ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5227/20 от 15.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2021 года г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Калининой Е.И.

при секретаре Тимиревой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства юстиции по Воронежской области, межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области, Совету народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области об установлении факта использования печати и штампа, признании регистрации изменений в Устав ничтожными, обязании исключить из ЕГРЮЛ записи о регистрации юридического лица

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства юстиции по Воронежской области, межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области, Совету народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области об установлении факта использования печати и штампа, признании регистрации изменений в Устав ничтожными, обязании исключить из ЕГРЮЛ записи о регистрации юридического лица, в обоснование иска ссылаясь на следующие обстоятельства.

18.08.2020г. истцу предоставлен документ Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области – решение №1 от 10.01.2020г. Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, скрепленного печатью с ОГРН <***> ИНН <***> и со штампом Управления Министерства Юстиции РФ по Воронежской области 14.02.2020г. № RU365243102020001 и нерасшифрованной подписью сотрудника Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области. В общем доступе в сети Интернет имеются сведения о ликвидации юридического лица Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения с ОГРН <***> ИНН <***> с 30.08.2019г., что предполагает ликвидацию печати с указанными реквизитами.

В иске ситец просит суд установить в судебном порядке факт использования печати с ОГРН <***> ИНН <***> на муниципальном акте – решении №1 от 10.01.2020г. Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области и штампа Управления Министерства юстиции РФ в Воронежской области 14.02.2020г. № RU365243102020001. Признать регистрацию изменений в Устав Переваленского сельского поселения по решению №1 от 10.01.2020г. Управлением министерства юстиции по Воронежской области 14.02.2020г. ничтожной.

В судебном заседании истец уточнил и дополнил исковые требования, просит признать регистрацию изменений в Устав Переваленского сельского поселения на основании решения №14 от 16.07.2020г. Управлением Министерства юстиции по Воронежской области от 26.10.2020г. ничтожной, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области в судебном порядке исключить из реестра юридических лиц Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения с ОГРН <***> ИНН <***> с момента регистрации с 31.08.2012г.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что его права как гражданина оспариваемыми решениями нарушены, поскольку любое решение должно быть законным, у Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области имеются две печати, одна имеет ОГРН и ИНН, другая – не имеет, что само по себе уже является незаконным, в Уставе сельского поселения нет упоминания о печати, установление юридического факта использования печати на решении от 10.01.2020г. необходимо ему для того, чтобы зафиксировать наличие у Совета народных депутатов двух печатей, в том числе с ОГРН и ИНН, на основании ничтожной печати произведена регистрация изменений в Устав сельского поселения, что делает эту регистрацию ничтожной. Регистрация изменений в Устав сельского поселения 26.10.2020г. проведена Управлением министерства юстиции по Воронежской области через 100 дней после утверждения изменений решением №14 Совета народных депутатов от 16.07.2020г. и после окончания полномочий Совета народных депутатов прошлого созыва. Управление Министерства юстиции в Воронежской области зарегистрировала 12.08.2012г. изменений в Устав Переваленского сельского поселения, в который внесена норма о том, что Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения не является юридическим лицом, а Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области не исключила из реестра юридических лиц Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения с момента регистрации изменений в Устав от 31.08.2012г.

Представители ответчика Управления Министерства юстиции по Воронежской области по доверенности ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области по доверенности ФИО6 возражала против исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причин неявки не сообщила.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд. выслушав стороны. Изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что 14.02.2020г. изменения и дополнения в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, принятые решением Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 10.01.2020г. №1 «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции РФ по Воронежской области, о чем сделана регистрационная запись RU36524310202001.

Решением Россошанского районного суда Воронежской области от 18.08.2020г. вступившим в законную силу, установлено, что принятие решения Советом народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 10.01.2020г. №1 «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» входило в компетенцию представительного органа муниципального образования Переваленское сельское поселение Подгоренского муниципального района Воронежской области - Совета народных депутатов. Решение принято Советом народных депутатов Перевеаленского сельского поселения в соответствующей форме и с соблюдением установленной процедуры для их принятия и введения их в действие.

