Дело № 2-522/2021
УИД: 24RS0018-01-2021-000633-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2021 года город Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Жукова К.М.. с участием
помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах ФИО1 к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о предоставлении жилья лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации ЗАТО г. Зеленогорск об обязании предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Зеленогорске Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью исходя из нормы предоставления 33 кв. м. с допусками, установленными ч. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». Требования мотивированы тем, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирована по адресу: <адрес> в собственности какого-либо жилья не имеет, состоит на учете в министерстве образования Красноярского края с ДД.ММ.ГГГГ, как нуждающаяся в жилом помещении по г. Зеленогорску, под номером №. Однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено, чем нарушено ее право, гарантированное ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязанность по приобретению и предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления.
Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, ходатайств не направила.
Ответчик Администрация г. Зеленогорска, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил суду возражения, в которых просил отказать прокурору ЗАТО г. Зеленогорска в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска право, гарантированное статьей 8 ФЗ-159, не нарушалось, так как субсидия на осуществление государственных полномочий по приобретению жилого помещения ФИО1 из краевого бюджета местному бюджету г. Зеленогорска не выделялось. Администрация ЗАТО г. Зеленогорска сможет приобрести жилое помещение для ФИО1 и предоставить ей его только после проведения министерством образования Красноярского края возложенных на него законодательством процедур по выделению из краевого бюджета местному бюджету города Зеленогорска субсидии на приобретение жилого помещения ФИО1. Без выделения средств из краевого бюджета выполнение решения суда в отношении Администрации ЗАТО г. Зеленогорска будет фактически неисполнимым. Таким образом, прокурором должны быть заявлены требования к Красноярскому краю о предоставлении из краевого бюджета субсидии городу Зеленогорск на приобретение жилого помещения ФИО1, ответчиком по делу должен быть привлечен Красноярский край в лице министерства образования Красноярского края. Кроме того, в исковых требованиях прокурором не указаны сроки для исполнения ответчиком решения суда. ФИО1ДД.ММ.ГГГГ поставлена в министерстве образования Красноярского края на учет как нуждающаяся в жилом помещении по г. Зеленогорску. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством не предоставлено право на внеочередное получение жилого помещения, а в порядке очередности ФИО1 не может быть обеспечена жилым помещением, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований прокурора в интересах ФИО1. Внеочередное предоставление ФИО1 жилого помещения нарушит права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся с заявлениями о предоставлении жилых помещений ранее ФИО1, что является недопустимым в силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Ссылаясь на статьи 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 8 статьи 8 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункт 5 части 1 статьи 14, статью 49 Жилищного кодекса РФ, учитывая, что полномочия органов местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот являются государственными полномочиями, их осуществление органами местного самоуправления является обязательным только в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, субвенции из краевого бюджета на реализацию вышеуказанных полномочий не предусмотрены в местном бюджете города Зеленогорска на 2021 год, полагает, что закон содержит безусловное основание для освобождения органов местного самоуправления от ответственности за невыполнение государственных обязательств при отсутствии выделенных на момент принятия решения суда денежных средств на указанные цели. Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска в предусмотренном законом порядке будет приобретено жилое помещение в муниципальную собственность для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1 только при выделении из краевого бюджета денежных средств министерством образования Красноярского края. При этом выделение денежных средств министерством образования Красноярского края будет возможным только при наступлении очередности согласно сформированному министерством образования Красноярского края списку. В случае удовлетворения исковых требований ввиду отсутствия в местном бюджете необходимых средств для цели приобретения и предоставления жилого помещения ФИО1, необходимого соблюдения процедуры выделения денежных средств из краевого бюджета местному бюджету, необходимого соблюдения процедуры приобретения жилого помещения предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из требований соразмерности и пропорциональности, в целях обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателя и должника просит суд в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до ДД.ММ.ГГГГ. Также указывает, что субвенции были выделены в 2020 году министерством образования Красноярского края только для исполнения 15 решений судов, принятых в 2020 году, на приобретение 15 жилых помещений. В 2021 году средства краевого бюджета на исполнение решений судов, в том числе на исполнение решения суда в отношении ФИО1, не запланированы.
