Дело № 2-814/2022
Мотивированное решение составлено 22.07.2022
УИД 76RS0013-02-2021-005107-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Косенковой О.В.,
при секретаре Калятиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 18 июля 2022 года.
гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области об обязании произвести перерасчет платы, возложении обязанности, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Рыбинский городской суд с исковым заявлением (с учетом уточнений от 18 мая 2022 года) к Администрации Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области в котором просит:
- возложить на Администрацию Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района обязанность произвести перерасчет платы за социальный наем жилого помещения, расположенного по адресу: за период с декабря 2018 года по февраль 2022 года в размере 10 290,01 рублей и включить плату за капитальный ремонт в расходную часть бюджета,
- возложить на Администрацию Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района обязанность в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, произвести замену газовой плиты, ванны, смесителя и установить прибор учета газа в жилом помещении по адресу:
- в случае неисполнения Администрацией Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района решения суда о замене газовой плиты, ванны, смесителя, установки прибора учета газа взыскать за весь период неисполнения денежную сумму (судебную неустойку) в размере 1 000 рублей за каждый элемент за первый месяц неисполнения решения суда, со второго месяца неисполнения решения установить прогрессивный порядок исчисления указанной денежной суммы (судебной неустойки) – с коэффициентом 2 за второй месяц неисполнения решения суда, за третий месяц неисполнения решения суда с коэффициентом 3, и так далее на весь период неисполнения ответчиком решения суда.
- взыскать с Администрации Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района в пользу истца сумму убытков, вызванных внесением платы за поверку прибора учета горячей воды, в размере 400 рублей,
- взыскать с Администрации Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального район компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
- взыскать с Администрации Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района судебные расходы в размере 3 300 рублей (оплата юридических услуг в размере 3 000 рублей, почтовые расходов в размере 300 рублей).
В обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства.
Истец является нанимателем жилого помещения - квартиры , имеет регистрацию и фактически проживает по вышеуказанному адресу. Обязанность наймодателя по проведению капитального ремонта жилого помещения установлена п.3 ч.2 ст.65 ЖК РФ. Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у истца отсутствует. Администрацией Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района включена плата за капитальный ремонт в платежи за наем жилья гражданам, проживающим в муниципальном жилом фонде по договору социального найма. Плата за социальный наем жилых помещений в Покровском сельском поселении Рыбинского муниципального района установлена решением Муниципального Совета Покровского сельского поселения. Размер включает в себя базовую ставку платы за наем жилого помещения за 1 кв.м. общей площади жилого помещения с применением системы коэффициентов, а также отчисления на капитальный ремонт общего имущества. ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным Советом Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района (третьего созыва) принято решение о согласовании платы за социальный наем жилых помещений в Покровском сельском поселении Рыбинского муниципального района № № Решением Муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № установлена плата за социальный наем. Решением Муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ внесены изменения в части изменения наименования заголовка графы таблицы, устанавливающего размер платы за наем, исключены слова: «с учетом минимального взноса на капитальный ремонт». Слова о капитальном ремонте исключили, а в платежных документах снова ничего не изменилось. С января 2020 года плата за социальный наем составляет 312,06 рублей, размер платы за наем составлял 9,97 рублей на 1 кв.м в месяц с учетом взноса на капитальный ремонт в размере 7,45 рублей. Прокуратурой Ярославской области установлено, что плата за наем в Покровском сельском поселении Рыбинского муниципального района не соответствует требованиям действующего законодательства. 