К делу № 2-5230/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснодар 11 декабря 2020 года
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи: Грекова Ф.А.,
при секретаре: Керимовой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО9 А.ичу, Духу Р. Е., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о взыскании суммы причиненного ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродкут» обратилось в суд с исковыми требованиями о взыскании суммы причиненного ущерба.
В обоснование требований указано, что ответчики в период с 11.02.2019 по 09.07.2019 работали на АЗК № ПАО «НК »Роснефть» - Кубаньнефтепродукт», расположенном по адресу: г. Краснодар. пг. Краснодар № и осуществляли продажу сопутствующих товаров. В соответствии с должностными инструкциями ответчики выполняют функционал по расчетам при продаже (реализации) нефтепродуктов, товаров/продукции через кассу на АЗК, в связи с чем с персоналом АЗК № заключен договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности № 216 от 26.10.2018. В соответствии с Приказом генерального директора № от 04.07.2019, проведена инвентаризация сопутствующих товаров, по итогу которой выявлена недостача на сумму 198 563,534 руб. Истцом проведено служебное расследование, по результатам которого генеральным директором общества утверждено заключение комиссии о результатах проведения служебного расследования. Как было установлено в ходе служебного расследования, недостача образовалась в результате ненадлежащего выполнения должностных обязанностей работниками АЗК №. Ответчикам было предложено в добровольном порядке возместить недостачу нефтепродуктов и подписать соответствующее соглашение, однако от них не поступило никаких заявлений о согласии, либо несогласии возмещать ущерб, в связи с чем общество обратилось в суд и просит взыскать с ответчиков сумму причиненного ущерба.
Представитель истца по доверенности ФИО8 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО9, Духу Р.Е., ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6 по доверенности ФИО10 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указывая на то, что договор о полной коллективной материальной ответственности подписан только ФИО7 Кроме того, указала на то, что ответчики не были ознакомлены с результатами проведенной служебной проверки по факту образования недостачи.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом по делу установлено, что на АЗК №, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, пг. Краснодар № в период с 11.02.2019 по 09.07.2019 работали и осуществляли продажу сопутствующих товаров следующие работники ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт»:
- ФИО1 приказом №-к от 04.08.2015 принят на работу на должность оператора автозаправочной станции 3 разряда, согласно трудового договора № от 04.08.2015, на АЗК №; доп. соглашением от 15.12.2017 назначен на должность оператора – кассира;
- ФИО2 согласно трудовому договору б/н от 08.05.2009, принята на работу на должность оператора АЗС 3-го разряда; доп. соглашением от 01.07.2016 назначена на должность оператора АЗС №; доп. соглашением от 18.12.2017 назначена на должность старшего смены; доп. соглашением от 02.10.2018 работник переведен на АЗК №/;
- ФИО3 приказом №-к от 03.11.2015 принята на работу на должность оператора автозаправочной станции 3 разряда на АЗК № согласно срочному договору № от 03.11.2015; доп. соглашением от 15.12.2017 назначена на должность оператора - кассира АЗК;
- ФИО9 А.ич приказом №-к от 25.02.2009 принят на работу на должность оператора газовой автозаправочной станции 2 разряда с вредными условиями труда на АЗС № согласно трудовому договору № от 25.02.2009, доп. соглашением от 07.07.2015 работник выполняет работу оператора 3 разряда АЗК №, доп. соглашением от 15.12.2017 переведен на должность оператора - кассира на АЗК №, приказом №-лс от 27.06.2019 трудовые отношения прекращены на основании заявления работника;
- Духу Р. Е. приказом №-к от 01.07.2014 принят на работу на должность оператора автозаправочной станции 3 разряда согласно трудовому договору № от 01.07.2014; доп. соглашением назначен на должность оператора 3 разряда АЗК №; доп. соглашением от 15.12.2017 назначен на должность оператора - кассира АЗК №;
- ФИО4 приказом №-лс от 13.04.2018 принята на должность оператора - кассира на АЗК № согласно трудовому договору № от 13.04.2018;
- ФИО5 приказом №-к от 17.10.2014 принята на должность оператора АЗС 3-го разряда на основании трудового договора № от 17.10.2014; доп. соглашением от 15.12.2017 назначена на должность оператора – кассира;
- ФИО6 приказом №-лс от 17.01.2018 принята на работу на должность оператора - кассира на АЗК № согласно трудовому договору № от 17.01.2018;
- ФИО7 приказом №-лс от 15.02.2018 принят на должность оператора - кассира согласно трудовому договору № от 15.02.2018, доп. соглашением от 26.10.2018 переведен на АЗК № на должность управляющего, доп. соглашением от 10.07.2019 переведен на МАЗК № на должность оператора - кассира, приказом №-лс трудовые отношения прекращены по инициативе работника.