Третьи лица Министерство образования и науки Красноярского края, отдел опеки и попечительства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела представителей не направили, о причинах неявки суд не известили, представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования оставил на усмотрение суда.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Помощник прокурора ЗАТО г. Зеленогорска ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, указала, что возражения ответчика относительно исковых требований являются необоснованными.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (далее соответственно - Закон края «О защите прав ребенка», жилое помещение) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее соответственно - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые достигли возраста 23 лет).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируются Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 22.04.2021) "О защите прав ребенка".
В соответствии с пунктом 24 статьи 17 Закона края «О защите прав ребенка» жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее по тексту статьи - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.
Судом установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании распоряжения <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ над несовершеннолетней ФИО1 была установлена предварительная опека, опекуном назначена ФИО4 сроком на 6 месяцев.
На основании распоряжения Администрации г. Зеленогорска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО4.
Решением Зеленогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы - ФИО5 ограничена в родительских правах в отношении дочери ФИО1, несовершеннолетняя передана попечение опекуну ФИО4. Ее отец ФИО6 решением Саянского районного суда Красноярского края в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении дочери ФИО1, несовершеннолетняя оставлена на попечении ФИО4
Как следует из представленной копии паспорта, ФИО1 зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>
Каких-либо объектов недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве за ФИО1 не зарегистрировано, договор социального найма жилого помещения с ни с ней, ни с матерью не заключался, жилое помещение за несовершеннолетней не закреплено, что подтверждается уведомлениями об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справками Зеленогорского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю. Согласно выписке Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию от 19.12.2016, ФИО7 принадлежит на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/6 жилой дом по адресу: <адрес> Согласно выписке Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 принадлежат на праве общей долевой собственности доля в праве ? земельный участок и квартира по адресу: <адрес> Жилые помещения по договору социального найма ФИО6 не предоставлялись, что следует из справок Администрации Межовского сельсовета, <адрес>, Комитета по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, Зеленогорского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю.
Согласно справке отдела опеки и попечительства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГФИО1 состоит на учете в министерстве образования Красноярского края с ДД.ММ.ГГГГ, как нуждающаяся в жилом помещении по г. Зеленогорску, в общем краевом списке значится под номером №.
Таким образом, установлено, что ФИО1 до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, следовательно, на возникшие правоотношения распространяются положения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».
Вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края определен механизм реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по независящим от него обстоятельствам.
Суд приходит к выводу, что в данном случае нарушено право истца ФИО1 на обеспечение его жилым помещением, поскольку она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, проживает на территории муниципального образования город Зеленогорск, своего жилья не имеет, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, до 23 лет заявила о своем желании реализовать право на получение жилого помещения, как лицо соответствующей категории, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений лицам соответствующей категории поставлена на учет, включена в список таких лиц, нуждающихся в жилье.
В соответствии с нормами Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» обязанность по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» возлагается на органы местного самоуправления.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
При этом реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Изложенные в возражениях ответчика доводы об отсутствии финансирования и о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства образования Красноярского края суд не принимает, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления, отсутствие финансирования не является основанием для освобождения администрации от возложенной на нее обязанности по предоставлению жиля данной категории граждан.
Предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а связано с иными обстоятельствами, предусмотренными ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Содержащееся в п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Учитывая изложенное, в целях защиты прав и интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах ФИО1
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда ввиду отсутствия в местном бюджете необходимых для этой цели денежных средств и необходимости соблюдения процедуры приобретения жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из требований соразмерности и пропорциональности, учитывая мнение участвующих в деле лиц, в целях обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателя и должника суд приходит к выводу о возможности предоставления ответчику отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Зеленогорске Красноярского края, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, исходя из нормы предоставления 33 квадратных метра, с допусками, установленными пунктом 24 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Предоставить Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края отсрочку исполнения решения суда по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Зеленогорске Красноярского края на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.М. Жуков