03.02.2021 Рыбинской городской прокуратурой принесен протест на противоречащий закону муниципальный правовой акт. Но никаких изменений в платежных документах так и не последовало. Решением Муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № установлена плата за социальный наем с 01.07.2021, где в завуалированной форме выставляются счета «на полное восстановление жилищного фонда». В нарушение норм действующего законодательства с 2016 года истцу, как нанимателю жилого помещения, ежемесячно выставляют счета на оплату капитального ремонта дома, изменяя лишь формулировку в принимаемых решениях представительного органа сельского поселения. Плата за найм постоянно необоснованно меняется и с 01.07.2020 по настоящее время составляет - 303,52 рублей. В связи с и изложенным истец считает, что Администрация Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области обязана произвести перерасчет платы за наем с 01.12.2018 по 30.11.2021 в размере 8019,40 рублей и включить плату за капитальный ремонт в расходную часть бюджета. Из договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: заключенного с истцом 17.10.2007 следует, что наймодатель принял на себя обязательства, в том числе содержать дом, сантехнические устройства квартиры в соответствии с Правилами пользования жилыми помещен содержания жилого дома. Согласно Паспорту на жилое помещение в квартире установлено: плита газовая четырех-конфорочная, ванна и другое. 03.07.2019, 14.07.2021 специализированной организацией «Рыбинскгазсервис» истцу выдано уведомление о замене газовой плиты, поскольку указанное газовое оборудование ремонту и восстановлению не подлежит, к дальнейшей эксплуатации не пригодно и подлежит замене. 03.07.2019 истец обратился в адрес наймодателя - Администрации Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района с заявлением о замене газовой плиты. Согласно ответу главы Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ исх. № № газовая плита будет заменена в ДД.ММ.ГГГГ года. Вопреки нормам действующего законодательства отсутствует прибор учета газа. До настоящего времени газовая плита не заменена, счетчик газа не установлен, никаких действий собственником жилого помещения не предпринимается, в связи с чем, истец считает необходимым в судебном порядке обязать ответчика произвести замену газовой плиты и установку прибора учета газа. В санузле квартиры в 1987 году установлена ванна (принадлежащая наймодателю согласно паспорту). По прошествии более 40 лет ванна пришла в непригодное для использования состояние: появилась сквозная дыра, ремонту не подлежит. Осуществить текущий ремонт ванной не представляется возможным. 02.07.2021 истец обратился к наймодателю с заявлением заменить ванну, поскольку возможна угроза протечек, создания аварийной ситуации. Согласно ответу главы Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ исх. № № ванна подлежит текущему ремонту, который истец должен осуществить своими силами. С указанными доводами главы органа местного самоуправления истец не согласен. Ванна принадлежит наймодателю, срок ее службы давно истек, отремонтировать невозможно, истец добросовестно вносит платежи за наем жилого помещения (оплачивает капитальный ремонт), в связи с чем считает, что данное оборудование должно быть заменено администрацией Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района. В целях защиты своих прав истец просит взыскать с ответчика судебную неустойку на случай неисполнения решения в части и замены газовой плиты, ванны, установки прибора учета газа. 07.05.2013 в жилом помещении установлен прибор учета горячей воды заводской номер №, принадлежащий на праве собственности администрации Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района. 25.08.2020 за счет средств истца проведена поверка ИПУ, стоимость проведенных работ составила 400 рублей. 03.09.2020 истец обратился к наймодателю с заявлением о возмещении затрат на поверку ИПУ в размере 400 рублей. Согласно ответу и.о. главы Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ исх. № № возмещение затрат на поверку ИПУ не предусмотрено. Истец считает, что понесенные им убытки за поверку ИПУ в размере 400 рублей, должны быть возмещены за счет средств ответчика. Учитывая длительное время нарушения права, требований разумности и справедливости, считает, что в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда, а также штраф.
Истец ФИО2 в судебном заседании требования поддержал с учетом уточнений, по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ему ответчик не производит замену газовой плиты, ванной, а также смесителя, это все входит в обязанность собственника жилого помещения (наймодателя). Также в обязанность наймодателя входит и установка прибора учета газа. Акта обследования ванной комнаты у него нет. Плата за капитальный ремонт взимается, но только с другой формулировкой, что незаконно. Также пояснил, что глава Покровского сельского поселения Администрации Рыбинского муниципального района ему передала денежные средства за поверку прибора учета горячей воды в размере 400 рублей.
