ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-522/2022 от 13.10.2022 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

(УИД47RS0001-01-2022-000566-82)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 2-522/2022

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 года г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гусаровой И.М.,

при помощнике судьи Гранкиной А.А.,

с участием:

представителя истца- помощника Бокситогорского городского прокурора Макарова И.А.,

представителя ответчика Ленинградского областного государственного автономного учреждения «Бокситогорский комплексный центр социального обслуживания населения» по доверенности Крутиловой А.С.,

представителя третьего лица- ФГКУ «УВО ВНГ России по г. СПб и ЛО» по доверенности Катковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Ленинградскому областному государственному автономному учреждению «Бокситогорский комплексный центр социального обслуживания населения» об обязании оборудовать объекты системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализацией,-

У С Т А Н О В И Л:

Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточненного иска от 09.09.2022) к Ленинградскому областному государственному автономному учреждению «Бокситогорский комплексный центр социального обслуживания населения» (ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН») об обязании ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» оборудовать объекты по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> В; <адрес> «а»; системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализацией в течение 2 лет с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что городской прокуратурой проведен анализ исполнения ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» требований законодательства об антитеррористической защищенности социальных объектов, по результатам которого в деятельности учреждения выявлены нарушения.

В пользовании ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» находится 5 зданий, отнесенных к 1 категории антитеррористической защищенности: <адрес>; <адрес>; <адрес> В; <адрес> «а»; <адрес>.

На всех вышеуказанных объектах в дневное время предусмотрено нахождение получателей социальных услуг. По адресу: <адрес> предусмотрено круглосуточное пребывание получателей социальных услуг пожилого возраста, а по адресу: <адрес> - круглосуточное пребывание несовершеннолетних лиц.

Как следует из анализа паспортов безопасности, вышеперечисленные объекты в нарушение требований и. 15,17,18 Требований не оборудованы системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализаций.

Вышеуказанные нарушения существенно снижают уровень антитеррористической защищенности объектов (территорий) Центра и в случае попытки совершения террористического акта могут привести к человеческим жертвам, что является недопустимым.

Как следует из Устава ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН», основными уставными задачами Учреждения являются: оказание социально-бытовых, социально- медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг гражданам, признанных нуждающимися в социальном обслуживании; осуществление круглосуточного приема и содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ЛОГАУ «БКЦСОН» городской прокуратурой внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако достаточных мер к устранению нарушений не принято ввиду отсутствия финансирования со стороны учредителя.

Таким образом, необходимость обязать ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» исполнить в интересах неопределенного круга лиц, нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.

В судебном заседании помощник Бокситогорского городского прокурора Макаров И.А. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании ответчик- представитель ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» по доверенности Крутилова А.С. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора.

В судебном заседании представитель третьего лица- ФГКУ «УВО ВНГ России по г. СПб и ЛО» по доверенности ФИО5 не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора.

Третье лицо - представитель Главное управление МЧС России по Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление, иск не оспорил.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы помощника Бокситогорского городского прокурора Макарова И.А., представителя ответчика ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» по доверенности Крутиловой А.С. и представителя третьего лица- ФГКУ «УВО ВНГ России по г. СПб и ЛО» по доверенности ФИО5, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, городской прокуратурой проведен анализ соблюдения законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности социальных объектов, по результатам которого в деятельности ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» выявлены нарушения.

В рамках проведенного анализа установлено, что в пользовании ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» находится 5 зданий, отнесенных к 1 категории антитеррористической защищенности: <адрес>; <адрес>; <адрес> В; <адрес> «а»; <адрес>.

На всех вышеуказанных объектах в дневное время предусмотрено нахождение получателей социальных услуг. По адресу: <адрес>, предусмотрено круглосуточное пребывание получателей социальных услуг пожилого возраста, а по адресу: <адрес> - круглосуточное пребывание несовершеннолетних лиц.

В нарушение требований п. 15,17,18 Требований объекты не оборудованы системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализаций.

В связи с выявленными нарушениями, 14.03.2022 в адрес ЛОГАУ «БКЦСОН» городской прокуратурой внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако достаточных мер к устранению нарушений не принято ввиду отсутствия финансирования со стороны учредителя.

Вышеуказанное обстоятельство полностью нашло свое подтверждение, в том числе, и в представленных в материалы дела Актах комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности и категорирования объекта от 06.11.2018.

Положениями Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, гарантировано, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей (ст.7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), детство находится под защитой государства (ст.38).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей; дети подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи; медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

В соответствии с требованиями п.6 ст. 3 Федерального Закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - закон № 35- ФЗ), антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Нормой п. 4 ч.2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ определено, что Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

В соответствии с вышеуказанными требованиями Закона № 35-ФЗ, Правительством РФ издано Постановление № 410 от 13.05.2016 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).

Перечень мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) вне зависимости от присвоенной категории установлен п. 15 Требований и включает в себя, в том числе возможность своевременного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечения технических возможностей эвакуации.

Как установлено п. 17 Требований, на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;

б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

в) контроль состояния помещений для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

Подпунктом «б» п. 18 Требований установлено, что при получении информации об угрозе совершения террористического акта должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), обеспечивает, в том числе оповещение находящихся на объекте (территории) лиц об угрозе совершения террористического акта.

Таким образом, в нарушение п.п. 15,17,18 Требований социальные объекты, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> В; <адрес>, не оборудованы системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализацией.

Вышеуказанные нарушения существенно снижают уровень антитеррористической защищенности объектов (территорий) Центра и в случае попытки совершения террористического акта могут привести к человеческим жертвам, что является недопустимым.

Также одной из основных целей учреждения, согласно Устава ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» является оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг гражданам, признанных нуждающимися в социальном обслуживании; осуществление круглосуточного приема и содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ вышеуказанных требований закона, а также положений Устава учреждения позволяет сделать вывод о том, что обязанность провести оборудование социальных объектов расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> В; <адрес>, системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализацией-лежит именно на ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН».

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что со стороны ответчика ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» нарушаются установленные законом правила и нормы, ненадлежащим образом исполняются обязанности по оборудованию объектов системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализацией, что не обеспечивает безопасности работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории) и создает реальную угрозу жизни и здоровью работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), что нарушает их права и законные интересы на защиту жизни и здоровья, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, а потому заявленные истцом Бокситогорским городским прокурором требования к ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» об обязании оборудовать объекты, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> В; <адрес>, системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализацией- подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. В связи с изложенным суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений- в течение 2 лет с даты вступления решения суда в законную силу для оборудования объектов системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализацией соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений действующего законодательства.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района.

В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора- удовлетворить.

Обязать Ленинградское областное государственное автономное учреждение «Бокситогорский комплексный центр социального обслуживания населения» в течение 2 лет с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать объекты, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> В; <адрес>, системой экстренного оповещения работников, получателей социальных услуг и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также тревожной сигнализацией.

Взыскать с Ленинградского областного государственного автономного учреждения «Бокситогорский комплексный центр социального обслуживания населения» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 20.10.2022 года.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>