ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5222/2021 от 17.11.2021 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0007-01-2021-004785-80

Дело № 2 – 5222/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2021 года город Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Тонких В.В.

с участием представителя истца помощника прокурора Меньшиковой Ю.О.

представителя ответчика МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №60" г. Перми директора школы ФИО1,

представителя ответчика Муниципальное образование "Город Пермь" в лице администрации г. Перми по доверенности ФИО2,

представителя третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю по доверенности ФИО3,

при секретаре Шаламовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, гражданское дело по иску Прокуратуры Свердловского района г. Перми к МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №60" г. Перми, Муниципальное образование "Город Пермь" в лице администрации г. Перми о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, к МАОУ "Средняя общеобразовательная школа " <адрес>, Муниципальное образование "Город Пермь" в лице администрации г. Перми о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений и возложении обязанности привести защитные сооружения в надлежащее состояние постоянной готовности.

В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, законодательства гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » г. Перми. В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес> расположено здание, являющееся муниципальной собственностью и принадлежащее МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » г. Перми на праве оперативного управления.

В подвале здания расположены защитные сооружения гражданской обороны , .

В ДД.ММ.ГГГГ г. 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении ЗС ГО. По результатам проверки установлено 15 нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны в связи, с чем вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ

В ДД.ММ.ГГГГ г. 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена внеплановая проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ по результатам которой выявлено неисполнение предписания, в связи с чем в адрес МАОУ «СОШ » г. Перми внесено предписание со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес МАОУ «СОШ » г.Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства.

С учетом изложенного Прокурор Свердловского района г. Перми просит обязать Администрацию города Перми обеспечить финансирование мероприятий по устранению МАОУ "Средняя общеобразовательная школа " нарушение требований гражданской обороны в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

Обязать МАОУ "Средняя общеобразовательная школа " в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитных сооружений , расположенных по адресу: <адрес>, а именно:

- выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, обеспечить необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях ГО, обеспечить отдельных элементов защитных сооружений ГО: защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывчатых устройств; герметизации сооружений; инженерно-технического оборудования (установить системы воздухоснабжения, водоснабжения, канализации, емкости запаса питьевой воды);

- формы актов комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны привести в соответствие Приложению 13 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, составить ведомости дефектов;

- составить годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций;

- проверить герметичность убежищ;

- обеспечить защитные сооружения гражданской обороны следующей документацией: эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны;

- на вводах водоснабжения, теплоснабжения, а также выпуск канализации установить запорную арматуру внутри защитных сооружений гражданской обороны;

- на трубах водоснабжения на вводе внутри убежищ установить обратный клапан;

- ввод кабелей, воздуховодов, труб водопровода, теплоснабжения и для выпуска канализации выполнить с устройством закладный частей;

- соблюдать сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитных сооружений гражданской обороны.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МАОУ «СОШ » г. Перми в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика Администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в их отсутствии.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 № 28 "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).

Положениями ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" установлено, что основными задачами в области гражданской обороны, в том числе, являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.

В соответствии с п. 2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Как усматривается из материалов дела, и установлено в ходе рассмотрения дела, Прокуратурой Свердловского района г. Перми была проведена проверка МАОУ «СОШ » г. Перми с целью проверки соблюдения законодательства о собственности ГО и ЧС. По результатам проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ г. 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена плановая выездная проверка в отношении ЗС ГО. По результатам проверки установлено 15 нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:

- отсутствие обозначения защитных сооружений ГО;

- для обслуживания защитных сооружений ГО в мирное время не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения ГО;

- не ведется журнал защитных сооружений ГО;

- не обеспечены необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях ГО, не обеспечена сохранность отдельных элементов защитных сооружений ГО: защитно-герметических и герметических дверей и ставней; противовзрывных устройств; герметизации сооружения; инженерно-технического оборудования;

- комплексная оценка технического состояния защитных сооружений ГО не проводится, акты оценки не оформлены;

- годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций не составляются;

- герметичность убежищ не проверяется;

- не обозначены маршруты движения к защитным сооружениям ГО;

- во всех помещениях защитных сооружений ГО не предусмотрены местные источники освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников;

- защитные сооружения ГО не обеспечены необходимой документацией;

- отсутствует запорная арматура внутри защитных сооружений ГО;

- не предусмотрен запас питьевой воды;

- отсутствует обратный клапан на трубах водоснабжения на ввводе;

- ввод кабелей, воздуховодов, труб водопровода, теплоснабжения и для выпуска канализации выполнен без устройства закладных частей;

- не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитных сооружений ГО.