Ответчик представитель Администрации Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений не признал. Дополнительно пояснил, что расчет оплаты за социальный найм производят по формуле, есть методика. Просил применить к заявленным требованиям срок исковой давности. По вопросу замены ванной и газовой плиты, пояснил, что эти вопросы относятся к текущему ремонту, которые выполняет наниматель за свой счет. Предъявляя требования, истец заблуждается. Было дано заключение прокурора по решению Совета №№ от ДД.ММ.ГГГГ года. Решение Совета признано законным и обоснованным. Социальный найм начислен без установления платы за капитальный ремонт. Прокурорская проверка была проведена в 2019 году. Так же есть еще заключение прокурора от 07 февраля 2020 года. Ответ истцу был дан. Прокурор указывает, что решение №№ от ДД.ММ.ГГГГ года не противоречит Федеральному закону. Истцу начислена плата за социальный найм в соответствии с методическими указаниями. В июне 2021 года прокурор области указал, что в нарушении п.4.4 методических указаний, органом местного самоуправления при расчете платы за найм не определены параметры и значения жилья, речи речи о капитальном ремонте не идет. Плата за капитальный ремонт не была включена, есть заключения. Плата за капитальный ремонт не взималась, это такой коэффициент. Не были учтены параметры жилья, но это не касается платы за капитальный ремонт.
Третье лицо представитель АО «ЯрОблЕИРЦ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Третье лицо представитель ООО "Покровская управляющая компания" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании вопрос по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда. Пояснил, что в настоящее время не является собственником доли в квартире.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, материалы надзорного производства, суд приходит к выводу об отказе в иске.
Истец просит возложить на администрацию Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района обязанность произвести перерасчет платы за социальный наем жилого помещения, за период с декабря 2018 года по февраль 2022 в размере 10 290,01 рублей и включить плату за капитальный ремонт в расходную часть бюджета.
Истец считает, что плата за капитальный ремонт включена в платежи за наем жилья гражданам, проживающим в муниципальном жилом фонде по договору социального найма.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 154 Жилищного кодекса Жилищного кодекса Российской Федерации Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу ч.3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Конкретные указания по расчету и определению размера платы содержатся в Методических указаниях установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденных Приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 года N 668/пр.
Методические указания определяют единые требования к установлению размера платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - плата за наем жилого помещения)
Решением муниципального совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № № утверждена с 01.07.2021 плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Покровском сельском поселении Рыбинского муниципального района. Признано утратившим силу решение муниципального совета Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении за пользование жилыми помещениями (платы за наем) и решение муниципального совета Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об исправлении технической ошибки, допущенной в решении муниципального совета Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении за пользование жилыми помещениями (платы за наем)» с 01.07.2021.
Согласно приложению № № к решению, плата за наем утверждена в соответствии с методическими указаниями.
Ранее Решением Муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № была установлена плата за социальный наем жилых помещений в Покровском сельском поселении Рыбинского муниципального района, размер которой включает в себя базовую ставку платы за наем жилого помещения за 1 кв.м общей площади жилого помещения с применением системы коэффициентов, учитывающей уровень благоустроенности жилья, а также отчисления на капитальный ремонт общего имущества. Изложенное не противоречит Методическим указаниям по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 01.12.1996 № 17-152.
ФИО2, не соглашаясь с размером платы за наем, систему коэффициентов не оспаривал, считая, что ему неправомерно включают в размер платы за наем - плату за капитальный ремонт.
Методические указания разработаны с целью создания методической базы по расчету ставок платы за найм жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда, а также включения капитального ремонта в оплату населением услуг, по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Согласно пункту 1.1 Методических указаний экономическое содержание платы за найм состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма. Средства, собранные в виде платы за найм жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника. В переходный период реформирования системы финансирования жилищных услуг эти средства рекомендуется использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.
Исходя из буквального толкования указанных норм, плата за найм рассчитывается с учетом системы коэффициентов и может быть использована для проведения капитального ремонта.
