ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5235/2021 от 27.12.2021 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело №.....ДД.ММ.ГГГГ.

УИД .....

РЕШЕНИЕ

<данные изъяты>

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Зайнулина А.В.

при секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Голуба ФИО7 к публичному акционерному обществу «<данные изъяты>» о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Голуб ФИО7 обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «<данные изъяты>» (далее – ПАО «МТС») о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование искового заявления истец указал, что является абонентом ответчика, имеет сим-карту с абонентским номером ...... Ответчик предоставляет своим абонентам, подключившимся к программе «Кэшбек МТС», скидку в виде начисления кэшбэка. В декабре ДД.ММ.ГГГГФИО7. попросил другого абонента, использующего номер ....., пополнить счет абонентского номера истца ..... баллами кэшбэка в размере 210рублей, накопленными данным абонентом на своем номере ...... Однако выполнить указанное действие не представилось возможным, по причине постоянно появляющейся сервисной ошибки. По мнению истца, указанные обстоятельства, нарушили его права как потребителя и причинили ему нравственные страдания, которые ответчик должен компенсировать. Учитывая изложенное, истец просил взыскать с ПАО«<данные изъяты>» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 5000рублей (л.д.3, 5).

Истец ФИО7. о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в суд не явился.

Ответчик ПАО «<данные изъяты>» о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, предоставил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо ФИО12., одновременно являющийся представителем истца на основании соответствующей доверенности, в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

В соответствии со ст.167 ГПКРФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения третьего лица (представителя истца), исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7. и ПАО«<данные изъяты>» заключен договор об оказании услуг подвижной связи, истцу предоставлен абонентский номер ..... (л.д.35).

Также между третьим лицом ФИО12. и ПАО«<данные изъяты>», заключен договор об оказании услуг подвижной связи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым третьему лицу предоставлен абонентский номер ..... (л.д.36)

Ответчик предоставляет своим абонентам доступ к сервису «<данные изъяты> Cashback», согласно которому абонент имеет возможность получать скидку (кэшбэк или cashback), в виде бонусных рублей кэшбэка, на услуги связи, предоставляемые в рамках договора абонента с ответчиком; на услуги «Весь <данные изъяты>» или на товары в салонах-магазинах <данные изъяты>, за совершение действий, определенных правилами сервиса.

Истец и третье лицо зарегистрированы в сервисе «<данные изъяты> Cashback».

Порядок пользования указанным сервисом, основания и способы получения скидки, а также ее использования, урегулированы в правилах сервиса «<данные изъяты> Cashback», утвержденных ответчиком (далее – Правила сервиса) (л.д.48-59).

В соответствии с указанными правилами, кэшбэк – скидка на услуги связи, предоставляемые в рамках договора абонента с <данные изъяты>, скидка на услуги «Весь <данные изъяты>» или скидка на товары в салонах-магазинах <данные изъяты>. Кэшбек начисляется участникам за совершение действий, определенных Правилами сервиса.

Участником является абонент или пользователь, который зарегистрировался в сервисе в соответствии с настоящими Правилами. Абонентом является физическое лицо, заключившее с оператором договор об оказании услуг связи, пользователем – физическое лицо, являющееся пользователем услуг в рамках договора, заключенного с корпоративным абонентом.

Сервис <данные изъяты> Cashback – это программа лояльности ПАО «<данные изъяты>» для физических лиц, в рамках которой участник может накапливать кэшбэк за совершение покупок и/или других целевых действий у партнеров сервиса, за совершение действий, предусмотренных условиями специальных предложений (акций) МТС и/или партнера, и/или за совершение целевых действий в платежном сервисе, а также расходовать накопленный кэшбэк в соответствии с правилами сервиса и получать информацию о специальных акциях и предложениях МТС и партнеров сервиса.

Согласно п.5.1 Правил сервиса «<данные изъяты> Cashback» участникам доступны следующие варианты расходования кэшбэка: расходование кэшбэка на услуги, предоставляемые в рамках договора, заключенного с любым абонентом МТС; расходование кэшбэка на услуги «Весь МТС»; расходование кэшбэка на получение скидки на товары в салонах-магазинах МТС, включая заказы в интернет-магазине МТС при выбранном способе доставки «самовывоз в салоне связи МТС».

Таким образом, в соответствии с Правилами сервиса, кэшбэк (скидка) предоставляется потребителям услуг связи, оказываемых ответчиком на основании договоров об оказании услуг связи. Кэшбэк учитывается на виртуальном счетчике, привязанном к абонентскому номеру (п. 3.2 Правил сервиса).