В соответствии с должностными инструкциями ответчики выполняют функционал по расчетам при продаже (реализации) нефтепродуктов, товаров/продукции через кассу на АЗК, в связи с чем с персоналом АЗК № заключен договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности № от 26.10.2018, в соответствии с которым коллектив (бригада) принимает на себя коллективную (бригадную) материальную ответственность за не обеспечение сохранности имущества, вверенного ему для хранения и реализации.
Договор о полной коллективной бригадной ответственности от 26.10.2018 № заключен с бригадой АЗК № в порядке перезаключения в связи со сменой бригадира ФИО15, и назначением нового бригадира ФИО7
Согласно п. 4 раздела II договора разработанного Обществом, при смене бригадира договор подлежит перезаключению.
При перезаключении договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности от 26.10.2018 № соблюдены все требования законодательства о порядке и условиях его заключения. Поскольку данные работники выполняют работы, предусмотренные Перечнем, (утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85), а именно: прием товаров, оприходование на учет, хранение, осуществляют расчеты при продаже (реализации) товаров через кассу, терминалы, и несут материальную ответственность бригадой за сохранность вверенного имущества, находящиеся на АЗК №.
Данный объект используется только одной бригадой, все ее члены имеют свободный доступ к материальным ценностям, находящимся как в торговом зале, так и в подсобном помещении, участвуют во всех торгово-складских и производственных операциях.
Договор о полной коллективной материальной ответственности соответствует типовой форме договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85.
Соответственно, с перезаключением договора о полной коллективной материальной ответственности 26.10.2018 Положение о коллективной ответственности на данном объекте не вводилось, что подтверждается ранее заключенным договором о полной бригадной ответственности от 01.02.2018
Договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности от 26.10.2018 № подписан всеми членами бригады, в т. ч бригадиром ФИО7, соответственно доводы стороны ответчиков о том, что данный договор ими не подписывался не состоятельны.
В соответствии с п. 2.3 договора руководство Коллективом (бригадой) возлагается на водителя коллектива (бригадира). Согласно Договору, руководителем коллектива является управляющий АЗК № ФИО7
Согласно п. 3.7 договора, ответчики обязаны бережно относится к вверенному имуществу, принимать меры по предотвращению ущерба, в установленном порядке вести учет, составлять и своевременно представлять отчеты о движении и остатках вверенного коллективу (бригаде) имущества, своевременно ставить в известность Работодателя обо всех обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного коллективу (бригаде) имущества.
В соответствии с приказом № от 04.07.2019 о проведении инвентаризации, методическим указаниям и нормативным документам РФ, а также стандарту «Инвентаризация активов и обязательств» ПЗ-07 Р-0381 ЮЛ-018, утвержденному приказом от 07.09.2018 №, стандарту «Порядок торговли сопутствующими товарами на автозаправочном комплексе» П1-02.08 С-0052 ЮЛ-018, утв. приказом от 25.01.2017 №. проведена инвентаризация остатков сопутствующих товаров на АЗК № по состоянию на 09.07.2019.
С приказом от 04.07.2019 № материально - ответственные лица ознакомлены, что подтверждается листом ознакомления.
П. 4.4.2. Положения «Инвентаризация активов и обязательств», утв. Приказом от 07.09.2018 № рабочая инвентаризационная комиссия совместно со всеми материально - ответственными лицами проверяет в день инвентаризации фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания.
Результаты вносятся в пустографку, которую, после пересчета подписывают материально-ответственные лица, что подтверждается в представленной в материалы дела пустографки с фактическими данными в натуральном измерении по каждой номенклатурной позиции, подписанную ответчиками.
В случае выявления больших расхождении между фактическими и бухгалтерскими остатками товаров члены рабочей инвентаризационной комиссии, старшие смены, управляющий АЗК в день проведения инвентаризации на АЗК повторно пересчитывают соответствующие товары.
Материально ответственные лица проставляют свои подписи на документах по инвентаризации, что подтверждает их ознакомление с фактом недостачи/излишек.
Председатель рабочей инвентаризационной комиссии незамедлительно ознакамливает всех материально - ответственных лиц с результатом инвентаризации и запрашивает объяснения по выявленным излишкам и недостачам, а также проводит тщательную проверку по факту недостачи или излишков с обязательным отражением сведений.
Инвентаризационная опись от 09.07.2019, сличительная ведомость от 09.07.2019 подписаны бригадиром ФИО7 на основании расписки предоставленной членами бригады, которой члены бригады доверяют подписание окончательного документа Инвентаризации от 09.07.2019 управляющему АЗК № ФИО7 (расписка предоставлена в материалы дела).