Решением муниципального совета Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об исправлении технической ошибки, допущенной в решении муниципального совета Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении за пользование жилыми помещениями (платы за наем)» в наименовании заголовка графы таблицы, устанавливающей размер платы за наем, исключены слова «с учетом минимального взноса на капитальный ремонт». Система коэффициентов, характеризующая качество и благоустройство жилого дома, не менялась, поэтому ставки платы за наем не поменялись. В данном случае, орган местного самоуправления, устанавливая размер платы за наем, исходил из возможности отнесения ее части на издержки, связанные с бременем содержания принадлежащего ему имущества, в том числе с возможностью использования денежных средств для проведения капитального ремонта.
В связи с изложенным, доводы ФИО2 о включении в плату за наем платы за капитальный ремонт, необоснованны, так как плата за капитальный ремонт в расчет не включалась.
Вместе с тем Решение Муниципального Совета Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № не соответствовало Методическим указаниям установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденных Приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 года N 668/пр, в части неопределения параметров потребительских свойств жилья, значения коэффициентов по каждому из этих параметров, необходимых для расчета платы за наем. Иных несоответствий Методическим указаниям суд не усматривает.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для возложения на администрацию Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района обязанность произвести перерасчет платы за социальный наем жилого помещения, за период с декабря 2018 года по февраль 2022 в размере 10 290,01 рублей и включить плату за капитальный ремонт в расходную часть бюджета, поскольку при расчете платы за наем - плата за капитальный ремонт не учитывалась.
Истец просит возложить на администрацию Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района обязанность произвести замену газовой плиты, ванны, смесителя.
ФИО2 является нанимателем комнаты № № общей площадью 31,13 кв.м, жилой площадью 17.0 кв.м, коммунальной квартиры № № в многоквартирном доме № № 1987 года постройки, по улице
Коммунальная квартира является двухкомнатной квартирой, общей площадью 52.1 кв.м.
Собственником доли в праве общей долевой собственности является Покровское сельское поселение Рыбинского муниципального района Ярославской области, собственником до 17.05.2022 являлся - ФИО4, после 17.05.2022 - ФИО5
В квартире с даты постройки многоквартирного дома ремонт и замена газовой плиты, ванны, смесителя не производились.
03.07.2019 ФИО2 обратился к наймодателю с требованием заменить газовую плиту
03.07.2019, 14.07.2021 ОАО «Рыбинскгазсервис» выдано уведомление о замене газовой плиты, поскольку истец срок эксплуатации (20 лет).
09.08.2019 согласно акту ОАО «Рыбинскгазсервис» газовая плита № находится в эксплуатации с 1973 года. Вследствие длительной эксплуатации имеется значительное повреждением коррозией крепежных узлов и деталей, газовые краны горелок изношены и не обеспечивают требуемую герметичность. Ввиду прекращения выпуска запасных частей к данной модели проведение капитального ремонта невозможно. Данное газоиспользующее оборудование - плита газовая № ремонту и восстановлению не подлежит, к дальнейшей эксплуатации не пригодна, подлежит замене.
Газовый счетчик в квартире не установлен.
02.07.2021 ФИО2 обратился к наймодателю с заявлением о замене ванны и смесителя в ванной комнате, так как ванная с дырой, пользоваться невозможно, у смесителя текут оба крана. Ответчик 29.07.2021 в удовлетворении требования отказал.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу ч. 2 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
В силу ч. 1 ст. 66 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, текущий ремонт включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел II).
Согласно п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315, (Перечню работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержденному приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23 ноября 1988 года N 312 (приложение N 8), Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 г. (приложение N 3)) наниматель обязан поддерживать в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, обеспечивать их сохранность. При обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них Наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Согласно пункту 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту.