Решением Россошанского районного суда Воронежской области от 30.10.2020г. требования ФИО1 в части признания ничтожной с 31.08.2019г. печати с реквизитами Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области ОГРН <***> ИНН <***> удовлетворены, в части требований ФИО1 о признании ничтожной печати с 30.09.2012г. отказано.

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 19.01.2021г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании печати с реквизитами Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области с ОГРН <***> ИНН <***> ничтожной с 30.09.2012г. отказано в полном объеме.

П. 3 решения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 16.07.2020г. №14 «Об утверждении Устава Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронедской области» решение Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 10.01.2020г. №1 признано утратившим силу.

Правовых норм, регулирующих правила изготовления и использования печатей действующее законодательство не содержит. Законодательством не ограничиваются количество печатей, которые может иметь организация, их назначение, а также возможность нанесения на печать дополнительной информации, такой, например, как ИНН, ОРГН и прочее. Порядок изготовления и использования организациями печатей правовыми актами не урегулирован. Поэтому если печать соответствует требованиям законодательства, то такая печать может использоваться для скрепления любых документов независимо от наличия у организации других печатей и независимо от наличия на печати дополнительной информации.

Поэтому юридическое лицо вправе иметь и использовать несколько (в том числе различных) печатей.

При этом подлинность подписей физических лиц на решении Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 10.01.2020г. и их полномочия, сторонами не оспаривалась.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются Устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области 30.08.2019г. МИ ФНС №12 по Воронежской области исключен из ЕГРЮЛ на основании заявления о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ. В Уставе Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области отсутствует норма, обязывающая регистрировать представительный орган Совет народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области как юридическое лицо.

В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном данным Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона о регистрации регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.

Частью 3 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования (часть 9 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 8.1 статьи 44 вышеуказанного федерального закона 8.1. изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования.

Пунктами 11 и 12 Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных приказом Минюста России от 01.02.2017 № 9 (далее - Методические рекомендации), установлено, что уставы или муниципальные правовые акты рекомендуется считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, если они:

содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;

регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставами или муниципальными правовыми актами;

не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;

содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

Нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава или муниципального правового акта, рекомендуется считать:

принятие устава или муниципального правового акта ненадлежащим органом местного самоуправления;

принятие устава или муниципального правового акта представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;

принятие устава или муниципального правового акта без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава или муниципального правового акта.

Таким образом, действующее законодательство не рассматривает наличие или отсутствие печати представительного органа муниципального образования, равно как и статус представительного органа муниципального образования как юридического лица в качестве критериев соблюдения порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Таким образом, в качестве юридического факта можно устанавливать наличие не любых обстоятельств, а лишь тех обстоятельств, которые влекут юридические последствия.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.

Судом установлено, что ответчики по делу не отрицали наличие на решении от 10.01.2020г. оттиска печати Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области с ОГРН <***> ИНН <***>, факт наличия печати с указанными наименованием и реквизитами установлен решениями Россошанского районного суда Воронежской области от 18.08.2020г. и апелляционным определением Воронежского областного суда от 19.01.2021г. Наличие на указанном решении штампа Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области с датой 14.02.2020г. также сторонами не отрицалось, подлинник документа в настоящее время не утрачен.

