением филиала ГКУ РЦСПН по ... РБ от < дата > Фасхутдиновой В.Я. назначена ежемесячная денежная компенсация в соответствии с Федеральным законом РФ ... – ФЗ от < дата > За период с < дата > по < дата > Фасхутдиновой В.Я. выплачивалась компенсация ежемесячно в размере 4666 руб. 67 коп., за период с < дата > по < дата > ежемесячно в размере 4923 руб. 33 коп., с < дата > назначена компенсация в размере 5169 руб. 50 коп. пожизненно.

Согласно справке филиала ГКУ РЦСПН по ... РБ от < дата >, Фасхутдиновой В.Я. за период с января 2012 г. по декабрь 2021 г. выплачена ежемесячная денежная компенсация в размере 673583 руб. 11 коп.

Фасхутдинова В.Я. обратилась в филиал ГКУ РЦСПН с вопросом о перерасчете ЕДК ЧСП, поскольку в связи со смертью Королевой А.А. изменился состав семьи.

Филиалом ГКУ РЦСПН были даны ответы от < дата >... и от < дата >... об отказе в перерасчете ЕДК ЧСП.

Не согласившись с указанными ответами, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также задачи Российской Федерации как социального государства по обеспечению эффективной защиты и поддержки семьи и исходя из того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), произволен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, федеральный законодатель предусмотрел также особый правовой механизм возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.

При этом оспариваемая выплата по своему характеру однородна выплатам по возмещению вреда в связи со смертью кормильца, которые регулируются нормами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статьей 1089 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев:

рождения ребенка после смерти кормильца;

назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца.

Данная норма делает отсылку к другим предусмотренных законодательством РФ случаям.

Во исполнение статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и предоставленной законом компетенции Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 февраля 2012 года № 142, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункта 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации», пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.

При этом, пункт 10 Правил Постановлением Правительства РФ от 27.02.2015 г. № 173 изложен в новой редакции, согласно которой пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, а также ее перерасчет в связи с возникновением права членов семьи на получение указанной выплаты и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производятся на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.

В данной редакции Постановления конкретизировано, что перерасчет выплаты связан с изменением состава семьи в том случае, если появились в семье новые члены, имеющие право на данную выплату, а не утратой такого права кем-либо из получателей названной компенсации. Пунктом 3 постановления Правительства РФ № 173 от 27.02.2015 г. его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 г.

Таким образом, состав семьи Фасхутдиновой В.Я. изменился, в связи со смертью одного из получателей компенсации, однако данное обстоятельство, не влечет перерасчет размера ежемесячной компенсации истицы.

Соответственно, довод Фасхутдиновой В.Я. о наличии у нее права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, суд признает основанным на неправильном толковании норм материального права.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 23 июня 2016 г. № 1359-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Алексанян В. Р. на нарушение ее конституционных прав пунктом 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат», военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, оспариваемое положение само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы, получающей ежемесячную денежную компенсацию в размере, определенном на момент ее назначения.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Фасхутдиновой В. Я. к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о перерасчете размера ежемесячной компенсации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Фасхутдиновой В. Я. к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о перерасчете размера ежемесячной компенсации - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме, в Верховный Суд Республики Башкортостан через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья Н.В. Абдрахманова