ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-522/2022 от 22.03.2022 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-522/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2022 года Озерский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Бабиной К.В., при секретаре Никитиной Л.А., с участием помощника прокурора Охотниковой А.В., представителя ответчика Волковец С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области в интересах Мурзиной ГИ к Министерству здравоохранения Челябинской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства» о признании бездействий незаконными и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Озерска, действуя в защиту интересов Мурзиной Г.И. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой ЗАТО г.Озерск по поступившему обращению проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в части своевременности и обязательности обеспечения лекарственными средствами Мурзиной Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что с 2013 года Мурзина Г.И. является инвалидом III группы бессрочно. Заявителю выставлен диагноз: «<>. Пациентка наблюдается с хроническими заболеваниями: <>». По информации, представленной Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России) Мурзиной Г.И. назначено лечение: <>. В соответствии с ответом главного врача ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России на требование прокурора установлено, что Мурзина Г.И. в 2021 году не своевременно и не в количестве, необходимом по медицинским показаниям, обеспечена лекарственными препаратами: <>). Заявительнице своевременно не выписывались рецепты на вышеуказанные препараты в количестве, необходимом по медицинским показаниям. Персонифицированная заявка на обеспечение Мурзиной Г.И. лекарственными препаратами в первом полугодии 2021 года составлена ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России только 27.01.2021. Не обеспечение Мурзиной Г.И. лекарственными препаратами и средствами диагностики ведет к нарушению ее прав, в том числе, фундаментального права на жизнь и здоровье, поскольку такие лекарственные препараты назначены ей по жизненным показаниям.

Прокурор просил суд:

- признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства», выразившееся в не выписке рецептов на бесплатное обеспечение Мурзиной Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами <>, в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препарата;

- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства» выдавать рецепты на бесплатное обеспечение Мурзиной Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами <> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препарата.

- возложить обязанность на Министерство здравоохранения Челябинской области обеспечивать Мурзину Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами <> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препарата.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Озерск Охотникова А.В. на удовлетворении иска настаивала. Истец Мурзина Г.И. в судебное заседание не явилась, извещена (л.д. 32), в письменном заявлении просила рассмотреть иск без ее участия,, с иском прокурора согласна (л.д. 34).

Представитель ответчика ФГБУЗ «КБ № 71 ФМБА России» Волковец С.В. исковые требования не признала, ссылаясь, что Министерство здравоохранения несвоевременно поставило лекарства, заявка на лекарственные препараты была подана вовремя.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен (л.д. 33).

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленные требования.

Из материалов дела следует, что с 2013 года Мурзина Г.И. является инвалидом III группы бессрочно (л.д. 12).

Мурзиной Г.И. выставлен диагноз: «<> (л.д. 12-13).

Согласно информации, представленной Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России) Мурзиной Г.И. назначено лечение: <>

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

Как следует из положений ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закона №323-Ф3) законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона №323-Ф3 организация охраны здоровья осуществляется путем, в том числе, обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственнымипрепаратами медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 19 Закона №323-Ф3 предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 и ч. 1 ст. 48 Закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственныхпрепаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента. Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

В соответствии с положениями ст. 6.1, 6.2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды вправе получать государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в состав предоставляемого набора социальных услуг включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей- инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

В силу п. 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственныхпрепаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года № 110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственныепрепараты и выписываются рецепты на них.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении заболевание является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Постановления Губернатора Челябинской области от 27.07.2004 N 383 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства здравоохранения Челябинской области» Министерство выступает главным распорядителем и получателем средств областного бюджета; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения; заключает по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующие государственные контракты; организует обеспечение населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Положениями ст. 12 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг при этом, оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи.)

Согласно п. 2 Постановления Правительства Челябинской области от 26.12.2007 N 272-П «О Порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета» лекарственное обеспечение отдельных групп населения осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по Министерству здравоохранения Челябинской области.

Министерство здравоохранения Челябинской области образовано в соответствии со ст. 72 Устава (Основного закона) Челябинской области 25.05.2006 N 22-30, является органом исполнительной власти Челябинской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 27.07.2004 N 383 (ст. 7) министерство здравоохранения Челябинской области защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в порядке, установленном законодательством; разрабатывает и реализует областные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение и другое.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Приложения № 1 вышеуказанного Постановления лицам, имеющим заболевание «диабет» этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Кроме того, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р метформин входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве», а также Распоряжения Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России» ЗАТО г.Озерск входит в состав территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико- биологическим агентством.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи.

Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное медико-биологическое агентство организует оказание следующих государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, включая медицинскую эвакуацию, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Агентства; обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи.

Таким образом, государством четко регламентирован порядок реализации права лица на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи, при этом право заявителя на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственнымипрепаратами не поставлено законом в зависимость от каких-либо нормативов и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Вместе с тем, в соответствии с ответом главного врача ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России на требование прокурора установлено, что Мурзина Г.И. в 2021 году не своевременно и не в количестве, необходимом по медицинским показаниям, обеспечена лекарственными препаратами: <>) (л.д. 12-13).

Истице Мурзиной Г.И. своевременно не выписывались рецепты на вышеуказанные препараты в количестве, необходимом по медицинским показаниям.

Персонифицированная заявка на обеспечение именно Мурзиной Г.И. лекарственными препаратами в первом полугодии 2021 года составлена ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России только 27.01.2021.

Не обеспечение Мурзиной Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,лекарственными препаратами и средствами диагностики ведет к нарушению ее прав, в том числе, фундаментального права на жизнь и здоровье, поскольку такие лекарственные препараты назначены ей по жизненным показаниям.

Таким образом, суд признает незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства», выразившееся в не выписке рецептов на бесплатное обеспечение Мурзиной Г.И. лекарственными препаратами <>, в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препарата. Возлагает на Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства» обязанность выдавать рецепты на бесплатное обеспечение Мурзиной Г.И. лекарственными препаратами <> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препарата.

Также суд возлагает на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанность обеспечивать Мурзину Г.И. лекарственными препаратами <> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препарата.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области, Мурзиной Г.И. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница Федерального медико-биологического агентства», выразившееся в не выписке рецептов на бесплатное обеспечение Мурзиной ГИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами <>, в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препарата.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства» выдавать рецепты на бесплатное обеспечение Мурзиной ГИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами <> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препарата.

Обязать Министерство здравоохранения Челябинской области обеспечивать Мурзину ГИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами <> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препарата.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через Озерский городской суд Челябинской области.

Председательствующий К.В. Бабина

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 г.

<>

<>

<>

<>

<>

<>