Согласно п. 4.4.2. Положения «Инвентаризация активов и обязательств», утв. Приказом от 07.09.2018 № если на имущество, подлежащее инвентаризации, установлена коллективная материальная ответственность, в проведении инвентаризации может принимать участие только руководитель коллектива (бригадир) либо лицо, его замещающее.
В данном случае все материально-ответственные лица, входящие в состав коллектива (бригады), оформляют расписку-согласие в произвольной форме на проведение инвентаризации в их отсутствие, на основании которой руководитель коллектива (бригадир) либо лицо, его замещающее, подписывает инвентаризационные описи, сличительные ведомости, объяснительные записки, а также при необходимости другие документы, в которых имеется строка «подпись»
Следовательно, в материалы дела предоставлены расписки, которыми в первую очередь работники АЗК № подтверждают, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию. Все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход, во-вторых подтверждают проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких - либо претензий и принятии к учету перечисленного в описи имущества на ответственное хранение, в третьих, распиской от 09.07.2019 года ФИО4 дает согласие на проведение инвентаризации сопутствующих товаров на объекте АЗК № в период ее трудоустройства в составе коллектива материально-ответственных лиц в ее отсутствие, но в присутствии бригадира коллектива ФИО11, с правом подписи бригадира на подписание от имени ФИО4 инвентаризационной описи, сличительной ведомости, объяснительное записки, а также при необходимости других документов, в которых имеется строка «подпись».
Таким образом, в межинвентаризационный период с 11.02.2019 по 09.07.2019 ответчики являлись материально-ответственными лицами и инвентаризируемое имущество находилось у бригады на ответственном хранении.
С момента перезаключения договора о полной коллективной бригадной ответственности от 26.10.2018 до 09.07.2019 работодателем проводились плановые инвентаризации, а именно 13.11.2018, 11.02.2019.
Следовательно, инвентаризация от 09.07.2019 в связи со сменой бригадира ФИО7 в период действия договора о полной коллективной ответственности проводилась не в первый раз.
Предыдущие результаты инвентаризаций признаны материально-ответственными лицами. Недостачи, выявленные 13.11.2018 в размере 6731,28 руб., 11.02.2019 в размере 6007,86 руб. ответчиками оплачены.
В соответствии с п. 1.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 №49 они устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.
Соответственно локально-нормативный документ «Положение «Инвентаризация активов и обязательств», утв. Приказом от 07.09.2018. № разработан в соответствии данными Методическими указаниями (раздел 3 Общие положения) и не нарушает права работников.
На основании вышеизложенного суд считает, что доводы о нарушении порядка заключения договора, об отсутствии доказательств вверения имущества являются несостоятельными.
С целью выявления причин возникновения события и степени причастности к нему должностных лиц АЗК № истцом проведена служебная проверка по выявлению причин возникновения недостачи.
В ходе проведения служебной проверки членами комиссии были запрошены объяснения работников АЗК № по факту выявленной недостачи. От ФИО1, ФИО3, ФИО2, Духу Р.Е., ФИО5, ФИО6, ФИО4 получены объяснительные о возможных причинах выявления недостачи, в которых они поясняют следующее: «Причиной образования недостачи считаем не корректно вбитые данные в ПО Трейд Хау Управляющим ФИО7 Пустографка, заполненная коллективом во время проведения инвентаризации находится у Управляющего ФИО7, предоставить данную пустографку коллективу он отказывается. Свою вину в образовании недостачи не признаем».
По данному факту членами комиссии при проведении служебной проверки методом сравнения инвентаризационной описи (пустографки) от 09.07.2019 и инвентаризационной описи от 01.07.2019 было установлено некорректное внесение данных из пустографки в систему при формировании инвентаризационной описи от 09.07.2019 с данными бухгалтерского учета.
Комиссией было установлено наличие товара которое было просчитано и занесено членами инвентаризационной комиссии в присутствии материально - ответственных лиц. Материально-ответственные лица АЗК № подписью подтвердили, что все товарно-материальные ценности, поименованные в инвентаризационной описи (пустографке), комиссией проверены в натуре в их присутствии и внесены в опись, в связи, с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имеют.
При сопоставлении пустографки (фактического наличия товара) и инвентаризационной описи с данными бухгалтерского учета было установлено, что пустографка содержит перечень товарно-материальных ценностей, которые отсутствуют по данным бухгалтерского учета на АЗК №.