Проанализировав характер работ, произвести которые требует истец, суд приходит к выводу о том, что внутриквартирные работы по замене сантехники, газового оборудования (газовых плит) не входят в Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда - приложение N 8 к Постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Работы по замене смесителя, ванны, газовой плиты не являются работами капитального характера, не свидетельствуют о необходимости замены внутриквартирной инженерной системы.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что в квартире требуется проведение работ капитального характера, в частности, по замене внутриквартирных инженерных сетей.
Истец ссылается на срок использования ванны, более 40 лет.
Приложением определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта 20 лет, а также установлены максимальные эффективные сроки службы: деревянных полов - 30 лет, оконных и балконных заполнений с деревянными переплетами (рамы) - 40 лет, дверных заполнений внутри квартиры (двери) - 50 лет, дверных заполнений входа в квартиру - 40 лет, внутриквартирной внутренней (скрытой) электропроводки, с последующей ее заменой и модернизацией до мощности 4 кВт - 40 лет, электроприборов - 10 лет, сантехники (ванна - 40 лет, умывальник - 15 лет), труб горячего водоснабжения в открытой системе - 20 лет, труб холодного водоснабжения - 30 лет, полотенцесушителя - 15 лет, радиаторов чугунных - 40 лет,
Вместе с тем, содержащееся в указание на периодичность проведения капитального ремонта элементов зданий и объектов носит рекомендательный характер, сами сроки должны определяться на основе оценки технического состояния объектов, а их техническое обслуживание проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации (пункт 2.2).
Ввиду изложенного, истечение сроков эксплуатации элементов жилых зданий в квартире истцов, установленных в приложении N № и носящих рекомендательный характер, не является безусловным основанием, свидетельствующим о необходимости проведения ремонта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, в нарушение указанных положений законодательства достаточных доказательств, в том числе, актов осмотра жилого помещения, заключения компетентной организации, подтверждающих нуждаемость квартиры ФИО2 в проведении капитального ремонта, в материалах дела не имеется.
Истец просит возложить на ответчика обязанность установить прибор учета газа в жилом помещении.
Согласно п.5.1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2015 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Вместе с тем пунктом 5.2 предусмотрено, что обязанность, предусмотренная частью 5.1 настоящей статьи, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
В судебном заседании установлено, что коммунальная квартира, в которой проживает истец, имеет центральное отопление, то есть отапливается без использования газоиспользующего оборудования. Таким образом, обязанности по установке прибора учета используемого природного газа у собственников коммунальной квартиры отсутствует.
Доказательств необходимости установки прибора учета газа истцом не представлено.
Также суд отмечает, что заявляя требование к ответчику, истцом не учтено то обстоятельство, что коммунальная квартира № № принадлежит не только Покровскому сельскому поселению, но и третьему лицу ФИО5
В соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках до его содержанию и сохранению.
Из приведенных положений в их совокупности следует, что при установлении в отношении объекта недвижимого имущества долевой собственности, обязанность по его содержанию является не солидарной, а пропорциональной доле каждого собственника.
Действующее законодательство не предусматривает возможности возложения долевой обязанности на одного из обязанных лиц. Участник долевой собственности вправе исполнить такую обязанность за всех собственников, однако обязать его к такому исполнению суд не вправе.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к возложению долевой обязанности на одного из собственников коммунальной квартиры в судебном порядке.
Истец просит взыскать с ответчика сумму убытков, вызванных внесением платы за поверку прибора учета горячей воды в размере 400 рублей.
Согласно пп. «д» п.34 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Абзац 15 пункта 2 Правил № 354 определяет понятие «потребитель», используемое в Правилах, как собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
С учетом изложенного обязанность по проведению поверок ИПУ лежит на истце. При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 о взыскании с ответчика стоимости произведенной поверки ИПУ удовлетворению также не подлежат.
Учитывая, что суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования ФИО2 о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за социальный наем жилого помещения, по замене газовой плиты, ванны, смесителя, установке прибора учета газа, основания для удовлетворении требований о взыскании с ответчика судебной неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В.Косенкова