ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5235/16 от 05.12.2016 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №2-5235/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск 05 декабря 2016 года

Советский районный суд г.Омска

в составе председательствующего судьи Гужинова А.Н.,

при секретаре Фалько К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» об обязании согласовать строительство и размещение многоквартирного жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» об обязании согласовать строительство и размещение многоквартирного жилого дома, указав, что омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» требований законодательства об авиационной безопасности полетов, по результатам которой установлено следующее.

ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» на основании разрешения на строительство , выданного департаментом архитектуры и градостроительства администрации адрес, ведется строительство многоквартирного жилого дома высокой этажности по адресу: адрес административном округе г. Омска в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) (географические координаты <данные изъяты>

В силу ч. 1 ст. 11 Воздушного кодекса РФ (далее по тексту - ВК РФ) использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений и т.д.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

На основании ст. 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласование строительства должно осуществляться единственным уполномоченным лицом - собственником аэродрома, которым в силу норм п.п. 1,3, 4.25, 5.29 Положения является Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации).

Кроме того, приказом и.о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от .... утвержден состав, а также положение о постоянно действующей комиссии ЗС МТУ Росавиации по согласованию строительства и размещения объектов (далее - Приказ).

Согласно п. 2.1 Приказа комиссия осуществляет, в том числе, функции по подготовке согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов в пределах приаэродромной территории, на основании предварительного рассмотрения главным оператором аэродрома (вертодрома, посадочной площадки).

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» в нарушение требований ст. 46 ВК РФ не согласовало строительство данного объекта с собственником аэродрома Омск (Центральный) в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - ЗС МТУ Росавиации).

Согласно информации ЗС МТУ Росавиации ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» согласование строительства указанного жилого дома в установленном порядке не получал.

Таким образом, строительство указанного дома в границах приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) без процедуры согласования в установленном законом порядке является недопустимым и заведомо представляет угрозу безопасности воздушного движения в районе аэродрома Омск (Центральный), а также угрозу жизни гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, оказавшихся в поле негативного воздействия в случае возникновения авиационного инцидента, круг которых установить не представляется возможным.

С учетом изложенного, просит обязать ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» согласовать с постоянно действующей комиссией ЗС МТУ Росавиации по согласованию строительства и размещения объектов, строительство многоквартирного жилого дома высокой этажности по адресу: адрес (географические координаты <данные изъяты>) в Центральном административном округе г. Омска в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный).

Представитель истца Шилина Т.А. требования поддержала, просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» в судебном заседании участия не принимал, о слушании дела извещен.

Представитель ЗС МТУ Росавиации в судебном заседании участия не принимал, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» требований законодательства об авиационной безопасности полетов, по результатам которой установлено следующее.

ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» на основании разрешения на строительство , выданного департаментом архитектуры и градостроительства администрации адрес, ведется строительство многоквартирного жилого дома высокой этажности по адресу: адрес административном округе г. Омска в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) (географические координаты <данные изъяты>).

В силу ч. 1 ст. 11 Воздушного кодекса РФ (далее по тексту - ВК РФ) использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений и т.д.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Таким образом, законом установлена не только фактическая, но и возможная (потенциальная) угроза безопасности воздушного движения.

На основании ст. 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2000 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российский Федерации (далее по тексту - Правила).

На основании п. 58 Правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория.

Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п.п. 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия, в том числе, полномочия собственника в отношении федерального имущества в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Согласно п.п. 1, 3 «Положения о Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта», утвержденного Приказом Росавиации от 21.06.2012 № 383 (в ред. от 04.09.2015) (далее - Положение) управление создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» для осуществления возложенных на Федеральное агентство воздушного транспорта полномочий и выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций. Межрегиональное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами Росавиаци, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, с полномочным представителем Президента Российский Федерации в федеральном округе (в рамках установленных полномочий), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями на территории и в акватории, в том числе, Омской области, а также в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В силу п.п. 4.27, 5.29 Положения, межрегиональное управление осуществляет, в том числе, полномочия в установленной сфере деятельности по согласованию строительства и размещению объектов вне аэродрома (вертодрома), если их истинняя высота превышает 50 метров; согласованию размещения линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов и размещения радиоизлучающих объектов на территории деятельности.

Кроме того, письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 30.06.2014 №АН 1.04-2214 осуществление функций по согласованию строительства объектов на приаэродромной территории поручено руководителям межрегиональных территориальных управлений на основании предварительного рассмотрения материалов главными операторами аэропортов, расположенных на подконтрольных территориальному органу Росавиации территории.

Из толкования выше приведенных норм следует, что согласование строительства должно осуществляться единственным уполномоченным лицом - собственником аэродрома, которым в силу норм п.п. 1,3, 4.25, 5.29 Положения является Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации).

Кроме того, приказом и.о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от .... утвержден состав, а также положение о постоянно действующей комиссии ЗС МТУ Росавиации по согласованию строительства и размещения объектов (далее - Приказ).

Согласно п. 2.1 Приказа комиссия осуществляет, в том числе, функции по подготовке согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов в пределах приаэродромной территории, на основании предварительного рассмотрения главным оператором аэродрома (вертодрома, посадочной площадки).

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» в нарушение требований ст. 46 ВК РФ не согласовало строительство данного объекта с собственником аэродрома Омск (Центральный) в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - ЗС МТУ Росавиации).

Согласно информации ЗС МТУ Росавиации ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» согласование строительства указанного жилого дома в установленном порядке не получал.

Таким образом, строительство указанного дома в границах приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) без процедуры согласования в установленном законом порядке является недопустимым и заведомо представляет угрозу безопасности воздушного движения в районе аэродрома Омск (Центральный), а также угрозу жизни гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, оказавшихся в поле негативного воздействия в случае возникновения авиационного инцидента, круг которых установить не представляется возможным.

С учетом изложенного, исковые требования омского транспортного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Других доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено.

Оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ надлежит взыскать с ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Омского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» об обязании согласовать строительство и размещение многоквартирного жилого дома удовлетворить полностью.

Обязать ООО «Торговая фирма «Сибирское подворье» согласовать с постоянно действующей комиссией ЗС МТУ Росавиации по согласованию строительства и размещения объектов, строительство многоквартирного жилого дома высокой этажности по адресу: адрес (географические координаты <данные изъяты>) в
Центральном административном округе г. Омска в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный).

Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Торговая фирма «Сибирское подворье» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд г.Омска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме .....

Судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>