Обращаясь с рассматриваемым иском в суд о взыскании с ПАО«<данные изъяты>» компенсации морального вреда, истец утверждает, что ответчик нарушил его права потребителя, поскольку в декабре ДД.ММ.ГГГГ третье лицо ФИО12 не смог пополнить счет абонентского номера ....., используемого истцом ФИО7., кэшбэком накопленным третьим лицом на своем абонентском номере ......

При этом, как указывалось выше, кэшбэком является скидка на услуги связи, предоставляемые в рамках договора абонента с ПАО«<данные изъяты>».

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ..... утверждены Правила оказания услуг телефонной связи (далее - Правила оказания услуг телефонной связи), которые регулируют отношения между абонентом и оператором связи при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.

Предоставление абоненту информации об условиях и порядке оказания услуг телефонной связи является обязанностью оператора связи (п.17 Правил оказания услуг телефонной связи).

В силу подп.«г» п.53 Правил оказания услуг телефонной связи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом в размере, установленном законодательством Российской Федерации, в случае оказания не всех услуг телефонной связи, указанных в договоре.

Таким образом, привлечение оператора связи к ответственности обусловлено неисполнением обязательств по предоставлению комплекса услуг телефонной связи в соответствии с условиями заключенного договора.

В соответствии с п.13, подп.«б» п.23 Правил оказания услуг телефонной связи, услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров, одним из существенных условий которого являются оказываемые услуги телефонной связи.

Следовательно, неоказание ответчиком услуг связи ФИО12 по расходованию накопленного на счетчике его абонентского номера ..... кэшбэка может свидетельствовать о нарушении его прав как потребителя данной услуги, однако не свидетельствует о том, что такими действиями ответчика были нарушены права и законные интересы ФИО7., поскольку истец заказчиком и получателем данной услуги не являлся.

Доводы представителя истца о том, что права ФИО7 нарушены в связи с тем, что он был вправе получить пополнение счета своего номера за счет кэшбэка, накопленного абонентом ФИО12, а также о том, что наряду с отправителем кэшбэка, истец является потребителем, права которого нарушены ответчиком в связи с невозможностью пополнить счет своего номера за счет кэшбэка отправителя суд полагает ошибочными, поскольку абонент ФИО12 в декабре ДД.ММ.ГГГГ фактически не совершил перевод накопленного им кэшбэка на счет абонента ФИО7 при этом кэшбэк с его счета не был списан (уменьшен) ответчиком в целях перевода истцу.

В условиях, когда абонент – отправитель кэшбэка не завершил операцию по переводу кэшбэка другому абоненту ПАО «<данные изъяты>», последний объективно не может являться стороной, потерпевшей неудобства (нарушение прав) от действий организации предоставляющей услуги связи.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений прав истца, как потребителя, со стороны ответчика при разрешении настоящего спора не допущено.

В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ..... «О защите прав потребителей», моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии с п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ..... «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Учитывая, что нарушений со стороны ответчика каких-либо прав истца, как потребителя, судом не установлено, то исковые требования ФИО7. к ПАО«<данные изъяты>» о взыскании компенсации морального вреда являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

При этом суд отклоняет доводы ответчика о несоблюдении истцом установленного законом досудебного порядка урегулирования спора.

В соответствии с п.п. 4, 6, 7 и 9 ст.55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.....-ФЗ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.

К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба – о факте и размере причиненного ущерба.

Претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию.

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

Материалами дела подтверждается, что истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес ПАО«<данные изъяты>» подана претензия по вопросу невозможности использования для пополнения его счета ..... кэшбэком, накопленным на номере ..... (л.д.97).

Данная претензия представлена ДД.ММ.ГГГГ в салон связи АО«<данные изъяты>», которое использует товарный знак (брэнд) «<данные изъяты>» и оказывает потребителям услуги по заключению договоров с ПАО«<данные изъяты>». Претензия истца была адресована в ПАО«<данные изъяты>», при этом была принята работником АО«<данные изъяты>», что подтверждается соответствующей отметкой (штампом).

В силу п.1 ст.182 Гражданского кодекса РФ полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).

Более того, Правилами сервиса «<данные изъяты> Cashback» (раздел Термины и определения) предусмотрено, что салон-магазин МТС – это салон-магазин АО«<данные изъяты>», работающий под брендом <данные изъяты>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом соблюден установленный законом обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем, вопреки доводам представителя ответчика, оснований для оставления искового заявления без рассмотрения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Голуба ФИО7 к публичному акционерному обществу «<данные изъяты>» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

А.В. Зайнулин

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