ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5232 от 16.02.2012 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

                                                                                    Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        № 2- 5232/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.,

при секретаре Сайфутдиновой Э.Н.,

с участием помощника прокурора Кировского района г. Уфы Федорова А.В.

представителя истца ФИО1 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика – ФИО2 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика – ФИО3 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству экономического развития и промышленности Республики Башкортостан о признании незаконным приказа Министра экономического развития РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, о восстановлении на государственной гражданской службе в министерство экономического развития РБ в  отдел на должность , восстановлении в кадровом резерве министерства экономического развития РБ на должность , взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н ОВ И Л :

ФИО4 обратилась в суд с иском к Министерству экономического развития и промышленности Республики Башкортостан о признании незаконным приказа Министра экономического развития РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, о восстановлении на государственной гражданской службе в министерство экономического развития РБ в  отдел на должность , восстановлении в кадровом резерве министерства экономического развития РБ на должность , взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований ФИО4 указала на то, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с должности по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы и отказом от повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, однако её увольнение является незаконным, поскольку ни в день вручения уведомлении о сокращении должности ДД.ММ.ГГГГ, ни в последующий двухмесячный период, ни в день вручения приказа об увольнении ДД.ММ.ГГГГ, от должностных лиц министерства предложений о замещении иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо о профессиональной переподготовке или повышении квалификации ФИО4 не поступало.

В судебном заседании представитель истца от требования в части восстановления в кадровом резерве министерства экономического развития РБ на должность  отказался. В остальной части требования поддержал в полном объеме.

В части взыскания задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула по вине нанимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просил взыскать с ответчика  руб. (с учетом удержания НДФЛ в размере  рублей, а также вычета ответчиком ранее выплаченной истице компенсации в размере  руб.).

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие ФИО4

В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представители ответчика иск ФИО4 не признали, указав на то, что приведенные истцом доводы не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем требования ФИО4 подлежат оставлению без удовлетворения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была принята в отдел  на должность  Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была переведена на должность  отдела  Министерства экономического развития и промышленности РБ.

ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя в лице заместителя премьер-министра правительства РБ - министра экономического развития и промышленности РБ был заключен служебный контракт № с ФИО4 о прохождении государственной гражданской службы РБ и замещения должности государственной гражданской службы РБ.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была освобождена от замещаемой должности и уволена в порядке перевода в Министерство экономического развития РБ.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была принята в порядке перевода в отдел  на должность  Министерства экономического развития РБ.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была переведена на должность  отдела  Министерства экономического развития РБ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в лице министра экономического развития РБ с ФИО4 был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РБ и замещения должности государственной гражданской службы РБ. Срок действия контракта - неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было вручено уведомление о том, что в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 28.02.2011 года № УП-67 «О предельной численности работников аппаратов и лимитах количества служебных легковых автомобилей исполнительных органов государственной власти РБ» и приказом Министерства экономического развития РБ от 24.05.2011 года № 71 «О структуре Министерства экономического развития РБ», в связи с сокращением должности и изменением структуры министерства должность  отдела  подлежит сокращению по истечении двух месяцев со дня, следующего за днем вручения уведомления.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ФИО4 был прекращен и она была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе» в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы и от повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

В силу статьи 5 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

В силу статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

Таким образом, исходя из смысла приведенных правовых норм, при рассмотрении дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности, ответчиком должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе.

При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

При увольнении гражданского служащего по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует учитывать Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2, давшего разъяснения по применению Трудового Кодекса Российской Федерации в случаях увольнения работников по аналогичному основанию.

В силу пункта 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика подтвердил, что должность  министерства экономического развития РБ на день подписания приказа об увольнении ФИО4 была вакантная и не была предложена истцу, поскольку ФИО4 не соответствовала занимаемой должности в  отделе, ввиду отсутствия соответствующего образования и не возможности выполнения определенных закрепленных за министерством функций.

Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика, поскольку последним в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства в подтверждение указанного.

Суд также не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что наниматель имеет право не предоставлять государственному служащему при сокращении численности работников, и сокращении должностей иную должность гражданской службы, поскольку данное утверждение противоречит положению ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что с момента вручения уведомления о предстоящем увольнении до момента увольнения иные вакантные должности гражданской службы в порядке замещения ФИО4 не предлагались, равно как и направление на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не отрицались представителями ответчика.

При указанном положении суд приходит к выводу о нарушении ответчиком процедуры увольнения ФИО4 с должности по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы и отказом от повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Согласно ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе и в его пользу взыскивается средний заработок за все время вынужденного прогула и возмещается моральный вред.

С учетом положения приведенной правовой нормы, учитывая, моральные, нравственные страдания истца, причиненные в связи с незаконным увольнением, а также обстоятельства дела, требования разумности, справедливости, суд считает возможным взыскать в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере  руб.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в п. 62 Постановления от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней должности, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему пособие подлежит зачету.

Как следует из представленных истцом расчетов сумма задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом удержания НДФЛ составляет  руб. С учетом предъявленных требований ФИО4 (о вычете ранее выплаченной компенсации в размере  руб.) в пользу истца подлежит взысканию  руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО4 к Министерству экономического развития Республики Башкортостан о признании незаконным приказа министра экономического развития РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на гражданской службе на должность , взыскании заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить в части.

Признать незаконным приказа министра экономического развития РБ № от ДД.ММ.ГГГГ

Восстановить ФИО4 на гражданской службе в Министерство экономического развития Республики Башкортостан на должность

Взыскать с Министерства экономического развития Республики Башкортостан в пользу ФИО4 задолженность по заработной плате в размере  руб., компенсацию морального вреда в размере  руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Кировский районный суд г. Уфы.

Судья: З.М. Рамазанова