Таким образом, оснований для установления факта использования на решении Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 10.01.2020г. №1 «О внесении изменений и дополнений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области» оттиска печати Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области с ОГРН <***> ИНН <***> и наличия штампа Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области с датой 14.02.2020г. суд не усматривает. Согласно частям 16-17 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 данного Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 - 6.2, 7 - 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

На основании вышеизложенного представительный орган муниципального образования обладает публично правовой правоспособностью с момента его учреждения муниципальным образованием и реализует публично-властные полномочия, принимает муниципальные правовые акты вне зависимости от наличия гражданско- правовой правоспособности и статуса юридического лица. Утрата представительным органом статуса юридического лица не влечет ликвидации данного органа, поскольку исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Довод истца о том, что регистрация Устава Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального Воронежской области ничтожна, потому что Устав утвержден 16.07.2020, а зарегистрирован Управлением Министерства юстиции 26.10.2020, суд не может принять во внимание в силу следующего. Как установлено в судебном заседании, Устав поступил на государственную регистрацию в Управление Минюста по Воронежской области 14.10.2020 года согласно копии заявления главы Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района, и был зарегистрирован в сроки, предусмотренные для государственной регистрации устава муниципального образования, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ, то есть 26.10.2020г.

Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 "- ФЗ установлено, что в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования

Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации и нарушение срока предоставления устава в регистрирующий орган к указанным основаниям не отнесено.

Кроме того, форма № Р 34001 «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в государственном реестре юридических лиц» утверждена приказом ФНС России от ч 2016 г. № ММВ-7-14/72@. Представление заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган по форме № 34001 является необходимым и достаточным основанием для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Наличие каких-либо иных документов для внесения заявленной записи в ЕГРЮЛ не требуется.

В соответствии с п. 3 ч. 5 приказа ФНС России от 11 февраля 2016 г. №ММВ-7-14/72@ сведения, изложенные в Заявлении, не являются основанием для проведения дополнительных мероприятий по проверке достоверности со стороны регистрирующего органа.

В соответствии с п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации предусмотрен порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

На основании чего 06.05.2019г. регистрирующим органом было принято решение №3222 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

На основании пункта 7 ст. 22 Закона о регистрации, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона о регистрации, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

До 30.08.2019г. в регистрирующий орган не поступали какие- либо возражения относительно исключения Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области из ЕГРЮЛ регистрирующим органом было принято решение об исключении недействующего юридического лица.

В соответствии с. п. 4 ст. 5 Закона о регистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20-22 Закона о регистрации и статьями 61 - 64 ГК РФ.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном Законом о регистрации.

При соблюдении порядка представления документов для государственной регистрации юридического лица и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, регистрирующий орган производит государственную регистрацию юридического лица.

Вся ответственность за достоверность сведений, представляемых на государственную регистрацию, лежит полностью на заявителях, что подтверждается положениями закона о регистрации. Достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и их соответствие требованиям закона своей подписью подтверждает заявитель.

В силу изложенного, довод заявителя о том, что регистрирующим органом не были произведены действия по прекращению деятельности Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения с момента регистрации Управлением министерства юстиции РФ в Воронежской области, т.е. 31.08.2012г. не основаны на законе, сведений о том, что в регистрирующий орган ранее подавались заявления о ликвидации юридического лица, суду не представлены.

Закон о регистрации, предусматривает заявительный порядок государственной регистрации и не наделяет регистрирующий орган полномочиями по внесению в ЕГРЮЛ сведений в самостоятельном порядке.

При таких обстоятельствах суд полагает не подлежащими удовлетворению требования истца об установлении факта использования печати Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области на решении №1 от 10.01.2020г. Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области и штампа Управления Минюста РФ по Воронежской области с датой 14.02.2020г., признании регистрации изменений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 14.02.2020г. и от 26.10.2020г. ничтожными, исключения из ЕГРЮЛ записи о регистрации юридического лица Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области с 31.08.2012г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства юстиции по Воронежской области, межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области, Совету народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области об установлении факта использования печати Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области на решении №1 от 10.01.2020г. Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области и штампа Управления Минюста РФ по Воронежской области, признании регистрации изменений в Устав Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 14.02.2020г. и от 26.10.2020г. ничтожными, исключения из ЕГРЮЛ записи о регистрации юридического лица Совета народных депутатов Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области с 31.08.2012г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Калинина Е.И.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.03.2021г.

1версия для печатиДело № 2-531/2021 (2-5227/2020;) ~ М-4431/2020 (Решение)