Комиссией проведена проверка и мониторинг всех данных. По итогу выверки данных общая сумма ущерба в соответствии с данными бухгалтерского учета составила 198 563,53 руб., с учетом входящего сальдо на 1 541 591,15 руб., поступлений за межинвентаризационный период в размере 2 207498,77 руб., реализации (оборот) товара на сумму 2 205217,04 руб., остатков должно составлять 1 543 872,88 руб., фактически установлено 1 386 559,92 руб. при этом плюсом на 64 003,04 руб. составляют излишки сверх фактических данных. Все данные отражены в заключении по результатам проверки от 11.12.2019 г. Заключение направлено работником с предложением о добровольном возмещении.
С результатами инвентаризации материально-ответственные лица ознакомлены, что подтверждается расписками и объяснительными.
По результатам проведения служебной проверки комиссией были сделаны выводы о некорректном внесении данных в систему АСУ ТХ.
Однако впоследствии, как показали проверки служебного внутреннего расследования, в результате которых, установлены факты продажи товаров принадлежащих работникам АЗК №, и во избежание оприходования товара в качестве излишков и обнаружения товара не совпадающий по номенклатуре, работники стали вывозить товар, чтоб он не был посчитан в момент инвентаризации.
На основании вышеизложенного доводы по несоответствию сумм в пустографке инвентаризационной описи от 09.07.2019 года являются несостоятельными, так как все эти факты были предметом служебной поверки проводимой по факту недостачи выявленной 09.07.2019 и содержатся в заключении по проверке от 11.12.2019.
В силу ст. 248 ТК РФ работник, может добровольно возместить причиненный ущерб. По соглашению сторон допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа по письменному обязательству работника о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
Ответчикам было предложено в добровольном порядке возместить недостачу нефтепродуктов и подписать соответствующее соглашение, однако от них не поступило никаких заявлений о согласии, либо несогласии возмещать ущерб.
Согласно со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Ст. 246 ТК РФ предусмотрено, что размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен. действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
При этом материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ч. 2 ст. 242 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 245 ТК РФ при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причиненный ущерб и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность.
При взыскании ущерба в судебном порядке степень вины каждого члена коллектива (бригады) определяется судом (ч. 4 ст. 245 ТК РФ).
По договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности ценности вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 г. N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Удовлетворяя требования истца, суд учитывает, что в ходе служебного расследования установлено наличие недостачи, которая образовалась в результате ненадлежащего выполнения должностных обязанностей работниками АЗК №. Поскольку ответчиками не представлены расчеты, суд соглашается с расчетом, представленным истцом, определяющим размер ущерба относительно каждого работника АЗК № за фактически отработанное время за период с 11.02.2019 по 09.07.2019.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы. Согласно платежному поручению № от 27.04.2020 при подаче иска в суд истцом уплачена госпошлина в размере 5 171 руб., которую суд считает подлежащей взысканию с ответчиков в пользу истца в равных долях, то есть по 574 руб. с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО9 А.ичу, Духу Р. Е., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о взыскании суммы причиненного ущерба - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» сумму причиненного ущерба в размере 22 005 рублей 77 коп., в счет суммы уплаченной государственной пошлины 574 рубля.
Взыскать с ФИО2 в пользу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» сумму причиненного ущерба в размере 20 996 рублей 19 коп., в счет суммы уплаченной государственной пошлины 574 рубля.
Взыскать с ФИО3 в пользу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» сумму причиненного ущерба в размере 22 950 рублей 31 коп., в счет суммы уплаченной государственной пошлины 574 рубля.
Взыскать с ФИО9 ича в пользу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» сумму причиненного ущерба в размере 21 313 рублей 16 коп., в счет суммы уплаченной государственной пошлины 574 рубля.
Взыскать Духу Р. Е. с в пользу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» сумму причиненного ущерба в размере 21 889 рублей 19 коп., в счет суммы уплаченной государственной пошлины 574 рубля.
Взыскать с ФИО4 в пользу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» сумму причиненного ущерба в размере 21 745 рублей 50 коп., в счет суммы уплаченной государственной пошлины 574 рубля.
Взыскать с ФИО5 в пользу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» сумму причиненного ущерба в размере 21 837 рублей 90 коп., в счет суммы уплаченной государственной пошлины 574 рубля.
Взыскать с ФИО6 в пользу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» сумму причиненного ущерба в размере 21 893 рубля 69 коп., в счет суммы уплаченной государственной пошлины 574 рубля.
Взыскать с ФИО7 в пользу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» сумму причиненного ущерба в размере 23 931 рубль 82 коп., в счет суммы уплаченной государственной пошлины 579 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд гор. Краснодара в течение 1 месяца.
Судья
Советского районного
суда г. Краснодара Греков Ф.А.
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2020.
Судья
Советского районного
суда г. Краснодара Греков Ф.А.