В связи с выявленными нарушениями, вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-30).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ директор МАОУ «СОШ » <адрес>ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ (л.д.31-35, 36-40).

В 2019 г. 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена внеплановая проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ по результатам которой выявлено неисполнение предписания , в связи с чем в адрес МАОУ «СОШ » г. Перми внесено предписание со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-25).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес МАОУ «СОШ » г.Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Возражая против удовлетворения исковых требований, Администрация г. Перми ссылается на то, что учреждению рекомендовано продолжить эксплуатацию подвала под нужды учебного заведения и изменить тип защитных сооружений путем переустройства убежищ на укрытия. В настоящее время учреждением ведется работа по изменению статуса защитных сооружений.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

В соответствии с п. 1.2 Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытии, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Согласно п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Из п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

На основании п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Согласно п. 4.1.3. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.

Из п. 4.1.6. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны следует, что результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении № 13. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении № 14. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение № 7).

Согласно п. 5.2.4. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов.

Довод представителей Администрации г. Перми о том, что спорные защитные сооружения меняют статус сооружения, не влечет отказа в удовлетворении исковых требований. Несмотря на поданное заявление об изменении типа защитных сооружений гражданской обороны, в настоящее время, решение о смене статуса спорных убежищ не принято, соответствующие изменения не внесены в паспорта убежищ, в связи с чем, ко всем спорным защитным сооружениям применяются правила, установленные для защитных сооружений гражданской обороны.

Доказательств соответствия состояния убежища требованиям законодательства в области гражданской обороны, а равно несоответствия заявленных исковых требований реальному объему необходимых для приведения в должное состояние мероприятий ответчиком не представлено.

Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в порядке, установленном ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что защитные сооружения, расположенные по адресам: <адрес> своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратили, находятся в ненадлежащем техническом состоянии, суд приходит к выводу, что Администрация г. Перми и МАОУ «СОШ » г. Перми обязаны привести данные защитные сооружения в надлежащее состояние, поскольку неприведение объектов в надлежащее состояние исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Определяя орган, ответственный за каждое из допущенных нарушений, суд исходит из следующего.

В ходе рассмотрения дела установлено, что расположенные по адресу: <адрес> здания, являются муниципальной собственностью и принадлежит МАОУ «СОШ » г. Перми на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 214, 296 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанностей на Администрацию г. Перми по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований гражданской обороны в течение 3 месяцев, обязать МАОУ «СОШ » г. Перми устранить выявленные нарушения требований гражданской обороны.

Иных требований исковое заявление не содержит.

Положения ст. 56 ГПК РФ судом разъяснялись.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокуратуры Свердловского района г. Перми удовлетворить.

Обязать Администрацию города Перми обеспечить финансирование мероприятий по устранению МАОУ "Средняя общеобразовательная школа " нарушение требований гражданской обороны в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать МАОУ "Средняя общеобразовательная школа " в срок до 01 мая 2022 года устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитных сооружений , расположенных по адресу: <адрес>, а именно:

- выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, обеспечить необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях ГО, обеспечить отдельных элементов защитных сооружений ГО: защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывчатых устройств; герметизации сооружений; инженерно-технического оборудования (установить системы воздухоснабжения, водоснабжения, канализации, емкости запаса питьевой воды);

- формы актов комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны привести в соответствие Приложению 13 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, составить ведомости дефектов;

- составить годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций;

- проверить герметичность убежищ;

- обеспечить защитные сооружения гражданской обороны следующей документацией: эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны;

- на вводах водоснабжения, теплоснабжения, а также выпуск канализации установить запорную арматуру внутри защитных сооружений гражданской обороны;

- на трубах водоснабжения на вводе внутри убежищ установить обратный клапан;

- ввод кабелей, воздуховодов, труб водопровода, теплоснабжения и для выпуска канализации выполнить с устройством закладный частей;

- соблюдать сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитных сооружений гражданской обороны.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: В.В. Тонких

Мотивированное решение суда изготовлено 30 ноября 2021 года.